1. Государственный стандарт общего образования и его назначение.

      Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • социальной и профессиональной защищённости педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • единого подхода для расчёта федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования.

Он также позволяет разграничивать образовательные услуги, финансируемые за счет бюджета и за счет средств потребителя, и  определить  требования во всем образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Подробнее...

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования[1] направлено на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

 

Подробнее...

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение иностранного языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования[1] направлено на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;

языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;

социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) – расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;

компенсаторная компетенция – совершенствование умений выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля;

  • развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиция гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Предметное содержание речи

Социально-бытовая сфера – повседневная жизнь и быт, семейные традиции и межличностные отношения в разных культурах [2] Проблемы экологии и здоровья.

Социально-культурная сфера – проблемы города и села. Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры. Великие исторические события прошлого и современности. Проблемы современного общества.

Учебно-трудовая сфера – современный мир профессий. Рынок труда и выбор будущей профессии. Роль владения иностранными языками в современном мире. Возможности и перспективы самообразования. Новые информационные технологии.

Виды речевой деятельности

Говорение

Диалогическая речь

Cовершенствование умений:

  • вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения;
  • вести полилог, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.

Развитие умений: участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения/дополнения, выражать эмоции различного характера.

Монологическая речь

Развитие умений публичных выступлений, таких как: сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследователь-ской деятельности, ориентированной на выбранный профиль.

Развитие умений: подробно/кратко излагать прочитанное/про-слушанное/увиденное; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей, описывать события, излагать факты, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни.

Аудирование

Дальнейшее развитие слушания и понимания (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседника, а также содержания различных аутентичных аудио- и видеотекстов:

  • понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики, в том числе профильной, или в области личных интересов;
  • выборочное понимание значимой/интересующей информации из иноязычных аудио- и видеотекстов;
  • относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.

Развитие умений: определять тему/проблему; выделять факты/примеры/аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой; обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять свое отношение к ней.

Чтение

Совершенствование чтения и понимания (с различной степенью точности и полноты) аутентичных текстов различных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий / видов чтения:

  • ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
  • изучающего чтения – с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литера-туры;
  • просмотрового/поискового чтения – с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей, проспектов.

Развитие умений: выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/ результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления; определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; отбирать значимую информацию в тексте /ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности.

Письменная речь

Развитие умений писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр), излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста, писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/прослушанного/просмотренного, использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектно-исследовательской работы.

Развитие умений: описывать события/факты/явления; сообщать/запрашивать информацию; выражать собственное мнение/суж-дение; кратко передавать содержание несложного текста; фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/ увиденного; составлять тезисы или развернутый план выступления; обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе в русле выбранного профиля.

Перевод

Развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода текстов, связанных с тематикой профиля, с иностранного языка на русский язык.

Социокультурные Знания и умения

Расширение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ

Овладение основами знаний о системе изучаемого языка и следующими языковыми знаниями и навыками (рецептивными и продуктивными).

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новой лексике, связанной с выбранным профилем.

Произносительная сторона речи

Совершенствование ранее сформированных слухо-произноси-тельных и ритмико-интонационных навыков.

Лексическая сторона речи

Увеличение объема продуктивного и рецептивного языкового материала, используемых идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранных тем, в том числе профильно-ориентированных. Расширение объема потенциального словаря. Раз-витие и совершенствование соответствующих лексических навыков.

Грамматическая сторона речи

Расширение объема знаний о значении глагольных форм (видо-временных, неличных), средств выражения модальности, способов выражения условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию. Развитие и совершенствование соответствующих грамматических навыков за счет перехода части рецептивного грамматического материала (предназначенного только для понимания при чтении) в продуктивный. Систематизация изученных грамматических средств.

Компенсаторные умения

Расширение объема умений в использовании имеющегося иноязычного речевого опыта для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств; развитие умений: использовать паралингвистические (внеязыковые) средства, структуру текста, риторические приемы, справочный аппарат (комментарии, сноски); прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.

