Основания и цели разработки требований.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (далее – требования) разработаны на основании и с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего социализации учащихся, утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
- целостность содержания образования, его преемственность на разных ступенях обучения.
Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения.
Требования включают средства обучения, обеспечивающие базовый и профильный уровни изучения географии в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и проектом образовательного стандарта по предмету. Наряду с этим, включенные в перечень средства обучения необходимы и достаточны для обучения по вариативным программам.
При отборе средств обучения в требованиях соблюдены следующие условия:
- Учтена специфика предмета и соответственно включены характерные для географии средства:
- Карты и картографические пособия;
- Натуральные объекты;
- Приборы для проведения наблюдений и измерений на местности;
- Учтена общая гуманизация и гуманитаризация школьных географических курсов, внутрипредметная и межпредметная интеграция, вследствие чего особое внимание было обращено на средства обучения, содержание которых имеют комплексный характер, объединяющее знания многих естественно- и общественно-географических наук, этнографии, исторической географии;
- Учтена дифференциация на базовую и профильную школу в старшей школе;
- Учтены достижения новейших информационных технологий обучения, в т.ч. комплексного применения интерактивных и аудиовизуальных средств в учебном процессе;
- Учтено соблюдение системности средств обучения географии, обеспечивающей учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием все разделы и темы школьного географического образования;
- Учтена степень соответствия содержания, заключенного в средстве обучения, последним изменениям и достижениям в географической науке и школьной географии;
- Учтено обеспечение оборудованием комплексного полевого географического практикума и занятий краеведческого характера.
Требования содержат следующие типы средств обучения географии:
- Библиотечный фонд;
- Печатные демонстрационные пособия;
- Информационно-коммуникационные средства;
- Технические средства обучения;
- Экранно-звуковые пособия;
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- Натуральные объекты.
Новизна разработанных требований к оснащению образовательного процесса.
Комплектование библиотечного фонда производится в соответствии с действующими федеральными перечнями учебной литературы.
В требованиях сохранили свое значение различные статичные средства: таблицы, картины, транспаранты и слайды. С их помощью учитель может повысить эффективность своей работы путем экономии времени (оформление доски во время урока) и через повышения наглядности обучения.
Особой моделью, изображающей пространственно-временные соотношения на плоскости, является географическая карта. Работа с картой на уроках географии имеет особое значение. Умение читать географическую карту является одним из важнейших в обучении географии в общеобразовательной школе. В требованиях представлены различные карты по охвату территории: мировые, карты материков, карты океанов, карты России. Все они необходимы для использования в преподавании школьных курсов географии в соответствии с проектом стандарта географического образования.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние 15 лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь на работе и дома. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного её усвоения при новых приемах представления. Современный мультимедийный компьютер позволяет объединить возможности всех, ставших традиционными, средств обучения (слайды, видеофрагменты и т.д.) на новом техническом уровне.
Для максимально эффективного использования таких возможностей в учебном процессе необходимо использовать новые интерактивные средства обучения географии — электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. Они также представлены в требованиях.
Использование компьютера в комплексе с видеомагнитофоном и проекционным устройством на уроках при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней представляется весьма эффективным. При этом важно гармонично сочетать новые интерактивные средства и «традиционные» аудиовизуальные средства, не увлекаясь каким-то одним. Аудиовизуальные средства могут обрушить на ученика мощный поток однонаправленной информации, который сложно осмыслить за достаточно ограниченное время на уроке, просмотрев только один раз. При этом с их помощью можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, используя достаточно дешевые носители информации. Интерактивные средства позволяют управлять учителю и ученику потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала. Новые возможности мультимедийных приложений по комплексному воздействию на органы восприятия человека необходимо использовать в преподавании географии, в содержании которой помимо абстрактных закономерностей большое место отводится региональному материалу, иллюстрирующему эти теоретические выводы.
Раздел, посвященный видеофрагментам и видеофильмам, содержит перечень средств на видеокассетах. Многие из них ранее были записаны на кинопленке. Их перенос на видео связан с морально и технически устаревшей материальной базой школьного кинопроката (устаревшие киноаппараты, отсутствие комплектующих к ним, условий и расходных материалов для хранения кинопленки).
