После уроков дедушка с внуком продолжили прерванную беседу:

—       Василий, я уже рассказывал тебе о древнегреческом учёном Пи­фагоре, которому мы обязаны основами музыкальной теории.

—       Дедушка, слово «гармония» хоть и не очень понятное, но уж очень напоминает о гармошке, которую я видел в деревне у деда Егора.

v

Пифагор, пытаясь раскрыть зако­ны музыки, доказывал, что главная тайна - в гармонии, когда разные звуки соединяются в нечто нео­быкновенно прекрасное. Он даже думал, и многие учёные с ним со­глашались, что гармония звуков связана с гармонией космоса, с движением планет вокруг Солнца. Греческое слово «гармония» так и переводится: «стройность, размерность».Красивые сочетания звуков, например трезвучие, тоже называют гармонией.

Что за инструменты красивые такие? Называются они клавишно-духовые. Как меха на них растянешь,

Пальцем клавишу придавишь,

Так они и зазвучат, запоют, заголосят.

С. Волков

Когда-то давно на Нижегородскую ярмарку неведомо откуда попала первая гармоника - инструмент, издававший целое созвучие ак­корд - при нажатии всего лишь одной кнопочки. Купил её предок деда Егора за огромные деньги, привёз в родную Тулу, да показал знамени­тым мастерам. Новые русские гармоники так быстро распространи­лись по России, что вытеснили и рожки, и свирели. Прошло немного времени, появилась гармоника не с кнопочками, а с клавишами. Внача­ле её называли рояльной, а потом стали звать аккордеоном. Ещё поз­же, там же в Туле, простая незатейливая гармоника превратилась в сложный инструмент, который может состязаться не только с роя­лем, но даже с органом. И имя он получил гордое, с былинным скази­телем связанное, - Баян.

Ах, гар- мош-ка-ш-во - рупнса, все-му све-ту гоопо-жа, Толь-ко стру-ны за-иг-рают, за-по - ётмоя ду-ша.

Ах, гармошка-говорушка, всему свету госпожа, ТОЛЬКО струны заиграют, запоёт моя душа.

Задание
Играй мелодию песни правой рукой, а левой добавляй ещё два звука через ноту, чтоб получился трезвучный аккорд, как на гармошке.

134

Учитель, — сказал на уроке Василий, — когда я превращал ми­норные трезвучия в мажорные, я догадался, как сделать из мажорно­го — минорное.

Задание

Попробуй подобрать эту песенку от Соль. Помни, что мажор­ное трезвучие превращает в минорное только средний звук.

— А как же быть с Си, там же «яма»?!

135

Си-ре-фа взял, в яму попал,

В минор вылезать — диезом брать

Задание

Прочитай ноты и сыграй фрагмент мелодии. Попроси маму или бабушку угадать и спеть тебе эту песню.

— Знайте, друзья, что особая музыкальная выразительность связана с тем, что мажор и минор легко сочетаются, переливаются друг в дру­га. 

Ведь они как будто братья, с итальянского так и переводится: ма­жор — больший, минор — меньший.

Задание

Найди в мелодии трезвучия, подпиши под мажорным Б (боль­шое), под минорным М (малое).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top