В педагогической и психологической литературе в приложении к подростковому возрасту нередко употребляются такие термины, как «кризис», «конфликт», «негативная фаза» (С. Холл, 1913; Ch. Btihler, 1927; П. Л. Загоровский, 1928; Л. С. Выготский, 1972 и др.). Объективной стороной этих понятий являются педагогические трудности подросткового возраста, а также и сложность его для самого подростка.
Согласно мнению Л. С. Выготского (1972), основной особенностью и главным противоречием подросткового возраста является несовпадение трех точек созревания — полового, общеорганического и социального. Несомненно, это несовпадение имеет место, как утверждал еще и И. И. Мечников (1904) Однако не это противоречие является движущей силой развития личности подростка, хотя оно и характеризует достаточно ярко сам подростковый возраст. Развитие личности от самого рождения до полной зрелости — единый, неразрывный, диалектический процесс.
Следует помнить, что понятие «половое» шире, чем понятие «репродуктивное». Половое созревание человека не сводится к созреванию репродуктивной функции, а подразумевает социальное созревание, потому что вне пола нет личности. Л. С. Выготский совершенно правильно поставил задачу понять динамическую картину взаимосвязи сдвигов в социальном бытии подростка и изменений в его сознании и структуре личности.
К сожалению, Л. С. Выготский не имел возможности завершить разработку проблемы возрастной периодизации. Именно с этим, по-видимому, связаны те противоречия, которые мы встречаем в опубликованных после его смерти рукописях (естественно, что они были впоследствии опубликованы без каких-либо изменений и дополнений, издатели сохранили оригинальный текст автора). Так, Л. С. Выготский справедливо критиковал «антидиалектическую и дуалистическую концепцию детского развития, не позволяющую рассматривать детство как единый процесс саморазвития».
Однако, вводя понятие возрастных новообразований, он писал: «…под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Л. С. Выготский рассматривал кризисы как внутренне необходимое явление в развитии ребенка и критиковал тех авторов (в частности, A. Busemann, 1926), которые считали кризисы отклонением от нормального пути развития. Он писал: «…негативное содержание в эти периоды является только обратной или теневой стороной позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста… Это подтверждается и на отдельных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме…».
В принципе понятие возрастного новообразования — содержательное понятие, его выделение важно при анализе отдельных возрастных периодов, однако принять его можно лишь с учетом того, что это все-таки не является новым типом строения личности.
Согласно мнению Т. В. Драгуновой, «центральное новообразование в личности подростка связано с качественным сдвигом в развитии самосознания в форме возникновения у подростка представления о себе как уже не о ребенке. Действенной стороной этого представления является стремление быть и считаться взрослым». Психологическим критерием начала подросткового возраста она считает «чувство взрослости». По ее мнению, «разрыв между реальным уровнем взрослости и желаемым подростком постепенно уменьшается, но все же сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и выступает как специфический стимул социальной активности подростка, направленной на усвоение образцов взрослости».
Прежде чем принять изложенные выше положения, следовало бы сначала уточнить, в чем же заключается сущность представления о себе как о ребенке, на смену которому и приходит представление о себе как уже не о ребенке. К тому же стремление быть более взрослым на всех этапах развития личности является ее структурным ядром. При этом существует соответствие между степенью развития личности и конкретными проявлениями этого стремления. Так, маленький ребенок подражает взрослым в тех конкретных моментах поведения, которые способны привлечь его внимание, но подражает еще в упрощенной, примитивной форме. По мере взросления подражание становится все более подражанием по существу, а не только по форме. Вся игровая деятельность ребенка является не чем иным, как имитацией поведения взрослых, все игрушки изображают или предметы внешнего мира как таковые, или же объекты трудовой деятельности взрослых (машины, самолеты, инструменты и т. д.). Конечно, для ребенка более интересны подлинные объекты, находящиеся в руках взрослых, и он всегда предпочтет настоящий автомобиль игрушечному, однако обращаться он будет с настоящим предметом так же, как и с игрушкой.