Натуральные объекты позволяют познакомиться с составом, образцами вещества Земли, обитающих на ней живых организмов, а также с продукцией, выпускаемой основными межотраслевыми комплексами народного хозяйства.
Модели позволяют увидеть и понять различные географические соотношения и закономерности. Особое место здесь отводится глобусу, как модели земного шара.
Наряду с традиционными физическими, тематическими, социально-экономическими картами мира, материков, России, в требования включены карты нового содержания (природоохранные, экологические, комплексные).
Для успешного проведения полевого географического практикума, который укрепляет целый комплекс умений и навыков, совершенно необходимо наличие в географическом кабинете учебных приборов и инструментов, что и отражено в требованиях.
Реализация принципа вариативности. Преемственность на разных ступенях образования. Учет внутрипредметных и межпредметных связей.
Указанные в требованиях средства обучения позволяют учителю реализовать принцип вариативности: они подобраны таким образом, что позволяют комплексно использовать их при обучении по любой из существующих программ и курсов географии, с применением любого учебника из федерального комплекта.
Набор средств обучения позволяет реализовать преемственность между основной и старшей школой, как базовой, так и профильной. Для этого в требованиях содержаться средства обучения с одинаковыми названиями, но с постепенно усложняемым содержанием (например, политическая карта для основной школы с высокой степенью генерализации и политическая карта для старшей школы с более полным содержанием и т.д.).
Рекомендуемые в требованиях средства обучения, особенно информационно-коммуникационные, по своему содержанию обеспечивают межпредметные связи с рядом дисциплин естественного (физика, астрономия, химия) и гуманитарного циклов (история, экономика, обществознание).
Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
В требованиях указаны:
А) названия средств обучения географии по указанным разделам;
Б) их количество на один кабинет (в символьной форме — Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции, К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся), П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);
В) уровень образования, при достижении которого можно использовать то или иное средство.
Характеристика учебного кабинета.
Выбор помещения для кабинета географии и его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02).
Для кабинета географии, если позволяет площадь, необходимо иметь два смежных помещения: классное помещение площадью из расчета 2,5 кв.м на обучающегося и лаборантское помещение площадью не менее 15 кв.м.
Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади помещения. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиций.
В кабинете должна быть предусмотрена тележка для проекционной аппаратуры.
Лаборантское помещение предназначено для подготовки к занятиям, подбора карт, таблиц и для хранения учебного оборудования.
Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
Быстрый поиск нужной карты, подготовка ее к демонстрации и возвращение в картохранилище должна обеспечить система хранения карт. Организация рационального хранения карт может быть различной. Карты могут быть закреплены на рейки и храниться свернутыми и подвешенными в вертикальном положении с помощью специальных крючков на горизонтальных штангах картохранилища.
Каждой карте может быть присвоен номер, под которым ее помещают в соответствующий раздел хранилища и заносят в картотеку.
Таблицы и транпаранты лучше хранить, если позволяют габариты, в специализированных секциях под классной доской и в ящиках-табличниках, установленных отдельно. Все картины и таблицы рекомендуется наклеивать на картон. Каждой присваивается номер, на внешнюю поверхность дверки ящика помещают список хранящихся в нем картин и таблиц.
Натуральные объекты - гербарии, коллекции - во избежание выцветания от солнечных лучей должны храниться в закрытых коробках в глухих секциях шкафа. Возможно их временное экспонирование в остекленных секциях.
Слайды, видеокассеты и компакт-диски хранят в фабричных коробочках. Укладка для них должна иметь ячейки, соответствующие диаметру коробочек. На крышке коробочки и на дне ячейки проставляют номер, под которым его заносят в картотеку. На внешней стороне укладки указывают класс (курс, раздел программы).
Транспаранты для графопроектора хранят в фабричной упаковке в полиэтиленовых пакетах.
На внутренней стороне двери глухой секции шкафа или на боковой стенке, если секция остекленная, укрепляют список хранящихся в ней экранно-звуковых и информационно-коммуникационных средств.
Аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте.
При оформлении кабинета географии следует избегать вычурности. Все элементы оформления должны использоваться в учебном процессе. Интерьер кабинета не должен быть перегружен, все экспонируемые в нем материалы должны быть функционально значимы и хорошо различимы с каждого рабочего места ученика.
