Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения, например: [т'ул1] — тюль; индивидуальное лексическое значение — «тонкая сетчатая ткань»; слово тюль — имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения прежде всего лексического значения, а также употребления и происхождения. Лексическое значение слова — это тот главный рмысл, о котором мы думаем, когда произносим слово, смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Существует несколько способов объяснения лексического значения слов: 1. Толкование (разъяснение) слова в словарных статьях толковых словарей. Наибольшее количество — 200 000 слов — содержится в знаменитом четырехтомном «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В. И. Далем полтораста лет назад.
Самые полные толкования слов дает 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», составленный учеными Академии наук. В нем объяснено-значение 120 000 слов. В настоящее время этот словарь выходит 2-м изданием в 20 томах. Недавно появился однотомный «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова. В нем объясняется значение 130 000 слов, в том числе и тех, которые появились в русском языке в последние десятилетия.
2. Подбор синонимов: радость — веселье, оживление, праздник, торжество, ликование.

(см. Соловейчик, 2класс,   №237 …)

Составь и запиши предложения из данных слов. Озаглавь текст.

1. огромная, нужна, выносливость, пограничникам;

  • в, любую, на, погоду, они, посту, стоят;
  • ветер, гнёт, яростный, деревья, земли, до;
  • дождь, хлещет, проливной;
  • пограничники, а, зорко, границу, охраняют.
  • дежурные, следят, за, ученики, порядком;
  • книги, они, выдают, газеты, журналы, и;
  • библиотекарь, помогает, интересную, ребятам, книгу, выбрать.
  • в, городе, этом, комбинат, есть, уд…вительный (3);
  • он, в, поставляет, разные, уголки, страны, ж…вотных;
  • Камчатку, на, отправили, сам…лётом, б…бров, в клетках;
  • в, Москву, п…ехали,медвежата, поезде, на (4);
  • тысячи, птиц, певчих, м…г…зины, увезли (3), в,
  • Чем понравилось описание земляники?
  • Составь свой текст на тему «Земляничная полянка».
  • Что понравилось в описании зверька?
  • Опиши какое-либо животное, чтобы по внешнему виду и повадкам можно было определить, о ком составлено описание. Используй в описании имена прилагательные.
  • Какой это текст: повествовательный или описательный? Докажи.
  • С чего начинается текст о сороке и чем заканчивается?
  • Какие особенности отмечает автор у сороки? С чем он сравнивает хвост птицы и почему?
  • Понаблюдай за какой-либо птицей:

О С Е Н Ь

Л Е К С И К А

Имена существительные (названия предметов):

  • осень, волшебница, чародейка;
  • дождь, холод, изморось,   заморозки, морозец, изморозь, иней, снежок, снег;
  • в лесу, деревья, листья, листопад, ковёр, трава, цветы, ветер;
  • птицы, жаворонок, скворец, ласточка, стриж, иволга, лебедь, журавли;
  • ребятишки, голоса, пальто, шубка, шапка, сапоги, сапожки, варежки;   настала, наступила, пришла, трещат, светит, не греет, идёт, летит;
    • зима, зимушка, волшебница, чародейка;
    • погода, месяц, декабрь, январь, февраль, небо, облака, туча, деньки, солнце, луч, ночь, луна;
    • заморозки, холод, мороз, стужа, оттепель, сосулька, гололёд, изморозь, иней, кружева;
    • снег, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снеговик, Снегурочка, снегоход, хлопья, пороша, позёмка, вьюга, метель, метелица, буран, пурга;
    • в лесу, берёза, осина, рябина, сосна, деревья, кустарник;
    • голубь, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, свиристель, зимородок, оляпка, кормушка, пёрышки, головка, грудка, лапки;
    • заяц, лисица, медведь, медведица, волк;
    • пост, праздник, Рождество, Святки, колядки, веселье, Новый год, Крещение (Богоявление), водоосвящение, святая вода, каникулы, Кремль, ёлочка, хоровод, подарки;
    • сугроб, гора, санки, салазки, лыжи, коньки, каток, хоккей, крепость, клюшка; река, лёд, ледок, стекло, прорубь, полынья, здоровье, закаливание;
  • летит, порхает, падает, мелькает, вьётся, закружились, кружатся, запорошил, дует, воет, метёт;
  • расписал, разрисовал, развесил, пришёл;
  • радуются, съезжают, катаются, мчатся, летят стрелой, скользят;
  • прорубили, голодают, прилетели, сидят, нахохлились, взъерошил, леденит;
    • морозная, холодная, студёная, снежная, вьюжная, русская;
    • белые, серебристые, лёгкие, прозрачные, пушистые, высокие, низкое, серое, хмурое;
    • тусклое, зимнее, низкое, короткие, длинные, тёмные, гладкий, скользкий, кружевные;
    • красногрудый, жёлтая, чёрная, синие, хохлатая;
    • звонкие, задорные, весёлые, радостные, жизнерадостные, краснощёкие, румяные.

месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, погода, небо, солнце, луч, облака, туча, луна, деньки;

поля, сады, яблоки, груши, огород, урожай,   овощи, картофель, капуста, морковь;                                                 

лужи, ледок, речка, лёд;

берёзка, осина, рябина, дубки, сосна, кустики;

грибы, подберёзовики, подосиновики, опята, рыжики;

голубь, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, зимородок, оляпка, кормушка, пёрышки, головка, грудка, лапки;

заяц, лисица, медведь, медведица, волк;

                   Глаголы (действия предметов):

Подготовься к изложению                                                       3 класс, январь

  • Прочитай текст.
  • Определи тему текста и его частей.
  • Подбери заголовок к тексту и к каждой части.
  • Напиши изложение текста с помощью вопросов:

С помощью отдельных слов мы можем только назвать что-то, указать на что-то. Если мы хотим выразить мысль, то из слов надо построить предложение.    

Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить, раскрыть. Делаем это с помощью следующих предложений. В них должно говориться о том, о чём уже шла речь.

Имя существительное                      Имя прилагательное

 

                                  части речи

                                  Обозначают:

Предмет                                                                    Признак предмета

Отвечают на вопросы:

Кто? Что?                                                                    Какой? Чей?

                                и их формы

Н. ф. – И. п.                                                               Н. ф. – И. п., м. р.

За корнем суффикс обрел местечко.

Не словом угодил, а лишь словечком:

Река большая превратилась в речку,

С о с т а в     с л о в а

 

ПРИСТАВКА                        значимые                                                           Разбор слова по составу

                                                                                                      

КОРЕНЬ                                части слова,                                            1. Нахожу окончание,

                                                                                                                    для этого изменяю форму слова: …

СУФФИКС                                     основа слова

                                                                                                                 2. Основа слова – …

С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е

Поистине душа тает от умиления молитвенного и слёзы по ланитам

струятся, как вода. Сладостно молиться за всех.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

О б р а щ е н и е

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться,

Только, друг, не забывай:

Обращение запятыми отделяй

или выделяй.

 

Падежи

       М. р.

       Ср. р.

     Ж. р.

И. п.

     как ой?

холодн ый

   зимн ий

         (день)

            как ое?

       холодн ое

          зимн ее

                 (утро)

           как ая?

     холодн ая

        зимн яя

          (погода)

Р. п.

     как ого?

холодн ого

   зимн его

           (дня)

         как ого?

   холодн ого

       зимн его

                 (утра)

           как ой?

   холодн ой

         зимн ей

       (погоды)

Д. п.

     как ому?

холодн ому

   зимн ему

            (дню)

         как ому?

   холодн ому

       зимн ему

             (утру)

           как ой?

     холодн ой

         зимн ей

         (погоде)

В. п.

     как ой?

холодн ый

   зимн ий

          (день)

           как ое?

     холодн ое

         зимн ее

             (утро)

         как ую?

     холодн ую

    зимн юю

          (погоду)

Т. п.

       как им?

холодн ым

     зимн им

         (днём)

         как им?

   холодн ым

       зимн им

           (утром)

         как ой?

     холодн ой

         зимн ей

       (погодой)

П. п.

     о как ом?

о холодн ом

   о зимн ем

             (дне)

     о как ом?

о холодн ом

   о зимн ем

              (утре)

       о как ой?

о   холодн ой

     о   зимн ей

         (погоде)

 

Авторизоваться

|
Copyright © 2020 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top