ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ
УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНФОРМАТИКА и информационные технологии
Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, операционные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом формате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспечению учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда других предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объектов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решаемых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.
Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.
Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.
Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.
Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечания |
||
Основная школа |
Старшая школа |
||||
базовая |
профильная |
||||
1. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по информатике |
Д |
Д |
Д |
Стандарт по информатике, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета информатики. |
1.2 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (базовый уровень) |
Д |
Д |
Д |
|
1.3 |
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике (профильный уровень) |
Д |
Д |
Д |
|
1.3 |
Примерная программа основного общего образования по информатике |
Д |
Д |
Д |
|
1.4 |
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике |
Д |
Д |
Д |
|
1.5 |
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по информатике |
Д |
Д |
Д |
|
1.6 |
Авторские рабочие программы по информатике |
Д |
Д |
Д |
|
1.7 |
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) |
Д |
Д |
Д |
|
1.8 |
Учебник по информатике для основной школы |
К |
|
|
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете информатики, не только УМК, используемого в данной школе, но и по несколько экземпляров учебников из других УМК. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
1.9 |
Учебник для базового обучения |
|
К |
|
|
1.10 |
Учебник для профильного обучения |
|
|
К |
|
1.11 |
Учебники для базового обучения с учетом профиля (гуманитарный, естественно-научный, технологический) |
|
К |
|
|
1.12 |
Рабочая тетрадь по информатике |
К |
К |
|
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников. |
1.13 |
Научная, научно-популярная литература, периодические издания |
П |
П |
П |
Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки |
1.14 |
Справочные пособия (энциклопедии и т.п.) |
П |
П |
П |
|
1.15 |
Дидактические материалы по всем курсам |
Ф |
Ф |
Ф |
Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.
|
2. |
Печатные пособия |
||||
|
Плакаты |
Таблицы, схемы, диаграммы и графики должны быть представлены в виде демонстрационного (настенного), полиграфического издания и в цифровом виде (например, в виде набора слайдов мультимедиа презентации).
|
|||
2.1 |
Организация рабочего места и техника безопасности |
Д |
Д |
Д |
|
2.2 |
Архитектура компьютера |
Д |
Д |
Д |
|
2.3 |
Архитектура компьютерных сетей |
Д |
|
Д |
|
2.4 |
Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы) |
Д |
Д |
Д |
|
2.5 |
Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме |
Д |
Д |
Д |
|
2.6 |
История информатики |
Д |
Д |
Д |
|
|
Схемы |
||||
2.7 |
Графический пользовательский интерфейс |
Д |
|
|
|
2.8 |
Информация, арифметика информационных процессов |
Д |
Д |
Д |
|
2.9 |
Виды информационных ресурсов |
Д |
Д |
Д |
|
2.10 |
Виды информационных процессов |
Д |
Д |
Д |
|
2.11 |
Представление информации (дискретизация) |
Д |
Д |
Д |
|
2.12 |
Моделирование, формализация, алгоритмизация |
Д |
Д |
Д |
|
2.13 |
Основные этапы разработки программ |
Д |
Д |
Д |
|
2.14 |
Системы счисления |
Д |
Д |
Д |
|
2.15 |
Логические операции |
Д |
Д |
Д |
|
2.16 |
Блок-схемы |
Д |
Д |
Д |
|
2.17 |
Алгоритмические конструкции |
Д |
Д |
Д |
|
2.18 |
Структуры баз данных |
|
|
Д |
|
2.18 |
Структуры веб-ресурсов |
|
Д |
Д |
|
2.19 |
Таблица Программа информатизации школы |
Д |
Д |
Д |
|
3. |
информационно-коммуникативные средства |
||||
|
Программные средства |
Все программные средства должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест. |
|||
3.1 |
Операционная система |
К |
К |
К |
|
3.2 |
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). |
К |
К |
К |
|
3.3 |
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). |
К |
К |
К |
|
3.4 |
Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей.