В экспозицию должны включаться материалы, используемые повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. К первым относят дежурные карты, портреты выдающихся деятелей науки, экспозиции учебного оборудования в остекленных секциях комбинированного лабораторного шкафа.
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое кол-во |
Прим. |
||
Основная школа |
Старшая школа |
||||
Базов. |
Проф. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Стандарт общего образования по географии |
Д |
|
|
Стандарт по географии и примерные программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета географии |
2 |
Стандарт полного среднего образования по географии |
|
Д |
Д |
|
3 |
Авторские учебные программы по курсам географии основной школы |
Д |
|
|
|
4 |
Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы |
|
Д |
Д |
|
|
Библиотечный фонд |
|
|
|
|
|
Учебники и учебные пособия |
|
|
|
Учебники должны быть допущены Министерством образования и науки. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии |
5 |
Начальный курс географии. 6 кл. |
К |
|
|
|
6 |
География. Начальный курс. 6 кл. |
К |
|
|
|
7 |
География материков и океанов. 7 кл. |
К |
|
|
|
8 |
География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. 7 кл. |
К |
|
|
|
9 |
География России. Природа. 8 кл. |
К |
|
|
|
10 |
География России. Население и хозяйство. 9 кл. |
К |
|
|
|
11 |
География России. Природа и население. 8 кл. |
К |
|
|
|
12 |
География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. |
К |
|
|
|
13 |
Экономическая и социальная география мира. 10 кл. |
|
К |
|
|
14 |
Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл. |
|
К |
|
|
15 |
Глобальная география. 11 кл. |
|
|
К |
|
|
Дидактические материалы |
|
|
|
|
16 |
Рабочая тетрадь по начальному курсу географии |
К |
|
|
В состав библиотечного фонда рекомендуется включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам |
17 |
Рабочая тетрадь по курсу «Материки, океаны, народы, страны» |
К |
|
|
|
18 |
Рабочая тетрадь по курсу «География России» |
К |
|
|
|
19 |
Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира |
|
К |
К |
|
20 |
Методические рекомендации по начальному курсу географии |
Д |
|
|
|
21 |
Методические рекомендации по курсу «Материки, океаны, народы, страны» |
Д |
|
|
|
22 |
Методические рекомендации по курсу «География России» |
Д |
|
|
|
23 |
Методические рекомендации по экономической и социальной географии мира
|
|
Д |
Д |
|
|
Определители |
|
|
|
|
24 |
Малый атлас руководящих ископаемых |
|
|
П |
Могут быть использованы во время полевого практикума по геолого-геоморфологическим профильным программам |
25 |
Определитель минералов и горных пород для школьников |
|
|
П |
|
|
Печатные пособия |
|
|
|
|
|
Таблицы |
|
|
|
|
26 |
Ориентирование на местности |
Д |
|
|
В кабинете географии могут быть и другие таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта |
27 |
Богатство морей России |
Д |
|
|
|
28 |
Способы добычи полезных ископаемых |
Д |
|
|
|
29 |
Воды суши |
Д |
|
|
|
30 |
Животный мир материков |
Д |
|
|
|
31 |
Календарь наблюдений за погодой |
Д |
|
|
|
32 |
Климат России |
Д |
|
|
|
33 |
Основные зональные типы почв земного шара |
Д |
|
|
|
34 |
Основные зональные типы почв России |
Д |
|
|
|
35 |
План и карта |
Д |
|
|
|
36 |
Полезные ископаемые и их использование |
Д |
|
|
|
37 |
Растительный мир материков |
Д |
|
|
|
38 |
Рельеф и геологическое строение Земли |
Д |
|
|
|
39 |
Таблицы по охране природы |
Д |
|
|
|
40 |
Типы климатов земного шара |
Д |
|
|
|
|
Портреты |
|
|
|
|
41 |
Набор «Путешественники» |
Д |
|
|
Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте |
42 |
Набор «Ученые-географы» |
Д |
|
|
|
|
Карты мира |
|
|
|
|
43 |
Важнейшие культурные растения |
Д |
|
|
|
44 |
Великие географические открытия |
