Методическое письмо

О преподавании учебного предмета “Обществознание” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

 

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания ос­новных образовательных программ общего образования, макси­мальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготов­ки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качест­венного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Феде­рации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психиче­ского и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессио­нального образования;
  • социальной защищенности обучающихся;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогиче­ских работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информа­ции о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников обра­зовательных учреждений;
  • основы для расчета федеральных нормативов финансовых за­трат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере об­щего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государствен­ный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

 

  1. II. Место учебного предмета “Обществознание” в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России “Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования” от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

  Новый образовательный  стандарт разработан с учетом изменения места предмета “Обществознание” в учебном плане. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа и только в 9-м классе, то теперь планируется по 1-му часу с 6-го по 9-ый класс. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздейст­вия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 15 лет. На базовый курс в 10-11-х  классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования. А в профильных 10-11-х  классах предусмотрен курс  интегральный “Обществознание”, включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за два года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы “Экономика” (140 час.) и “Право” (140 час.).

 

III. Структура Федерального компонента образовательного стандарта по обществознанию

Федеральный компонент по обществознанию содержит три стандарта по: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

  • цели;
  • обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
  • требования к уровню подготовки выпускников.

Цели учебного предмета  обществознание структурированы  путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум по обществознанию не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования

 

  1. IV. Концептуальные подходы образовательных стандартов по предмету

 

В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета “Обществознание”.

 Новизна  стандарта, во-первых, состоит в том, что в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Изменение целей этого учебного предмета на современном этапе происходит с учетом задач модернизации образования. Эта корректи­ровка направлена, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности, и, одновременно, на усиление практической направленности обучения. Поэтому в новом стандарте сформулированы прогнозируемые цели развития личности и воспитания учащихся, на достижение которых должен быть направлен учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса. Определены также и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ. 

 

Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования; с учетом изменений в обществе за истекшие пять лет, а также процессов, происходящих в современном на­учном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

Стандарт для основной школы дает возможность воплотить его содержание в учебные материалы, соответствующие возрастным осо­бенностям учащихся раннего, а затем старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам соци­ального взросления, достигаемым в этот период (расширение дееспособ­ности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанав­ливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.).  Соответственно все содержательные линии курса (человек, общество в целом, экономика, социальные отношения, политика, духовная культура, право)  могут быть раскрыты как для младших (на элементар­ном уровне), так и для старших подростков (более глубоко, с учетом их потребностей и возможностей, возрастающей общеобразовательной под­готовки).­

В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведче­ского образования в стандарте отразилось в заметном превыше­нии их объема по отношению к объему социологических, политологиче­ских и иных компонентов содержания.

Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для  подготовки учащихся на профильном уровне.

При изучении теоретических положений обществознания широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие современной России. Региональный (национально-региональный) компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов.

Проблема разгрузки курса для основной школы решалась на основе принципа: отобрать те  необходимые обществоведческие знания и другие компоненты содержания, которые соответствуют возможностям, потребностям и интересам подросткового возраста, а также ожиданиям общества, его требованиям к воспитанию детей. Произведены некоторые сокращения политологических, социологических, философских и других вопросов, часть которых перенесена в старшие классы, причем наиболее сложные из них – в профильный курс.

Вместе с тем, задача усиления экономической и право­вой подготовки потребовала не сокращения, а увеличения соответствую­щих блоков содержания по сравнению с “обязательным минимумом” 1998 года.

С учетом удвоения учебного времени на изучение курса в основной школе можно ожидать определенной нормализации учебной нагрузки на подростков 11-15 лет.

 

 В-третьих, в рубрике обязательного минимума, которая называется “Опыт познавательной и практической деятельности”, зафиксирован деятельностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Тот факт, что они вошли в  обязательный минимум, включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в про­цессе которой применяются полученные знания и умения. В названной руб­рике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмыслива­ются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках.