|
К |
К |
К |
|
3.5 |
Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурсами |
|
|
|
|
3.6 |
Программное обеспечение для организации управляемого коллективного и безопасного доступа в Internet. Брандмауэр и HTTP-прокси сервер. |
Д |
Д |
Д |
Устанавливается на сервере, для остальных компьютеров необходимы клиентские лицензии. |
3.7 |
Антивирусная программа |
К |
К |
К |
|
3.8 |
Программа-архиватор |
К |
К |
К |
|
3.9 |
Система оптического распознавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков |
К |
К |
К |
|
3.10 |
Программа для записи CD и DVD дисков |
К |
К |
К |
|
3.11 |
Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовый редактор, программу разработки презентаций, электронные таблицы. |
К |
К |
К |
|
3.12 |
Звуковой редактор. |
К |
К |
К |
|
3.13 |
Программа для организации аудиоархивов. |
К |
К |
К |
|
3.14 |
Редакторы векторной и растровой графики. |
К |
К |
К |
|
3.15 |
Программа для просмотра статических изображений. |
К |
К |
К |
|
3.16 |
Мультимедиа проигрыватель |
К |
К |
К |
Входящий в состав операционных систем или другой |
3.17 |
Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов |
П |
П |
П |
|
3.18 |
Редактор Web-страниц. |
К |
К |
К |
|
3.19 |
Браузер |
К |
К |
К |
Входящий в состав операционных систем или другой |
3.20 |
Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования. |
К |
К |
К |
|
3.21 |
Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал. |
К |
К |
К |
|
3.22 |
Система автоматизированного проектирования. |
К |
К |
К |
|
3.23 |
Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук. |
К |
К |
К |
|
3.24 |
Интегрированные творческие среды. |
К |
К |
К |
|
3.25 |
Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь. |
К |
К |
К |
|
3.26 |
Система программирования. |
К |
К |
К |
|
3.27 |
Клавиатурный тренажер. |
К |
К |
К |
|
3.28 |
Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визуализации данных |
К |
К |
К |
|
3.29 |
Программное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники |
К |
К |
К |
Для получения и обработки данных, передачи результатов на стационарный компьютер |
3.30 |
Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа |
К |
К |
К |
Дает возможность редактировать изображение, сохранять фото и видеоизображений в стандартных форматах |
3.31 |
Коллекции цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам |
К |
К |
К |
Предназначены для реализации интегративного подхода, позволяющего изучать информационные технологии в ходе решения задач различных предметов, например, осваивать геоинформационные системы в ходе их использования в курсе географии
|
4. |
Экранно-звуковые пособия |
||||
4.1 |
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов |
Д |
Д |
Д |
Данные комплекты должны развивать и дополнять комплекты, описанные в разделе «Печатные пособия». |
5. |
Технические средства обучения (средства ИКТ) |
||||
5.1 |
Экран (на штативе или настенный) |
Д |
Д |
Д |
Минимальный размер 1,25 × 1,25 м |
5.2 |
Мультимедиа проектор |
Д |
Д |
Д |
В комплекте: кабель питания, кабели для подключения к компьютеру, видео и аудио источникам |
5.3 |
Персональный компьютер – рабочее место учителя |
Д |
Д |
Д |
Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным. |
5.4 |
Персональный компьютер – рабочее место ученика |
К |
К |
К |
Основные технические требования: операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным. |
5.5 |
Принтер лазерный |
П |
П |
П |
Формат А4 Быстродействие не ниже 15 стр./мин, разрешение не ниже 600 × 600 dpi
|
5.6 |
Принтер цветной |
П |
П |
П |
Формат А4 Ч/б печать: 10 стр./мин. (А4), цветная печать: 6 стр./мин. |
5.7 |
Принтер лазерный сетевой |
Д |
Д |
Д |
Формат А4 Быстродействие не ниже 25 стр./мин, разрешение не ниже 600×600 dpi; входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения |
5.8 |
Сервер
|
Д |
Д |
Д |
Обеспечивает техническую составляющую формирования единого информационного пространства школы. Организацию доступа к ресурсам Интернет. Должен обладать дисковым пространством, достаточным для размещения цифровых образовательных ресурсов необходимых для реализации образовательных стандартов по всем предметам, а также размещения работ учащихся. Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения |
5.9 |
Источник бесперебойного питания |
Д |
Д |
Д |
Обеспечивает работоспособность в условиях кратковременного сбоя электроснабжения. Во всех образовательных учреждениях обеспечивает работу сервера, в местностях с неустойчивым электроснабжением необходимо обеспечить бесперебойным питанием все устройства. |
5.10 |
Комплект сетевого оборудования |
Д |
Д |
Д |
Должен обеспечивать соединение всех компьютеров, установленных в школе в единую сеть с выделением отдельных групп, с подключением к серверу и выходом в Интернет. |
5.11 |
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет |
Д |
Д |
Д |
