Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по истории. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по истории настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по истории предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, карты, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиления аналитического компонента учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета истории рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета истории должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности)
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечания |
||
Основная школа |
Старшая школа |
||||
Базов. |
Проф. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|||||
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по истории |
Д |
|
|
Стандарт по истории, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета истории. |
1.2 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) |
|
Д |
|
|
1.3 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) |
|
|
Д |
|
1.4 |
Примерная программа основного общего образования по истории |
Д |
|
|
|
1.5 |
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории |
|
Д |
|
|
1.6 |
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории |
|
|
Д |
|
1.7 |
Авторские рабочие программы по курсам истории |
Д |
Д |
Д |
|
1.8 |
Учебник по истории Древнего мира |
К |
|
|
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете истории, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу истории. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
1.9 |
Учебник по истории Средних веков |
К |
|
|
|
1.10 |
Учебник по Новой истории (XVI-XVIII вв.) |
К |
|
|
|
1.11 |
Учебник по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) |
К |
|
|
|
1.12 |
Учебник по Новейшей и современной истории зарубежных стран |
К |
|
|
|
1.13 |
Учебник по истории России (с древнейших времен до конца XV в.) |
К |
|
|
|
1.14 |
Учебник по истории России (XVI-XVIII вв.) |
К |
|
|
|
1.15 |
Учебник по истории России (XIX - начало ХХ вв.) |
К |
|
|
|
1.16 |
Учебник по Новейшей и современной истории России |
К |
|
|
|
1.17 |
Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.) |
|
К |
К |
|
1.18 |
Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) |
|
К |
К |
|
1.19 |
Учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.) |
|
К |
К |
|
1.20 |
Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) |
|
К |
К |
|
1.21 |
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира |
К |
|
|
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников. |
1.22 |
Рабочая тетрадь по истории Средних Веков |
К |
|
|
|
1.23 |
Рабочая тетрадь по Новой истории (XVI-XVIII вв.) |
К |
|
|
|
1.24 |
Рабочая тетрадь по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) |
К |
|
|
|
1.25 |
Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории зарубежных стран. |
К |
|
|
|
1.26 |
Рабочая тетрадь по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.) |
К |
|
|
|
1.27 |
Рабочая тетрадь по истории России (XVI-XVIII вв.) |
К |
|
|
|
1.28 |
Рабочая тетрадь по истории России (XIX- начало ХХ вв.) |
К |
|
|
|
1.29 |
Рабочая тетрадь по новейшей и современной истории России |
К |
|
|
1.30 |
Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории |
Ф |
Ф |
Ф |
Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение исторических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях. |
||||
1.31 |
Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории |
Ф |
Ф |
Ф |
Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте. |
||||
1.32 |
Хрестоматия по истории Древнего мира |
К |
|
|
|
||||
1.33 |
Хрестоматия по истории Средних веков |
К |
|
|
|||||
1.34 |
Хрестоматия по Новой истории (XVI-XVIII вв.) |
К |
|
|
|||||
1.35 |
Хрестоматия по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) |
К |
|
|
|||||
1.35 |
Хрестоматия по новейшей и современной истории зарубежных стран |
К |
|
|
|||||
1.35 |
Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.) |
К |
|
|
|||||
1.36 |
Хрестоматия по истории России (XVI-XVIII вв.) |
К |
|
|
|||||
1.37 |
Хрестоматия по истории России (XIX- начало ХХ вв.) |
К |
|
|
|||||
1.38 |
Хрестоматия по новейшей и современной истории России |
К |
|
|
|||||
1.39 |
Хрестоматия по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.) |
|
К |
К |
В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения истории на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по истории.
