Происходящая в пубертатном периоде перестройка орга­низма обусловливает изменения состояния и самочувст­вия, настроения и поведения подростка, отражается на его работоспособности. В целом к процессу полового со­зревания как естественному этапу в развитии человека неприложимы какие-либо положительные или отрицательные определения, однако некоторые его проявления могут быть расценены как негативные, особенно с педа­гогических позиций.

Многие особенности подростков, попросту говоря, не нравятся взрослым, вызывают у них чувство раздраже­ния. Однако следует учитывать, что негативные явления периода полового созревания имеют временный, прехо­дящий характер и отнюдь не выражают злого умысла подростка или сознательного его стремления обязатель­но действовать наперекор взрослым. Нередко подросток и сам не рад, что у него что-то складывается в его от­ношениях со взрослыми не так, как хотелось бы, но ма­ло что может сделать без помощи и понимания взрослых. К сожалению, многие взрослые люди слишком плохо помнят себя в детстве (или не хотят помнить) и придают слишком большое значение различиям между детьми и взрослыми. Однако не следовало бы забывать, что втой или иной степени все явления периода половогосозревания свойственны каждому человеку и сами взрослые когда-то прошли через все это. И хотя бы по этой причине следует относиться к подросткам с понимание и тактом.

У подростков, особенно во время пубертатного скачка роста, наблюдаются нарушения функции опорно-двигательного аппарата, в частности отставание развития мышц от продольных размеров тела. Отсюда следует столь раздражающее порой взрослых стремление подро­стка к чему-либо прислониться, облокотиться на что-ли­бо и т. д. В этих случаях взрослые позволяют себе обидные и бестактные замечания в адрес подростка.

В отдельные периоды рост тела происходит настоль­ко интенсивно, что у некоторых подростков возникают ноющие боли или даже ломота в конечностях, что связа­но с раздражением надкостницы. По этой причине многие из них просто физически не могут сохранять в течение длительного времени постоянную позу, сидеть не­подвижно. Преподаватели же нередко связывают все это с недисциплинированностью подростка.

У интенсивно растущих подростков наблюдаются ортостатические обмороки, они не выдерживают длительного стояния. Поэтому нельзя наказывать подростка дли­тельным стоянием за партой, у стены классной комнаты или в спортзале, а это случается, если подросток недо­статочно хорошо ведет себя на уроке или забыл дома спортивную форму.

Специфические особенности мальчиков и девочек не­обходимо учитывать во все периоды обучения в школе, но особенно это важно начиная с подросткового возраста. Прежде всего, у девочек начинаются менструации. Во время менструаций их следует в случае необходимости освобождать от занятий физкультурой и даже отпускать, по согласованию с родителями, с последних уроков. При этом не следует дотошно выяснять, по какой именно причине девочка, еще неделю назад охотно занимавшая­ся физкультурой, сегодня не хочет идти в спортзал. И совсем не обязательно посылать за справкой от врача: ведь девочки сначала боятся и стесняются месячных. При этом следует учитывать, что многие школьницы до начала месячных вообще ничего не знают о них и тем более не имеют понятия о их природе. Так, согласно наблюдениям Н. С. Нешкова (1969), до 13 лет о менструа­циях знали только 22% девочек. Кстати, источником ин­формации о месячных у 50,9% девочек были подруги, на долю же родителей, педагогов и медицинских работни­ков, вместе взятых, приходится лишь 30,2% (18,9% де­вочек вообще не имели к моменту менархе никакого по­нятия о месячных). Близкие цифры приводил и И. А. Ар ямов (1930); по его данным, к моменту менархе о месячных не имели никакого понятия 40% школьниц. Лишь по прошествии 1—2 лет, а то и более девочки полностью свыкаются с мыслью о неразрывной связи ме­сячных с другими, более привычными, особенностями их организма и перестают реагировать на них как на нечто постороннее и, естественно, нежелательное.

Во время менструаций снижается работоспособность и изменяется настроение многих школьниц, возможно учащение ошибок, рассеянность и невнимательность. И разумеется, было бы бестактным со стороны педагога обращаться к какой-либо из учениц в присутствии всего класса с вопросом типа: «И что это такое с тобой сегод­ня случилось?»

