Если сообщаемые ребенку наставления и предо­стережения не могут удержать в порядке беспоря­дочных его влечений, то надо прибегнуть к соответствующим мерам принуждения. Там нет ис­тинной любви к детям, где для удержания детского своенравия и вольности не хотят употреблять нуж­ной строгости: хотя и с прискорбием, но надо посту­пать вопреки детскому легкомыслию, когда это нуж­но. Мудрый говорит: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына (Притч. 13, 23). Также если прежде данное предостережение было пренебреже­но воспитанником и, может быть, уже не один раз, то нужно, чтобы от этого пренебрежения он подвер­гался неприятным последствиям.

Погрешающий ребенок должен на деле испыты­вать, что каждое уклонение от пути порядка ведет к неприятностям. Например, ребенок, неумеренный в употреблении пищи или сластолюбивый, расстроив­ший тем самым свой желудок, пусть принимает горькое лекарство или соблюдает строгую диету, не­опрятный — пусть подвергается стыду и ставится позади, сварливый — пусть удаляется от общения с другими, забывчивый — пусть снова повторяет за­бытое, ленивый — пусть лишается пищи, пока не выполнит своего дела, обманывающий — пусть ли­шается доверия до тех пор, пока не исправится и т.п.

Если же неприятные последствия вредны для ребенка, то их надо отменять или делать безвредны­ми, но во всяком другом случае, после совершенных детьми проступков, необходимо намеренно подвер­гать их неприятным последствиям и, если они сами по себе слишком слабо действуют на детей, усили­вать их посредством сопутствующих обстоятельств.

Кроме того, беспорядочным склонностям надо противодействовать и посредством произвольно из­бираемых наказаний. Предварительное объявление их называется угрозой. При этом необходимо со­блюдать следующие правила: а) в угрозах надо быть умеренным; б) никогда не нужно угрожать чем-ни­будь таким, чего нельзя или не должно делать; в) уг­рожая ребенку, надо обращать внимание и на лич­ные его свойства; г) объявленные угрозы, в случае пренебрежения ими, всегда должны быть выполняе­мы. Поэтому угрожать надо с рассуждением и каж­дый раз сдерживать слово, а когда нужно отменить наказание, то надо делать это так, чтобы ребенок в отмене отнюдь не видел для себя поблажки.

Если угроза оставлена без внимания, то надо присту­пить к объявленному наказанию. Цель наказания — не причинить боль ребенку или отомстить ему, но отсечь возникающие ростки зла и положить пределы пробуждающимся отрицательным наклонностям.

Само собой разумеется, что не нужно избирать никаких вредных наказаний, от которых, напри­мер, подвергается опасности здоровье, чувство стыда и чести или слишком раздражается сердце. Как как наказание должно происходить единственно из любви, то, прибегая к нему, всегда надо иметь в виду только благо ребенка. Об этом будет сказано подробнее, когда речь пойдет о нравствен­ном воспитании.

Нужно ли употреблять телесные наказания? Конечно, жалко, если человек весьма мало, а может быть, и совсем не имеет чувства для высоких и благородных впечатлений, и поэтому необходимо бывает поступать с ним, как с неразумным животным, но кто будет отвергать, что есть такие люди?

Таких мы встречаем часто, особенно между малолетними, совсем необразованными и одичавшими детьми. Для них телесные наказания необходимы. Мудрый говорит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда (Притч. 19, 18). Конечно, нельзя одобрять неумеренного гнева и жестоких поступков некоторых родителей или воспитателей и никак нельзя желать возвращения тех наказаний, которые прежде употреблялись в училищах, но вредно и то, гели при воспитании совершенно удаляются от строгости благоразумных предков и тем самым ослабляют строгость нравов. Мудрые всегда шли золотым путем середины: им должны подражать и мы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top