ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УИВЕРСИТЕТ)
 
 
Предметно-цикловая комиссия
________________________________________________________________
наименование
 
Основная профессиональная образовательная программа
_________ «_________________________________»
индекс ОПОП                    название образовательной программы
 
 
 
 
МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
 
по учебной дисциплине (МДК, ПМ)
________________________________________
наименование УД, МДК, ПМ
 
преподавателя (мастера п/о) _______ квалификационной категории
вторая/ первая/ высшая
______________________________________________
ФИО
 
г. Челябинск, 2011 г.
 
 
| Группа №__________ Дата проведения: « __»______________2011 г. | Согласовано: _____________ Ермилова Н.В., методист Технологического колледжа « __»_______________2011 г.   | 
 
 
 
 
 
Тема «___________________________________________________________________»
Тип занятия _______________________________________________________________
комбинированное, приобретения новых знаний, повторение и обобщение, контроля и коррекции
 
Вид занятия________________________________________________________________
теоретическое, теоретическое с элементами практического, практическое, лабораторное
 
Форма организации учебного процесса_________________________________________
       парная, групповая, фронтальная ,деловая игра, ролевая игра, учебная  дискуссия, тренинг, индивидуальный(групповой) проект, решение ситуативных(профессиональных/производственных) задач, конференция и т.п.
 
Методы обучения___________________________________________________________
          информационно-сообщающий, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный 
 
 
Методические приемы_______________________________________________________
словесные, наглядные, практические, решение типовых задач, доказательство, анализ, синтез, установление причинно-следственные связи,  решение нетипичных задач, исследовательская работа, проектная работа, анализ производственных ситуаций и т.п.
 
Информационное и материально-техническое обеспечение________________________
__________________________________________________________________________
                         литература для преподавателя и  обучающихся, интернет-источники, оборудование, предметные  средства обучения, ТСО 
СОДЕРЖАНИЕ
 
| Пояснительная записка………………………………………………………….. |   | 
| План занятия…………………………………………………………………….. Структура занятия……………………………………………………………….. |  | 
| Конспект занятия………………………………………………………………… |  | 
| Приложение 1. Средства обучения …………………….………………………. |   | 
| Приложение 2. Система средств контроля ……………….…………………… |   | 
| Приложение 3.Показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия………………………… Приложение 4. Фрагмент  Рабочей программы учебной дисциплины/МДК/ ПМ, относящийся к проводимому занятию (из 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, реализуемые в разделе, теме, включающим данное занятие; из 2.2 Тематический план и содержание темы или раздела, включающих данное занятие; из 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины –  Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) и Формы и методы контроля и оценки результатов обучения по разделу, теме, включающим данное занятие); Фрагмент раздела ОДК или ПТП, включающих проводимое занятие)……………………………………   Приложение 5.Аналитическая таблица самооценки по результатам занятия…………………………………………………………………………..         |   | 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
*В методической разработке мастер-класса представлена модель процесса обучения на основе инновационной технологии обучения – природно-рефлексивной технологии саморазвития человека: ситуация учебного занятия по теме «                                               ».                  Природно-рефлексивная технология позволяет реализовать два важнейших принципа инновационного обучения: личностно-ориентированное (персонифицированное) управление процессом обучения и организацию освоения учащимися содержания обучения в деятельности. Главной структурной единицей образовательного пространства является система «педагог – учебная группа». Основная функция педагога - создание необходимых условий для саморазвития обучающихся и самого педагога, обеспечение  творческого процесса познания предметного содержания, развития потребностей, способностей и сознания человека, их единство составляет внутренний механизм саморазвития человека. Педагог управляет познавательной деятельностью, поэтому освоение им норм (правил) и алгоритмов организации технологического пространства имеет особенно важное значение. В технологически организованном образовательном пространстве обучающиеся овладевают средствами предметного содержания и алгоритмами деятельности.
В ситуации реализуются следующие цели: мировоззренческая, предметная (образовательная, развивающая, воспитательная). Мировоззренческая цель направлена на выработку позиции (убеждений, ценностных ориентаций), предметная цель - на освоение предметного (профессионального) содержания ситуации. Для достижения предметной цели педагог проектирует учебные действия, определяет нормы времени для каждого этапа занятия и подбирает к ним необходимые и достаточные средства обучения. Реализация предметной цели обеспечивает достижение мировоззренческой.
Поскольку универсальной формой саморазвития человека является индивидуальная деятельность, в которой непрерывно происходит саморазвитие человека (обучающихся, педагога), его потребностей в познании, развитии познавательной активности и оценочной (рефлексивной) деятельности,  структура занятия разработана на основе универсальной модели деятельности: цели, действия, средства, результат, рефлексия и представляет собой технологическую организованную модель обучения,. В деятельности потребности преобразуются в цели, способности - в средства и способы ее достижения (результат), а сознание – в рефлексию собственной деятельности (она, в сущности, и есть индивидуальная технология саморазвития человека). В деятельности человек включается в разнообразные отношения с окружающим миром и учится строить их по объективным нормам. Система отношений (система деятельности) становится внешним механизмом саморазвития человека. Структура внутренне - внешнего механизма саморазвития человека позволяет рассчитать структуру природно-рефлексивной технологии обучения, как единства трех взаимосвязанных пространств: целевого, поисково-продуктивного и рефлексивного.
Предметное содержание в ситуации представлено специально разработанными средствами (древо понятия, модуль, семантическое поле), и алгоритмами учебной деятельности.
*представлен вариант пояснительной записки для МК на основе инновационной педагогической технологии – природно-рефлексивной технологии саморазвития человека.
 
