Надо, чтобы воспитанник мало-помалу сам при­выкал заботиться о своем здоровье. Но для этого нужны известные познания и правильное руковод­ство. Сюда относятся:

а) познание человеческого тела вообще и особен­но тех органов, которые важнее других и притом лег­ко повреждаются, например, легкое, глаза и т.п. Впрочем, без цели было бы даже опасно препода­вать детям полную систему анатомии;

б) познание важнейших опасностей, которым во­обще подвержен человек, и особенно воспитанник, по своему физическому сложению, по своему насто­ящему положению и по общему положению в его предполагаемом звании. Человек для собственного блага обязан познавать самого себя и в физическом отношении посредством постоянного наблюдения, чтобы знать, что вредно для его здоровья и что по­лезно. Только нужно остерегаться, как бы он не стал боязливым. Человеку нужно иметь мужество в той же мере, как и предусмотрительность.

В то же время воспитанника надо самим делом учить тому, как он должен с благоразумием отвра­щать предстоящие опасности, как поступать при не­избежных опасностях и что делать, если потерпит вред. Для этого нужно предостерегать его от свойст­венного молодым людям легкомыслия, которое не боится никаких опасностей, и от своеволия, которое своим безрассудством навлекает опасности. Нужно знакомить воспитанника с необходимыми правилами осторожности, как, например, он должен обходиться с известными орудиями, как вести себя в непого­ду, после сильного разгорячения или охлаждения, когда входит в те места, где воздух слишком вреден, например, при посещении больных и т.п.

Особенно надо приучать воспитанника сохранять присутствие духа и рассудительность в непредвиден­ных случаях. Некоторые предварительные в этом ро­де упражнения, предпринимаемые с благоразумной осторожностью, могут быть очень полезны. Вообще, при помощи воображения, надо воспитанника чаще ставить в подобные положения, например, что бы он стал делать во время пожара или наводнения и т.п. Иногда нужно рассказывать ему, как другие посту­пали в таких ситуациях, заставляя его о том произно­сить свои суждения, и таким образом готовить его са­мого к подобным случаям.

Напротив, вредно было бы давать малолетним детям для чтения собственно медицинские книги. Да­же и лучшие из сочинений этого рода обыкновенно делают детей внимательными к таким предметам, для которых возраст их еще не созрел. От этого, особен­но у раздражительных людей, очень легко рождается излишняя заботливость о здоровье, и такие читатели весьма часто в случае болезни со вредом берутся ле­чить самих себя и других, обходя врачей.

Для того чтобы эти наставления имели желае­мый успех, надо действовать не только на разум де­тей, но и на волю. Главное дело и здесь — сыновний страх к Богу и ранний навык с благоговением перед Ним умерять свои желания и владеть самим собой. Только при этом условии резвая юность может быть удерживаема в пределах долга и благоразумия; толь­ко таким образом благовоспитываемые дети с успе­хом могут выдержать борьбу против разрушитель­ной силы греховных пожеланий и страстей.

При этом чаще нужно обращать внимание вос­питанников на то, как легко человек может расстро­ить свое здоровье, какие печальные последствия возможны из-за недостатка предусмотрительности, как тяжело иногда легкомысленный принужден бы­вает раскаиваться в одном каком-нибудь опрометчи­вом поступке, как безрассудно минутные удовольст­вия покупать страданиями, которые хотя не сразу приходят, но непременно приходят и продолжаются, может быть, целые годы, и т.п. Такие предостере­жения тогда особенно производят свое действие, когда их поясняют примерами.

Надо чаще внушать воспитанникам важность сохранения жизни и здоровья. Важность этой обя­занности раскрывает нам Св. Писание: знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19). А живем ли — для Госпо­да живем; умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем,— всегда Гос­подни (Рим. 14, 8).

Поэтому какой ответственности подвергает себя тот, кто, вопреки святейшей обязанности своей, не сообразуясь с благими намерениями Божиими, без цели истощает свои силы и дарования, сокращает свою жизнь, делается в тягость самому себе и дру­гим и таким образом, может быть, в цвете лет своих должен будет явиться пред Господом как непотреб­ный раб, как расточитель благ, ему вверенных (Мф. 25,15 и далее; Лк. 19, 13 и далее).

Вообще, настоящую жизнь чаще надо представ­лять воспитанникам в ее отношении к вечности как время сеяния, как время испытания и приготовления к неизменяемой и нескончаемой жизни по ту сторо­ну гроба (Гал. 6, 8). Такой взгляд на настоящую жизнь может весьма сильно удерживать их от всех тяжких преступлений.

Как ни важна настоящая жизнь, однако же она есть не главная цель, а только средство к достиже­нию нашего последнего назначения. Поэтому обя­занность самосохранения всегда должна подчиняться высшим обязанностям, и воспитанник должен при­учаться считать для себя счастьем, если Промысл бу­дет призывать его для получения венца к пожертво­ванию жизнью из любви к Богу за Царя и Отечест­во, за верность своему званию, истине и христиан­ской любви к ближнему. Священная история оду­шевляет нас к этому сильными примерами, и особен­но примером Богочеловека Иисуса Христа, Кото­рый, исполняя волю Отца Небесного, Сам Себя пре­дал в жертву за грехи мира,всякий,верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,15).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top