Как мы уже отмечали, можно выделить две группы нарушений сексуального развития ребенка: а) нарушения по темпам этого процесса и относительной выраженности отдельных его этапов; б) нарушения по содержанию процесса (формирование неверного чувства половой принадлежности, дефекты полового влечения — последние могут быть разделены на дефекты направленности влечения и дефекты в способах его удовлетворения).
Некоторые нарушения сексуального развития ребенка возникают значительно раньше периода полового созревания и с ним непосредственно не связаны, что лишний раз опровергает мнение о «сексуальной нейтральности» раннего детства. К таким нарушениям относится наблюдающийся в основном у мужчин трансвестицизм — ощущение своей принадлежности к противоположному полу и стремление выступать в роли лица противоположного пола. Наиболее бросающимся в глаза признаком этого нарушения является стремление носить одежду противоположного пола, чем и определяется название (греч. vestis — одежда). В научных описаниях трансвестицизма (а впервые это было сделано еще в 1830 г.) подчеркивается, что уже в детстве у таких людей выявляются некоторые характерологические особенности противоположного пола, что иногда сочетается и с отдельными соматическими особенностями (последнее, правда, не обязательно).
Как подчеркивалось выше, формирование чувства собственной половой принадлежности в основном заканчивается к трем годам. В последующем постепенно в полном объеме сформируется внутренняя позиция личности — позиция мужчины либо женщины (это заметно начинает выявляться в период полового созревания).
Трехлетние дети нередко путают грамматический род, и мальчик может называть себя в женском роде, но это всего лишь забавная ошибка. Большего внимания заслуживают случаи, когда ребенок упорно предпочитает общество детей противоположного пола. Правда здесь возможны варианты.
Нередко общество девочек предпочитают мальчики, привыкшие в семье к опеке старших девочек, однако в норме это обычно продолжается недолго — «мужские» склонности быстро дают о себе знать. Общество девочек порой предпочитают и мальчики, склонные не к шумным забавам и проделкам, а к спокойным наблюдениям, познавательной деятельности; иногда таких детей называют «тихими».
У каждого человека есть период в жизни, когда он при прочих равных условиях имеет наибольшие шансы на лидерство в коллективе. При этом чем ниже потенциал личности (в особенности творческий), тем на более ранний возраст приходится эта возможность, и наоборот, хотя, разумеется, бывают и исключения из этого, по нашему мнению, правила. Мы не встречали работ, в которых бы специально сопоставлялись сроки (возраст) лидерства или по крайней мере занимаемого в коллективе места с тем, что из этого ребенка в конечном итоге получилось, но убеждены в справедливости высказанной точки зрения. Дети с выраженными познавательными наклонностями, со склонностью к наблюдениям за живой природой и т. д. редко бывают лидерами коллектива на ранних этапах его развития.
Склонные к познавательной деятельности дети, тем более если они не отличаются крепким здоровьем, нередко не любят шумных забав, «возни» и в определенные моменты предпочитают общество девочек обществу своих сверстников-мальчиков. В этом нет ничего плохого, но очень важно вовремя оценить, какую роль играет такой мальчик в обществе девочек. Если он вполне сохраняет свою «мужскую» роль (разумеется, в соответствующих возрасту пределах), это хорошо. Однако признаком патологии является, если он охотно переодевается в женскую одежду, охотно исполняет роль девочки в играх и т. д.
Разумеется, чувство половой принадлежности — один из основных стержней развивающейся личности — устойчиво в норме к различным «смущающим» воздействиям, и трансвестицизм редок. Но здесь следует учесть два обстоятельства: во-первых, степень устойчивости этого чувства может быть неодинаковой и сроки его окончательного формирования также могут быть несколько различными; во-вторых, само по себе правильное чувство половой принадлежности еще не определяет полностью степень, в которой данный мальчик (девочка) в последующем будет соответствовать принятым в обществе образцам «настоящего мужчины» либо «настоящей женщины». Вспомним, что писал К. Маркс о наиболее ценимых им в мужчине и женщине качествах.
