Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

 

экономика

 

Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по экономике (базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по экономике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение самостоятельного курса экономики. Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план, экономическая сфера жизни общества была описательно представлена только в курсе обществознания. Впервые для кабинета экономики разработаны настоящие рекомендации, ориентированные на создание необходимых условий по реализации требований к уровню подготовки выпускников. Большая личностная ориентация образования, большее внимание деятельностной компоненте и практической направленности обучения экономике предполагают, что в задачи школы входит как формирование у школьников комплекса общих учебных и предметных знаний и умений, так и освоение способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Современные принципы экономической подготовки учащихся основаны на сочетании традиционных и активных методов преподавания: ученики должны самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с разными источниками информации, находить и уметь анализировать причинно-следственные связи, определять экономический контекст отношений, отделять факты от теории, а также приобретать навыки самостоятельного исследования и работы в группе.  Для эффективного решения этих задач школам необходимо современное МТО (материально-техническое обеспечение), поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения стандарта. При разработке документа были учтены достижения практической методики, связанные с комплексным применением аудиовизуальных средств в процессе обучения экономике. В перечне представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, слайды), с помощью которых повышается эффективность работы. В требованиях представлены также и мультимедийные средства, которые отражают современный уровень развития техники и интенсивно будут развиваться в ближайшие годы.

Важно отметить, что в связи с инновационным характером самого предмета «Экономика», далеко не все указанные в данных рекомендациях пособия (хрестоматии энциклопедии и пр.) существуют в настоящее время. Их еще предстоит создать, руководствуясь принятым федеральным стандартом

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В настоящих требованиях представлены не конкретные названия объектов и средств, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения. Объясняется это тем, что в условиях динамично развивающейся окружающей среды необходимо постоянное обновление содержательной линии учебников и учебных пособий. Появление принципиально новых мультимедийных носителей информации расширяет возможности накопления учебных материалов, в том числе текстов источников, комплектов иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм. Сетевое распространение информации и создание на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки, видеотеки создает условия для выработки у школьников  навыков и умений работы с различными типами информации и ее источников. Таким образом, требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктиных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

В каждом конкретном случае, учитывая специфику образовательных учреждений, уровень их финансирования и тот факт, что многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и оснащение кабинета экономики рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения, настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены.

Расчет количественных показателей.

Конкретное количество учебного оборудования приводится в расчете на один учебный кабинет со средней  наполняемостью класса (25-30 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. 

Целесообразно создание специализированного кабинета социально-гуманитарных предметов в школах соответствующего профиля. Помещение кабинета экономики должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Выбор помещения, его рациональная планировка и освещенность определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН №2.4.2. 178-02). Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности). Следует особо отметить, что для преподавания «Экономики» на профильном уровне желательно иметь в школе компьютеры нового поколения, которые дают возможность использовать создающиеся в настоящее время компьютерные пособия.

 

 

 

Наименования объектов

и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

Примечания

Основная школа

Старшая

школа

Базовая

Профильная

1

2

3

4

5

6

  1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень)

Д

Д

Д

Стандарт по экономике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета экономики.

 

Стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)

Д

Д

Д

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике

Д

Д

Д

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике

Д

Д

Д

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике

 

 

Д

 

Авторские рабочие программы по курсам экономики

Д

Д

Д

 

Правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации, комментарии к нормативным актам.

Федеральный Закон об образовании, Конституция РФ

Ф/Д

Ф/Д

Ф/Д

В состав библиотечного фонда целесообразно включать «Сборники Кодексов РФ» или отдельными изданиями такие основные документы, как ГК РФ, ГПК РФ, «Трудовой кодекс», налоговый, семейный и другие кодексы как для использования в учебном процессе, так и для выполнения учащимися практических и творческих работ.

 

Учебник «Введение в экономику»

Учебник по экономике

Учебник по основам экономической теории

Учебник по основам экономических знаний

Введение в экономическую теорию

Введение в экономику и бизнес

Учебник по основам потребительских знаний

Учебник по истории и современной организации хозяйственной деятельности

Учебники по элективным курсам

  К

 

  Д/П

    Д

 

   Д

 

   Д

 

  К/Ф

 

  К/Ф

 

К/Ф

 

 

К

  Д/Ф

 

   К

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

 

   К

  Д/П

 

  Д/П

К

 

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

  Д/П

 

 

   К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ.

Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу экономики (таких, как УМК для основной школы, школ гуманитарного и экономического профиля, для углубленного изучения экономики).

При комплектовании библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить и отдельные экземпляры учебников, не имеющих грифа.

Эти учебники могут быть использованы как учащимися для выполнения практических работ, так и учителем как часть методического обеспечения кабинета.

 

Рабочая тетрадь по экономике

Опорные конспекты школьников

Практикум для учащихся по экономике

Практикум по основам экономической теории

Тетради творческих заданий

   К

 

  Д/Ф

 

  Д/Ф

 

  Д/Ф

 

  К/Ф

  Д/Ф

 

  Д/Ф

 

    К

 

  Ф/П

 

  Ф/П

  Ф/П

 

  Ф/П

 

    К

 

    К

 

  Ф/П

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, опорные конспекты и практикумы для учащихся, соответствующие используемым УМК (учебно-методическим комплектам учебников).

 

Дидактические материалы по всем курсам

   Ф

 

    Ф

    Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.

 

 

Сборники заданий по экономике и всем курсам (тесты, задачи, ситуации, тренинги).

