Когда после каникул Василий пришёл на урок, он увидел всех своих старых знакомых: в норках и берлогах им было слишком скучно. А тут можно было узнать много нового, научиться чему-нибудь необычному. Например, Лягушонок пытался кататься на коньках.
Заяц с Лисой играли в догонялки, оставляя на снегу свои следы.
Бе-лый зай-ка пры-га-ет по сне-гу, а ли - са пол - зет за ним по сле-ду.
Задание
Пой и играй песенку. Будь внимателен: Зайка прыгает через нотку — стаккато, а Лиса оставляет длинный след — легато. Сначала играй отрывисто, потом — связно.
— Безобразие, безобразие, — вдруг заверещали нотки, — везде и всюду эта До. И начинается с неё, и кончается на ней, будто она среди нас самая главная!
— Не ссорьтесь, ведь она не виновата, что белый звукоряд складывается в мажорную гамму именно от До, а все остальные гаммы включают в себя чёрные клавиши. Пусть Зайка с Лисичкой отправляются от нотки Фа.
Задание
Видишь, как это просто: Зайка прыгает через нотку, а Лиса «ползёт» подряд по звукоряду. Обозначь стаккато и легато.
Видите, когда Лисичка «ползла» от ноты Фа, ей пришлось забраться на СиЬ, иначе песенка звучала бы неправильно.
В это время Кот играл с нотами в свою любимую игру.
Мыичса и fcofti
М. Котляревская-Крафт
Мыюка зна-ет, не-спроста Мыш-ка, мыш-ка, не зе-вай, Он кте-бе кра - дет-ся, ай! Мяг - ки лап-ки у ко - та,
Задание
Спой песенку сначала нотами, потом со словами, помогай себе на фортепиано.
Василий понял, что сначала Мышка прыгает по трём звукам через нотку вверх и вниз, потом долго пытается вырваться, и наконец... прыг в свой ДОмик. Убежала! Нотки сразу стали просить: «Теперь с нами поиграйте!» Громче всех умоляла нота Соль.
Задание
Помоги нотке Соль поиграть в «Мышку и кота», сделай её главной!
— Не стоит ссориться и спорить, — сказал Учитель, — надо просто между собой договориться: в этой песне одна нота главная, в той — другая. Называть мы её будем тоникой, а остальные пусть ей подчиняются, слушают её, стремятся к ней. Тогда в нашем Музыкальном королевстве будет лад. Весёлая песенка получится — будет мажорный лад, ну а грустная — минорный.
Задание
Найди в выученных песенках тонику и определи лад.
Слово «лад» не иностранное, как многие другие музыкальные слова, а славянское, Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты, любви, покровительницу брака. Её сыновья - Лель и появляются весной, когда оживает природа и пробуждаются человече¬ские чувства. Каждое утро они встречают бога солнца Ярило звуками своих свирелей. Они так искусны в игре на этих инструментах, что способны растопить даже ледяное сердце.
Однажды Снегурочка, очарованная песнями Леля, осталась жить среди людей. Но со звуками свирели вошла в неё горячая любовь - и растаяла Снегурочка, превратилась в лёгкое облачко.
Задание
Попроси бабушку рассказать тебе сказку о Снегурочке и Ле¬ле. Её придумал АН. Островский, а музыку написал Н.А. Рим¬ский-Корсаков. Послушай, когда немножко подрастёшь.