История

 

Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по истории. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по истории настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по истории предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, карты, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и  объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета истории рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и  объектов  материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.  Помещение кабинета истории должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности) 

 

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1

2

3

4

5

6

 

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по истории

Д

 

 

Стандарт по истории, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета истории. 

1.2

Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)

 

Д

 

1.3

Стандарт среднего (полного)  общего образования по истории (профильный уровень)

 

 

Д

1.4

Примерная программа основного общего образования по истории

Д

 

 

1.5

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории

 

Д

 

1.6

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории

 

 

Д

1.7

Авторские рабочие программы по курсам истории

Д

Д

Д

1.8

Учебник по истории Древнего мира

К

 

 

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.

 

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете истории, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу истории. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

1.9

Учебник по истории Средних веков

К

 

 

1.10

Учебник по Новой истории (XVI-XVIII вв.)

К

 

 

1.11

Учебник по Новой истории (XIX- начало ХХ в.)

К

 

 

1.12

Учебник по Новейшей и современной истории зарубежных стран

К

 

 

1.13

Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XV в.)

К

 

 

1.14

Учебник по истории России (XVI-XVIII вв.)

К

 

 

1.15

Учебник по истории России (XIX - начало ХХ вв.)

К

 

 

1.16

Учебник по Новейшей и современной истории России

К

 

 

1.17

Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

 

К

К

1.18

Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

 

К

К

1.19

Учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

 

К

К

1.20

Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

 

К

К

1.21

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира

К

 

 

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников. 

1.22

Рабочая тетрадь по истории Средних Веков

К

 

 

1.23

Рабочая тетрадь по Новой истории (XVI-XVIII вв.)

К

 

 

1.24

Рабочая тетрадь по Новой истории (XIX- начало ХХ в.)

К

 

 

1.25

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории зарубежных стран.

К

 

 

1.26

Рабочая тетрадь по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

К

 

 

1.27

Рабочая тетрадь по истории России (XVI-XVIII вв.)

К

 

 

1.28

Рабочая тетрадь по истории России (XIX- начало ХХ вв.)

К

 

 

1.29

Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории России

К

 

 


 

1.30

Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение исторических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.  

1.31

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

1.32

Хрестоматия по истории Древнего мира

К

 

 

 

1.33

Хрестоматия по истории Средних веков

К

 

 

1.34

Хрестоматия по Новой истории (XVI-XVIII вв.)

К

 

 

1.35

Хрестоматия по Новой истории (XIX- начало ХХ в.)

К

 

 

1.35

Хрестоматия по новейшей и современной истории зарубежных стран

К

 

 

1.35

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.)

К

 

 

1.36

Хрестоматия по истории России (XVI-XVIII вв.)

К

 

 

1.37

Хрестоматия по истории России (XIX- начало ХХ вв.)

К

 

 

1.38

Хрестоматия по новейшей и современной истории России

К

 

 

1.39

Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.)

 

К

К

В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения истории на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по истории.

 

 

 

1.40

Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

 

К

К

1.41

Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.)

 

К

К

1.42

Хрестоматия по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.)

 

К

К

1.43

Практикумы по истории России и Всеобщей истории

 

Ф/П

Ф/П

 

1.44

Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории

П

 

 

Необходимы для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки

1.45

Научная, научно-популярная, художественная историческая  литература.

 

 

П

1.46

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов,  Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.)

П

П

П

 

1.47

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

 

2.

Печатные пособия

2.1

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические,  сравнительные, обобщающие).

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

2.2

Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф

2.3

Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

2.4

Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории.

Д

 

 

В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом. Кроме того, целесообразно иметь портреты исторических деятелей, не указанных в обязательном минимуме стандарта, но изучение которых предполагается примерной программой (эти портреты могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях).

2.5

Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт

К

 

 

В состав объектов материального обеспечения учебного процесса  в основной школе целесообразно включать атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии.

2.6

Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт

К

 

 

2.7

Атлас  по Новой истории (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт

К

 

 

2.8

Атлас по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) с комплектом контурных карт

К

 

 

2.9

Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт

К

 

 

2.10

Атлас по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.) с комплектом контурных карт

К

 

 

2.11

Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт

К

 

 

2.12

Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт

К

 

 

2.13

Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт

К

 

 

2.14

Атлас по истории России

 

К

К

 

2.15

Атлас по Всеобщей истории

 

К

К

 

2.16

Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Картографические материалы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

2.17

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)

Ф

Ф

Ф

 

3.

информационно-коммуникативные средства

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

3.2

Электронные библиотеки по курсу истории.

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить  тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,

фотографии,  анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

3.3

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

 

 

 

Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и  1.31

 

3.4

Игровые компьютерные программы (по тематике курса истории)

Д

 

 

Рекомендуются для внеклассной работы

4.

Экранно-звуковые пособия

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде

4.2

Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

4.3

Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории.

Д

Д

Д

5.

Технические средства обучения

5.1

Телевизор с универсальной подставкой

Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ

5.2

Видеомагнитофон (видеоплейер)

Д

Д

Д

 

5.3

Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

5.4

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

5.5

Сканер

Д

Д

Д

 

5.6

Принтер лазерный

Д

Д

Д

 

5.7

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор

могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.8

Цифровая видеокамера

Д

Д

Д

Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.9

Цифровая фотокамера

Д

Д

Д

5.10

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д

Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

5.11

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

5.12

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25Х1,25 м

5.13

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

6.

Учебно-практическое оборудование

6.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,карт

 

 

 

 

6.2

Штатив для карт и таблиц

 

 

 

 

6.3

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

 

 

 

 

6.4

Шкаф (ящик) для хранения карт

 

 

 

 

6.5

Ящики для хранения таблиц

 

 

 

 

7.

Специализированная учебная мебель

7.1

Компьютерный стол

 

 

 

 

7.2

Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)

 

 

 

 

                   

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top