Д |
|
|
|
45 |
Внешние экономические связи |
|
Д |
|
|
46 |
Глобальные проблемы человечества |
|
Д |
|
|
47 |
Зоогеографическая |
Д |
|
|
|
48 |
Карта океанов |
Д |
|
|
|
49 |
Климатическая |
Д |
|
|
|
50 |
Климатические пояса и области |
Д |
|
|
|
51 |
Машиностроение и металлообработка |
|
Д |
|
|
52 |
Народы |
Д |
|
|
|
53 |
Политическая |
Д |
Д |
|
Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации |
54 |
Почвенная |
Д |
|
|
|
55 |
Природные зоны |
Д |
|
|
|
56 |
Природные ресурсы |
|
Д |
|
|
57 |
Растительности |
Д |
|
|
|
58 |
Религии |
Д |
|
|
|
59 |
Сельское хозяйство |
|
Д |
|
|
60 |
Строение земной коры и полезные ископаемые |
Д |
|
|
|
61 |
Текстильная промышленность |
|
Д |
|
|
62 |
Транспорт и связь |
|
Д |
|
|
63 |
Урбанизация и плотность населения |
|
Д |
|
|
64 |
Уровни социально-экономического развития стран мира |
|
Д |
|
|
65 |
Физическая |
Д |
Д |
|
Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации |
66 |
Физическая полушарий |
Д |
|
|
|
67 |
Химическая промышленность |
|
Д |
|
|
68 |
Черная и цветная металлургия |
|
Д |
|
|
69 |
Экологические проблемы |
Д |
Д |
|
Содержание карты для старшей школы отличается более подробной характеристикой экологических проблем |
70 |
Экономическая |
|
Д |
|
|
71 |
Энергетика |
|
Д |
|
|
|
Карты материков, их частей и океанов |
|
|
|
|
72 |
Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
73 |
Австралия и Океания (физическая карта) |
Д |
|
|
|
74 |
Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
75 |
Антарктида (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
76 |
Арктика (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
77 |
Атлантический океан (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
78 |
Африка (политическая карта) |
Д |
|
|
|
79 |
Африка (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
80 |
Африка (физическая карта) |
Д |
|
|
|
81 |
Африка (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
82 |
Евразия (политическая карта) |
Д |
|
|
|
83 |
Евразия (физическая карта) |
Д |
|
|
|
84 |
Евразия (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
85 |
Европа (политическая карта) |
|
Д |
|
|
86 |
Европа (физическая карта) |
Д |
|
|
|
87 |
Европа (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
88 |
Зарубежная Европа (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
89 |
Индийский океан (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
90 |
Северная Америка (политическая карта) |
Д |
|
|
|
91 |
Северная Америка (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
92 |
Северная Америка (физическая карта) |
Д |
|
|
|
93 |
Северная Америка (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
94 |
Тихий океан (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
95 |
Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
96 |
Юго-Восточная Азия (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
97 |
Юго-Западная Азия (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
98 |
Южная Азия (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
99 |
Южная Америка (политическая карта) |
Д |
|
|
|
100 |
Южная Америка (социально-экономическая) |
|
Д |
|
|
101 |
Южная Америка (физическая карта) |
Д |
|
|
|
102 |
Южная Америка (хозяйственная деятельность населения) |
Д |
|
|
|
|
Карты России |
|
|
|
|
103 |
Агроклиматические ресурсы |
Д |
|
|
|
104 |
Агропромышленный комплекс |
Д |
|
|
|
105 |
Административная |
Д |
|
|
|
106 |
Водные ресурсы |
Д |
|
|
|
107 |
Восточная Сибирь (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
108 |
Восточная Сибирь (физическая карта) |
Д |
|
|
|
109 |
Геологическая |
Д |
|
|
|
110 |
Дальний Восток (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
111 |
Дальний Восток (физическая карта) |
Д |
|
|
|
112 |
