Литература по вопросам полового воспитания насчитывает более ста лет и многие сотни источников. Однако проблема полового воспитания все еще далека от разрешения, и это не случайность, а вполне закономерное следствие самого характера ее разработки. До настоящего времени проблема не имеет четкой методологической основы, фактическая ее основа также не вполне доброкачественна.
В разработке проблемы полового воспитания можно выделить биологизаторское направление, вульгарно социологизаторское направление, а также большую группу работ, особенно в последние годы, авторы которых, стремясь уйти от методологических сложностей, пытаются решить ее чисто эмпирическим путем. Однако совершенно ясно, что любые попытки решить проблему полового воспитания, не выделив ее методологические основы и не разработав их, обречены на неудачу, и анализ специальной литературы убедительно все это подтверждает.
Основное количество работ по половому воспитанию, вышедших в последние годы, имеет «научно-популярный» характер. Однако за этой популяризацией не стоят четкие научные положения, и все это скорее общедоступные рассуждения на тему полового воспитания, чем действительно изложение сущности проблемы и вытекающих из этого конкретных рекомендаций. Появление таких работ (мы не будем их здесь перечислять) скорее отражает актуальность темы и стремление авторов учесть это обстоятельство и как-то удовлетворить спрос на литературу по половому воспитанию, чем наличие полноценного научного материала или хотя бы даже правильного научного взгляда на проблему. Впрочем, во всех этих работах есть по крайней мере одна верная мысль: половое воспитание необходимо. В какой-то степени и это положительный результат, так как встречались попытки отрицать необходимость полового воспитания.
Половое воспитание — это неотъемлемый и существенный аспект коммунистического воспитания. Все разделы воспитания тесно связаны между собой, но тем не менее каждый из них имеет свою специфику. Половое воспитание — это не просто нравственное воспитание. Вместе с тем это именно воспитание, и проблема никогда не может быть решена в плане медицинских или гигиенических «аспектов», как бы важны они ни были сами по себе. Половое воспитание не может сводиться также и к сексологии.
Нам кажется, что наступила пора значительно повысить требования к работам по половому воспитанию. Действительно, кому нужно бесконечное повторение одних и тех же гигиенических рекомендаций, которые были известны и сто лет назад. Критика буржуазных концепций также должна стать критикой содержательной.
Половое воспитание — особый раздел воспитания, имеющий свой предмет, отличный от предмета других разделов воспитания и тем более отличный от медицины в целом, гигиены и т. д. Действительно, «гигиенические аспекты» полового воспитания — это не что иное, как элементы возрастной гигиены, но совсем не воспитание как таковое. «Медицинские аспекты» полового воспитания также не воспитание, а медицина, которая как самостоятельная наука имеет собственный предмет, отличающийся от предмета педагогики. Все указанные подходы к половому воспитанию лишают его самостоятельного значения, подменяя специфику педагогического предмета гигиеническими, медицинскими вопросами и тем самым выставляя один из важных разделов коммунистического воспитания в роли частного вопроса гигиены, медицины и т. д.
Под воспитанием следует понимать активное целенаправленное систематическое воздействие на личность в процессе ее формирования с целью выработки определенного мировоззрения, а в более конкретном плане — для создания определенных установок, которые бы предполагали характер деятельности человека, отвечающий интересам общества. Подход к половому воспитанию как к проблеме означает, во-первых, ее философский, (методологический анализ и, во-вторых, рассмотрение ее как специфически педагогической проблемы, имеющей вместе с тем психологические, физиологические, медицинские аспекты.
Недостаточная методологическая разработка проблемы полового воспитания приводит к тому, что даже вопрос о различиях между половым воспитанием и половым просвещением оказывается опорным, равно как и вопрос о том, когда же необходимо начинать половое воспитание. До настоящего времени остается не обобщенным и конкретный педагогический опыт в половом воспитании. Ведь в конце концов отсутствие воспитания — это тоже своего рода воспитание.
