Друзья, давно мы с вами не путешествовали, наш пятиколёсный паровоз уже заскучал. Слышите?
Едет-едет паровоз, две трубы и пять колёс,
Две трубы, пять колёс, машинист — рыжий пёс.
Задание
Вспомни песенку, спой и сыграй. Как называется главный звук мелодии? (пжнош-otf). Расставь цифры-ступени.
Быстро же мы добрались до станции «Река». Дальше поедем от остановки Ре.
Задание
Играем и поём песенку от Ре. Обрати внимание на знаки при ключе. Отыщи ноты, к которым они относятся, и отметь их «крестиком».
— Учитель, я попробовал играть Фа на белой клавише, и мажор превратился в минор. Но зачем стоит знак # для ноты До, если её в мелодии нет, я не понимаю.
— Дело в том, что Фа# и До# — ключевые знаки тональности Ре мажор.
— О-хо-хо, ещё одно непонятное слово: «тональность».
Что ж тут непонятного: к главному тону — тонике — прибавляем лад — мажор или минор, и получается тональность.
— А как же можно узнать, какие должны быть знаки в тональности?
Ну, во-первых, на слух. Наши уши настолько привыкли к определённому звучанию мажора от ноты До и минора от ноты Ля, что все остальные сравниваются с их «правильным» звучанием. Подбирая звукоряд или мелодию от других нот, мы обязательно изменяем одну или несколько звуков: добавляем # или Ь. В строении самих гамм есть строгие закономерности чередования тонов и полутонов.
Зная правило строения гамм, ты легко и просто можешь построить мажорный звукоряд от любой ноты, причём он всегда будет объединяться в пару с минорным, как его родной брат. Старший мажорный — сверху, младший — минорный — идёт следом, через ноту ниже.
В Соль мажоре Фа, в Ми миноре тоже.
Вспомнить Фа мажор изволь, в этой гамме Си бемоль, в Ре миноре тоже.
Си бемоль мажор возьми, там два бемоля — Си и Ми, в Соль миноре тоже.
— И знаки, и тональности тоже располагаются в определённом по¬рядке: диезы прибывают по квинтам вверх, а бемоли — по квинтам вниз.
Задание
По тонике и ключевым знакам определи тональности в выученных песенках.
— Поехали дальше от тоники Фа на новом паровозе!