 

 В-четвертых, усилена практи­ческая направленность обществоведческого образования через его ориен­тацию на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпуск­никам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

- в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выпол­нению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых форм и ме­тодов изучения обществоведения в средней школе, опыта проведения Единого государственного экзамена.  Все это позволит учащимся полнее осознать содержание курса.

         Реализация указанных выше целей обществоведческого образования, внимание к его ценностному и духовно-нравственному потенциалу, как и к практической направленности, усиливают личностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду с практикоориентированным содержанием, обществознание определяет духовно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности.

Преемственность содержания обществоведческого образования:  во-первых, заключается в последовательном развертывании проблем взаимо­отношении личности и общества от осмысления в начальной школе по­вседневных, наблюдаемых ребенком явлений и процессов, к необходимо­му для воспитания гражданина элементарному изложению младшим подро­сткам актуальных проблем личности, общества, государства, а  затем к систематическому раскрытию ключевых понятий общест­вознания старшим подросткам и, наконец, более глубокому представле­нию в старших классах всей системы общественных отношений. Во-вторых, от этапа к этапу происходит расширение круга общеучебных и специ­фических умений, а также постепенное возрастание их сложности, уро­вня рефлексии социального опыта.

На всех ступенях изучение обществознания осуществляется с опорой на содержание курса истории и на определенные элементы содержания кур­сов географии, литературы, искусства, биологии, технологии. В тоже время обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы.

Знакомясь с новым стандартом, следует обратить внимание на различия стандартов основной школы и базового уровня старшей школы

Стандарт базового уровня в старших классах отличается от стандарта основной школы:

  • раскрытием ряда вопросов, изучавшихся в основной школе, в новых связях, в ином ракурсе, на более высоком теоретическом уровне;
  • введением нового содержания (знаний и умений), расширение круга изучаемых понятий, что позволяет полнее и глубже раскрыть проблема­тику человека и общества;
  • более высоким уровнем требований к выпускникам.

 

Таким образом, для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности. В старших классах курс  строится с ориентацией на расширяющийся  спектр социальных связей и отношений,  самостоятельность и ответственность в решении жизненных проблем. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная (нравственно-этические, смысложизненные компоненты) и гражданская культура (отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества). Кроме того, обществознание в старших классах призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня (в классах социально-гуманитарной направленности) и курса базового уровня (в классах  естественно-научной и математической направленности).

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы  в вузах социально-гуманитарного направления.

В отличие от “объектного подхода” (группировки соответствующих знаний вокруг изучаемых социаль­ных объектов), применяемого в документах для основной школы и для базового курса старшей ступени, при разработке профильного курса содержание сгруппировано по основным ветвям обществознания (об­щественным наукам). Это определяет иную структуру текста стандарта, отражающего содержание профильного кур­са, иную логику его представления, приближенную к логике соответствующих базовых наук, что предпола­гает более глубокое раскрытие их  ключевых понятий.

Планируя обществоведческую подготовку в классах естественно-научного, филологического, математического, технологического и других профилей нельзя забывать о том, что общественные дисциплины представлены как в средних, так и в высших профессиональных образовательных учреждениях. Поэтому нет необходимости в таких классах выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально-гуманитарного цикла в средней и высшей профессиональной школе. С другой стороны, необходимо подготовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне. Каждая из названных общественных наук имеет собственный понятийный аппарат, присущий каждой из них научный язык. Следовательно, преемственность полной средней общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена лишь путем усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и приобретения ими опыта работы с первоисточниками общественной мысли.

Из этого вытекает необходимость приобретения учащимися 10-11 классов, кроме указанных выше, еще одной компетентности:

- в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета).

В классах всех профилей обществознание в первую очередь является необходимым элементом личностного становления гражданина.