Европейский Север России (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
113 |
Европейский Север России (физическая карта) |
Д |
|
|
|
114 |
Европейский Юг России (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
115 |
Европейский Юг России (Физическая карта) |
Д |
|
|
|
116 |
Западная Сибирь (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
117 |
Западная Сибирь (физическая карта) |
Д |
|
|
|
118 |
Земельные ресурсы |
Д |
|
|
|
119 |
Климатическая |
Д |
|
|
|
120 |
Легкая и пищевая промышленность |
Д |
|
|
|
121 |
Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность |
Д |
|
|
|
122 |
Машиностроение и металлообработка |
Д |
|
|
|
123 |
Народы |
Д |
|
|
|
124 |
Плотность населения |
Д |
|
|
|
125 |
Поволжье (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
126 |
Поволжье (физическая карта) |
Д |
|
|
|
127 |
Почвенная |
Д |
|
|
|
128 |
Природные зоны и биологические ресурсы |
Д |
|
|
|
129 |
Растительности |
Д |
|
|
|
130 |
Северо-Запад России (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
131 |
Северо-Запад России (физическая карта) |
Д |
|
|
|
132 |
Социально-экономическая |
Д |
|
|
|
133 |
Тектоника и минеральные ресурсы |
Д |
|
|
|
134 |
Топливная промышленность |
Д |
|
|
|
135 |
Транспорт |
Д |
|
|
|
136 |
Урал (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
137 |
Урал (физическая карта) |
Д |
|
|
|
138 |
Физическая |
Д |
|
|
|
139 |
Химическая промышленность |
Д |
|
|
|
140 |
Центральная Россия (комплексная карта) |
Д |
|
|
|
141 |
Центральная Россия (физическая карта) |
Д |
|
|
|
142 |
Черная и цветная металлургия |
Д |
|
|
|
143 |
Экологические проблемы |
Д |
|
|
|
144 |
Электроэнергетика |
Д |
|
|
|
|
Рельефные физические карты |
|
|
|
|
145 |
Восточная Сибирь |
Д |
|
|
|
146 |
Дальний Восток |
Д |
|
|
|
147 |
Кавказ |
Д |
|
|
|
148 |
Полушария |
Д |
|
|
|
149 |
Пояс гор Южной Сибири |
Д |
|
|
|
150 |
Россия |
Д |
|
|
|
151 |
Урал |
Д |
|
|
|
|
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала |
|
|
|
|
152 |
Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000) |
Ф |
|
|
|
|
Иинформационно-коммуникационные средства |
|
|
|
|
|
Мультимедийные обучающие программы |
|
|
|
|
153 |
Начальный курс географии |
Д/П |
|
|
Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения или носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны представлять возможность построения систем текущего и итогового контроля ( в т.ч. тестового) уровня подготовки учащихся. В комплект может входить методическое пособие для учителя. |
154 |
География 7 класс. Материки, океаны, народы и страны |
Д/П |
|
|
|
155 |
География 8 класс. Россия: природа и население |
Д/П |
|
|
|
156 |
География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы |
Д/П |
|
|
|
157 |
География 10 класс. Экономическая и социальная география мира |
|
Д/П |
Д/П |
|
158 |
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии |
Д |
Д |
Д |
Электронная библиотека включает информационно-справочные материалы, ориентированные на различные формы познавательной деятельности, в.т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронной библиотеки могут входить тематические базы данных. Электронные библиотеки могут быть размещены как на компакт-диске, так и в сетевом варианте |
159 |
Учебная геоинформационная система |
Д/П |
Д/П |
Д/П |
Может быть использована для изучения современных информационных технологий представления, хранения, обработки и поиска географической информации, упомянутых в стандарте |
|
Технические средства обучения |
|
|
|
|
160 |
Мультимедийный компьютер |
Д |
Д |
Д/П |
Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компкт-дисков, аудио-видео входы\выходы, возможность поключения и работы в Интернет. В комплекте акустические колонки, микрофон, наушники, прикладные программы (текстовые, табличные, графические и презентационные) |
