Умственное образование относится не к одному только разуму, но и ко всем отраслям познаватель­ной способности. Долг воспитания — все эти спо­собности в воспитаннике развить так, чтобы он лег­ко и верно мог достигать своего временного и вечно­го назначения. Для этого нужны два условия: пра­вильное возбуждение умственных способностей и руководство ими и, что особенно важно,— постоян­ное упражнение.

Совершенствование умственных способностей называют формальным образованием; напротив, ма­териальным называется собственно обучение,— со­общение воспитанникам новых познаний. Об этом говорится в другом разделе психологии. Нередко под умственным образованием разумеют одно обу­чение, как будто для воспитанника довольно того, что он имеет много разнородных познаний, хотя бы сам и не умел хорошо мыслить, судить и т.д.

Материальное образование, если оно и было упущено, удобнее восполняется впоследствии, чем формальное. Человек сорока лет от роду может ино­гда восполнить недостаток своих познаний, но тот, кто до того времени не научился мыслить, едва ли когда этому научится. То же самое можно сказать и о прочих способностях, например, о памяти и т.д. Каж­дая способность, которой пренебрегали в детстве, и в продолжение всей жизни плохо развивается. Кроме того, от постоянного обучения,— если при этом уче­ник находится только в пассивном состоянии,— соб­ственное его мышление обыкновенно слабеет, так что

подобные люди, при множестве познаний, нередко бывают совершенно неспособны к деятельной жизни. Их знание подобно сокровищу, которым они не уме­ют пользоваться.

Важность умственного образования сама собой очевидна, особенно если представим себе такого че­ловека, способности которого или остаются в без­действии по недостатку образования, или, что еще опаснее, посредством превратного образования ук­лонились от своего прямого пути. Те упреки, кото­рые часто выдвигают против одностороннего умст­венного образования, необузданности воображения ит. д., доказывают необходимость многостороннего развития познавательных способностей человека.

Далее, умственное образование есть обильный источник внутренней радости, условие внешней дея­тельности и совершенно соответствует премудрым намерениям Творца, ибо оно есть не что иное, как раскрытие тех прекрасных семян, которые Сам Тво­рец насадил в духе человеческом и хочет, чтобы они вырастали, расцветали и приносили плоды.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top