Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению
Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения, например: [т'ул1] — тюль; индивидуальное лексическое значение — «тонкая сетчатая ткань»; слово тюль — имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения прежде всего лексического значения, а также употребления и происхождения. Лексическое значение слова — это тот главный рмысл, о котором мы думаем, когда произносим слово, смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Существует несколько способов объяснения лексического значения слов: 1. Толкование (разъяснение) слова в словарных статьях толковых словарей. Наибольшее количество — 200 000 слов — содержится в знаменитом четырехтомном «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В. И. Далем полтораста лет назад.
Самые полные толкования слов дает 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», составленный учеными Академии наук. В нем объяснено-значение 120 000 слов. В настоящее время этот словарь выходит 2-м изданием в 20 томах. Недавно появился однотомный «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова. В нем объясняется значение 130 000 слов, в том числе и тех, которые появились в русском языке в последние десятилетия.
2. Подбор синонимов: радость — веселье, оживление, праздник, торжество, ликование.
(см. Соловейчик, 2класс, №237 …)
Составь и запиши предложения из данных слов. Озаглавь текст.
1. огромная, нужна, выносливость, пограничникам;
- в, любую, на, погоду, они, посту, стоят;
- ветер, гнёт, яростный, деревья, земли, до;
- дождь, хлещет, проливной;
- пограничники, а, зорко, границу, охраняют.
- дежурные, следят, за, ученики, порядком;
- книги, они, выдают, газеты, журналы, и;
- библиотекарь, помогает, интересную, ребятам, книгу, выбрать.
- в, городе, этом, комбинат, есть, уд…вительный (3);
- он, в, поставляет, разные, уголки, страны, ж…вотных;
- Камчатку, на, отправили, сам…лётом, б…бров, в клетках;
- в, Москву, п…ехали,медвежата, поезде, на (4);
- тысячи, птиц, певчих, м…г…зины, увезли (3), в,
- Чем понравилось описание земляники?
- Составь свой текст на тему «Земляничная полянка».
- Что понравилось в описании зверька?
- Опиши какое-либо животное, чтобы по внешнему виду и повадкам можно было определить, о ком составлено описание. Используй в описании имена прилагательные.
- Какой это текст: повествовательный или описательный? Докажи.
- С чего начинается текст о сороке и чем заканчивается?
- Какие особенности отмечает автор у сороки? С чем он сравнивает хвост птицы и почему?
- Понаблюдай за какой-либо птицей:
О С Е Н Ь
Л Е К С И К А
Имена существительные (названия предметов):
- осень, волшебница, чародейка;
- дождь, холод, изморось, заморозки, морозец, изморозь, иней, снежок, снег;
- в лесу, деревья, листья, листопад, ковёр, трава, цветы, ветер;
- птицы, жаворонок, скворец, ласточка, стриж, иволга, лебедь, журавли;
- ребятишки, голоса, пальто, шубка, шапка, сапоги, сапожки, варежки; настала, наступила, пришла, трещат, светит, не греет, идёт, летит;
- зима, зимушка, волшебница, чародейка;
- погода, месяц, декабрь, январь, февраль, небо, облака, туча, деньки, солнце, луч, ночь, луна;
- заморозки, холод, мороз, стужа, оттепель, сосулька, гололёд, изморозь, иней, кружева;
- снег, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снеговик, Снегурочка, снегоход, хлопья, пороша, позёмка, вьюга, метель, метелица, буран, пурга;
- в лесу, берёза, осина, рябина, сосна, деревья, кустарник;
- голубь, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, свиристель, зимородок, оляпка, кормушка, пёрышки, головка, грудка, лапки;
- заяц, лисица, медведь, медведица, волк;
- пост, праздник, Рождество, Святки, колядки, веселье, Новый год, Крещение (Богоявление), водоосвящение, святая вода, каникулы, Кремль, ёлочка, хоровод, подарки;
- сугроб, гора, санки, салазки, лыжи, коньки, каток, хоккей, крепость, клюшка; река, лёд, ледок, стекло, прорубь, полынья, здоровье, закаливание;
-
- летит, порхает, падает, мелькает, вьётся, закружились, кружатся, запорошил, дует, воет, метёт;
- расписал, разрисовал, развесил, пришёл;
- радуются, съезжают, катаются, мчатся, летят стрелой, скользят;
- прорубили, голодают, прилетели, сидят, нахохлились, взъерошил, леденит;
- морозная, холодная, студёная, снежная, вьюжная, русская;
- белые, серебристые, лёгкие, прозрачные, пушистые, высокие, низкое, серое, хмурое;
- тусклое, зимнее, низкое, короткие, длинные, тёмные, гладкий, скользкий, кружевные;
- красногрудый, жёлтая, чёрная, синие, хохлатая;
- звонкие, задорные, весёлые, радостные, жизнерадостные, краснощёкие, румяные.
месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, погода, небо, солнце, луч, облака, туча, луна, деньки;
поля, сады, яблоки, груши, огород, урожай, овощи, картофель, капуста, морковь;
лужи, ледок, речка, лёд;
берёзка, осина, рябина, дубки, сосна, кустики;
грибы, подберёзовики, подосиновики, опята, рыжики;
голубь, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, зимородок, оляпка, кормушка, пёрышки, головка, грудка, лапки;
заяц, лисица, медведь, медведица, волк;
Глаголы (действия предметов):
Подготовься к изложению 3 класс, январь
- Прочитай текст.
- Определи тему текста и его частей.
- Подбери заголовок к тексту и к каждой части.
- Напиши изложение текста с помощью вопросов:
С помощью отдельных слов мы можем только назвать что-то, указать на что-то. Если мы хотим выразить мысль, то из слов надо построить предложение.
Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим её продолжить, развить, раскрыть. Делаем это с помощью следующих предложений. В них должно говориться о том, о чём уже шла речь.
Имя существительное Имя прилагательное
части речи
Обозначают:
Предмет Признак предмета
Отвечают на вопросы:
Кто? Что? Какой? Чей?
и их формы
Н. ф. – И. п. Н. ф. – И. п., м. р.
За корнем суффикс обрел местечко.
Не словом угодил, а лишь словечком:
Река большая превратилась в речку,
С о с т а в с л о в а
ПРИСТАВКА значимые Разбор слова по составу
КОРЕНЬ части слова, 1. Нахожу окончание,
для этого изменяю форму слова: …
СУФФИКС основа слова
2. Основа слова – …
С л о ж н о е п р е д л о ж е н и е
Поистине душа тает от умиления молитвенного и слёзы по ланитам
струятся, как вода. Сладостно молиться за всех.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
О б р а щ е н и е
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться,
Только, друг, не забывай:
Обращение запятыми отделяй
или выделяй.
Падежи |
М. р. |
Ср. р. |
Ж. р. |
И. п. |
как ой? холодн ый зимн ий (день) |
как ое? холодн ое зимн ее (утро) |
как ая? холодн ая зимн яя (погода) |
Р. п. |
как ого? холодн ого зимн его (дня) |
как ого? холодн ого зимн его (утра) |
как ой? холодн ой зимн ей (погоды) |
Д. п. |
как ому? холодн ому зимн ему (дню) |
как ому? холодн ому зимн ему (утру) |
как ой? холодн ой зимн ей (погоде) |
В. п. |
как ой? холодн ый зимн ий (день) |
как ое? холодн ое зимн ее (утро) |
как ую? холодн ую зимн юю (погоду) |
Т. п. |
как им? холодн ым зимн им (днём) |
как им? холодн ым зимн им (утром) |
как ой? холодн ой зимн ей (погодой) |
П. п. |
о как ом? о холодн ом о зимн ем (дне) |
о как ом? о холодн ом о зимн ем (утре) |
о как ой? о холодн ой о зимн ей (погоде) |