Наука воспитания имеет своим предметом усо­вершенствование сил человека, как физических, так и нравственных. Цель ее — пробудить в ребенке дремлющие способности, укрепить их упражнением, частью предохранить от повреждения, а частью ис­править поврежденное, и все силы его привести в та­кое взаимное подчинение, чтобы они все согласно содействовали достижению назначения воспитанни­ка, как временного, так и вечного.

Общие правила воспитания относятся непосред­ственно:

а) к пробуждению способностей и руковод­ству ими;

б) к предохранению их от повреждения;

Ни духа, ни тела не нужно оставлять без обра­зования. То же самое нужно сказать и отдельно о каждой способности духа. Одностороннее образо­вание почти всегда влечет за собой печальные последствия. К чему, например, послужит живость воображения и верность памяти, если при этом не­достает человеку здравого смысла? К чему поведет обширное образование разума, если испорчено серд­це? До каких погрешностей может довести и доброе сердце, если оно оставлено без разумного руковод­ства? Воспитание должно развить все способности человека соответственно их назначению, должно развить тело и дух так, чтобы из земного человека образовался человек небесный.

Несправедливо думать, будто все способности нужно развивать одинаково. Воспитание должно производить в человеке единство и гармонию, а поэтому низшее надо подчинять высшему, а выс­шее — высочайшему. Эта гармония должна согла­соваться с назначением человека, как временным, так и вечным.

Как тело, так и дух человека в своем раскрытии следуют законам своей природы. Если воспитатель хочет соответствовать своему высокому званию, то он должен считаться с естественным ходом образо­вания и помогать ему посредством возбуждения и направления детских способностей. Только там надо противодействовать природе человека, где она ока­зывается поврежденной.

Хотя человеческие способности по своей природе у всех детей одинаковы и подлежат одинаковым за­конам развития, но в отношении образа и степени их обнаружения есть большое различие. В детях, в за­висимости от организации, темперамента, первых впечатлений детства, прежнего обхождения с ними, климата, питания и т. п., образуются некоторые част­ные свойства, как телесные, так и духовные, которые  мы называем личными или особенными качествами.

Образование нужно начинать с ранних лет и со­образовывать с возрастом. Всякий может видеть на опыте, как важно с ранних лет заботиться об обра­зовании тела, согласном с природой и приспособлен­ном к будущему развитию и употреблению его органов. И в нравственном отношении воспитание должно начинаться гораздо раньше, нежели это обыкновенно бывает.

Хотя в раннем возрасте духовные способности находятся еще в бездействии или слабо действуют, однако уже тогда можно сделать очень многое, час­тью пробуждая их, частью предварительно уравни­вая им путь, которым они должны будут проходить после своего пробуждения. Как это бывает, можно хорошо видеть даже на самых малых детях, когда они с любовью и приятностью смотрят в глаза мате­ри или отца, замечая их ласки.

Ранее было сказано, что образование должно быть сообразно с природой. Природа человека рас­крывается постепенно и заботится не столько о ско­рости образования, сколько о твердости его. Поэто­му воспитание должно верно следовать за таким хо­дом природы, не опережать ее, а только всегда по­могать ей. Здесь, как и везде, прежде нужно поло­жить хорошее основание, а потом, не переступая ни одной ступени, постепенно возводить здание.

Образованию нужно помогать:

а)   посредством упражнения детских сил и руко­водства ими.

Чтобы счастливо продолжать образование, необ­ходимо постоянное упражнение детских сил и руко­водство ими. Упражнение справедливо называют ма­терью искусства. Без упражнения сил нельзя на­учиться хорошо пользоваться ими. Напротив, чем ча­ще упражняют какую-либо силу, тем больше она ук­репляется и тем становится способнее к деятельности.

Всегда главное при воспитании сыновей — сы­новний страх к Богу. Эта истина не требует доказа­тельств. При воспитании важнее всего то, чтобы в детях глубоко укоренялись и всегда поддержива­лись: живая вера в Бога, навык постоянно ходить перед Ним, как всеведущим, и постоянная, искрен­няя забота о том, чтобы не оскорбить своими греха­ми Его — бесконечно благого и правосудного Отца, или кратко: сыновний страх к Богу. Он есть начало премудрости (Притч. 9, 10). Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч. 15, 16). Богат ли кто и славен или беден, похвала их — страх Господень (Сир. 10, 25). Если сыновний страх к Богу есть в душе воспитанника, то в ней заложено главное осно­вание доброго воспитания.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top