Выбирается в зависимости от выбранного способа подключения конкретной школы. Оптимальной скоростью передачи является 2,4 Мбит/сек. |
5.12 |
Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения) |
Ф |
Ф |
Ф |
Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП |
5.13 |
Копировальный аппарат |
Д |
Д |
Д |
Входит в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения |
|
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации |
||||
5.14 |
Устройства создания графической информации (графический планшет) |
Ф |
Ф |
Ф |
Рабочая зона – не менее формата А6; чувствительность на нажим; ручка без элементов питания. |
5.15 |
Сканер |
Д |
Д |
Д |
Оптическое разрешение не менее 1200×2400 dpi
|
5.16 |
Цифровой фотоаппарат |
Д |
Д |
Д |
Рекомендуется использовать фотоаппараты со светочувствительным элементом не менее 1 мегапикселя
|
5.17 |
Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер) |
Д |
Д |
Д |
|
5.18 |
Цифровая видеокамера |
Д |
Д |
Д |
С интерфейсом IEEE 1394; штатив для работы с видеокамерой |
5.19 |
Web-камера |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
|
5.20 |
Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники |
Ф |
Ф |
Ф |
В комплекте к каждому рабочему месту |
5.21 |
Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники |
Д |
Д |
Д |
В комплекте к рабочему месту учителя |
5.22 |
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры) |
П |
П |
П |
Не менее 4-х октав |
5.23 |
Внешний накопитель информации |
Д |
Д |
Д |
Емкость не менее 120 Гб |
5.24 |
Мобильное устройство для хранения информации |
Д |
Д |
Д |
Интерфейс USB; емкость не менее 128 Мб |
|
Расходные материалы |
||||
5.25 |
Бумага |
|
|
|
Количество расходных материалов должно определяться запросами образовательным учреждением и зависит от количества классов и должно полностью обеспечивать потребности учебного процесса |
5.26 |
Картриджи для лазерного принтера |
|
|
|
|
5.27 |
Картриджи для струйного цветного принтера |
|
|
|
|
5.28 |
Картриджи для копировального аппарата |
|
|
|
|
5.29 |
Дискеты |
|
|
|
|
5.30 |
Диск для записи (CD-R или CD-RW) |
|
|
|
|
5.31 |
Спирт для протирки оборудования |
|
|
|
Ориентировочно – из расчета 20 г на одно устройство в год |
6. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||||
6.1 |
Конструктор для изучения логических схем |
П |
П |
П |
|
6.2 |
Комплект оборудования для цифровой измерительной естественно-научной лаборатории на базе стационарного и/или карманного компьютеров |
П |
П |
П |
Включает набор из нескольких (но не менее 7) цифровых датчиков (расстояния, температуры, освещенности, влажности, давления, тока, напряжения, магнитной индукции и пр.), обеспечивающих возможность измерений методически обусловленных комплексов физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный и стационарный компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем. |
6.3 |
Комплект оборудования для лаборатории конструирования и робототехники |
П |
П |
П |
В комплекте – набор конструктивных элементов для создания программно управляемых моделей, программируемый микропроцессорный блок, набор датчиков (освещенности, температуры, угла поворота и др.), регистрирующих информацию об окружающей среде и обеспечивающих обратную связь, программное обеспечение для управления созданными моделями.* * необходим компьютер |
6.4 |
Цифровой микроскоп или устройство для сопряжения обычного микроскопа и цифровой фотокамеры. |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
Подключаемый к компьютеру микроскоп, обеспечивающий изменяемую кратность увеличения; верхняя и нижняя подсветка предметного столика; прилагаемое программное обеспечение должно обеспечивать возможность сохранения статических и динамических изображений в стандартных форматах с разрешением, достаточным для учебного процесса. |
7. |
МОДЕЛИ |
||||
7.1 |
Устройство персонального компьютера |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
Модели могут быть представлены в цифровом формате для демонстрации на компьютере |
7.2 |
Преобразование информации в компьютере |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
|
7.3 |
Информационные сети и передача информации |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
|
7.4 |
Модели основных устройств ИКТ |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
|
8. |
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ |
||||
8.1 |
В качестве натуральных объектов предполагается использование средств ИКТ, описанных в разделах «Технические средства обучения» и «Учебно-практическое оборудование» |
|
|
|
|
8.2 |
Микропрепараты для изучения с помощью цифрового микроскопа |
П |
П |
|
|
9. |
МЕБЕЛЬ |
|
|
|
|
9.1 |
Компьютерный стол |
Д/Ф |
Д/Ф |
Д/Ф |
|
9.2 |
Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной поверхностью |
Д |
Д |
Д |
|
9.3 |
Стойки для хранения компакт-дисков, запирающаяся на ключ |
Д |
Д |
Д |
|
9.4 |
Запирающиеся шкафы для хранения оборудования |
Д |
Д |
Д |
|