Принято говорить, что мы живём в век глобализации и информатизации, в обществе, где получение нужной информации занимает тысячные доли секунды, а чтобы связаться с кем-либо, живущим на другой стороне планеты, достаточно зайти в Интернет.

Процессы информатизации затрагивают все сферы жизни и деятельности людей: науку, культуру. экономику, политику, спорт, здравоохранение и конечно же, образование. Неудивительно, что изменения, вызываемые  информатизацией, и их влияние на все стороны жизни становятся предметом для многих научных споров и дискусссий. 

В  связи с намечающейся реформой образования актуальным представляется следующий вопрос: как повлияет информатизация на систему образования? Не уйдёт ли гуманизация образования?

Уже на уровне президента РФ говорится о модернизации системы образования, что, в свою очередь, требует:

- повышение качества образования;

- повышение качества подготовки специалистов, укрепления их конкурентноспособности на мировом рынке;

- подготовки специалистов к творческой деятельности.

Из этого следует, что необходим переход к инновационному образованию на основе его фундаментализации, главное назначение которого – развивать творческие способности у студентов, формировать у них национальный инновационный менталитет, национальную инновационную культуру.

Все это возможно только с информатизацией образования. Она, в свою очередь, возможна только с принципиально новой моделью образования. Это следует из сравнительного анализа двух существующих моделей образования: моноактивной и интерактивной.

Моноактивная модель обучения представляет собой односторонний процесс трансляции информации студентам и предполагает последующее воспроизведение ими этих сведений. Система моноактивных методов направлена на передачу необходимого минимума теоретической информации с указанием источников для дальнейшего самостоятельного изучения, что способствует накоплению базовых знаний. Характерной чертой моноактивной модели обучения является руководящая позиция преподавателя, в то время как степень активности студентов зависит от конкретного метода, используемого при проведении занятия.

При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность осознать поступающую информацию и отрефлексировать своё состояние. Совместная деятельность студентов в процессе познания и освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый интеллектуальный вклад, идёт обмен информацией, идеями, способами деятельности при сохранении ведущей роли педагога. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

В современных условиях выигрышной оказывается интерактивная модель, поскольку она личностно-ориентированна, предполагает, что внимание в процессе обучения будет сосредоточено на обучающемся, на развитии его творческих качеств и навыков.

Интерактивная модель немыслима без гуманизации образования, поскольку только с её помощью можно сформировать целостную, самодеятельную, творческую личность. Через образование человек, формируя свой интеллект и отвлечённое мышление, обретает индивидуальность, свою собственную природу.

Информатизация предполагает доступ к электронным ресурсам, к глобальной сети, что значительно сокращает время поиска необходимого материала. Информатизация образования может радикально изменить сам процесс обучения: доступность различных источников информации, возможность быстрого получения новейшего справочного и учебно-методического материала, не обращаясь за помощью к педагогу, фактически нивелирует роль человеческого фактора в получении качественного образования. С другой стороны, многообразие информационных ресурсов заставляет обучающегося критически относиться к потоку информации, что развивает его самостоятельность в поиске и выработке творческих решений, успешно подготавливает его к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.

Анализ сущности информатизации образования позволяет утверждать, что приоритетными становятся содержательные аспекты проблемы, от успешного решения которых зависит качество образования и его социальная значимость.

Таким образом, информатизация едва ли сможет вытеснить гуманизацию, поскольку для успешного обучения необходимо совмещать обе категории. Только тогда выпускник, обладая необходимыми профессиональными и общими компетенциями, умеющий ориентироваться в информационном многообразии, будет востребован на рынке труда.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top