Рассмотрение педагогических моментов половой принадлежности позволяет еще раз коснуться вопроса о ее значении в жизни человека. Вне половой принадлежности (с соответствующей ей половой полярностью) не может быть полноценной личности ни в психологическом, ни в социальном плане. Именно поэтому трагичной ранее, до разработки современных методов лечения, была судьба людей, страдавших гермафродитизмом, причем это не определялось исключительно невозможностью создать семью (последнее не всегда удается и вполне нормальным в этом отношении людям), а именно тем, что лишенный половой принадлежности человек оказывается вне общества. Войти в общество он может, лишь так или иначе обретя эту принадлежность или хотя бы ее суррогат, лишь так или иначе отнеся себя к мужскому или женскому полу и постаравшись убедить в этом окружающих. Думается, что это достаточно убедительный довод против «бесполой» педагогики.
Судьбу такого человека можно было бы сравнить лишь с судьбой гомункулуса, созданного Франкенштейном — героем одноименного романа Мери Шелли. Это человекоподобное существо, по сути дела совсем и не чудовище, не имело никакого зла по отношению к людям и стремилось к их обществу, но вызывало лишь ужас и отвращение, поскольку сочетало в себе несомненное человекоподобие с чертами, совершенно несвойственными человеку, пусть они и не были отвратительны сами по себе. Психологическая сторона этого явления подтверждается и тем, что человек охотно готов «простить» (если позволительно использовать такое выражение) человеку любую болезнь, но не половую неопределенность. Кстати, наиболее страшные персонажи различных произведений «ужасов» — именно человекоподобные существа, хотя писатели вполне в состоянии выдумать любых чудовищ. Многие, наверное, согласятся с тем, что наибольший ужас читателя в повести Н. В. Гоголя «Вий» вызывают не разные омерзительные чудища и не сам Вий, а мертвая панночка.
Одно из наиболее распространенных сексуальных перверсий (извращений) — гомосексуализм. По данным А. М. Свядоща (1974), частота его достигает 2% у взрослого населения; по данным зарубежных сексологов, этот процент в 2—3 раза выше. Различают два типа гомосексуализма — инверсный и церебральный. При инверсном типе у ребенка уже с раннего возраста наблюдаются особенности телосложения и поведения, характерные для противоположного пола. В основе этого могут лежать факторы разного уровня — генетические, обменные, повреждения центральной нервной системы и т. д., и их обсуждение не входит в нашу задачу. При церебральном типе телосложение и особенности личности вполне соответствуют половой принадлежности, но половое влечение с какого-то определенного момента оказывается направленным на людей своего пола, причем это практически единственный дефектный компонент сексуальности. Возникновению неверной направленности полового влечения способствует ряд факторов, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Выделяют две формы гомосексуализма: активную и пассивную. Для мужчины наиболее патологической формой является пассивная, для женщины — активная, так как каждая из них, соответственно, полярна нормальной роли в половых отношениях. Активная мужская и пассивная женская формы гомосексуализма менее патологичны, однако именно они представляют педагогический интерес.
В отличие от инверсного, для церебрального гомосексуализма важное значение имеют условия сексуального развития ребенка (подростка), а также и некоторые особенности реализации полового влечения даже в более взрослом возрасте. Так, для возникновения пассивной формы женского гомосексуализма, как убедительно показано А. М. Свядощем (1974), решающее значение имели неудовлетворенность сложившимися гетеросексуальными отношениями и возникшее на этой почве чувство одиночества плюс совращающее влияние со стороны активной (обычно инверсной) гомосексуалистки. Для возникновения активного мужского гомосексуализма также имеют значение условия сексуального развития и характер первых опытов удовлетворения полового влечения. Как было показано выше, у нормально развивающегося ребенка половое влечение с самого раннего возраста имеет верную направленность. Однако при определенных условиях активными гомосексуалистами могут стать подростки и даже взрослые мужчины с нормальной, но все еще недостаточно развитой и сформированной половой направленностью, не говоря уже о психопатических чертах личности.
В возникновении гомосексуальных наклонностей важное значение имеют недостатки воспитания. Во-первых, это моменты, которые способствуют возникновению негативизма к другому полу. Еще О. Вейнингер (1909) отмечал, что многие мальчики в подростковом возрасте с негодованием отвергают мысль, что они могут влюбиться или жениться (причем жениться вообще, а не на какой-либо определенной девушке). Родители же нередко поддерживают их в этом.
