Если тело, эта низшая часть человека, стоит не­малого попечения, то как много надо обращать вни­мания на живущий в нем дух, созданный для вечности! Его первообраз есть Сам Бог, и образовать его — значит уподоблять его этому Первообразу, то есть так преобразовать, чтобы в нем отразилась беспре­дельная Божия премудрость и любовь. В душе чело­веческой есть различные способности. Они подробно рассмотрены в науке о душе (психологии); здесь из­влечем из нее только нужное для нашей цели.

Три главные отрасли одного корня — это спо­собности представлений, чувств и желаний, то есть ум, сердце и воля.

Способность представления обнаруживается, когда мы представляем какой-нибудь предмет. Ина­че называется она способностью познавательной.

Способность чувств раскрывается, когда по­лучаем от предмета приятное или неприятное впе­чатление.

Способность желания выражается в стремлении к чему-либо на основании представлений ума или впечатлений сердца.

Теперь поговорим о способности познаватель­ной. Ее можно представить в двояком отношении:

а) в зависимости от круга действий познающего духа мы делим эту способность на низшую, чисто опытную, и высшую, или умственную;

б) в зависимости от образа этой духовной дея­тельности мы выделяем производительную и вос­производительную способность.

Дело опытной производительной и познаватель­ной способности состоит в том, что мы посредством чувств постигаем как самих себя, так и предметы, вне нас находящиеся, а посредством разума отдель­ные представления соединяем в понятия.

Посредством этих чисто опытных действий дух вращается только в пределах конечного, привязан ко времени и пространству, а мир высший, собственное его отечество, остается для него закрытым. Но круг умственной его деятельности простирается несрав­ненно выше. Умом он возносится над всеми чувст­венными явлениями и познает вечные идеи истины, красоты и нравственного добра.

Лучи этих идей сами собой падают в раскрыва­ющееся око духа, и того обыкновенно называют бе­зумным, в ком их совсем не видно. Хотя в духе еще необразованного или дикого человека идеи обнару­живаются очень неясно и больше в виде темного предчувствия, нежели ясного познания, но тот, кто судит об истине и лжи, о правде и неправде, уже пользуется своими идеями, и, если только они будут правильно раскрываемы, темное предчувствие скоро обнаружится в ясном сознании.

Этот ум может выделять частные признаки предметов, подводить их под высшие законы и из данных истин выводить новые. Отсюда — способ­ность разделять, судить и делать умозаключения.

Как опытные, так и умственные познания, буду­чи однажды приобретены, становятся как бы собст­венностью нашего духа, которой он может распоря­жаться по своему произволу. Для этой цели Творец даровал нам способности воспроизводительные, по­средством которых мы можем сохранять познания, возобновлять, соединять их между собой и совер­шенствовать различным образом. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top