Выше мы подчеркнули, что наряду с отсутствием четкой методологической основы половое воспитание не имеет также и доброкачественной фактической основы. Действительно, до настоящего времени отсутствуют научные представления об особенностях сексуального развития ребенка и он в большинстве случаев все еще рассматривается как сексуально нейтральное существо, которое на определенном этапе как бы «вдруг» перестает быть таковым (уж не с разрешения ли родителей или педагогов?). Еще П. П. Блонский писал, что «наблюдатель детской жизни встречается с детской половой психологией как с фактом. В этом случае аскету-педагогу остается одно из двух: или лицемерить и, вопреки очевидности, игнорировать факт или приходить в ужас от испорченности и страшных грехов «выродка» — ребенка». И действительно, почти так и бывает: «нормальный» ребенок рассматривается как сексуально нейтральное существо, а те проявления сексуального развития, которые никак нельзя обойти молчанием, выставляются как патология. Последнее во многом связано с тем, что, как писал П. П. Блонский, взрослый привык судить о ребенке по себе и «сексуальность» ребенка приравнивается «сексуальности» взрослого (кстати, понимаемой узко и вульгарно), как будто есть в человеке нечто, что не развивается от рождения до зрелого состояния, а «дано» сразу в окончательном и завершенном виде.
Именно с такой недиалектической оценкой «сексуальности» связано, например, следующее утверждение В. Н. Колмановского: «…Мы решительно возражаем, что детская сексуальность возникает в раннем детстве. Однако ряд исследований и наблюдений врачей и педагогов убеждает в том, что при нарушении некоторых элементарных правил гигиенического содержания детей преждевременное развитие сексуальности может иметь место. Это не норма, а исключение, отклонение от нее» (1964, с. 25). Далее он «успокаивает» родителей и педагогов: «…анализируя факты детской сексуальности, мы не склонны преувеличивать их значение. Они представляют сравнительно редкое исключение из общего правила о закономерностях развития детей младшего возраста» (там же). Эти положения четко отражают существующие взгляды на половое воспитание.
Разберемся детальнее. В главе I мы обосновали положение, что пол человека и пол животного не идентичные понятия вследствие того, что человек социальное существо. Понятие «пол человека» несводимо лишь к чисто репродуктивным моментам, и «половое поведение» существенно шире «репродуктивного поведения». В главе I и в начале данной главы мы подчеркивали, что каждый человек имеет наряду с признаками и свойствами, позволяющими считать его человеком вообще, также признаки и свойства, позволяющие его считать человеком определенного пола, причем все это не «дано» в окончательном и завершенном виде, а развивается, пока не достигает у взрослого наибольшей степени выражения.
Характерно, что высказанное В. Н. Колбановским мнение, которое безусловно не является лишь его личным мнением, а отражает довольно распространенные взгляды на ребенка, в одном существенном аспекте полностью совпадает с взглядами Фрейда. Известно, что Фрейд приписывал ребенку сексуальные чувства взрослых и тем самым, по словам Дж. Фурста (1957), проявил статический характер своих взглядов на человеческую природу: он представлял себе детей как взрослых в миниатюре, а взрослых — как больших детей. При первом рассмотрении высказанные В. Н. Колбановским взгляды содержат полное противопоставление взрослого и ребенка, так как у ребенка отрицается даже намек на возможность каких-либо проявлений сексуального плана, которые, и это уже никто не отрицает, у взрослого выражены отчетливо, однако при этом оказывается, что сексуальность взрослого человека не является результатом процесса развития, а возникает как бы сразу. Таким образом, при полной противоположности исходных положений, и З. Фрейд, и В. Н. Колбановский отрицают развитие ребенка, по крайней мере в данном аспекте.
Понятия «сексуальное» или «половое» имеют существенно более широкое содержание, чем общепринято. Ведь обычно под «половым» или «сексуальным:» понимают лишь некоторые, можно сказать, технические моменты деторождения, сводя фактически человека до уровня животного. Далее, согласно В. Н. Колбайовскому, оказывается, все дело в нарушении «некоторых правил гигиенического содержания». Не нарушайте этих правил, и никакой проблемы вроде бы и не возникнет. Действительно, получается, что половое воспитание — лишь частный раздел гигиены!
Поскольку сексуальное развитие человека начинается очень рано и даже до года ребенок не является сексуально нейтральным существом, то, естественно, половое воспитание необходимо начинать с раннего возраста, не дожидаясь начала периода полового созревания. Половое воспитание часто сводится и к сексологии. Ясно, что вопросы собственно сексологии — это тема для разговора взрослых людей, причем это, естественно, не половое воспитание, а половое просвещение.
Различие между половым воспитанием и половым просвещением такое же, как и между воспитанием и просвещением вообще. Содержание понятия «просвещение» сводится в основном к информированию. В случаях, где сам характер информации определяет поведение (например, вопрос о венерических болезнях), этого достаточно, но так бывает далеко не всегда. Нередко на основе одной и той же информации можно выбирать различную тактику поведения оно может с определенной точки зрения оказаться правильным или неправильным. Поэтому одной информации самой по себе недостаточно. В этом и заключается ограниченность просвещения.