Что касается классов социально-гуманитарного (историко-обществоведческого, социально-экономического и т.д.) профиля, то в этом случае необходимо создать базу для получения соответствующей профессиональной подготовки. Выпускников этих классов в высшей школе ждут фундаментальные курсы по программам обучения будущих специалистов (философов и историков, экономистов и юристов, социологов и политологов и др.). Они окажутся перед выбором спецкурсов и спецсеминаров. Помимо собственно учебной, им предстоит выполнять учебно-исследовательскую, а во многих случаях, и научно-исследовательскую работу.

В классах социально-гуманитарного профиля:

  • расширяется круг базовых понятий общественных наук, овладение которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;
  • более глубоко раскрываются социальные проблемы человека и общества, чем в классах естественно-научного профиля;
  • формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;
  • дается ориентировка в профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;
  • совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т.п.).

 

Таким образом, содержание, необходимое для приобщения к гражданской культуре и духовной культуре, для освоения базовых социальных компетенций, должно в классах социально-гуманитарного профиля обрасти той содержательной “оболочкой”, которая будет адекватна задачам и специфическим условиям этих классов. Они ориентированы на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора выпускниками любого из тех вузов (или факультетов),  которые относятся к социально-гуманитарному профилю (исторические,   юридические, социологические, философские факультеты, а также на факультеты журналистики, управления, педагогики и психологии и т.п.). В таких классах целесообразно иметь, наряду с профильным курсы “Обществознание”, “История”, “Право”, а в классах социально-экономического направления еще и профильный курс “Экономика”. В зависимости от особенностей школы, интересов учащихся и  запросов их родителей, готовности учителей или возможностей привлечения специалистов  учебный план школы включает элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах.

Это могут быть курсы, во-первых, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел профильного курса (“Предпринимательство”, “Менеджмент”, и т.п.).

 Во-вторых, возможны курсы, отражающие “пограничные” области знаний (“Экономическая социология”. “Политическая психология” и т.д.).

 В-третьих, целесообразно разработать междисциплинарные курсы, объединяющие знания из курсов истории и теоретических дисциплин (например, “Современный мир”, “Философия истории”, “История государства и права”), или знания об определенном объекте (например, курс “Человек”, объединяющий знания из философской и социальной антропологии, социологии, социальной психологии, этики, культурологи).

 В-четвертых, было бы полезно организовать изучение в классах социально-гуманитарного профиля курсов, дающих знания по областям знаний, не представленным в стандартах (например, логики или общей психологии).

Интегральные курсы “Обществознание” могут вести преподаватели истории (при соответствующей переподготовке). А для преподавания профильных курсов экономики и права необходима дополнительная специальная подготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений.  

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение предполагает изме­нение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным осо­бенностям учащихся, получающих общеобразовательную подго­товку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учеб­ной коммуникации. При этом именно учитель выступает органи­затором творческого процесса взаимодействия на уроке.

 Важным условием реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем созданных в последние годы комплексов познавательных и практических заданий. Этот ком­плекс учитывает содержательную и организационно-деятельностну специфику нового обществоведческого курса; опирается на учет интересов я жизненного опыта учащихся при отборе методо­логических и методических оснований построения учебно-позна­вательной деятельности в обучении обществознанию.  Пособия, включающие отобранные на основе научно-педагогических принципов фрагменты разнообразных до­кументов, сборники задач и другие  дидактические материалы, ориенти­рованные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для полноценной организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения обществознанию. Роль учителя на уроке трансформируется от посредника между учебником и учеником — к организатору полноценной и разнообразной учебно-по­знавательной деятельности.

Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснение учителя, путем изучения текста учеб­ника, привлечения документов, словарей, использования видео­фильмов и других средств обучения. Стандарт означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, фиксированные в обязательном минимуме. Определить способ решения этой задачи — дело учителя. Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации. Это — поле твор­чества учителя.

