Наиболее яркой особенностью состояния организма в начале периода полового созревания является снижение работоспособности и повышенная утомляемость. Это отрицательно сказывается на учебном процессе. Как отмечает М. В. Антропова (1974), в возрасте 11 — 13 лет у школьников наблюдается наименьший прирост качественных показателей работы и практически отсутствует нарастание показателя, характеризующего степень дифференцирования условных раздражителей. Более того, в этом периоде работоспособность школьников ниже по сравнению не только с последующими, но даже и с предыдущими классами. Лишь после 13—14 лет (у мальчиков несколько позже) все эти показатели улучшаются.
Согласно наблюдениям А. П. Краковского (1970), все основные нарушения дисциплины, проявления негативизма, немотивированные поступки и т. д. имеют место во второй половине учебного дня; в это время подростки в наименьшей степени поддаются воздействиям педагогического характера, порой дают неадекватные реакции. Все это обусловлено повышенной утомляемостью подростков.
Необходимо также отметить повышенную раздражительность подростков. Дело в том, что на данном этапе возникает небольшой, «физиологический» гипертиреоз — повышение функции щитовидной железы. Само возникновение пубертатного скачка роста обусловлено повышением соматотропной и тиреотропной функций гипофиза и возрастанием активности щитовидной железы. Помимо влияния на рост тела и обмен веществ гормон щитовидной железы оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему. Отсюда и повышенная раздражительность, а также и эмоциональная лабильность младших подростков.
Выше мы говорили (см. главы III и IV), что созревание репродуктивной функции организма возможно лишь после того, как он достиг определенного уровня физического развития и адаптивных возможностей. Интеграция достигнутого уровня этих двух обобщенных функций оказывает разрешающее действие на репродуктивную функцию. Наиболее ярким проявлением этой закономерности и является пубертатный скачок роста, который у де-. вочек происходит на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В 11 —12 лет девочки впервые временно превосходят мальчиков по физическим показателям (рост, вес), а затем и по показателям работоспособности. Именно с непривычностью этой ситуации связано то порой комическое впечатление, которое возникает при взгляде на отправившуюся куда-либо во главе со своим учителем группу школьников V — VI класса: девочки выглядят
значительно более взрослыми и солидными и просто более крупными в сравнении с мальчиками, которые сохраняют совсем еще детский вид.
Развитие признаков полового созревания обусловлено повышением активности половых желез, а также надпочечников; активность соматотропной и тиреотропной функций гипофиза в это время снижается. Характерная для начального периода полового созревания диссоциация различных процессов, дефицит энергии, а также диспропорции тела постепенно сглаживаются. Возрастает как физическая, так и умственная работоспособность школьника. Повышается устойчивость организма к нагрузкам, возрастает уровень здоровья. Поэтому для подростков 13—15 лет характерна большая активность и довольно значительная выносливость.
Как отмечает А. П. Краковский (1970), подростки старшего возраста отличаются нетерпеливостью, плохо переносят ситуацию ожидания, не выносят бездействия, нередко страдают от чрезмерной самоуверенности, в основе которой лежит сознание возросших своих возможностей, меру .которых, однако, они осознают недостаточно. Это уже не раздражительная слабость, характерная для предшествующего периода.
Если подростки младшего возраста нуждаются в правильной организации объема их Деятельности, в щадящем режиме, в предотвращении различных перегрузок, а нарушения ими дисциплины связаны с повышенной утомляемостью и раздражительностью, то подростки старшего возраста нуждаются в первую очередь в правильной своевременной организации их деятельности: нарушения дисциплины старшими подростками чаще связаны с тем, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.
Тесная связь полового созревания и физического развития, работоспособности подростка обусловливает необходимость разгружать школьников с задержкой полового созревания от различных дополнительных занятий, которые, к сожалению, в некоторых семьях приобретают престижный характер (любительские занятия иностранным языком, музыкой и т. д.).