Главная
РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЙ
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 331-332.
РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЙ
Ермаков П.Н, Абакумова И.В (Ростов-на-Дону)
За последнее десятилетие существенные изменения, затронувшие систему образования, произошли как во внешней (чисто организационной), так и во внутренней (научное осмысление проблем образования на уровне современного общепсихологического и общедидактического знания) сфере. Изменились структура образования, число учащихся в различных учебных заведениях, умножились типы учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, увеличилось число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультативной, обслуживающей, исследовательской деятельностью.
ВОЗМОЖНА ЛИ ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 128-129.
ВОЗМОЖНА ЛИ ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Исенина Е.И. (Иваново)
Проблемы повседневной практики — произвол, эмоциональное, физическое и психическое насилие в школах заставляют задуматься о судьбе гуманистических и демократических реформ в школе, к которым общество так стремилось в конце 80-х.
Эти вопросы не случайны. По своей культуре, деятельности государства, ценностям общества Россия и Запад различны. В индивидуалистическом западном обществе основная ценность — индивидуальная уникальная личность. Основа государства на Западе — демократия. Россия относится к странам с коллективистской культурой и авторитарными установками. Можно привести ряд доводов в пользу возможности развития гуманизации обучения в наших школах
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫ
«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 306-307.
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫТуленина Н.В., Смирнова М.М. (Екатеринбург)
В связи с изменением социального строя — переходом к демократии — эволюционируют все сферы общественной жизни, в том числе и система образования. В ней наблюдается тенденция к изменению стиля обучения. В настоящее время сосуществуют две основные модели организации процесса обучения: моноактивная и интерактивная. Моноактивные методы являются преобладающими методами современного образования. А интерактивные методы, хотя и были разработаны давно, только сейчас постепенно начинают приобретать более широкое распространение.
Рассмотрим специфику каждой модели обучения и покажем необходимость применения обеих систем при преподавании психологии. С этой целью продемонстрируем особенности каждой из моделей и сравним их между собой.
Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие - М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.85-98, 134-147.
Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Аксиологическая функция образования
Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим, социально-нравственным и профессиональным развитием личности.
Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Ее решение связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его «человеческого измерения».
Аксиологические идеи: универсальность и фундаментальность, гуманистических ценности, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.
Аксиологизация мирового образовательного пространства
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие - М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.74-84
Аксиологизация мирового образовательного пространства
Тенденции мирового развития: 1) ускорение темпов развития общества; 2) переход к постиндустриальному, информационному обществу; 3) высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкуренции; 4) сокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда; 5) демократизация общества; 6) возникновение и рост глобальных проблем.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности — семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.
На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Специальность: 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания
(технические дисциплины, уровень высшего образования)»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Астрахань
Работа выполнена на кафедре теоретической и общей электротехники
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Зайнутдинова Лариса Хасановна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Латышев Владимир Леонидович
доктор педагогических наук, профессор
Везиров Тимур Гаджиевич
доктор технических наук, профессор
Петрова Ирина Юрьевна
Ведущая организация: Институт информатизации образования
Российской академии образования
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется переходом к инновационной модели развития науки, техники, технологий. Определены девять приоритетных направлений научно-технической политики страны на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу. При этом наивысший приоритет получило направление информационно-телекоммуникационных технологий и электроники. В этих условиях решающее значение приобретает проблема информатизации образования.
В настоящее время информатизация образования рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. К перспективным направлениям информатизации образования отнесены (Концепция модернизации Российского образования до 2010 года): разработка и оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а именно электронных образовательных изданий и ресурсов (ЭОИР), и расширение масштабов их внедрения в учебный процесс.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Дата «___»_____________год. Школа ______класс _____Время_________________
Учебный предмет__________________________ Ф.И.О. педагога________________
Тема учебного занятия____________________________________________________
- Сформулируйте учебно-воспитательную цель учебного занятия и проследите динамику ее достижения: а) достигается на протяжении всего урока; б) достигается на некоторых этапах урока; в) не представляется возможным определить цель данного занятия.
- Организация содержания учебного материала:
- отбор наиболее значимого материала;
- структурирование учебного материала;
- отбор примеров и доказательств, учитывающих социальный опыт учащихся;
- отбор задач и заданий разной степени сложности, направленных на развитие мышления, воображения, учебной мотивации, активной жизненной позиции учащихся и т.п.
- Выбор методов обучения на данном занятии:
- направленные на первичное овладение знаниями (информационно-развивающие, продуктивные);
- направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков (репродуктивные, творчески-продуктивные).