Стандарт не связывает рук учителя также в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления. Понятно, что имеется в виду не беспоря­дочное их изучение, а подчинение тому замыслу, который может быть у авторов той или иной программы курса, учебной книги. При этом учитель имеет право менять последовательность рас­крытия тех или иных единиц знания, при условии, разумеется, что его собственный вариант их связи и последовательности бу­дет иметь достаточные научные и педагогические обоснования.

 Не имея права снижать планку предъявления знаний, установ­ленную стандартом, авторы учебников и учитель вправе свободно включать в обучение дополнительные сведения. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, уровнем подготовки учеников и знаниями самого учителя. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала — не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель, а не разработчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой познавательный и практический опыт своих уче­ников можно опереться при изучении обществознания, какие примеры привлечь, какие интересы и потребности учащихся нужно учесть в практике обучения. Иными словами, вариативная часть учебного предмета - в руках учителя. Важно только, чтобы вариативиая часть содержания не вытесняла инвариантную (т. е. обязательную), а, напротив, способствовала ее полноценному ус­воению, И, конечно, важно, чтобы дополнительный материал не создавал перегрузки учащихся.

Таким образом, стандарт обществоведческого образования сво­ей структурой и содержанием отражает баланс интересов и ком­петенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, спо­собностей, интересов.

 

  1. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Способ представления содержания школьного обществознания в об­разовательном стандарте ("Обязательном минимуме содержания образования") не дает однозначного понимания наполнения его элементов. Можно полагать, что одни и те же элементы "Обязательного ми­нимума содержания” могут быть по-разному раскры­ты и по-разному расположены в учебной программе.

Документом, который может служить ориентиром для подобной конкретизации, является примерная программа. Она построена в логике "Обязательного минимума содержания", по тем же содержательным линиям, что облегчает учителю возможности сопоставить ее со стандартом.

Примерные программы по обществознанию для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса, определяют минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерные программы является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Пояснительная записка к Примерной программе характеризует статус документа, школьный курс “Обществознание”, его место в Базисном учебном плане, его основные содержательные линии, результаты обучения. Она также воспроизводит полностью без изменений содержащиеся в стандарте рубрики “Цели”, “Опыт познавательной и практической   деятельности”, “Требования к уровню подготовки выпускников”. В ней имеется рубрика “Общеучебные умения (навыки и способы деятельности)”, на которую следует обратить особое внимание, поскольку в стандарте по обществознанию она отсутствует.

 Последовательность разделов, конкретизирующих содержание, совпадает с их последовательностью в “Обязательном минимуме”. Примерная программа для основной школы выделяет из стандарта вопросы, которые рекомендуется рассмотреть в пропедевтическом курсе 6-го класса. Для последующих лет изучения курса распределение материала по годам примерной программой не предусмотрено. Такая разбивка осуществляется в программах различных авторских коллективов.

 Для каждого раздела указано примерное количество учебных часов, отводимых на его изучение. Зафиксирован резерв учебного времени, который может быть использован для повторения и для решения других дидактических задач по усмотрению учителя.

Для учителя необходимым звеном связи стандарта и процесса обучения является программа, разработанная авторами  того или иного конкретного обществоведческого курса. Именно в ней учитель может видеть вариант реализации того содержания, которое далее воплощается в учебной литературе, определяет замысел организации деятельно­сти на уроке.  Чтобы оценить, насколько пригодна для планируе­мых целей программа того или иного авторского коллектива, важно сопоставить ее, прежде всего, с минимальным содержанием обществоведческого образо­вания  (стандартом).

 

  1. VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК

 

Пока не будут созданы новые учебники, полностью соответствующие новому стандарту, рекомендуется  использовать действующие учебники, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов другие учебные книги, где материал по этим вопросам имеется. При этом следует ориентироваться на федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004-2005 учебный год, утвержденные Минобразованием 15 января 2004 года. Учитель их сможет найти в журнале “Преподавание истории и обществознания в школе” №3 и 4 за 2004 год.

Издательства, выпустившие действующие учебники, подготовят подробные рекомендации о порядке их использования с привлечением других учебных книг.

 

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top