В наше время открывают разные училища, в которых дети обучаются полезным рукоделиям и вообще упражняются в приличной деятельности. Цель важная, и подобные заведения много обеща­ют. Дети здесь не только охотно занимаются и со­держатся под надзором, в то время как, предостав­ленные сами себе, они находились бы в праздности и без присмотра. Но еще получают много пользы как для души, так и для тела, потому что мало-по­малу привыкают к деятельности, так что бездейст­вие становится им в тягость.

Дело не в том, как быстро дети привыкают хо­дить, но в том, чтобы они ходили хорошо. Главное в этом отношении, чтобы дети привыкали ходить лег­ко, твердо, смело, не очень медленно, не очень быс­тро и держать себя прямо, не теряя, впрочем, гибко­сти тела. Здоровые дети приобретают в этом навык сами собой, через постоянное упражнение, к чему много побудительных средств и случаев открывает сметливая материнская любовь, не связанная пред­рассудками. Однако и здесь нужно остерегаться из­лишества. Если детей учат ходить слишком рано, то это часто имеет следствием или кривизну, или сла­бость ног, или шаткую походку.

Органы чувств требуют особенного попечения. От них зависит не только внешняя деятельность, но часто и формирование души. Они суть как бы точки соприкосновения внутреннего и внешнего мира. Это преимущественно относится к органам слуха и зре­ния. Нечего говорить о крайне жалком состоянии тех, кто совершенно лишен этих органов, но кто не пожалеет и о тугих на ухо и подслеповатых? Сколь­ких невинных удовольствий жизни они лишены и ка­кие испытывают затруднения в исполнении обязан­ностей своего звания! Впрочем, и другие органы: обоняние, вкус и осязание — должны быть уважае­мы, частью по их непосредственной пользе, частью по их связи с известными способностями души, на­пример, по связи чувства обоняния с памятью, вкуса с чувством красоты и порядка.

Способность слова принадлежит к важнейшим преимуществам человека. Она пробуждается по­средством внутреннего стремления ребенка к обще­нию с другими и выражению своих мыслей. Само же умение говорить изучается через подражание и со­вершенствуется посредством упражнения. Поэтому:

Относительно внешней формы тела главное дело состоит в том, чтобы собственному развитию приро­ды не было поставлено никакого препятствия, а слу­чайно встречающиеся препятствия были, по возмож­ности, устраняемы. Очень часто недостаток, припи­сываемый природе, например, кривые ноги, горба­тость, косой взгляд и т.д. есть только следствие не­благоразумия родителей и воспитателей или их бес­печности; некоторые недостатки сами собой проходят, как скоро тело совершенно сформируется, например, несоразмерность членов у быстро выросших детей.

Физические недостатки зависят или от вредных привычек, или от расстройства телесного организма. Вредные привычки относятся или ко всему образу жизни, какова, например, изнеженность и избало­ванность, или к употреблению одного какого-нибудь органа, например, тяжелая походка, заикание, косой взгляд и т.д. Кроме того, важно здесь следующее правило: каждая привычка может быть побеждена только противной привычкой.

Надо, чтобы воспитанник мало-помалу сам при­выкал заботиться о своем здоровье. Но для этого нужны известные познания и правильное руковод­ство. Сюда относятся:

Если тело, эта низшая часть человека, стоит не­малого попечения, то как много надо обращать вни­мания на живущий в нем дух, созданный для вечности! Его первообраз есть Сам Бог, и образовать его — значит уподоблять его этому Первообразу, то есть так преобразовать, чтобы в нем отразилась беспре­дельная Божия премудрость и любовь. В душе чело­веческой есть различные способности. Они подробно рассмотрены в науке о душе (психологии); здесь из­влечем из нее только нужное для нашей цели.

Умственное образование относится не к одному только разуму, но и ко всем отраслям познаватель­ной способности. Долг воспитания — все эти спо­собности в воспитаннике развить так, чтобы он лег­ко и верно мог достигать своего временного и вечно­го назначения. Для этого нужны два условия: пра­вильное возбуждение умственных способностей и руководство ими и, что особенно важно,— постоян­ное упражнение.

Прежде нежели будем рассматривать умствен­ные способности порознь, предложим общие прави­ла и, в первую очередь, правила предосторожности, которые предохраняли бы эти способности от всего ослабляющего или разрушающего.

Есть такие примеры, когда родители и воспита­тели намеренно старались подавлять в ребенке неко­торые способности, например, любознательность, воображение и т.п., чтобы тем вернее предохранить его от злоупотребления ими. Но неправильность та­ких поступков видна уже из того, что было замечено выше. Хотя воспитатель и должен отсекать дикие наросты и лишние отростки, но самого дерева, то есть данных от Бога способностей, он не должен разру­шать, а, напротив, должен питать их и взращивать.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top