Дедушка, — несмело начал на следующее утро Василий, — а для чего все эти тоники-доминанты, мажоры-миноры, интервалы и прочее. Выучил ноты, запомнил клавиши, разобрался в длительностях — и играй. А тут столько лишней информации, запутаться можно.
— Вероятно, сейчас тебе что-то кажется малопонятным, но на самом деле все эти знания создавались не столетиями, а тысячелетиями именно для того, чтобы научить любого легко ориентироваться в океане звуков.
Основы музыкальной науки заложил ещё Пифагор, живший две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции, Все знают о его философских и математических трудах, а он доказывал, что, зная тайны музыки, можно управлять душой человека. Да пас дошла даже легенда о том, что своим пением он усмирил разгневанного юношу, собравшегося поджечь дом. А мифологический герой Орфей игрой на лире покорил не только людей, но и богов! Занятия музыкой были обязательны для всех свободных граждан Греции.
В те времена для каждого рода музыки существовал свой собственный лад: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Звуки выстраивались в определенный лад в зависимости от настроения и характера музыки. Эти старинные лады просуществовали много столетий, став основой средневековых церковных песнопений. Но к XVIII веку профессиональная музыка ограничилась всего лишь двумя ладами - мажором и минором.
Из-за утреннего разговора с дедушкой Василий чуть не опоздал на урок. Когда крышка рояля поднялась, он услышал какие-то новые серебристые звуки.
— Знакомьтесь, друзья, это бубенчики ДИН, ДАН и ДОН. У них такой звенящий тембр — окраска звука, что всё вокруг сверкает и переливается. Я прихватил их с собой, чтоб никто из вас не скучал и не грустил, ведь эти бубенцы всегда дают только мажорное созвучие — трезвучие.
— Нам тоже хочется позвенеть-посверкать, — зазывали к себе другие нотки.
Что ж, давайте попробуем!
Бу - бен-чи-ки ви-сят, ка - ча-ют-ся, зве-нят. По - слу-ша-ем их звон: дин - дин. дан-дан, долдон.
Бубенчики висят, качаются, звенят.
Послушаем их звон: дин-дин, дан-дан, дон-дон.
- Маэстро, но от Ре, Ми и Ля трезвучия получаются минорные, зна¬чит, там бубенчики не смогут звенеть?
— Ничего подобного, просто среднему бубенчику придётся поднять- ;я на лесенку, поставим ему # (диез).
Задание
Сыграй все мажорные трезвучия. Обведи нотки, не забудь про #.
— Ах, вот в чём дело! А почему у нас получилось только шесть трезвучий, разве седьмая нота — Си — не может быть королевой-То- никой?
Видите ли, друзья, тут такое особенное место — ни мажор, ни минор — какая-то музыкальная «яма».
Фа-ре-си взял,
В яму попал,
Надо вылезать —
С си бемолем брать.
Задание
Звени бубенчиками ДИН-ДАН-ДОН по всем мажорным трезвучиям, начиная с верхнего звука.