Дедушка, — несмело начал на следующее утро Василий, — а для чего все эти тоники-доминанты, мажоры-миноры, интервалы и прочее. Выучил ноты, запомнил клавиши, разобрался в длительностях — и иг­рай. А тут столько лишней информации, запутаться можно.

— Вероятно, сейчас тебе что-то кажется малопонятным, но на самом деле все эти знания создавались не столетиями, а тысячелетиями именно для того, чтобы научить любого легко ориентироваться в океа­не звуков.

128

Основы музыкальной науки заложил ещё Пифагор, живший две с полови­ной тысячи лет назад в Древней Греции, Все знают о его философских и математических трудах, а он доказывал, что, зная тайны музыки, можно управлять душой человека. Да пас дошла даже легенда о том, что своим пением он усмирил разгневанного юношу, собравшегося под­жечь дом. А мифологический герой Орфей игрой на лире покорил не только людей, но и богов! Занятия музыкой были обязательны для всех свободных граждан Греции.

В те времена для каждого рода музыки существовал свой собственный лад: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Звуки выстра­ивались в определенный лад в зависимости от настроения и характера музыки. Эти старинные лады просуществовали много столетий, став основой средневековых церковных песнопений. Но к XVIII веку професси­ональная музыка ограничилась всего лишь двумя ладами - мажором и минором.

Из-за утреннего разговора с дедушкой Василий чуть не опоздал на урок. Когда крышка рояля поднялась, он услышал какие-то новые се­ребристые звуки.

— Знакомьтесь, друзья, это бубенчики ДИН, ДАН и ДОН. У них та­кой звенящий тембр — окраска звука, что всё вокруг сверкает и пере­ливается. Я прихватил их с собой, чтоб никто из вас не скучал и не гру­стил, ведь эти бубенцы всегда дают только мажорное созвучие — тре­звучие.

— Нам тоже хочется позвенеть-посверкать, — зазывали к себе дру­гие нотки.

Что ж, давайте попробуем!

Бу - бен-чи-ки ви-сят, ка - ча-ют-ся, зве-нят. По - слу-ша-ем их звон: дин - дин. дан-дан, долдон.

Бубенчики висят, качаются, звенят. 

Послушаем их звон: дин-дин, дан-дан, дон-дон.

- Маэстро, но от Ре, Ми и Ля трезвучия получаются минорные, зна¬чит, там бубенчики не смогут звенеть?
— Ничего подобного, просто среднему бубенчику придётся поднять- ;я на лесенку, поставим ему # (диез).

 

Задание

Сыграй все мажорные трезвучия. Обведи нотки, не забудь про #.

—       Ах, вот в чём дело! А почему у нас получилось только шесть тре­звучий, разве седьмая нота — Си — не может быть королевой-То- никой?

 Видите ли, друзья, тут такое особенное место — ни мажор, ни ми­нор — какая-то музыкальная «яма».

 

Фа-ре-си взял,
В яму попал,
Надо вылезать —
С си бемолем брать.

Задание

Звени бубенчиками ДИН-ДАН-ДОН по всем мажорным тре­звучиям, начиная с верхнего звука.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top