161 |
Средства телекоммуникации |
Д |
Д |
Д |
Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условияй |
162 |
Мультимедиапроектор |
Д |
Д |
Д |
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
163 |
Экран (на штативе или навесной) |
Д |
Д |
Д |
Минимальные размеры 1,25х1,25 м. |
164 |
Принтер лазерный |
Д |
Д |
Д |
формат печати А4 |
165 |
Принтер струйный цветной |
Д |
Д |
Д |
формат печати А4 |
166 |
Сканер |
Д |
Д |
Д |
|
167 |
Видеомагнитофон |
Д |
Д |
Д |
|
168 |
Телевизор |
Д |
Д |
Д |
экран диагональю не менее 72 см. |
169 |
Слайд-проектор |
Д |
Д |
Д |
|
|
Экранно-звуковые пособия |
|
|
|
|
|
Видеофильмы и видеофрагменты |
|
|
|
|
170 |
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность |
Д |
|
|
|
171 |
Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку |
|
|
Д |
|
172 |
Памятники природы |
Д |
|
|
Рассказывается об уникальных географических объектах, упомянутых в стандарте |
173 |
Города России |
Д |
|
|
Рассказывается о городах РФ, упомянутых в стандарте |
174 |
Крупнейшие города мира |
Д |
Д |
Д |
Рассказывается о крупнейших городах мира, упомянутых в стандарте |
175 |
Видеофильм о русских ученых-географах |
Д |
|
|
Рассказывается об ученых-географах, чьи имена упомянуты в стандарте |
176 |
Видеофильм об известных путешественниках |
Д |
|
|
Рассказывается о путешественниках, чьи имена упомянуты в стандарте |
177 |
Наша живая планета |
Д |
|
|
|
178 |
Озеро Байкал |
Д |
|
|
|
179 |
Уроки из космоса. Ожившая карта |
Д |
|
|
|
180 |
Реки России |
Д |
|
|
Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте |
181 |
Воронежский заповедник |
Д |
|
|
|
182 |
Крупнейшие реки мира |
Д |
|
|
Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте |
183 |
Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
Д |
|
|
|
184 |
Восточно-Европейская равнина |
Д |
|
|
|
185 |
Вулканы и гейзеры |
Д |
|
|
|
186 |
Выветривание |
Д |
|
|
|
187 |
Высотная поясность |
Д |
|
|
|
188 |
Географическая оболочка |
Д |
|
|
|
189 |
Опасные природные явления |
Д |
|
|
|
190 |
Горы и горообразование |
Д |
|
|
|
191 |
Загадки Мирового океана |
Д |
|
|
|
192 |
Камчатка |
Д |
|
|
|
193 |
Корея |
|
Д |
|
|
194 |
Ландшафты Австралии |
Д |
|
|
|
195 |
Ландшафты Азии |
Д |
|
|
|
196 |
Ландшафты Африки |
Д |
|
|
|
197 |
Ландшафты Северной Америки |
Д |
|
|
|
198 |
Ландшафты Южной Америки |
Д |
|
|
|
199 |
Страны и народы Азии |
Д |
Д |
Д |
|
200 |
Страны и народы Африки |
Д |
Д |
Д |
|
201 |
Страны и народы Северной Америки |
Д |
Д |
Д |
|
202 |
Страны и народы Южной Америки |
Д |
Д |
Д |
|
203 |
Заповедные территории России |
Д |
|
|
Рассказывается о заповедниках РФ, упомянутых в стандарте |
204 |
Общие физико-географические закономерности |
Д |
|
|
|
205 |
Современная политическая карта мира |
|
Д |
Д |
|
206 |
Заповедные территории мира |
Д |
|
|
Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте |
207 |
Ступени в подземное царство |
Д |
|
|
|
208 |
Уссурийская тайга |
Д |
|
|
|
209 |
Антарктида |
Д |
|
|
|
210 |
Арктика |
Д |
|
|
|
211 |
Великие Географические открытия |
Д |
|
|
|
212 |
Глобальные проблемы человечества |
|
Д |
Д |
|
213 |
Современные географические исследования |
Д |
|
|
|
214 |
Земля и Солнечная система |
Д |
|
|
В кабинете географии могут быть и другие видеофильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта |
|
Слайды (диапозитивы) |
|
|
|
В кабинете географии могут быть и другие наборы слайдов, содержание которых соответствует разделам стандарта |
215 |
География России |
Д |
|
|
|
216 |
Ландшафты Земли |
Д |
|
|
|
217 |
Природные явления |
Д |
|
|
|
218 |
Население мира |
Д |
|
|
|
219 |
Минералы и горные породы |
Д |
|
|
|
|
Транспаранты |
|
|
|
|
220 |
Абсолютная и относительная высота |
Д |
|
|
|
221 |
Высотная поясность |
Д |
|
|
|
222 |
Горизонтали |
Д |
|
