Требования к оснащению образовательного процесса
в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
математика
Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по математике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по математике ориентированы, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.
Государственный стандарт по математике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения внедрения стандарта.
Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для достижения требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование для оснащения кабинета математики части указанных технических средств рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета математики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации данных).
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечания |
||
Основная школа |
Старшая школа |
||||
Базов. |
Проф. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|||||
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по математике |
Д |
|
|
Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики. |
1.2 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень) |
|
Д |
|
|
1.3 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень) |
|
|
Д |
|
1.4 |
Примерная программа основного общего образования по математике |
Д |
|
|
|
1.5 |
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике |
|
Д |
|
|
1.6 |
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике |
|
|
Д |
|
1.7 |
Авторские программы по курсам математики |
Д |
Д |
Д |
|
1.8 |
Учебник по математике для 5-6 классов |
К |
|
|
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.
|
1.9 |
Учебник по алгебре для 7-9 классов |
К |
|
|
|
1.10 |
Учебник по геометрии для 7-9 классов |
К |
|
|
|
1.11 |
Учебник по алгебре и началам анализа для 10-11 классов |
|
К |
К |
|
1.12 |
Учебник по геометрии для 10-11 классов |
|
К |
К |
|
1.13 |
Учебник по математике для 10-11 классов |
|
К |
|
|
1.14 |
Рабочая тетрадь по математике для 5-6 классов |
К |
|
|
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников.
Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. |
1.15 |
Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов |
К |
|
|
|
1.16 |
Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов |
К |
|
|
|
1.17 |
Дидактические материалы по математике для 5-6 классов |
Ф |
|
|
|
1.18 |
Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов |
Ф |
|
|
|
1.19 |
Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов |
Ф |
|
|
|
1.20 |
Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов |
|
Ф |
Ф |
|
1.21 |
Практикум по решению задач по геометрии для 10-11 классов |
|
Ф |
Ф |
|
1.22 |
Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов |
|
Ф |
|
|
1.23 |
Учебные пособия по элективным курсам |
|
Ф |
Ф |
|
1.24 |
Сборник контрольных работ по математике для 5-6 классов |
Ф |
|
|
Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте. |
1.25 |
Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов |
Ф |
|
|
|
1.26 |
Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов |
Ф |
|
|
|
1.27 |
Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа для 10-11 классов |
|
Ф |
Ф |
|
1.28 |
Сборник контрольных работ по геометрии для 10-11 классов |
|
Ф |
Ф |
|
1.29 |
Сборник контрольных работ по математике для 10-11 классов |
|
Ф |
|
|
1.30 |
Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике |
К |
К |
|
|
1.31 |
Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену |
|
|
К |
|
1.32 |
Научная, научно-популярная, историческая литература |
П |
П |
П |
Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения. |
1.33 |
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.) |
П |
П |
П |
|
1.34 |
Методические пособия для учителя |
Д |
Д |
Д |
|
2. |
Печатные пособия |
||||
2.1 |
Таблицы по математике для 5-6 классов |
Д |
|
|
Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций. |
2.2 |
Таблицы по геометрии |
Д |
Д |
Д |
|
2.3 |
Таблицы по алгебре для 7-9 классов |
Д |
|
|
|
2.4 |
Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов |
|
Д |
Д |
|
2.5 |
Портреты выдающихся деятелей математики |
Д |
Д |
Д |
В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте. |
3. |
информационно-коммуникативные средства |
||||
3.1 |
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики |
Д/П |
Д/П |
Д/П |
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе, в форме тестового контроля). |
3.2 |
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы |
|
|
|
|
3.3. |
Инструментальная среда по математике |
|
|
|
Инструментальная среда должна представлять собой практикум (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях), предназначена для построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций и проведения численных экспериментов.
|
4. |
Экранно-звуковые пособия |
||||
4.1 |
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов |
Д |
Д |
Д |
Могут быть в цифровом (компьютерном) виде. |
5. |
Технические средства обучения |
||||
5.1 |
Мультимедийный компьютер |
Д |
Д |
П |
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
5.2 |
Сканер |
Д |
Д |
Д |
|
5.3 |
Принтер лазерный |
Д |
Д |
Д |
|
5.4 |
Копировальный аппарат |
Д |
Д |
Д |
Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
5.5 |
Мультимедиапроектор |
Д |
Д |
Д |
|
5.6 |
Средства телекоммуникации |
Д |
Д |
Д |
Включают: электронная почта, локальная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий. |
5.7 |
Диапроектор или графопроектор (оверхэд) |
Д |
Д |
Д |
|
5.8 |
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
Д |
Д |
Минимальные размеры 1,25х1,25 м |
6. |
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
||||
6.1 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц |
Д |
Д |
Д |
|
6.2 |
Доска магнитная с координатной сеткой |
Д |
Д |
Д |
|
6.3 |
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль |
Д |
Д |
Д |
Комплект предназначен для работы у доски. |
6.4 |
Комплект стереометрических тел (демонстрационный) |
Д |
Д |
Д |
|
6.5 |
Комплект стереометрических тел (раздаточный) |
Ф |
Ф |
Ф |
|
6.6 |
Набор планиметрических фигур |
Ф |
|
|
|
6.7 |
Геоплан |
Ф |
|
|
|
7. |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ |
||||
7.1 |
Компьютерный стол |
Д |
Д |
Д |
|
7.2 |
Шкаф секционный для хранения оборудования |
Д |
Д |
Д |
|
7.3 |
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) |
Д |
Д |
Д |
|
7.4 |
Стенд экспозиционный |
Д |
Д |
Д |
|
7.5 |
Ящики для хранения таблиц |
Д |
Д |
Д |
|
7.6 |
Штатив для таблиц |
Д |
Д |
Д |
|