На каждом этапе развития ребенка у него свое понимание взрослости, свое представление о взрослом человеке. Образ взрослости у подростка в силу достаточно высокого уровня развития его личности уже довольно зрелый, хотя и он не всегда адекватен и порой формален. Именно с этим связано усвоение подростками формальных образцов взрослости — курение, употребление спиртного, высокая оценка фильмов, куда «дети до 16 лет не допускаются», и т. д. (Кстати, престиж этого последнего момента настолько высок, что у многих взрослых людей обозначение «до 16 лет не допускаются» устойчиво отождествляется с интересным фильмом, хотя, наверное, они за свою жизнь успели посмотреть под этой рубрикой немало киномакулатуры.
Стремление подростка к усвоению образцов взрослости тем более остро, что в силу возросших физических и других возможностей он уже реально способен осуществлять некоторые моменты поведения на вполне «взрослом» уровне.
Таким образом, стремление быть взрослым не является «новообразованием» в сознании человека подросткового возраста. Что же касается стремления считаться взрослым, то, действительно, оно выражено у многих подростков, дети же более младшего возраста значительно менее чувствительны к этому. Однако следует учитывать, что стремление «считаться» вторично по отношению к стремлению «быть» и отражает относительно высокий уровень этого стремления.
Более всего самолюбие подростка ущемляет фактическое неравноправие, а не то, что его не считают по-настоящему взрослым. Каждый нормальный подросток в состоянии более или менее правильно оценить свои возможности и понимает, что в действительности-то он еще не взрослый. Кстати, заметим, что склонность к преувеличению своих сил и возможностей не является специально особенностью подростков: она характерна для детей любого возраста. Способность же реально оценивать свои возможности — признак зрелости человека.
Почему же именно о подростках говорят, что они склонны переоценивать свои возможности? Дело здесь, по видимому, заключается в характере этой переоценки. Когда малыш переоценивает свои возможности, то в этой переоценке, как правило, вообще нет меры, и его утверждения настолько фантастичны, что их просто никто всерьез принять не может. Действительно, нередко можно слушать утверждение маленького ребенка, что он победит всех врагов, или купит самолет и полетит на нем, или пойдет в лес и поймает там медведя и т. п. Все это воспринимается как детская фантазия. Однако это просто неверная оценка своих возможностей при постоянном стремлении ощущать себя способным, ко многому, быть сильным, храбрым. Подросток переоценивает свои возможности во вполне реальных вещах и во вполне реальной степени. Если ребенок считает себя способным сделать то, что взрослый никогда не сможет сделать или что крайне мало вероятно даже для взрослого, то подросток считает себя способным сделать то, что взрослые люди вполне способны сделать и сплошь и рядом делают. Поэтому-то утверждения подростка и принимаются уже всерьез.
Подростка обижают все те случаи, когда возраст становится для старшего аргументом в опоре, когда положение взрослого используется как преимущество в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания, от существа дела. Правильное поведение взрослого заключается в том, чтобы на уровне компетентности подростка выдерживать с ним принцип полного равноправия, и в этом случае подросток никогда не будет болезненно воспринимать слова о том, что в каком-то вопросе он еще не может вполне разобраться и должен просто согласиться со взрослым. Поведение взрослого с подростком всегда должно быть равноправным в ситуациях, до которых подросток вполне дорос. С возрастом просто лишь расширяется круг этих ситуаций, расширяется сфера осуществления этого равноправия.
С указанными моментами связаны многие сложности отношений родителей, учителей и подростков. При этом следует подчеркнуть, что весьма неблагоприятна почти полная феминизация учительского состава школы. Дело в том, что женщины, независимо от уровня педагогического мастерства, все-таки хуже чувствуют особенности подростка мужского пола, чем ребенка более младшего возраста. Каждая женщина по своей природе — мать, а основные проявления материнства имеют наибольшую ценность и значение тогда, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в самоотверженном уходе и опеке. Но с возрастом дитя оказывается все более и более самостоятельным, и наступает момент, когда опека матери его уже тяготит, а порой и обижает. Не случайно ведь нередка ситуация, когда ребенок уже перерос мать, а она продолжает видеть в нем все того же беспомощного младенца, которого когда-то училась пеленать. Именно эта повышенная склонность к опеке и недооценка стремления подростка к самостоятельности чаще всего и является источником конфликтов. При этом подростка угнетает не то, что его «не считают» взрослым, а то, что его ограничивают в его деятельности, не позволяют перейти на новый ее уровень, отвечающий его возможностям и стремлениям.