Просвещение как информирование оправдывает себя полностью в том случае, если у человека уже выработана программа переработки информации. В этом случае она падает на подготовленную почву; чем выше в этих условиях степень информированности, тем лучше. В случае же отсутствия необходимого алгоритма информация может оказаться излишней (в том смысле, что объем информации превышает возможности правильной ее переработки) и только причинит вред. Хорошо известно, что достаточно информированный, но недостаточно воспитанный человек может совершать ошибки, которые не совершит воспитанный человек, уже потому, что недостаточно воспитанный человек просто не в состоянии правильно использовать информацию.
Необходимо также учитывать, что поведение человека (манера держаться, особенности общения) может быть естественным лишь в случае оптимального соотношения между каждый раз заново осмысливаемыми элементами поведения и элементами, которые осуществляются непроизвольно: человек не должен задумываться буквально над каждым своим поступком, но при этом обязан вести себя правильно е точки зрения общепринятых критериев, с точки зрения коммунистической морали.
Непроизвольный характер поведения, неосознаваемые верные установки в поведении вырабатываются достаточно рано (это тоже процесс, имеющий определенные этапы), и взрослому человеку, не получившему необходимого воспитания, они даются с трудом, правильное поведение требует от него значительного напряжения. Поэтому воспитание должно начинаться как можно раньше. Просвещение же расширяет объем информации и лишь дополняет воспитание, облегчая правильное поведение, но не являясь его залогом.
Кстати, отметим здесь, что и борьба с алкоголизмом до настоящего времени не дает желаемых результатов, поскольку она сводится к антиалкогольному просвещению, а не к антиалкогольному воспитанию, которое следовало бы начинать еще в дошкольном возрасте и во всяком случае еще до того, как подросток попробовал спиртное.
Сложность проблемы полового воспитания определяется тем, что она сама является лишь аспектам более широкой проблемы социальной сущности человека, а последняя все еще не получила достаточно полной и глубокой разработки, хотя основные ее положения уже давно были сформулированы К. Марксом. Основополагающие взгляды классиков марксизма-ленинизма должны быть развернуты и детализированы в приложении к конкретным проблемам педагогики. Между тем даже в работах, специально посвященных проблеме «соотношения социального и биологического», встречаются неверные положения, педагогическая же общественность, к сожалению, вообще далека от этой проблематики.
Ведущим методологическим положением системы полового воспитания мы считаем понятие социальной сущности человека. Соответственно это и одна из важнейших педагогических задач. Ребенок должен иметь соответствующее его уровню, но верное представление о социальной природе человека, он должен понимать принципиальную несводимость любых проявлений жизнедеятельности человека к аналогичным (не более) проявлениям жизнедеятельности животного. Вместе с тем школьник должен сознавать, что человек — это высшая ступень эволюции и при всей своей уникальности, как социальное существо, неразрывно связан со всем органическим миром, что многие проявления жизнедеятельности человека сходны с проявлениями жизнедеятельности животных. Только в этом случае ребенок, а в последующем и каждый взрослый человек будет иметь понятие о своей роли и о своем месте как в обществе, так и в общей картине мира. Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый школьник в меру своих возможностей не был чужд этой проблематики и чтобы активное понимание социальной сущности человека сделалось одним из стержней формирования личности.
Вторым методологическим положением системы полового воспитания мы считаем понятие сущности половых различий и значения половой принадлежности. Необходимо строить педагогический процесс так, чтобы не обходить этого вопроса, а, напротив, всячески раскрывать смысл существования двух полов, причем раскрывать его в широком, а не в узкорепродуктивном смысле. Необходимо прививать ребенку осознанное понимание значения его половой принадлежности так, чтобы само это понимание было для него программой определенного поведения, а не пустым звуком.
Необходимо всячески прививать уважение к представителям другого пола и на конкретных примерах показывать все наиболее положительные их качества. Выше мы уже говорили, что одной из грубейших педагогических ошибок является воспитание чувства недоверия, настороженности, а то и негативизма к представителям другого пола. Необходимо всячески избегать отрицательных оценок обобщенного характера в отношении другого пола. К сожалению, подобное встречается нередко. В первом разделе данной главы мы уже говорили о том, что матери, наставляя своих сыновей, начинают рассказывать им всяческие ужасы о женщинах. Нередко делают они аналогичную ошибку и при воспитании дочерей, прививая им неоправданную настороженность или даже враждебность к мужскому полу. Педагоги же чаще делают другую ошибку — всячески стараются преуменьшить, сгладить различия между представителями мужского и женского пола, выступая фактически в качестве сторонников бесполой педагогики.