Происходящие во время периода полового созревания внешние изменения не всегда расцениваются подростком как желательные. В связи с этим у них нередко наблю­даются выраженные в той или иной степени проявления дисморфофобии — чувство острого недовольства своей внешностью и внутренний протест против происходящих изменений. Во-первых, подростки уже достаточно внима­тельно относятся к своей внешности как в целом, так и к отдельным ее элементам. Во-вторых, к началу этого возраста уже складывается стремление к осознанному действию: подросток начинает делать не только то, что он хочет (как дети младшего возраста), но также и то, что он считает необходимым. А в период полового созре­вания с ним начинают происходить существенные изме­нения, причем часто, на его взгляд, нежелательные, да еще помимо его воли. Это ощущение порой достигает бо­лезненной степени и в отдельных случаях приводит к нервной анорексии (отказу от еды). Однако даже и у бо­лее спокойно относящихся к происходящим изменениям подростков наблюдается застенчивость, боязнь общения, они могут стыдиться своего лица, фигуры и т. д.

Нервная анорексия наблюдается почти исключительно у девочек. Во-первых, половое созревание у них начинается раньше, и поэтому они не имеют еще такой возможности для правильной оценки данного явления, как мальчики, у которых все происходит на 1—2 года позжеи которые получают некоторое, правильное в общем представление о половом созревании благодаря наблюдениям за происходящими с девочками изменениями.Во-вторых, перестройка организма в целом и внешнегооблика в частности у девочек выражена более значитель­но, не говоря уже о таком ярком проявлении, как менструация, со всем комплексом сопутствующих цикли­ческих явлений. В-третьих, девочки вообще обладают большим объемом знаний о своем теле, чем мальчики. Это хорошо согласуется с особенностями их сексуаль­ного развития. В подростковом же возрасте внешность становится одним из важных моментов в самоутверждении личности и в связи с этим приобретает особое зна­чение степень, в которой девочка удовлетворена ею.

Нужно быть очень тактичным в вопросе о внешности школьника, и лучше вообще избегать каких-либо конкретных ее оценок, поскольку иногда болезненная идея, приводящая к нервной анорексии, может возникать по, казалось бы, ничтожному поводу. Но ревнивое отноше­ние к внешности — хорошая основа для того, чтобы при­вивать подросткам способы ее улучшения (некоторые гигиенические навыки, занятия физкультурой).

Вопрос об отношении школьника к своей внешности практически очень важен. Как отмечает В. Н. Куницина (1968), закрепление знаний о своем теле, внешности, организме тесно связано у подростка с формированием важных качеств личности, таких, как уверенность в себе, жизнерадостность и, напротив, замкнутость, индивидуа­лизм.

В связи с проявлениями недовольства своей внешностью многие подростки стесняются раздеваться в присутствии других и поэтому неохотно посещают занятия физкультурой. Здесь очень важно, чтобы педагоги, и не только на занятиях физкультурой, подчеркивали, что каждый школьник способен изменить свою внешность в желаемом направлении, даже если дело касается такого, казалось бы, устойчивого к каким-либо воздействиям качества, как рост.

Как известно, у многих мальчиков в период полового созревания наблюдается преходящая гинекомастия. В некоторых случаях гинекомастия может достигать патологической степени и весьма травматична для психи­ки. Это необходимо учитывать в случаях, если подросток начинает избегать занятий физкультурой, связанных с обнажением тела.

При анализе причин нарушений осанки у подростков, особенно у девочек, следует учитывать, что многие из них стесняются быстро увеличивающихся грудных желез и в связи с этим начинают сутулиться, втягивают го­лову в плечи, отказываются носить бюстгальтер или же носят его меньшего, чем следует, размера, затягивают грудь и т. д. Необходимо в индивидуальной беседе объяснить девочке, что стесняться здесь нечего, посколь­ку это совершенно естественное, нормальное явление. Необходимо обратить на это и внимание родителей, так как в результате развиваются не только нарушения осан­ки, но и может быть причинен вред здоровью девочки и, в определенной степени, ее будущего ребенка.

Сначала, когда вторичные половые признаки разви­ваются лишь у некоторых девочек, их подруги могут не­одобрительно, иногда с насмешкой относиться к ним. Когда же признаки полового созревания наблюдаются у большинства девочек, неодобрительное отношение вызывают уже случаи отставания в развитии вторичных поло­вых признаков.

Недостаточная осведомленность школьников о физио­логии полового созревания приводит к распространению различных нелепых мнений, вроде того, что в случае задержки наступления менструации могут развиваться нарушения психики, и т. д.

Необходимо учитывать повышенную эмоциональную лабильность подростков. В обхождении с ними необхо­дима большая сдержанность. Неверно было бы реагиро­вать буквально на каждую особенность их поведения. Иногда следует сделать вид, что чего-то не замечаешь, и не одергивать их по пустякам. Можно за-метить, что под­ростку и самому стыдно за свое поведение, но он не все­гда может вовремя сдержаться. Важно здесь учитывать характер реакции подростка и способствовать выработке правильной самооценки его поведения, но делать, это нужно именно в целом, требуя от него правильной общей линии поведения, а не выговаривая за каждую мелочь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top