В педагогической и психологической литературе мы не встретили удовлетворительного определения подросткового возраста. Основной недостаток имеющихся определений заключается в том, что в них отсутствует учет значения полового созревания или же, напротив, подростковый возраст сводится только к половому созреванию, понимаемому к тому же как процесс репродуктивного созревания, т. е. узко и неверно, поскольку речь идет о человеке (см. главу I, п. 3); или же подростковый возраст искусственно отрывается от других периодов развития человека.
На наш взгляд, подростковый возраст — это такой этап в развитии человека, когда половая принадлежность впервые начинает приобретать для личности реальное социальное значение.
Одним из критериев, по которым можно судить о степени социальной зрелости личности, является степень освоения форм общения, форм поведения в коллективе. Полноценное развитие личности возможно лишь в коллективе, и ведущим стремлением личности становится стремление занимать в нем достойное положение. С особенностями положения в коллективе связаны различные особенности поведения школьника, в том числе и отрицательные явления (негативизм, своеволие, нарушения дисциплины, так называемые неадекватные поступки и т. д.).
В начале данной главы мы говорили о значении для развития ребенка понятия половой принадлежности и об особенностях формирования этого понятия. Так, уже 3—4-летвий ребенок вполне правильно может ответить на вопросы: ты сын или дочь? Ты мальчик или девочка? Когда вырастешь, ты будешь папа или мама, дядя или тетя? Когда станешь старым, ты будешь дедушка или бабушка? Однако реального значения для ребенка различия в половой принадлежности еще не имеют, и до определенного возраста формы самоутверждения личности еще не связаны с характером половой принадлежности. Согласно наблюдениям А. П. Краковского (1970), с V класса появляются различия в способах самоутверждения между мальчиками и девочками. Так, уже с 11 лет некоторые девочки начинают проявлять высокую чувствительность к попыткам делить людей по половому признаку Дело в том, что в этом возрасте дети начинают особенно ценить силу, смелость, разумеется, пока наиболее яркие, внешние их проявления. У девочек в сравнении с мальчиками таких возможностей значительно меньше, и поэтому на данном этапе подчеркивание их половой принадлежности кажется им обидным, так как в значительной степени отождествляется с указанием на их будто бы неполноценность. Так продолжается до той поры, пока у девочек не разовьются специфически женские способы самоутверждения.
Весьма характерно, что наибольшую чувствительность к делению людей по половому признаку, к подчеркиванию половой принадлежности проявляют те девочки, которые объективно имеют наименьшие возможности для самоутверждения, те, которые в силу различных причин пользуются меньшим вниманием сверстников. Ведь уже и в 10—11 лет внешние достоинства имеют определенное значение для школьников, и красивая внешность уже и в этом возрасте является достаточно высоко ценимым качеством.
Последовательность психологических явлений в подростковом возрасте у девочек такова: сначала возникает повышенная чувствительность к делению людей по полу, что сочетается с возрастающей самокритичностью и порой с заниженной самооценкой. Появляется сосредоточенность на личных переживаниях, склонность к уединению, усиленный интерес к своей внешности. Если в возрасте 7 — 8 лет девочка, рассматривая себя в зеркале, может лишь корчить гримасы, то в дальнейшем она смотрит уже всерьез. В подростковом возрасте начинается не просто смотрение и рассматривание, а уже буквально изучение своей внешности. Этому периоду соответствует определенное отчуждение между мальчиками и девочками, причем мальчики нередко «щеголяют» враждебным отношением к женскому полу.
В последующем у девочки постепенно формируется «внутренняя позиция женщины», что совпадает с повышением самооценки. В это время наблюдается усиленный интерес к внешним достоинствам и переоценка их значения. Девочка-подросток начинает уже внутренне чувствовать себя женщиной, но, правда, лишенной еще в полном объеме женских возможностей. Возникает потребность нравиться, и отсутствие успеха в этом более или менее болезненно переживается. Девочки-подростки плохо привыкают к недостаткам своей внешности, к неуспеху у представителей другого пола. Они высоко ценят успех, которым пользуются их подруги. Девочки уже не игнорируют мальчиков; появляется явный взаимный интерес. Довольно характерно, что в мальчишескую группировку впервые может быть принята и девочка. Постепенно разрушается психологический барьер между мальчиками и девочками.