- соответствие выбора методов обучения основным педагогическим принципам организации образовательного процесса (социальной обусловленности и научности обучения; практической направленности подготовки; целеустремленности, системности и последовательности; доступности и высокого уровня трудности; сознательности, активности и мотивированности обучаемых; дифференцированного и индивидуального подхода в обучении; комплексности и единства обучения и воспитания).
Методические указания по реализации научно-методической работы управленческо-педагогических работник
Методические указания разработаны с целью:- самоорганизации научно-методической работы управленческо-педагогического персонала;
- оказания помощи управленческо - педагогическим работникам в разработке и оформлении научно-методической работы с учетом установленных единых норм;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ |
|
ВИДЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|
РЕФЕРАТ |
|
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ |
|
ДОКЛАД |
|
СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ |
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
ОТДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|
Приложение 1. Примерный перечень научно-методических тем |
|
Приложение 2. Список рекомендованной литературы |
|
Приложение 3. Рекомендации по работе с источниками. |
|
Приложение 4. Образец оформления титульного листа. |
|
ВВЕДЕНИЕ
К причинам, побуждающим управленческо - педагогический персонал образовательных учреждений создавать научно-методические разработки, можно отнести:
- потребность в саморазвитии;
- потребность поделиться накопленным опытом, наблюдениями, педагогическими находками, открытиями;
- отсутствие, недостаточность или просто неудовлетворительный уровень учебно-методической информации по каким – либо вопросам профессиональной деятельности;
- необходимость в позиционировании результативности своей деятельности и самоутверждении среди коллег.
Перечень этот, безусловно, можно продолжить. Но независимо от причин, из-за которых педагог или административный работник пишет научно - методическую разработку, он совершает акт творчества и поднимается на более высокую ступень профессионального мастерства.
Таким образом, научно-методическую работу педагога или административного персонала следует рассматривать как деятельность, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ2 Цели и задачи Организации научно-исследовательской деятельности студентов 4
3 Формы научно-исследовательской деятельности.. 6
4 Функциональные обязанности участников НИД.. 9
5 Организация студенческой научной деятельности.. 12
6 требования к содержанию научно-исследовательской работы... 18
7 Требования к оформлению научных работ студентов.. 22
1 Общие положения
1.1 Настоящие методические рекомендации об организации научно-исследовательской работы студентов в ТКС разработаны в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об образовании», государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Типовым положением об образовательном учреждении СПО, учрежденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 года № 543, Положением о научном обществе студентов в ТКС ЮУрГУ.
1.2 Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, методического и организационного характера, обеспечивающий обучение всех студентов методам научных исследований применительно к избранной специальности в рамках учебного процесса и вне его.
1.3 Система НИРС — одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов через освоение студентами в процессе обучения основ профессионально-творческой деятельности, приемов (методов) выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы.
1.4 Учебный процесс в среднем специальном учебном заведении должен отвечать требованиям мировых стандартов и представлять собой синтез обучения, производственной практики и научно-исследовательской работы, в связи с чем организация НИРС в ТКС ЮУрГУ является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творческими методами решать профессиональные, научные и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, и входит в число основных задач колледжа, решаемых на базе единства учебного и воспитательного процессов.
Тесты на определение профессиональной компетенции
ОглавлениеII ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ». 6
III ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НПО, СПО.. 10
IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. 12
VI ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ... 20
VII СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 22
X СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.. 26
XI ВНУТРЕННИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЛЕДЖА.. 29
Положение «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников колледжа». 29
Правила внутреннего распорядка ЮУрГУ.. 30
Положение «О должностной инструкции». 31
Правила поведения обучающихся в колледже. 31
Правила приема на обучение по программам начального, среднего профессионального образования. 32
Положение «О Совете профилактики правонарушений». 33
Положение «О студенческом самоуправлении». 33
Положение «Об организации и проведении поэтапной аттестации». 34
Положение «О производственном обучении и производственной практике учащихся НПО». 35
Положение «О производственной (профессиональной) практике студентов СПО». 36
Положение «О планировании и организации самостоятельной работы». 37
Положение «О педагогическом совете». 37
Положение «Об управляющем совете». 38
Правила ведения журнала учебной группы.. 38
Положение «О порядке предоставления ДОУ». 39
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ АТТЕСТУЕМОГО.. 40
Представленный сборник тестовых заданий предназначен для оказания методической помощи аттестующимся педагогическим и руководящим работникам в процессе подготовки к процедуре компьютерного тестирования по программе «Оценка уровня профессиональных знаний аттестуемого».
Настоящий сборник включает:
- 280 тестовых заданий по 11 направлениям нормативной документации;
- список литературы, рекомендованный для успешного прохождения аттестации на все квалификационные категории;
- оценку уровня профессиональных знаний аттестуемого, с указанием критериев оценки.