  Ф/П

 

  Ф/П

  Ф/П

В состав библиотечного фонда целесообразно включать сборники задач, тестов, ситуационных задач, деловых и психологических игр, вопросов для самопроверки по разным курсам, как основным, так и элективным.

 

Учебные материалы для элективных курсов

   К

   К

   К

 

 

Хрестоматии по экономике, по экономике и праву, по истории экономики России и мира.

  Ф/П

  П/Д

 

  П/Д

 

В дополнение к имеющимся, в перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения экономики на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Книги для чтения по экономике

  Ф/П

  Ф/П

  Ф/П

В перспективе целесообразно издание тематических книг для чтения по экономике. Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Научная, научно-популярная, художественная, экономическая и историческая литература.

  Ф/П

  П/Д

  П/Д 

Рекомендуется включать в состав книгопечатной продукции библиотечного фонда, имеющейся в кабинете экономики, литературу научную, научно-популярную, художественную, экономическую и историческую. В качестве примера - книги А.В.Аникина: «Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина»; «Люди науки – встречи с выдающимися экономистами».

Рекомендуется также подписка на издаваемые школьные экономические журналы, прежде всего «Экономика в школе».

В перспективе целесообразно издание книг по различным курсам.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Справочные пособия («Энциклопедия предпринимателя», энциклопедии по экономике, «Большой экономический словарь» и другие словари, книги из серии «Самые знаменитые» и т.д.).

  П/Д

  П/Д

  П/Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Журналы, СМИ

    Д

    Д

    Д

Например, «Экономика в школе», «Деньги», «Эксперт» и т.д.

 

Методические пособия для учителя (учебно-тематическое планирование, рекомендации к проведению уроков).

    Д

    Д

    Д

В перспективе целесообразно издание методических материалов и курсов – структурированного материала для подготовки и проведения занятий

 

Пособия по внеурочной деятельности, социальным проектам, играм, конкурсам.

 

 

 

 

2.

Печатные пособия

 

Таблицы по экономике России и Мира

(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

  Д/Ф

  Д/Ф

  Д/Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

В перспективе целесообразно издание тематических сборников на базе статистических данных Госкомстата и МФ РФ.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Схемы по экономике (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов в экономике).

  Д/Ф

  Д/Ф

  Д/ Ф

 

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по экономике России и Мира.

  Д/Ф

  Д/Ф

  Д/Ф

 

Комплект портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей.

 

  Д/Ф

  Д/Ф

Ф/Д

В перспективе целесообразно издание комплектов портретов выдающихся экономистов и государственных деятелей (как в полиграфических изданиях, так и на электронных носителях), обязательное изучение которых предусмотрено стандартом и примерной программой.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам.

   Ф

   Ф

   Ф

В перспективе целесообразно издание комплексных учебно-методических изданий, содержащих иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии, схемы и т.д.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

3.

информационно-коммуникативные средства

 

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса

  Д/П

  Д/П

  Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники, практикумы должны обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта и предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

В перспективе необходимо создать электронные издания для дистанционного обучения.

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Электронные библиотеки по курсу экономики.

Большая электронная энциклопедия как электронное издание универсальной российской мультимедиа-энциклопедии.

   Д

Д

   Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимации. таблицы, схемы, диаграммы и графики.

 

Программное обеспечение (математическое) для изучения отдельных тем курса.

 

 

  Д/П

Специального математического ПО (для построения графиков и работы с графиками, динамической геометрии, обработки данных), могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Пакеты прикладных программ (текстовые, табличные, графические и др.).

 

 

 

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Мультимедийные обучающие программы

 

 

 

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Игровые компьютерные программы (по тематике курса экономики).

  Д/П

   Д\П

   Д/П

Могут быть использованы также и в домашних условиях

4.

Экранно-звуковые пособия

Могут быть в цифровом (компьютерном) виде

 

Видеофильмы по экономике, в т.ч. по экономике России

 

Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Аудиозаписи и фонохрестоматии по экономике и истории экономики России

 

Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях

 

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов экономики.

Д

Д

Д

Могут быть использованы также и в домашних условиях

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Оборудование по своим параметрам должно соответствовать современным последним требованиям

 

Телевизор

Д

Д

Д

Диагональ не менее 72 см

 

Видеомагнитофон

 (видеоплейер )

Д

Д

Д

 

 

Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25*1.25

 

Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр центр с возможностью использования аудио-дисков CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей

 

Мультимедийный компьютер с возможностью подключения к Internet.

Д

Д

Д

Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-, видео- входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

 

Сканер

Д

Д

Д

 

 

Принтер лазерный

Д

Д

Д

 

 

Компьютерный проектор

Д

Д

Д

 

 

Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)

 

Д

 

Д

 

Д

 

 

Копировальный аппарат

 

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

 

Мультимедиапроектор

   Д

    Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

 

Звуковые динамики

   Д

Д

Д

 

 

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

   Д

Д

Д

 

 

Средства телекоммуникации

 

 

 

Средства телекоммуникации включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.

6

 Учебно-практическое оборудование

 

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц

 

 

 

 

 

Комплект инструментов для работы у доски

 

 

 

 

7

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

 

Стол для проектора

 

 

 

 

 

Компьютерный стол

 

 

 

 

 

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

 

 

 

 

 

Штатив для таблиц

 

 

 

 

 

Ящики для хранения таблиц

 

 

 

 

 

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

 

 

 

 

             

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top