УчебнО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ умения

Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в тексте новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, группировка и систематизация языковых средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение обобща-ющих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация лингвистических и культуроведческих фактов в тексте; умение пользоваться словарями различных типов, современными информационными технологиями.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения иностранного языка на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
  • языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных;
  • новые значения изученных глагольных форм (видо-времен-ных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
  • лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранного профиля;

уметь

говорение

  • вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суж-дениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) официального и неофициального характера в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
  • рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, про-блематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;
  • создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/ страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

аудирование

  • понимать относительно полно (общий смысл) высказывание на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
  • понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
  • оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней;

чтение

  • читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

  • описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
  • расширения возможностей использования новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
  • расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
  • участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
  • обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

 

       На ступени среднего (полного) общего образования может быть начато или продолжено изучение второго иностранного языка за счет компонента образовательного учреждения.

       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИМ ОСНАЩЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

(Аннотация)


Введение

 

         Современный этап развития НПО, СПО характеризуется обновлением его содержания, связанным с социально – экономическими преобразованиями в стране, с внедрением в производство новейших видов техники, технологического оборудования, компьютерных систем и более современных методов выполнения производственных задач. В связи с этим на основе  требований государственных образовательных стандартов  возникает необходимость организации системной разработки нормативов оснащения кабинетов и учебно - производственных мастерских по каждой образовательной программе. На  основе требований ГОСТов строится управление  учебно – методическим и материально – техническим оснащением образовательных программ.

         Многообразие возможного использования средств обучения для реализации одного и того же учебного материала ставит перед педагогом задачу выбора наиболее эффективного их сочетания на занятиях как теоретического, так и производственного обучения.

         Существует несколько видов средств обучения: учебно – наглядные пособия, учебное и учебно – производственное оборудование, технические средства обучения.

         Учебно – наглядные пособия представляют систему средств обучения, которые  демонстрируются без помощи технических устройств:  конкретных образцов оборудования, материалов, изображений внутреннего устройства, явлений, схем, таблиц.

         Учебно - производственное и учебное оборудование охватывает совокупность предметов, ориентирующих студентов на практическую деятельность на основе двигательных умений и навыков.

         К техническим средствам  обучения относятся технические устройства, с помощью которых представляется учебная информация (кодоскоп, видеомагнитофон и др.) и носители информации (аудивизуальные средства обучения, технические средства программного обучения и контроля знаний).

Подробнее...
Методическая тема: «Формирование общей компетенции студентов «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности» в процессе освоения содержания дисциплины «Математические методы»

 

Раздел 1 Информационная деятельность

Форма организации деятельности

Содержание деятельности

(с перечнем источников информации)

Сроки

выполнения

Результат деятельности

пл

ф

1 полугодие

2 полугодие

1.1 Изучение материалов периодических

изданий, регламентирующих образовательную деятельность

Изучение Закона об образовании

Изучение содержания ФГОС по профессиям, специальностям

Изучение требований ТК по оформлению и разработке содержания обучения

август

Вып.

Знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность для формирования правовой компетентности

 

1.2 Поиск педагогической и

методической информации, цифровых образовательных ресурсов по предмету (дисциплине) преподавания в сети Интернет

Профессиональная литература:

интернет – источники:

1.    http://1september.ru -сайт газеты «1 сентября»

2.    http://www.ecsocman.edu.ru -федеральный образовательный портал

3.    http://som.fsio.ru - сайт сетевого объединения методистов

4.    http://lib.ru – виртуальная библиотека М. Мошкова

5.    http://ug.ru/-сайт «Учительской газеты»

6.    http://www.mon.gor.ru/-сайт Министерства образования России

7.    http://aldebaran.ru – виртуальная библиотека «Альдебаран»

http://wikipedia.org – виртуальная энциклопедия «Википедия»

В течение учебного года

В процессе работы

Информационная компетентность, обеспечивающая эффективное решение профессионально-педагогических задач 

 

 

 

 

 

 

1.3 Изучение научно-

педагогической и методической литературы по инновационным педагогическим технологиям, активным методам обучения, технологиям педагогической диагностики для формирования ПК и ОК обучающихся

1.Модульная технология обучения

Галковская И. Возможности и сложности модульного обучения: [опыт лингвистической гимназии г. Пскова]//Директор школы.-2007.-№4.-С.46-51.

2. Технология исследовательского обучения Кудрова И.А. Формирование современной научной картины мира у учащихся на основе исследовательского подхода//Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников. - М.,2006.-С.142-148.