Интересно, что в старшем подростковом возрасте уже не только мальчики, но и девочки высоко оценивают силу. Следует иметь в виду, что эта высокая оценка девочками не силы вообще, а силы как вторичного полового признака представителей мужского пола — именно поэтому девочки начинают ее особенно ценить. Девочкам начинает нравиться то, что у них самих выражено слабо, хотя еще недавно отсутствие этого же качества их угнетало.
У мальчиков также постепенно складывается «внутренняя позиция мужчины». На ее основе, как и у девочек, формируется образ взрослости, к которому они сознательно и стремятся. Это не взрослость вообще, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола. Мы уже говорили о сущности половых различий. Весьма характерно то, что даже маленькие дети склонны к подражанию взрослым своего пола, особенно дети, у которых ярко выражено их мужское или женское начало. И напротив, дети, у которых их половое начало выражено слабо, обнаруживают меньшую половую дифференцированность в объектах подражания.
Подражание детей, однако, носит поверхностный характер, ребенок подражает отдельным наиболее характерным моментам и не предъявляет к себе сознательного требования соответствия объекту подражания. Подросток же сознательно стремится к отождествлению себя со взрослым, имея уже достаточно зрелый образ взрослости.
В современной литературе признается возможность как кризисного, так и бескризисного течения подросткового периода; кризисное течение находит свое яркое выражение в так называемой негативной фазе. Разделяя точку зрения о критическом характере напала подросткового периода, Л. С. Выготский поставил в свое время проблему позитивного содержания негативной фазы. Согласно исследованиям Т. В. Драгуновой, «положительное содержание негативной фазы заключается в том, что подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние «детские отношения с ним и навязывает новый тип «взрослых» отношений, которым объективно принадлежит будущее, поскольку только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка».
Однако следует учесть, что при любом течении подросткового периода основное его содержание остается одним и тем же и проблема определения позитивного содержания негативной фазы, по Л. С. Выготскому, фактически является проблемой определения сущности подросткового периода.
Таким образом, главное в анализе подросткового периода — выделение его сущности, будь она скрыта за негативными явлениями (в случае кризисного течения с наличием негативной фазы) или же за сравнительно нейтральными проявлениями бескризисного, бесконфликтного течения.
Важнейшей особенностью подросткового периода, по нашему мнению, является то, что развивающаяся личность сначала в значительной степени утрачивает прежние способы самоутверждения, а затем обретает новые, специфически связанные с половой принадлежностью. Этот процесс происходит или же довольно болезненно, или достаточно гладко, что и отражено в представлениях о конфликтном и спокойном течении подросткового периода.
Переход от прежних форм самоутверждения к новым совершается в течение всего подросткового периода, но наиболее интенсивно в тот период, который при конфликтном, кризисном его течении и называют негативной фазой. Можно выделить наиболее напряженный момент этого процесса: когда прежние способы самоутверждения уже практически утрачены, а новые еще фактически не обретены, и личность на какой-то момент оказывается почти лишенной способов самоутверждения (наиболее сложный и ответственный во всех отношениях момент). Обретение новых, специфически связанных с половой принадлежностью способов самоутверждения сопровождается существенной переоценкой подростком и самого себя и окружающих. Фактически в этот период вырабатывается новая форма оценки, и в прежние явления подросток начинает уже вкладывать иной смысл, видит их уже по-другому. Один из примеров этого — изменение отношения девочек к силе, о чем говорилось выше.
Утрата прежних и начало обретения новых форм самоутверждения — это раздел между «детскостью» и «взрослостью», хотя последняя еще и далека от истинной зрелости. Однако это в принципе уже настоящая, пусть еще и «неразвитая» взрослость.
По мнению Т. В. Драгуновой (1972), ощущение взрослости может возникать у ребенка до начала полового созревания и сдвигов в физическом развитии, т. е. может быть «полностью социальным по происхождению». Не затрагивая самого этого выражения, которое не вполне удачно, следует заметить, что эта взрослость все же недостаточно полноценна, это лишь частичная взрослость. Действительно, в условиях значительной самостоятельности ребенка и доверия взрослых (например, во время Великой Отечественной войны) дети оказывались способными нести большую ответственность, продуктивно работать на заводе, в колхозе, были незаменимыми помощниками партизан. Однако рано повзрослевший мальчик все равно во многих отношениях остается «взрослым мальчиком», пусть жизнь и заставила его выполнять роль взрослого человека.
