Когда после каникул Василий пришёл на урок, он увидел всех своих старых знакомых: в норках и берлогах им было слишком скучно. А тут можно было узнать много нового, научиться чему-нибудь необычному. Например, Лягушонок пытался кататься на коньках.

119

Заяц с Лисой играли в догонялки, оставляя на снегу свои следы.

Надеюсь, все помнят, что на прошлом уроке мы говорили о ла­дах, — сказал Соловей при новой встрече.

Светлые мелодии мы поём в мажоре,

Грустные, печальные мы поём в миноре,

Главный звук в них тоникой называется,

Часто им мелодия завершается.

Дедушка, — несмело начал на следующее утро Василий, — а для чего все эти тоники-доминанты, мажоры-миноры, интервалы и прочее. Выучил ноты, запомнил клавиши, разобрался в длительностях — и иг­рай. А тут столько лишней информации, запутаться можно.

После уроков дедушка с внуком продолжили прерванную беседу:

—       Василий, я уже рассказывал тебе о древнегреческом учёном Пи­фагоре, которому мы обязаны основами музыкальной теории.

—       Дедушка, слово «гармония» хоть и не очень понятное, но уж очень напоминает о гармошке, которую я видел в деревне у деда Егора.

v

Пифагор, пытаясь раскрыть зако­ны музыки, доказывал, что главная тайна - в гармонии, когда разные звуки соединяются в нечто нео­быкновенно прекрасное. Он даже думал, и многие учёные с ним со­глашались, что гармония звуков связана с гармонией космоса, с движением планет вокруг Солнца. Греческое слово «гармония» так и переводится: «стройность, размерность».Красивые сочетания звуков, например трезвучие, тоже называют гармонией.

И снова выходной!

Не надо торопиться на урок. Едва проснувшись, Василий понял, что день будет необыкновенный. Весна была в полном расцвете. Малыш выглянул в окно и услышал: все вокруг поёт! Захотелось выйти в чис­тое поле и подышать вольным воздухом.

Друзья, давно мы с вами не путешествовали, наш пятиколёсный паро­воз уже заскучал. Слышите?

141

Едет-едет паровоз, две трубы и пять колёс,

Две трубы, пять колёс, машинист — рыжий пёс.

Маэстро, а почему мы никогда не спускаемся вниз? — спросил Ва­силий на следующем уроке. -— Очень бы хотелось заглянуть ниже ма­лой, в большую октаву.

—       Видишь ли, там в подземелье правит Горный король. Он с давних пор живёт уединённо, даже закрывает своё королевство собственным ключом.

—       А почему?

Уснул мальчик-с-пальчик, и снится ему, будто идёт он мимо высоких сосен, чистым полем к дальним горам. Никто Василия не трогает, все удачи в пути желают.

Пробрался через непроходимую чащобу и у подножия Больших чёр­ных гор оказался.

123

Проснувшись спозаранку, Вася попросил Бабушку спеть её любимую песню.

 

Калинка, калинка, калинка моя,

 

В саду ягода-малинка, малинка моя.

 

Задание

 

Прежде чем играть, определи ноты в басовом ключе, приго­товь пальцы левой руки и только потом играй.

 

— Так, бабуля, у тебя явное сопрано.

 

Потом Василий открыл окно и услышал, как Кукушка перекликает­ся с эхом.

 

Разговор кукушки с эхом

Весело   К.      Лоншан-Друшкевич

Когда ученики пришли на следующий урок, в расписании занятий зна­чился предмет под названием «оркестр». Все с нетерпением ждали, кого на этот раз пригласил Соловей, кто это такой «Оркестр»?

Но никто не пришёл, все с недоумением глядели друг на друга, пока Соловей не сказал:

— Доставайте-ка свои инструменты, попробуем играть вместе. Медведь достал баян, Зайка — балалайку, Лисичка — гусельки, Ва­силий — любимую свирель. Одни мелодию выводили, другие — игра­ли сопровождение.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top