Во-вторых, появление непроизвольных реакций, которыми половое влечение проявляется на ранних стадиях развития. Так, для сексопатологии не исключительно следующее наблюдение. Во время игры восьмилетнего мальчика, который проявлял интерес к половым органам девочки (он ее раздел и рассматривал), мать застала за этим занятием и жестоко избила. С этого момента у него начал развиваться негативизм к женскому полу, и впоследствии он стал гомосексуалистом.
В-третьих, важное значение имеет ослабление реакции на первичные («ключевые») половые раздражители. Половая направленность тогда формируется на условнорефлекторной основе, и очень легко возникают гомосексуальные наклонности. Ослабление реакции на «ключевые» половые раздражители происходит в случае, если по характеру обучения подростку, юноше приходится постоянно иметь дело с обнаженным женским телом (наиболее яркий пример этого — обучение в балетной школе). Разумеется, многое зависит от врожденной устойчивости реакции на первичные половые раздражители, и если у одних эта реакция утрачивается лишь в специфической обстановке, то у других она вообще не развита.
если по характеру обучения подростку, юноше приходится постоянно иметь дело с обнаженным женским телом (наиболее яркий пример этого — обучение в балетной школе). Разумеется, многое зависит от врожденной устойчивости реакции на первичные половые раздражители, и если у одних эта реакция утрачивается лишь в специфической обстановке, то у других она вообще не развита.
Выше мы говорили, что правильное решение вопроса об удовлетворении полового влечения имеет значение для этического и эстетического воспитания, что половое воспитание должно быть тесно связано с ними. Здесь следует отметить и некоторые моменты совращения к гомосексуализму. Не секрет, что гомосексуализм находит наиболее благоприятную почву в околомузыкальных, околохудожеетвенных и т. п. кругах. Это объясняется как эмоциональной неустойчивостью некоторых их представителей, так и тем, что гомосексуальные отношения здесь сочетаются с целой системой взглядов, в основе которых лежат претензии на исключительность. Здесь вся чески подчеркивается положение гомосексуалистов как «избранных», как людей, стоящих выше всех остальных. Крайне неблагоприятное влияние в этих случаях оказывает авторитет преуспевших в искусстве, но, увы, страдающих гомосексуализмом деятелей. Для некоторых их учеников или поклонников приобщение к гомосексуальным отношениям оказывается единственным возможным способом приобщиться к кругу «избранных», к которому иными способами приобщиться они не имеют шансов.
Как писал П. Б. Ганнушкин, «случайные впечатленния, соблазны со стороны товарищей, наконец, прямое совращение со стороны пожилых гомосексуалов фиксируют у еще не нашедшего себя в половом отношении неустойчивого, психопатического юноши ту форму удовлетварения полового влечения, в которой он испытал свои первые, наиболее яркие половые переживания. Повторение создает привычку, а общение с другими гомосексуалами и сознание осуждения, с которым общество относится к гомосексуалу, приводит к односторонней сектантской установке к лицам другого пола: параллельно с этим элементы нормального полового чувства постепенно атрофируются и замирают — далеко не всегда, однако, полностью». Здесь мы не можем согласиться лишь с употреблением слова «привычка», поскольку, по нашему мнению, дело заключается не в привычке, а в явлении своеобразного «впечатывания» (импринтинг) в психику первого достаточно яркого впечатления.
Из всего вышесказанного должно быть ясно, что гомосексуализм не только сексопатологическая, медицинская, но и в существенной мере педагогическая проблема. Многое здесь зависит от врожденных особенностей, но многое — и от характера воспитания.
Диалектика соотношения социального и биологического отчетливо выявляется при анализе отношения общества к вопросу об удовлетворении полового влечения. Интересы церкви делали для нее выгодным утверждение, что половая жизнь — дело «нечистое» и «греховное», все ее проявления считались тяжким грехом и сурово осуждались, за исключением минимальных потребностей деторождения. Католическому духовенству же запрещалось и это (принцип целибата). Понятным было стремление церкви приписать человеку как можно больше грехов, искупить которые, разумеется, можно было лишь с ее помощью. Не случайно греховной объявлялась естественная потребность человека — уж здесь-то была полная уверенность, что грешников будет много. Характерно, что внимание при этом обращалось на моральную сторону вопроса, именно на «греховность» половой жизни, хотя, кажется, вполне «убедительными» были против нее «медицинские» доводы древних. Так, по мнению Гиппократа, мужское семя вырабатывается спинным мозгом, и при семяизвержении мозг постепенно растрачивается (возникает «спинная сухотка»). Другой авторитет древности, Алкмеон, придерживался сходных взглядов, с той лишь разницей, что, по его мнению, семя вырабатывается головным мозгом, и его истечение может привести к психическим расстройствам.