Не сопоставим по общественному значению, но по сути аналогичен и тот факт, что девочки, которых в прежнее время в силу различных обычаев очень рано выдавали замуж, нередко сочетали выполнение семейных обязанностей с игрой в куклы.
В подростковом возрасте начинает складываться функциональная сексуальная система взрослого человека (см. главу V, п. 1): элементарные сексуально значимые реакции образуют систему, проявления полового влечения становятся более зрелыми и осознанными, вторичные половые признаки начинают оцениваться как таковые, специфическое значение приобретает внешняя красота.
Как говорилось выше, в зависимости от конкретных условий подростковый период может протекать с негативной фазой или без нее; последнее характерно и для примитивных цивилизаций, где общество не предъявляет ребенку и взрослому существенно различных требований. Но в этих случаях вообще не происходит изменения способов самоутверждения. В этом и заключается различие между течением подросткового периода в примитивных цивилизациях и при его бесконфликтном течении в современном обществе.
Согласно наблюдениям Ш. Бюлер (Ch. Вuhler, 1927), Г. Гетцер (1931) и других, длительность негативной фазы — 2—9 мес. У девочек она наблюдается ближе к 13 годам (по наблюдениям Гетцер — у 70% девочек между 11,8—13 годами). У мальчиков негативная фаза выражена меньше и наблюдается на год-полтора позже (по Гетцер, в 14,5—15 лет). По наблюдениям П. Л. Загоровского (1928), различия в течении негативной фазы помимо степени ее выраженности заключаются в том, что у девочек чаще наблюдается апатичное, сонливое состояние, у мальчиков же более часты резкие выходки по отношению к взрослым и товарищам. Общим для мальчиков и девочек является пассивное и беспокойное поведение, заторможенность, потребность в уединении, замкнутость, негативизм, проявления упрямства, физическое и душевное недомогание, снижение работоспособности даже в интересующих областях, «враждебность по отношению к окружающему миру и ненависть к себе» (Ch. Btihler). Следует еще раз подчеркнуть, что проявления негативной фазы у девочек выражены значительно сильнее, у мальчиков же порой они протекают почти незаметно.
На период негативной фазы приходится максимум неблагоприятных отношений с членами семьи (у девочек — в 13 лет, у мальчиков — в 15 лет, по Гетцер). В этом же возрасте особенно выражено чувство недовольства жизнью вообще, собой, своей деятельностью (A. Busemann, 1926). Многие авторы отмечают повышенную склонность в этом возрасте ко всему запрещенному и необычному. Это согласуется с наблюдениями В. А. Сухомлинского (1966), который отмечает, что среди несовершеннолетних правонарушителей и преступников подростков 12—15 лет почти в два раза больше, чем в возрасте 15—18 лет. Как отмечает Гетцер (1931), во время негативной фазы девочка наиболее угрожаема в сексуальном отношении и нуждается в особой защите; основные сексуальные преступления, объектами которых являлись девочки, приходятся на возраст 13 лет. На этот же возраст (у мальчиков, соответственно, позже) приходится и высший пик сексуального любопытства.
По Ш. Бюлер (1927), негативная фаза подросткового периода сменяется позитивной фазой, для которой характерно повышение активности и продуктивности в работе, улучшение настроения, состояния и самочувствия подростка, активное стремление к обществу. При этом появляется склонность к «сближению с представителями другого пола, к флирту и мечтательности». У девочек в течение 2—3 лет наблюдается тяготение в кого-то влюбиться, писать записки и т. д. Возникает новая опасность, что девочки «могут увлечься не кем-то из своих одноклассников, а уйти в своем поиске в трудно контролируемый внешкольный мир» (Э. Г. Костяшкин, 1964). Вместе с тем в период и по окончании негативной фазы активно складывается нравственный фундамент личности.