3. Информационные технологии

Информационные технологии в российском образовании/сост.: И.Б. Шиян; автор идеи А.И. Адамский. - М.: Эврика,2003.-144с. - (Биб-ка культурно-образовательных инициатив)

4. Метод проектов в обучении и воспитании

Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова //Школьные технологии.-2006.-№5.-С.77-80.

В течение учебного года

В процессе работы

Знание принципов дидактики, основ педагогики и возрастной психологии, принципов организации и порядка разработки УПД, требований к обеспечению образовательного процесса предметными средствами обучения, содержания современных образовательных технологий для организации  занятий, в т.ч. открытых и МК,  в соответствии с требованиями новых ФГОС, обеспечивающие формирование  методической компетентности

 

             

Подробнее...

Проект  учителя математики  1 квалификационной категории  средней школы

 «Формирование ключевых и предметных компетенций на уроках математики»

Цель проекта: освоение учащимися в процессе изучения общеобразовательного курса математики ключевыми и предметными компетенциями, позволяющими им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни

Задачи проекта:

  1. Внедрение в учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного подхода
  2. Усиление прикладного, практического характера школьного курса математики
  3. Разработка и внедрение практико-ориентированных образовательных программ в дополнение школьному курсу математики (факультативные курсы, кружковая работа, внеклассная деятельность)
  4. Разработка способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в образовательном процессе.

Актуальность проекта.:

В настоящее время во всех нормативных документах (в «Стандарте 2004г.», в программах и др.), регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной и профильной подготовки учащихся по математике является также подготовка учащихся к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации.

Вместе с тем, всё чаще раздаётся критика в адрес «академической» подготовки наших выпускников, которые, как показывают результаты международных исследований, не справляются с заданиями, проверяющими математическую компетентность, обеспечивающую готовность учащихся к повседневной жизни в современном обществе.

Анализ ситуации с обучением математики в нашей школе показывает общее снижение успеваемости учащихся по математике (и других учебных дисциплин в том числе), связанное в первую очередь с отсутствием мотивации в изучении данного предмета. Современные школьники ясно осознают, что те знания и умения, которые они приобретают на уроках, вряд ли пригодятся в их будущей жизнедеятельности. Действительно, как можно убедить учащегося, например, в необходимости умения решать тригонометрические уравнения? Зачем, для чего ему это нужно, пригодится ли данное умение в послешкольной жизни? Только ли для продолжения образования в ВУЗе или ССУЗе? При отсутствии устойчивой мотивации изучения школьных дисциплин теряется интерес к учёбе в целом. Учащиеся становятся пассивными участниками образовательного процесса, снимая с себя ответственность за своё будущее.

 

Подробнее...
Профессиональные учебные заведения XXI века обязаны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности. Молодой специалист должен не только вписаться в эту реальность, но и быть эффективным в своей профессиональной деятельности. А значит, и сама система российского профессионального образования должна изменяться в соответствии с требованиями времени, сохраняя при этом все ценное, что было накоплено за предшествующую его историю.  Постиндустриальное общество принципиально изменяет характер общественного труда. В развитии ведущих экономик мира отчетливо видна тенденция перехода от массового, стандартизированного производства к производству товаров и услуг, удовлетворяющих индивидуальные запросы потребителя. Соответственно, изменяются и требования работодателя к специалисту.  Основная проблема современной системы профессионального образования, в частности СПО, – отрыв от реальности, догмат теории над опытом (реальностью). Для чего человек обучается профессии? Чтобы приобрести навыки, которые впоследствии он будет применять на рабочем месте. Чтобы приобрести навыки, необходимые для будущей работы, необходимо выполнять те же действия примерно в тех же условиях, что и на будущей работе. Чем ближе условия обучения к условиям реальной работы, тем более эффективно обучение. В среднем профессиональном образовании необходима коренная перестройка образовательного процесса в направлении изменения в нем приоритетов, перенесения, например, акцента с передачи информации на развитии конкретных и необходимых компетенций. Помимо компьютерной  грамотности особым спросом на рынке труда пользуются такие компетенции как умение общаться с клиентом и коллегами, креативность как навык генерировать свежие идеи, ответственность за качество произведенного товара или услуги. Важнейшей компетенцией становится умение учиться. Знание становится все более "скоропортящимся" продуктом. Технологическую цепочку профессиональной подготовки можно представить следующим образом: 1. Государство, как работодатель формулирует заказ в форме ФГОС СПО. 2. Учебное заведение СПО конкретизирует государственный заказ и обеспечивает условия его реализации.  3. Преподаватели реализуют разработанные на основе ФГОС СПО рабочие программы  в соответствии с учебными планами. 4. Студенты усваивают теоретические знания и формируют у себя профессиональные навыки. 5. Выпускники СПО начинают работать в качестве молодых специалистов, выполняя функциональные обязанности на  конкретных рабочих местах. Рассмотрим эту цепочку подробнее.  В государственном заказе, оформленном в  государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения выведены общие и специальные профессиональные компетенции выпускников как будущих специалистов. Новый подход должен позволить, при сохранении фундаментального образования, увеличить практическую и жизненную значимость профессиональной подготовки. Тем более что в разработке стандарта впервые приняли участие заказчики-работодатели, в нашем случае, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).  
Подробнее...

