СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и техноло-гий;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающе-го мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определе-ния собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естест-веннонаучной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования до-стижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсу-ждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с до-стижениями естественных наук;
• использование естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для обеспе-чения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбере-жения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОВРЕМЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ
ЗНАНИЯ О МИРЕ
Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной кар-тины мира . Естественнонауч-ный метод познания и его составляю-щие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, тео-рия. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, ме-гамир, их пространственно-временные ха-рактеристики. Системный подход в естествознании.
Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, опре-деляющие современные знания о мире.
Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементар-ные частицы). Физические по-ля и электромагнитные волны; волно-вые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испус-кание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Связь между струк-турой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Природа химиче-ской связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие).
Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение). ДНК – носитель наследствен-ной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, му-тация, матричное воспро-изводство белков). Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, есте-ственный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни (клетка, организм, популяция, экосистема).
Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Общность информационных процессов в биологических, техниче-ских и социальных системах. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Про-цессы самоорганизации. Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические пробле-мы и концепция устойчивого развития.
Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): электромагнитных яв-лений, волновых свойств све-та, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта До-плера, из-менений свойств вещества при изменении структуры молекул, зави-симости скорости химической реакции от различных факторов (тем-пературы, катализатора), клетки (под микроско-пом), денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (на моделях).
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И РАЗВИТИЕ
ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техни-ки и технологий. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения. Использование электромагнит-ных волн различного диапазона в технических средствах связи, медици-не, при изучении свойств вещества, Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информа-ции. Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы. Биотехнологии (микробиологиче-ский синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование.
Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Этические проблемы, связанные с раз-витием биотехнологий.
Проведение простых исследований и/или наблюдений
(в том числе с использованием мультимедиа): работы электрогене-ратора, излучения лазера, определения состава веществ с помощью спектрального анализа; свойств полимерных материалов, каталити-ческой активности ферментов.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ЧЕЛОВЕК
Физические и химические процессы в организме человека. Электромагнитные явления в жи-вом организме (организме челове-ка): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ инфор-мации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.
Наследственные закономерности. Геном человека. Генетичес-ки обусловленные заболевания и возможность их лечения. Природа вирусных заболеваний. Принцип действия некоторых лекар-ствен-ных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая ос-нова никотиновой, ал-когольной и наркотической зависимостей. Безопасное использование веществ бытовой химии. Личная ответст-венность человека за охрану окружающей среды.
Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью чело-века: профилактики и лечения инфекционных заболеваний, защиты от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений; выбора диеты и режима питания, экономии энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии; личных действий по охране окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения естествознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: естественнонаучный метод познания, элек-тромагнитное поле и электро-магнитные волны, квант, эволю-ция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галакти-ка, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, ка-тализатор, фермент, дифферен-циация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биораз-нообразие, клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера;
• вклад великих ученых в формирование современной естест-веннонаучной картины мира;
уметь
• приводить примеры экспериментов и/или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необрати-мость тепловых процессов, разбега-ние галактик, зависимость свойств вещества от структу-ры мо-лекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволю-цию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в жи-вой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности челове-ка на экосистемы;
• объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транс-порта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения ин-фекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
• выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки; де-лать выводы на основе экспери-ментальных данных, пред-ставленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
• работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, ресур-сах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практиче-ской деятельности и повсе-дневной жизни для:
• оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
• энергосбережения;
• безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
• профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зави-симостей;
• осознанных личных действий по охране окружающей среды.