Широкое обсуждение «полового вопроса» на рубеже ХХ в., когда само понятие «пол» рассматривалось как нечто демонически тяготеющее над человеком, а также и ослабление влияния церкви привело к распространению противоположного мнения — мнения о вреде полового воздержания (в последующем была доказана безвредность воздержания для нормального человека). В тесной связи с этими вопросами находился и вопрос о самоудовлетворений полового влечения, который, собственно, и имеет наибольшее педагогическое значение.
Как говорилось выше, половое влечение может удовлетворяться через адекватный и неадекватный объект (к последним относятся случаи гомосексуализма, а также влечение к объекту несоответствующего возраста геронтофилия, педофилия — и т.д.). Кроме того, возможно самоудовлетворение. В последнем следует выделять два вида — непроизвольная саморегуляция (поллюции) и ипсация (или онанизм, мастурбация, «рукоблудие»). Если характерные для начала века взгляды на роль полового воздержания, равно как и средневековые взгляды и взгляды древних на роль половой жизни, давно изжиты, то взгляды на ипеацию в настоящее время у большинства людей мало отличаются от тех, что были на рубеже века; разделяет их и большинство педагогов.
Прежде всего необходимо уточнить терминологию. Ипсация (греч. ipse — сам) — самоудовлетворение полового влечения, которое производится посредством определенных манипуляций с половыми органами (именно таков смысл употребляемого в качестве синонима термина «мастурбация» или русского выражения «рукоблудие»). Более распространенное название — «онанизм» — неверно по существу, так как означает по смыслу coitus interrupts.
В отношении к ипсации, онанизму необходимо твердо усвоить следующее положение: онанизма как самостоятельной болезни не существует, не является он и «пороком». Онанизм — это лишь один из симптомов проявления повышенной возбудимости центральной нервной системы. В качестве эпизодического у подростков он вообще не является патологическим явлением. Навязчивый характер онанизма всегда есть отражение каких-либо отклонений в состоянии нервной системы (подчеркнем: он всегда следствие, а не причина этих отклонений!).
Почему же онанизм считают столь вредным, даже «ужасным» явлением? Причина довольно проста. Если проанализировать литературу по «половому вопросу» (мы имеем в виду не только литературу по «проблеме пола», но и всю литературу этого круга), то окажется, что наиболее жгучий интерес и даже трепет обывателя вызывала именно «проблема» онанизма. Любому чтиву псевдонаучного или прямо антинаучного содержания была открыта зеленая улица, если на обложке стояло это «роковое» слово. Почтенные или совсем непочтенные авторы «трудов» по онанизму получали отличную рекламу, приобретали поле деятельности различные шарлатаны, бравшиеся за лечение этой «ужасной» болезни, и т. д. Разумеется, не все авторы, писавшие об онанизме, могут быть подвергнуты упреку в недобросовестности, однако господствующее настроение всячески благоприятствовало шарлатанству и обстановке всеобщего скандала.
Характерный пример. В 1927 г. в Твери вышла книга Г. Роледера «Онанизм» (пер. с нем. издания тридцатилетней давности некоего С. Раева, которому принадлежит и само издание книги). В предисловии переводчик и издатель написал: «Книга посвящена безотрадному и мрачному явлению жизни человечества — онанизму… Проф. Роледер не был первым, кто вскрыл все окружение той неблагоприятной ситуации, которая располагает детей различных возрастов к жестокой, изнуряющей и морально и физически, болезни… Родители, школьные воспитатели и учителя большей частью отделываются неведением, неумением распознавать, как протекает эта порочная болезнь у детей и юношества…». Ясно, что не приобрести такую книгу мог бы разве что человек, абсолютно равнодушный к судьбам человечества!
Автор известной в свое время книги «Графология» (Варшава, 1914) «психографолог» X. М. Шиллер. Школьник в разделе, где рассматривается почерк психически больных, «анализирует» и почерк человека, который будто бы страдает онанизмом: «…неустранимый физический недостаток, повлекший за собой порочную наклонность, подрывающую силы и заглушающую прирожденные способности. Слабая воля. Безутешные попытки отделаться от всеразвивающейся страсти» (с. 166). Стоит ли приводить еще примеры?