Цели (планируемые результаты освоения содержания занятия)
 
Образовательная (знать, уметь):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
Развивающая (развить универсальные способности и общеучебные умения для формирования ОК):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
Воспитательная (формирование профессионально-важных личностных качеств):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
 
План занятия и нормы времени
 
| № п/п | Этап занятия | Время (мин) | 
| 1 | Организационный | 2-3 | 
| 2 | Целеполагающий (сообщение темы, целей занятия,  актуализация знаний, умений обучающихся, мотивация учебной деятельности, предъявление показателей и критериев оценивания освоения содержания занятия) | 3-5 | 
| 3 | Продуктивный | 25-30/65-70 | 
| 3.1* |   |   | 
| 3.2* |   |   | 
| …* |   |   | 
| 4 | Итоговый (рефлексия занятия, оценивание деятельности обучающихся, предъявление задания для самостоятельной работы) | 5-7 | 
 
 
Структура занятия  
 
| № этапа | Цели (задачи) этапа | Методы, приемы | Содержание этапа  (деятельность преподавателя и обучающихся) | Средства | 
| 1 |       |   |   |   | 
| 2 |       |   |   |   | 
| 3 |       |   |   |   | 
| 3.1 |       |   |   |   | 
| 3.2 |       |   |   |   | 
| … |       |   |   |   | 
| 4 |       |   |   |   | 
 
Конспект  занятия  
«______________________________________________»
преподавателя ___________________________________ в группе _________
 
Ход занятия
 
                                                                                                                                                                       Приложение 4
Рабочая программа учебной дисциплины (МДК/ ПМ)(выписка),  ОДК или ПТП (выписка) 
 
 
 
                                                                                                                                                            Приложение 5
Аналитическая таблица самооценки* по результатам занятия «______________________________________________»
преподавателя ___________________________________ в группе _________
| Этап занятия | Успехи | Ошибки | Причины ошибок | Способы устранения | 
| Проектировочный |   |   |   |   | 
| Организационный |   |   |   |   | 
| Целеполагающий |   |   |   |   | 
| Продуктивный |             |   |   |   | 
| Итоговый |     |   |   |   | 
                           
Дата _________________2011 г.                              Преподаватель: _______________________
 
Вопросы для проведения собеседования и для заполнения аналитической таблицы самооценки* по результатам занятия 
1.Какую цель занятия Вы ставили? Как данная цель соотносится с целями и задачами изучаемой дисциплины в целом? Какие профессиональные и общие компетенции обучающихся формировались на данном занятии? Развитию  каких личностно-профессиональных качеств студентов уделялось особое внимание?
- Какие педагогические подходы, технологии , методы и приемы используете в своей педагогической деятельности? Какие из них применили на данном занятии? 
- Какие методические и дидактические материалы Вы использовали для подготовки к занятию? Чей опыт используете? Занимаетесь ли обобщением собственного педагогического опыта? В какой форме его обобщаете?
4.Какие приемы мотивирования обучающихся  Вы обычно используете? На данном занятии?
5.В какой мере обучающиеся участвовали в подготовке занятия? В  определении целей и задач обучения?
6.Как Вы учитываете при проектировании и проведении занятия индивидуальные особенности  обучающихся? Имеете ли свою систему работы с перспективными обучающимися и обучающимися группы риска? Что она включает? Есть ли у Вас дифференцированные задания, ориентированные на обучающихся с различными индивидуальными ( психолого-физиологическими)  особенностями?  Каких результатов Вам удалось достичь по повышению учебных результатов обучающихся по сравнению с входным контролем («нулевым срезом»)?
7.Какие формы контроля применялись на данном занятии для оценивания достижений обучающихся?
8.Удалось ли Вам достичь запланированных результатов? Как Вы можете это обосновать?
                                                                                                                                                             Приложение 1
Средства обучения
 
Приложение 2
Система средств контроля
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3
показатели и критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов занятия
 
 
 
* Детализация продуктивного этапа занятия определяется преподавателем в зависимости от типа, вида, формы организации проводимого занятия (с указанием нормы времени).