Негативная фаза подросткового периода — понятие, в основном, психологическое и педагогическое. Однако это не означает, что все наблюдающиеся во время нее явления могут быть исчерпывающе интерпретированы лишь с психологических и педагогических позиций. Напротив, это было бы односторонней и неоправданной социологизацией проблемы. Для авторов, изучавших подростковый период, и в частности негативную его фазу, характерна недооценка (или просто недопонимание) значения объективного состояния организма. Ведь негативная фаза наблюдается в разгар перестройки, сущность которой сводится к созреванию репродуктивной функции. Даже при нормальном состоянии организма особенности отношения взрослых к подростку, степень различий между требованиями, которые общество предъявляет к ребенку и взрослому, существенно отражаются на течении подросткового периода. При различных нарушениях (пусть они временны и обратимы) все эти моменты особенно весомы.
Сопоставим указанные выше симптомы негативной фазы с явлениями, которые безусловно не имеют первично психологического и первично педагогического значения. Согласно наблюдениям И. Я. Арямова (1930), во время менструации у 80% учениц наблюдается понижение физической активности, у 70% — склонность к одиночеству, у 60% — снижение уверенности в себе, у 47% — ослабление интереса к занятиям. У многих практически здоровых девочек менструации сопровождаются довольно интенсивными схваткообразными болями в области поясницы, а также тошнотой, головной болью. Так, И. Я. Арямов (1930) отмечал боли во время месячных почти у половины школьниц (сильные — у 9%, умеренные — у 16%, слабые — у 23%). Согласно наблюдениям Н. С. Нешкова (1969), боли при месячных наблюдаются у 11,5% учениц, у 10% наблюдаются невротические реакции. Естественно, что в начальном периоде после менархе девочки особенно болезненно воспринимают все эти явления и лишь в последующем постепенно привыкают к ним. Если при этом учесть, что продолжительностьменструации нередко достигает 5—6 дней, придется признать, что состояние девочки существенно нарушается, а все эти явления не преходящий, пусть и регулярного характера, эпизод, а вполне реальный отрицательный момент повседневной жизни.
Согласно наблюдениям М. Н. Кузнецовой (1971), у 28% практически здоровых женщин наблюдается так называемый предменструальный синдром, длительность которого в среднем составляет 6—7 дней. Он представляет собой комплекс болезненных явлений преимущественно нейропсихичеекого, а также вегетативно-сосудистого и эндокринно-обменного характера, в основе которых лежит нарушение функции гипоталамуса. Конкретными проявлениями предменструального синдрома являются: раздражительность (58,3%), плаксивость (38,5%), нарушения сна (31,7%), депрессия (25%), агрессивность (10%). Понятно, что самочувствие и трудоспособность женщины серьезно нарушаются. Во время предменструального синдрома нередко возникают конфликты в семье и на работе, так как ближайшие родственники и сослуживцы порой склонны считать неадекватное поведение женщины в это время проявлением не болезненного состояния (о чем они, естественно, не догадываются), а следствием «плохого характера».
У большинства женщин, которых наблюдала М. Н. Кузнецова (1971), предменструальный синдром начал отчетливо выявляться после 25 лет, однако во многих случаях он возник сразу после менархе, особенно если она совпадала с каким-либо заболеванием, неблагоприятной ситуацией.
Необходимо учитывать, что становление циклической функции репродуктивных органов — очень сложный процесс. Вообще в период полового созревания гипоталамус функционирует е большой перегрузкой. Не случайны поэтому проявления так называемого пубертатно-юношеского диспитуитаризма и другие преходящие эндокринные нарушения, которые нет оснований относить к настоящей эндокринной патологии, но которые вместе с тем весьма существенно отражаются на состоянии и самочувствии подростка.
Менархе является наиболее ответственной из менструаций, и в сравнении с обычными менструациями предменструальный период менархе может быть значительно более длителен. Для педагогов же и психологов все это, к сожалению, terra incognita.
Таким образом, в комплексе явлений, составляющих негативную фазу подросткового периода, необходимо различать те, которые первично обусловлены психологическими и педагогическими моментами, и те, в основе которых лежат нарушения в физиологическом состоянии организма. Не случайно ведь окончание негативной фазы у девочек примерно совпадает с менархе, а у мальчиков— с началом поллюций, причем у девочек эта фаза наблюдается на год-полтора раньше, чем у мальчиков, точно так же, как и начало периода полового созревания. Здесь следует вспомнить и наблюдения Г. Гетцер (1931), что у тех подростков, у которых половое созревание наступает позже, и явления негативной фазы бывают позже.