ЭКОНОМИКА
для профессий начального профессионального образования
и специальностей среднего профессионального образования
Автор: Гомола А.И., доктор юридических наук, профессор,
член-корреспондент РАЕ, заслуженный деятель науки и образования
Рецензенты: Самохина А.К., доцент кафедры экономики МИОО, эксперт ЕС по обучению взрослых, кандидат экономических наук
Булгакова В.Ю., руководитель методического объединения экономики и бухгалтерского учета ГОУ СПО КБК № 6
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) экономика в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля экономика изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях НПО – в объеме 156–117 часов*, в учреждениях СПО – в объеме 117 часов.
При получении профессий НПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей экономика изучается по программе учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право).
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.
Примерная программа учебной дисциплины «Экономика» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, виды практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
- 1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
1.2. Факторы производства и факторные доходы
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.
Практическая работа
Расчет прибыли и рентабельности продукции
1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
1.4. Типы экономических систем
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.
1.5. Собственность. Конкуренция
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
- СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
Практическая работа
Расчет семейного бюджета.
2.2. Рациональный потребитель
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.
- РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
Практическая работа
Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.
3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.
Практическая работа
Расчет длительности производственного цикла.
3.4. Издержки. Выручка
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
- ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
- ДЕНЬГИ И БАНКИ
5.1. Понятие денег и их роль в экономике
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
5.2. Банковская система. Финансовые институты
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
5.3. Инфляция и ее социальные последствия
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
- ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА
6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.
6.3. Государственный бюджет. Государственный долг
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
6.5. Основы денежной политики государства
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы.
7.3. Особенности современной экономики России
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.
Примерные темы рефератов
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк и его роль.
Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Офшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.
Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
156 |
117 |
|
Введение |
2 |
2 |
1. Экономика и экономическая наука |
24 |
18 |
1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов |
4 |
4 |
1.2. Факторы производства и факторные доходы |
8 |
4 |
1.3. Выбор и альтернативная стоимость |
4 |
2 |
1.4. Типы экономических систем |
4 |
4 |
1.5. Собственность. Конкуренция |
2 |
2 |
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена |
2 |
2 |
2. Семейный бюджет |
14 |
10 |
2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование |
8 |
6 |
2.2. Рациональный потребитель |
6 |
4 |
3. Рыночная экономика |
42 |
34 |
3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры |
8 |
8 |
3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы |
8 |
8 |
3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда |
10 |
8 |
3.4. Издержки. Выручка |
8 |
6 |
3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок |
8 |
4 |
4. Труд и заработная плата |
16 |
12 |
4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда |
8 |
6 |
4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы |
8 |
6 |
5. Деньги и банки |
14 |
8 |
5.1. Понятие денег и их роль в экономике |
4 |
2 |
5.2. Банковская система. Финансовые институты |
6 |
4 |
5.3. Инфляция и ее социальные последствия |
4 |
2 |
6. Государство и экономика |
28 |
19 |
6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага |
4 |
2 |
6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов |
4 |
4 |
6.3. Государственный бюджет. Государственный долг |
4 |
2 |
6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
|
12 |
9 |
6.5. Основы денежной политики государства |
4 |
2 |
7. Международная экономика |
12 |
10 |
7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли |
4 |
4 |
7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы |
4 |
4 |
7.3. Особенности современной экономики России |
4 |
2 |
Резерв учебного времени |
4 |
4 |
Итого |
156 |
117 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:
- для получения и оценки экономической информации;
- составления семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.
Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.
Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.
Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
Для преподавателей
Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.
Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………….. Примерное содержание учебной дисциплины ……… Введение…………………………………………………... 1. Экономика и экономическая наука…………………... 2. Семейный бюджет……………………………………... 3. Рыночная экономика…………………………………... 4. Труд и заработная плата………………………………. 5. Деньги и банки………………………………………… 6. Государство и экономика……………………………... 7. Международная экономика…………………………… Примерные темы рефератов……………………………... Примерный тематический план ……………………... Требования к результатам обучения ………………… Рекомендуемая литература………………………………. |
3 5 5 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16
|
Гомола Александр Иванович
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
для профессий начального профессионального
образования и специальностей среднего
профессионального образования
Ответственные за выпуск: Е.А. Рыкова, Л.Ю. Березина
Лаборатория содержания и технологий общего образования в системе НПО и СПО Центра профессионального образования ФИРО
Компьютерный набор: С.Г. Кузнецова
Корректор: А.П. Сизова
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу:
125319, Москва, ул. Черняховского, 9.
Федеральный институт развития образования
Минобрнауки России
* В зависимости от общего объема учебного времени, выделяемого в учебном плане учреждения начального профессионального образования на общеобразовательную подготовку.