По мнению сексологов (А. Молль, 1909; A. Kinsey, 1948; A. Ellis, A. Abarbanel, 1961; Г. В. Васильченко, 1969; А. М. Свядощ, 1974 и др.), в подавляющем большинстве случаев ипсация совершенно безвредна. В пользу этого свидетельствует и такой убедительный факт, что физиологические явления при оргазме совершенно одинаковы, независимо от того, вызван ли он естественным путем, или путем мастурбации, или эротическими представлениями и сновидениями, а также независимо от того, возбуждение какой из эрогенных зон к нему привело (W. Masters, V. Johnson, 1966). Более того, согласно наблюдениям, среди не занимавшихся ипсацией женщин в первый год замужества фригидными оставались 35%, а среди занимавшихся — лишь 15% (A. Kinsey, 1948). К сходному заключению приходит и А. М. Свядощ (1974), который подчеркивает, что занятия женщины ипсацией даже способствуют более быстрой сексуальной адаптации в браке. Доказано, что ипсация не снижает силы полового влечения и не мешает сексуальному контакту с лицами другого пола. Неверно также мнение, будто бы ипсация может вызвать ухудшение состояния здоровья, снижение памяти, умственных способностей» нарушение функции различных органов, не говоря уже о появлении психических заболеваний.
У нормального человека ипсация всегда носит умеренный характер и безвредна. У психически больных (шизофренией, маниакально-депрессивным психозом) и у психопатов, а также после некоторых заболеваний (энцефалит) она может принимать характер одного из проявлений синдрома расторможенных влечений.
Ипсация носит характер саморегуляции полового влечения, которое не находит адекватных возможностей удовлетворения. Занятия ипсацией снижают на время активность влечения, и потребность в ней ослабевает. Правда, при особом складе личности, при повышенной половой возбудимости, ипсация может причинить вред. Если нормальные половые отношения связаны со многими условиями, обстановкой, наличием партнера и т. д., что существенно ограничивает их возможность, то при ипсации эти моменты не имеют значения. Таким образом, у нормального человека ипсация не бывает чрезмерной и безвредна, навязчивый же ее характер и в связи с этим возможный вред — следствие каких-то особенностей психического склада личности или же результат болезни.
Может ли ипсация все-таки принести вред? Да, но вредна не сама ипсация как таковая, а связанные с ней моменты. Поскольку ипсация осуждается с морально-этических позиций, она часто сопровождается возникновением чувства вины, угрызениями совести, что может вести к развитию невротических реакций, в частности не уверенности в своих силах при нормальном половом контакте. Так, по данным И. М. Аптера (1968), среди большой группы больных с различного рода сексуальными нарушениями, обследованных в течение 20 лет его практики, 20,7% больных страдали импотенцией, которая развилась на фоне чувства неполноценности в связи с занятиями ипсацией в подростковом и юношеском возрасте. Короче говоря, в подавляющем количестве случаев вредна не ипсация, а боязнь ее последствий.
Мнение, будто бы о занятиях ипсацией можно узнать по выражению лица, по взгляду, по особенностям поведения и т. д., не только ошибочно с медицинской точки зрения, но и вредно с педагогической.
Потребность в писании объективно возникает в подростковом возрасте, когда половое влечение и половое возбуждение не находят возможностей удовлетворения, а половое воспитание не помогает найти для этого педагогически приемлемые способы. Фактически в подавляющем большинстве случаев ипсация начинается после 14—15 лет и продолжается до начала нормальной половой жизни, практически всегда заканчиваясь к 25 годам. Ненормальным явлением она становится у людей, имеющих возможность нормальной половой жизни.
Как подчеркивалось выше, неосознанные проявления активности половых центров могут наблюдаться у грудных детей, чаще у тех, кто отягощен родовой травмой или какими либо другими заболеваниями, но порой и у вполне здоровых. Проявляется это в судорожном сжатии бедер и ритмичных изгибаниях позвоночника, что сопровождается прерывистым дыханием, покраснением кожных покровов (парасимпатическая реакция), потением. Через 1—2 мин наступает сон. Эти явления справедливо можно рассматривать как признак возбуждения диэнцефальной области, нечто вроде эквивалента эпилепсии.