|
|
223 |
Горы и равнины |
Д |
|
|
|
224 |
Градусная сеть, определение широты и долготы |
Д |
|
|
|
225 |
Национальные парки мира |
Д |
|
|
|
226 |
Образование вулканов |
Д |
|
|
|
227 |
Образование осадков |
Д |
|
|
|
228 |
Образование подземных вод |
Д |
|
|
|
229 |
Отраслевой состав народного хозяйства России |
Д |
|
|
|
230 |
Понятие о природном комплексе |
Д |
|
|
|
231 |
Пороги и водопады |
Д |
|
|
|
232 |
Почва и ее образование |
Д |
|
|
|
233 |
Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы |
Д |
|
|
|
234 |
Речная система и речной бассейн |
Д |
|
|
|
235 |
Солнечная радиация и радиационный баланс |
Д |
|
|
|
236 |
Земля во Вселенной |
Д |
|
|
|
237 |
План и карта |
Д |
|
|
|
238 |
Литосфера |
Д |
|
|
|
239 |
Гидросфера |
Д |
|
|
|
240 |
Атмосфера |
Д |
|
|
|
241 |
Биосфера |
Д |
|
|
|
242 |
Население мира |
Д |
Д |
Д |
В кабинете географии могут быть и другие транспаратны, содержание которых соответствует разделам стандарта |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
|
|
|
|
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности) |
|
|
|
|
243 |
Теллурий |
Д |
|
|
|
244 |
Компас ученический |
Ф |
|
|
|
245 |
Теодолит |
|
|
Д |
В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль |
246 |
Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая) |
Д |
|
|
|
247 |
Линейка визирная |
П |
|
|
|
248 |
Мензула с планшетом |
П |
|
|
|
249 |
Нивелир школьный |
П |
|
|
|
250 |
Угломер школьный |
П |
|
|
|
251 |
Штатив для мензул, комплектов топографических приборов |
П |
|
|
|
252 |
Рулетка |
П |
|
|
|
253 |
Молоток геологический |
П |
|
|
|
254 |
Набор условных знаков для учебных топографических карт |
Д |
|
|
|
255 |
Магнитная доска для статичных пособий |
Д |
|
|
|
256 |
Полевая геохимическая лаборатория |
|
|
П |
|
|
Модели |
|
|
|
|
257 |
Модель Солнечной системы |
Д |
|
|
|
258 |
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000 |
Д |
|
|
|
259 |
Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000) |
Д |
|
|
|
260 |
Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000) |
Ф |
|
|
|
261 |
Строение складок в земной коре и эволюция рельефа |
Д |
|
|
Моделирует формирование складчатых структур и развитие основных форм рельефа суши |
262 |
Модель вулкана |
Д |
|
|
|
|
Расходные материалы, реактивы |
|
|
|
|
263 |
Запасной комплект реактивов для полевой геохимической лаборатории |
|
|
П |
|
|
Натуральные объекты |
|
|
|
|
264 |
Коллекции |
|
|
|
|
265 |
Коллекция горных пород и минералов |
Д |
|
|
|
266 |
Коллекция полезных ископаемых различных типов |
П |
|
|
Помимо существующих коллекций целесообразно иметь такие коллекции, как коллекции по производству меди, алюминия |
267 |
Коллекция производства: - шерстяных тканей - шелковых тканей - льняных тканей
|
|
П |
|
|
268 |
Коллекция по производству чугуна и стали» |
|
П |
|
|
269 |
Коллекция по нефть и нефтепродуктам |
|
П |
|
|
270 |
Коллекция по производству меди |
|
П |
|
|
271 |
Коллекция по производству алюминия |
|
П |
|
|
272 |
Шкала твердости Мооса |
|
|
П |
Целесообразно использовать во ходе полевого практикума для определении твердости минералов и горных пород |
273 |
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов |
Ф |
|
|
|
|
Гербарии |
|
|
|
|
274 |
Гербарий растений природных зон России |
П |
|
|
|
275 |
Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России |
|
П |
|
|
276 |
Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира |
|
П |
|
|
|
Специализированная учебная мебель |
|
|
|
|
277 |
Ящик-табличник |
П |
П |
П |
Размещается в лаборантской или под аудиторной доской |
278 |
Картохранилище |
Д |
Д |
Д |
При наличии лаборантской размещается в ней |
279 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью |
Д |
Д |
Д |
В комплекте приспособления для крепежа таблиц, транспарантов, карт |