|
||||
1.40 |
Хрестоматия по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) |
|
К |
К |
|||||
1.41 |
Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.) |
|
К |
К |
|||||
1.42 |
Хрестоматия по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) |
|
К |
К |
|||||
1.43 |
Практикумы по истории России и Всеобщей истории |
|
Ф/П |
Ф/П |
|
||||
1.44 |
Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории |
П |
|
|
Необходимы для подготовки докладов и сообщений; научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки |
||||
1.45 |
Научная, научно-популярная, художественная историческая литература. |
|
|
П |
|||||
1.46 |
Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.) |
П |
П |
П |
|
||||
1.47 |
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) |
Д |
Д |
Д |
|
||||
2. |
Печатные пособия |
||||||||
2.1 |
Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). |
Д /Ф |
Д/Ф |
Д/ Ф |
Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. |
||||
2.2 |
Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/ Ф |
|||||
2.3 |
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
|||||
2.4 |
Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории. |
Д |
|
|
В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом. Кроме того, целесообразно иметь портреты исторических деятелей, не указанных в обязательном минимуме стандарта, но изучение которых предполагается примерной программой (эти портреты могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях). |
||||
2.5 |
Атлас по истории Древнего мира с комплектом контурных карт |
К |
|
|
В состав объектов материального обеспечения учебного процесса в основной школе целесообразно включать атласы нового поколения, представляющие собой комплексные учебно-методические издания и содержащие помимо картографического материала иллюстративный ряд, справочный материал, текстовые комментарии. |
||||
2.6 |
Атлас по истории Средних веков с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.7 |
Атлас по Новой истории (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.8 |
Атлас по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.9 |
Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.10 |
Атлас по истории России (с древнейших времен до кон. XV в.) с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.11 |
Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.12 |
Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.13 |
Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт |
К |
|
|
|||||
2.14 |
Атлас по истории России |
|
К |
К |
|
||||
2.15 |
Атлас по Всеобщей истории |
|
К |
К |
|
||||
2.16 |
Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
Картографические материалы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. |
||||
2.17 |
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.) |
Ф |
Ф |
Ф |
|
||||
3. |
информационно-коммуникативные средства |
||||||||
3.1 |
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории |
Д/П |
Д/П |
Д/П |
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
||||
3.2 |
Электронные библиотеки по курсу истории. |
Д |
Д |
Д |
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
||||
3.3 |
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. |
|
|
|
Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и 1.31
|
||||
3.4 |
Игровые компьютерные программы (по тематике курса истории) |
Д |
|
|
Рекомендуются для внеклассной работы |
||||
4. |
Экранно-звуковые пособия |
||||||||
4.1 |
Видеофильмы по всеобщей истории и истории России |
Д |
Д |
Д |
Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде |
||||
4.2 |
Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России |
Д |
Д |
Д |
|||||
4.3 |
Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории. |
Д |
Д |
Д |
|||||
5. |
Технические средства обучения |
||||||||
5.1 |
Телевизор с универсальной подставкой |
Д |
Д |
Д |
Телевизор не менее 72 см диагональ |
||||
5.2 |
Видеомагнитофон (видеоплейер) |
Д |
Д |
Д |
|
||||
5.3 |
Аудио-центр. |
Д |
Д |
Д |
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей. |
||||
5.4 |
Мультимедийный компьютер |
Д |
Д |
П |
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
||||
5.5 |
Сканер |
Д |
Д |
Д |
|
||||
5.6 |
Принтер лазерный |
Д |
Д |
Д |
|
||||
5.7 |
Копировальный аппарат |
Д |
Д |
Д |
Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||||
5.8 |
Цифровая видеокамера |
Д |
Д |
Д |
Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||||
5.9 |
Цифровая фотокамера |
Д |
Д |
Д |
|||||
5.10 |
Диапроектор или оверхэд (графопроектор) |
Д |
Д |
Д |
Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. |
||||
5.11 |
Мультимедиапроектор |
Д |
Д |
Д |
|||||
5.12 |
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
Д |
Д |
Минимальные размеры 1,25Х1,25 м |
||||
5.13 |
Средства телекоммуникации |
Д |
Д |
Д |
Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий |
||||
6. |
Учебно-практическое оборудование |
||||||||
6.1 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,карт |
|
|
|
|
||||
6.2 |
Штатив для карт и таблиц |
|
|
|
|
||||
6.3 |
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) |
|
|
|
|
||||
6.4 |
Шкаф (ящик) для хранения карт |
|
|
|
|
||||
6.5 |
Ящики для хранения таблиц |
|
|
|
|
||||
7. |
Специализированная учебная мебель |
||||||||
7.1 |
Компьютерный стол |
|
|
|
|
||||
7.2 |
Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) |
|
|
|
|
||||