У детей 2—5 лет могут наблюдаться также описанные выше характерные раскачивания корпуса в положении на четвереньках, непроизвольный характер которых подтверждается тем, что происходят они в момент засыпания, когда торможение охватывает кору, а подкорковые центры оказываются расторможенными. Обычно эти явления проходят бесследно; чаще наблюдаются они у легко возбудимых детей. Мы убедились также, что склонность к подобным эксцессам усиливается в период, когда ребенок не здоров (например, во время ОРЗ или подобных заболеваний, нарушающих общее состояние и у взрослого, безусловно, приводящих к снижению половой активности). Это весьма существенный ц характерный момент.
У детей 7—8 лет бывают более осознанные явления ипсации, что в этом возрасте безусловно следует рассматривать как отклонение в сексуальном развитии, и в первую очередь как признак повышенной сексуальной возбудимости. В этом случае необходимо обратиться врачу, особенно если ребенка не удается отвлечь от таких действий. Во всяком случае о какой-то «испорченности», «развращенности» здесь не может быть и речи. Наконец, у подростков ипеация вообще не должна рассматриваться в качестве патологического явления, если, разумеется, она не носит навязчивого характера.
С неверными представлениями об ипсации связаны многочисленные педагогические ошибки. Некоторые из них весьма существенны и могут нанести ребенку большой вред. Одной из типичных является следующая. Обнаружив, что ребенок занимается ипсацией, родители придают этому чрезмерное значение и, опасаясь страшных последствий, начинают «принимать меры» — обычно это сводится к запугиванию ребенка, дежурству у его постели и т. п. Вред от этого большой: во-первых, усугубляется чувство вины, появляется чувство стыда, подавленности; во-вторых, ребенок (особенно подросток) и сам начинает опасаться страшных последствий своего «порока», что в отдельных случаях достигает степени мучительных ипохондрических ощущений; в-третьих, не оправданно большое внимание фиксируется на сексуальных моментах.
Еще больший вред ребенку может быть причинен, если, застав его в момент ипсации, родители принимают крутые меры. Так, если ребенка избили в момент мастурбации, специфическое ощущение может быть по механизму доминанты резко усилено болевым. Совпадение усиленного оргастического ощущения и боли по механизму импринтинга может образовать очень прочную связь, и во взрослом состоянии этот человек сможет испытывать сексуальное удовлетворение лишь в случае, если его бьют, мучают и т. д. (такое извращение получило название мазохизма).
К сожалению, в некоторых руководствах по сексологии, особенно более ранних лет, а также в «научно-популярных» изданиях последнего времени содержатся совершенно неверные советы относительно «борьбы» с ипеацией (онанизмом). Их выполнение чревато последствиями, которые могут оказаться преступными по отношению к ребенку.
Если родители застали подростка за таким занятием, ни в коем случае нельзя подавать вида, что они что- то знают. Не стоит также начинать после этого каких- либо разговоров о вреде или позорности онанизма. Правильное поведение родителей в подобных случаях сводится к следующему. Вопервых, необходимо обратиться к врачу по поводу повышенной возбудимости, раздражительности подростка (а это наблюдается у многих), за получением рекомендаций и назначений, которые подросток может расценить просто как проявление заботы о его здоровье, без малейших намеков на возможные занятия ипеацией. Во-вторых, следует пересмотреть режим занятий подростка, с тем чтобы он больше был загружен каким-либо полезным делом, имел больше моментов отвлечения. В-третьих, необходимо помочь подростку в овладении педагогически приемлемыми способами удовлетворения полового влечения, ни в коем случае не подавлять его стремления к общению с подростками другого пола. Следует учесть, что к ипсации вынуждены чаще прибегать подростки нелюдимые, с более ограниченными контактами, чем активно общающиеся, поскольку, как уже говорилось выше, личностное общение с представителями другого пола уже содержит в себе момент удовлетворения полового влечения, в первую очередь психического его компонента; чисто органические компоненты влечения вполне удовлетворяются непроизвольной саморегуляцией (поллюции).
