Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
экономика
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по экономике (базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой оптимальные требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по экономике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.
Новизна разработанных требований. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение самостоятельного курса экономики. Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план, экономическая сфера жизни общества была описательно представлена только в курсе обществознания. Впервые для кабинета экономики разработаны настоящие рекомендации, ориентированные на создание необходимых условий по реализации требований к уровню подготовки выпускников. Большая личностная ориентация образования, большее внимание деятельностной компоненте и практической направленности обучения экономике предполагают, что в задачи школы входит как формирование у школьников комплекса общих учебных и предметных знаний и умений, так и освоение способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Современные принципы экономической подготовки учащихся основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: ученики должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, определять экономический контекст отношений, отделять факты от теории, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе. Для эффективного решения этих задач школам необходимо современное МТО (материально-техническое обеспечение), поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения стандарта. При разработке документа были учтены достижения практической методики, связанные с комплексным применением аудиовизуальных средств в процессе обучения экономике. В перечне представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, слайды), с помощью которых повышается эффективность работы. В требованиях представлены также и мультимедийные средства, которые отражают современный уровень развития техники и интенсивно будут развиваться в ближайшие годы.
Важно отметить, что в связи с инновационным характером самого предмета «Экономика», далеко не все указанные в данных рекомендациях пособия (хрестоматии энциклопедии и пр.) существуют в настоящее время. Их еще предстоит создать, руководствуясь принятым федеральным стандартом
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
В настоящих требованиях представлены не конкретные названия объектов и средств, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения. Объясняется это тем, что в условиях динамично развивающейся окружающей среды необходимо постоянное обновление содержательной линии учебников и учебных пособий. Появление принципиально новых мультимедийных носителей информации расширяет возможности накопления учебных материалов, в том числе текстов источников, комплектов иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм. Сетевое распространение информации и создание на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки, видеотеки создает условия для выработки у школьников навыков и умений работы с различными типами информации и ее источников. Таким образом, требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктиных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.
В каждом конкретном случае, учитывая специфику образовательных учреждений, уровень их финансирования и тот факт, что многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и оснащение кабинета экономики рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения, настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены.
Расчет количественных показателей.
Конкретное количество учебного оборудования приводится в расчете на один учебный кабинет со средней наполняемостью класса (25-30 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета.
Целесообразно создание специализированного кабинета социально-гуманитарных предметов в школах соответствующего профиля. Помещение кабинета экономики должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Выбор помещения, его рациональная планировка и освещенность определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН №2.4.2. 178-02). Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Следует особо отметить, что для преподавания «Экономики» на профильном уровне желательно иметь в школе компьютеры нового поколения, которые дают возможность использовать создающиеся в настоящее время компьютерные пособия.
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечания |
|||
Основная школа |
Старшая школа |
|||||
Базовая |
Профильная |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
|||||
|
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) |
Д |
Д |
Д |
Стандарт по экономике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета экономики. |
|
|
Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) |
Д |
Д |
Д |
||
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике |
Д |
Д |
Д |
||
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике |
Д |
Д |
Д |
||
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике |
|
|
Д |
||
|
Авторские рабочие программы по курсам экономики |
Д |
Д |
Д |
||
|
Правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, комментарии к нормативным актам. Федеральный Закон об образовании, Конституция РФ |
Ф/Д |
Ф/Д |
Ф/Д |
В состав библиотечного фонда целесообразно включать «Сборники Кодексов РФ» или отдельными изданиями такие основные документы, как ГК РФ, ГПК РФ, «Трудовой кодекс», налоговый, семейный и другие кодексы как для использования в учебном процессе, так и для выполнения учащимися практических и творческих работ. |
|
|
Учебник «Введение в экономику» Учебник по экономике Учебник по основам экономической теории Учебник по основам экономических знаний Введение в экономическую теорию Введение в экономику и бизнес Учебник по основам потребительских знаний Учебник по истории и современной организации хозяйственной деятельности Учебники по элективным курсам |
К
Д/П Д
Д
Д
К/Ф
К/Ф
К/Ф
К |
Д/Ф
К Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
К |
Д/П
Д/П К
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
Д/П
К |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ. Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу экономики (таких, как УМК для основной школы, школ гуманитарного и экономического профиля, для углубленного изучения экономики). При комплектовании библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить и отдельные экземпляры учебников, не имеющих грифа. Эти учебники могут быть использованы как учащимися для выполнения практических работ, так и учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
|
|
Рабочая тетрадь по экономике Опорные конспекты школьников Практикум для учащихся по экономике Практикум по основам экономической теории Тетради творческих заданий |
К
Д/Ф
Д/Ф
Д/Ф
К/Ф |
Д/Ф
Д/Ф
К
Ф/П
Ф/П |
Ф/П
Ф/П
К
К
Ф/П |
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, опорные конспекты и практикумы для учащихся, соответствующие используемым УМК (учебно-методическим комплектам учебников). |
|
|
Дидактические материалы по всем курсам |
Ф
|
Ф |
Ф |
Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам. |
|
|
Сборники заданий по экономике и всем курсам (тесты, задачи, ситуации, тренинги). |
Ф/П
|
Ф/П |
Ф/П |
В состав библиотечного фонда целесообразно включать сборники задач, тестов, ситуационных задач, деловых и психологических игр, вопросов для самопроверки по разным курсам, как основным, так и элективным. |
|
|
Учебные материалы для элективных курсов |
К |
К |
К |
|
|
|
Хрестоматии по экономике, по экономике и праву, по истории экономики России и мира. |
Ф/П |
П/Д
|
П/Д
|
В дополнение к имеющимся, в перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения экономики на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Книги для чтения по экономике |
Ф/П |
Ф/П |
Ф/П |
В перспективе целесообразно издание тематических книг для чтения по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Научная, научно-популярная, художественная, экономическая и историческая литература. |
Ф/П |
П/Д |
П/Д |
Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, литературу научную, научно-популярную, художественную, экономическую и историческую. В качестве примера - книги А.В.Аникина: «Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина»; «Люди науки – встречи с выдающимися экономистами». Рекомендуется также подписка на издаваемые школьные экономические журналы, прежде всего «Экономика в школе». В перспективе целесообразно издание книг по различным курсам. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Справочные пособия («Энциклопедия предпринимателя», энциклопедии по экономике, «Большой экономический словарь» и другие словари, книги из серии «Самые знаменитые» и т.д.). |
П/Д |
П/Д |
П/Д |
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Журналы, СМИ |
Д |
Д |
Д |
Например, «Экономика в школе», «Деньги», «Эксперт» и т.д. |
|
|
Методические пособия для учителя (учебно-тематическое планирование, рекомендации к проведению уроков). |
Д |
Д |
Д |
В перспективе целесообразно издание методических материалов и курсов – структурированного материала для подготовки и проведения занятий |
|
|
Пособия по внеурочной деятельности, социальным проектам, играм, конкурсам. |
|
|
|
|
|
2. |
Печатные пособия |
|||||
|
Таблицы по экономике России и Мира (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. В перспективе целесообразно издание тематических сборников на базе статистических данных Госкомстата и МФ РФ. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Схемы по экономике (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов в экономике). |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/ Ф |
||
|
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по экономике России и Мира. |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
||
|
Комплект портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей.
|
Д/Ф |
Д/Ф |
Ф/Д |
В перспективе целесообразно издание комплектов портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей (как в полиграфических изданиях, так и на электронных носителях), обязательное изучение которых предусмотрено стандартом и примерной программой. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам. |
Ф |
Ф |
Ф |
В перспективе целесообразно издание комплексных учебно-методических изданий, содержащих иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии, схемы и т.д. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
3. |
информационно-коммуникативные средства |
|||||
|
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса |
Д/П |
Д/П |
Д/П |
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, практикумы должны обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта и предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). В перспективе необходимо создать электронные издания для дистанционного обучения. Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Электронные библиотеки по курсу экономики. Большая электронная энциклопедия как электронное издание универсальной российской мультимедиа-энциклопедии. |
Д |
Д |
Д |
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимации. таблицы, схемы, диаграммы и графики. |
|
|
Программное обеспечение (математическое) для изучения отдельных тем курса. |
|
|
Д/П |
Специального математического ПО (для построения графиков и работы с графиками, динамической геометрии, обработки данных), могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Пакеты прикладных программ (текстовые, табличные, графические и др.). |
|
|
|
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Мультимедийные обучающие программы |
|
|
|
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Игровые компьютерные программы (по тематике курса экономики). |
Д/П |
Д\П |
Д/П |
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
4. |
Экранно-звуковые пособияМогут быть в цифровом (компьютерном) виде |
|||||
|
Видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России |
Д |
Д |
Д |
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Аудиозаписи и фонохрестоматии по экономике и истории экономики России |
Д |
Д |
Д |
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
|
Слайды (диапозитивы) по тематике курсов экономики. |
Д |
Д |
Д |
Могут быть использованы также и в домашних условиях |
|
5. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВАОборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям |
|||||
|
Телевизор |
Д |
Д |
Д |
Диагональ не менее 72 см |
|
|
Видеомагнитофон (видеоплейер ) |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Экспозиционный экран (на штативе или навесной) |
Д |
Д |
Д |
Минимальные размеры 1,25*1.25 |
|
|
Аудио-центр. |
Д |
Д |
Д |
Аудио-центр центр с возможностью использования аудио-дисков CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей |
|
|
Мультимедийный компьютер с возможностью подключения к Internet. |
Д |
Д |
Д |
Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-, видео- входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
|
|
Сканер |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Принтер лазерный |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Компьютерный проектор |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток) |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Копировальный аппарат |
Д |
Д |
Д |
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
|
|
Мультимедиапроектор |
Д |
Д |
Д |
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
|
|
Звуковые динамики |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Диапроектор или оверхэд (графопроектор) |
Д |
Д |
Д |
|
|
|
Средства телекоммуникации |
|
|
|
Средства телекоммуникации включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий. |
|
6 |
Учебно-практическое оборудование |
|||||
|
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц |
|
|
|
|
|
|
Комплект инструментов для работы у доски |
|
|
|
|
|
7 |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ |
|||||
|
Стол для проектора |
|
|
|
|
|
|
Компьютерный стол |
|
|
|
|
|
|
Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) |
|
|
|
|
|
|
Штатив для таблиц |
|
|
|
|
|
|
Ящики для хранения таблиц |
|
|
|
|
|
|
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) |
|
|
|
|
|