Императив инновационного развития России ставит, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Именно образование – как система формирования интеллектуального капитала нации  и как одна из главных сфер производства инноваций – создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов.  Образование выступает первым звеном инновационной цепочки «образование – исследования – венчурные проекты – массовое освоение инноваций».

Такая постановка вопроса является общепринятой и не оспаривается никем. Тем самым возникает иллюзия простоты его решения. Подъем образования отождествляется с расширением ресурсной базы существующих структурных элементов.

У России сегодня есть реальный риск – инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня. Между тем уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ актуальным потребностям.

Ошибкой будет восстанавливать старую систему образования, какой бы хорошей она не казалась ее выпускникам.

Подробнее...
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти накапливающие­ся изменения, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года, означают, по сути, процесс смены образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г.Б. Корнетов, А.Н. Новиков, Л.Г.Семушина, Ю.Г. Татур и др.), хотя само понятие «парадигма» используется ими не всегда.

Подразумевая под понятием «парадигма», вслед за Томасом Куном, «то, что объединяет членов научного сообщества» [17, с. 221], «всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества» [там же, с. 220], мы трактуем это понятие в самом широком смысле слова. Следовательно, применительно к целям настоящей статьи мы можем не вдаваться в анализ специфики научной парадигмы, ее роли в развитии науки, тезиса несоразмерности теорий различных ученых и его критики, например, X. Патиеном и Л. Лауданом [18]. Зато для нас особенно важно положение Т. Куна, что «парадигмы дают ученым не только план деятельности, но также указывают и некоторые направления, существенные для реализации плана» [17, с. 143].

Правомерность такого толкования понятия «парадигма» и его экстраполяции на широкий спектр социальных явлений (соответственно, сюда может быть включено и образование) подтверждается высказыванием одного из значимых исследователей социальных наук К. Бейли [34]. По его выражению, «парадигма как используемый в социальной науке термин есть некоторый перспективный фрейм (а perspective frame of reference) соотнесения для рассмотрения социального мира, состоящий из совокупности концептов и допущений» [там же, с. 24] и далее: «парадигма — это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир» [там же, с. 25].

Можно полагать, что в такой трактовке правомерно говорить не только о парадигме образования как целостного явления, но и о парадигмах, его составляющих, таких как цели, содержание, результат. Так, существующая долгие годы «ЗУН»1 — парадигма результата образования» включает теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки.

Эта парадигма принималась педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Это означало формирование новой парадигмы результата образования, к рассмотрению истории становления которой мы и переходим2.

Подробнее...

Типология уроков

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали  исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся,  из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков  в современной педагогики нет, наблюдаются различные подходы  к делению уроков.

В основу классификации урока  М.И.Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия. Все уроки можно делить на уроки:

  • изучения нового материла (1 тип);
  • совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);
  • комбинированные (3 тип);
  • контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)

Главное содержание  1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс до­стижения этой цели представляет собой  последова­тельное решение таких дидактических задач, как ус­воение новых понятий и способов действий,  формиро­вание системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

Основным содержанием 2-го типа урока  является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.  Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, примене­ние знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и на­выков, контроль за ходом изучения учебного  материа­ла и совершенствования знаний, умении и  навыков.

Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Подробнее...
|
Copyright © 2020 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top