Мы неоднократно убеждались, что при беседе с врачом у подростков нередко бывает чувство внутреннего напряжения, смущения, которое заметно облегчается или устраняется, если в разговоре подчеркнуть, что с медицинской точки зрения у подростков в норме наблюдается много различных явлений, которых нет ни до, ни после этого возраста и которые не следует считать патологией. При этом вообще не стоит упоминать каких-либо конкретных явлений, а ограничиться констатацией факта наличия определенных особенностей. Как правило, это вызывает заметное чувство облегчения у подростка, равно как и упоминание о том, что все эти (опять не детализируя) явления характерны для каждого подростка.
Условно патологическим явлением сексуального развития могут быть и случаи жестокости и агрессивности. Вообще существует три уровня их проявления: маленький ребенок может проявить жестокость, не имея об этом никакого представления, из-за недостаточного по возрасту уровня развития, часто из самых лучших побуждений, например играя со щенком, котенком. Однако уже к 3—4 годам нормальный ребенок при правильном воспитании должен иметь представление о том, что не всякое его действие по отношению к другим существ вам допустимо. Второй уровень: ребенок по возрасту должен бы иметь ясное представление о результатах своей деятельности, но все еще не понимает, что причиняет боль другому живому существу. Третий уровень (явная патология): ребенок (подросток) сознательно, намеренно причиняет боль другому живому существу.
Вопрос об агрессивности и жестокости имеет принципиальное значение и не только для сексуального развития, хотя проявления жестокости нередко связаны с сексуальными моментами, что П. Б. Ганнушкин отмечал еще в 1901 г. Согласно положениям Фрейда, а в последние десятилетия и К. Лоренца, человеку, как и другим животным, свойствен инстинкт агрессии. По Фрейду, это настолько естественный инстинкт, что его подавление может привести к значительным невротическим явлениям. Однако правильной нам кажется другая точка зрения.
Как известно, личность выражается и раскрывается через деятельность. Следовательно, онтогенез личности — это и онтогенез деятельности, какой бы аспект ее ни взять — деятельность творческая, созидательная, деятельность общения или репродуктивная деятельность. Человек в любом возрасте является одновременно и субъектом и объектом деятельности. Существование инстинкта агрессии сомнительно, вероятнее существование инстинкта деятельности, одним из компонентов которого является и стремление к самоутверждению.
Ребенок рождается с инстинктом деятельности; степень связи: побуждение к деятельности — результат деятельности (конкретное содержание результата), который на время устраняет само это побуждение, — может быть различной. Патология возникает в том случае, если элиминировать (устранять) побуждение к деятельности может лишь такой результат, который связан с нанесением ущерба окружающей среде и ее обитателям. Таким образом, жестокость (равно как и склонность к порче предметов) — это не проявление инстинкта агрессии как такового, а патология деятельности и, следовательно, личности.
Совпадение некоторых моментов сексуального характера с проявлениями жестокости и агрессивности может привести к образованию прочной связи, и жестокость (вернее, насилие) как особый вид деятельности становится моментом сексуального удовлетворения. Естественно, этому способствует специфический склад личности, и особенно в условиях, когда половое влечение не находит педагогически приемлемых способов удовлетворения и подавляется «как таковое. Поэтому правильное половое воспитание — это и способ предупреждения проявлений жестокости.
Если значение проявлений ипсации, как правило, переоценивается, то проявление жестокости (насилия) нередко недооценивается, тем более что не всегда ее проявления сразу попадают под какую-либо статью уголовного кодекса. Между тем именно с проявлениями жестокости необходимо решительно бороться, безусловно их пресекать, не ожидая их развития.
В представлении большинства взрослых людей детство является счастливой и безмятежной порой. Если взять отношение к детям нашего государства и советских людей в целом, то это так и есть, для детей делается все возможное. Однако нельзя недооценивать значения того факта, что у ребенка даже в довольно раннем возрасте могут быть различные отрицательные эмоции и связаны они почти исключительно с отношениями между самими детьми.
Известно, что любая мать крайне чувствительна к обидам, которые причиняют ее ребенку. Однако далеко не каждая мать столь же чувствительна к обидам, которые наносит ее ребенок другим детям. Многие матери не понимают, что жестокость, обиды и т. д. приносят вред и самому обидчику, направляя его развитие по неверному пути. Агрессивный, жестокий ребенок отравляет существование другим детям, иногда создавая обстановку своеобразного террора, но и сам он формируется как ущербная личность. У такого человека во взрослом состоянии весьма вероятно развитие настоящего садизма, который заключается в том, что жестокость становится эквивалентом нормальной половой любви или же используется этим субъектом в качестве средства, которое делает возможным генитальный контакт. Необходимо с раннего детства прививать ребенку социально положительные способы самоутверждения.
Нередко старшие одергивают детей (подростков) по пустякам. Это неверно. По нашему мнению, может существовать лишь три момента безусловного запрещения:
а) запрещается деятельность, которая может причинить серьезную обиду или ущерб другим людям и животным;
б) запрещается деятельность, которая связана с уничтожением или существенной порчей результатов труда других людей;
в) запрещается деятельность, которая связана с угрозой здоровью самого ребенка.
* * *
Особенности сексуального развития ребенка необходимо рассматривать как одну из основ построения процесса полового воспитания. Как и в любом педагогическом процессе, в половом воспитании необходимо выделять моменты поощрительного (стимулирующего) и запретительного (профилактического) характера.
Одним из важнейших для полового воспитания является положение о том, что половая принадлежность (чувство, понимание половой принадлежности) — важнейший стержень формирования личности. Отсюда следует, что для правильного формирования личности необходимо всячески укреплять этот элемент сексуального развития, способствовать его наполнению социально ценным содержанием, формировать в каждом ребенке понятие настоящего мужчины (женщины) и прививать побуждение к обязательному соответствию этому представлению. Педагогика не должна быть бесполой.
Следующим принципиально важным является положение о том, что половое влечение не должно подавляться как таковое, а, напротив, необходимо прививать подростку педагогически приемлемые способы его удовлетворения. При этом необходимо еще раз принципиально подчеркнуть, что для человека как социального существа удовлетворение полового влечения отнюдь не сводится к генитальному контакту. Подобные взгляды — грубый биологизм, наносящий большой вред педагогическому процессу. Привитие педагогически приемлемых способов удовлетворения полового влечения должно способствовать решению проблемы общения и предупреждению таких отклонений, как жестокость, насилие, употребление алкоголя.
Важно в целях профилактики предупредить преждевременное осознание ребенком значения некоторых проявлений сексуального развития. Поведение взрослых не должно привлекать внимания ребенка к сексуальным проблемам, и поэтому они должны твердо знать, что в сексуальном развитии ребенка нормально, а что выходит за пределы нормы. Нельзя допускать преждевременную информацию ребенка по сексуальным вопросам, а для этого необходимо знать, какая информация в каком возрасте будет полезной; следует также устранять возможность прямого совращения детей, подростков и юношей сексуально патологическими субъектами.
Вопреки утверждениям некоторых авторов, информация сексуального плана не влияет на половое созревание, однако она влияет на формирование функциональной сексуальной системы. Дело в том, что афферентный и эфферентный механизмы этой системы созревают раньше, чем центральный аппарат, не говоря уже о таком его отделе, который объединяет элементы психологического плана, включает установку личности на репродуктивные вопросы, делает возможным процесс социального торможения проявлений полового влечения. О созревании элементов функциональной сексуальной системы можно судить уже по характеру и времени появления элементарных сексуально значимых реакций. Элементы сексуальной системы созревают с достаточной полнотой раньше, чем происходит их объединение в единую систему. Здесь выявляется ее существенное отличие от других физиологических систем, для которых характерно то, что они созревают постепенно, уже функционируя с момента рождения. Сексуальная же система созревает сначала в виде некоторого количества не объединенных еще в единое целое элементов, и лишь затем как система, причем это созревание в отличие от других систем предусматривает формирование и совершенствование таких вышеуказанных механизмов, как механизм социального торможения, репродуктивная установка личности и т. д., что вполне понятно, так как репродуктивная функция человека, пожалуй, наиболее яркий пример диалектики соотношения социального и биологического.
Сексуальной системе, как и любой другой функциональной системе, свойственны определенные соотношения между актуальным и потенциальным уровнем активности, функциональный резерв. Установка личности по сексуальным вопросам определяет многие, казалось бы, сугубо физиологические моменты в деятельности сексуальной функциональной системы.
Одним из важных положений данного раздела главы является также и то, что без учета особенностей сексуального развития ребенка невозможно решить проблему периодизации его развития. Сексуальное развитие — необходимый элемент онтогенеза, подчиненный всем его законам. Вместе с тем это элемент не только онтогенеза физиологических систем, но и развития личности.