Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иностранному языку (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Рекомендации представляют собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые при введении государственного стандарта по иностранному языку в практику обучения. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по иностранному языку настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по иностранному языку предполагает приоритет личностно-ориентированного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо с точки зрения языкового языка.

Специфика подходов к  отбору объектов и средств материально-технического обеспечения. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих рекомендаций, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в  условиях модернизации школьного образования существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, карты, таблицы,  все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Многие средства и  объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми. Они нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся.

Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переноса акцента на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися,  видеотеки и т.п.).

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учёт внутрипредметных и межпредметных связей.

Принципы преемственности на разных  этапах обучения и внутрипредметных связей реализуются за счёт включения в перечень объектов и средств обучения   серий (линеек) УМК (учебника, рабочей  тетради, аудиокассеты, книги для учителя, книги для чтения), которые охватывают весь курс обучения иностранному языку в школе. Внутренняя структура  этих УМК, их содержание, способы подачи материала и  принципы организации учебной деятельности учащихся  позволяют успешно «стыковать»  ступени обучения.      

Учёт межпредметных связей осуществляется за счёт возможности использования  включенных в перечень печатных пособий ( тематических картинок, портретов, карт) и экранных пособий ( слайдов, диапозитивов), как на уроках иностранного языка,  прежде всего так и на уроках родного языка и литературы, а также других предметов.( географии, биологии, МХК и др.). Информация на иностранном языке, получаемая при работе в электронной библиотеке, может быть использована   при выполнении проектов по различным дисциплинам.    

Реализация принципа вариативности проявляется в возможности использовать различные средства обучения для решения учебных и коммуникативных задач на уроке.   

Характеристика расчёта количественных показателей материально-технического обеспечения. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета иностранного языка рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и  объектов  материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся), в том числе при условии деления класса на подгруппы. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета. Выбор помещения и его рациональная планировка  определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами ( СанПиН 2.4.2 178–02). Помещение кабинета иностранного языка должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования лингафонных устройств, компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения. 

 

 


 

 

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество

 

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1

2

3

4

5

6

 

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Стандарт основного общего образования по иностранному языку

 

      Д

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень)

 

 

Д

 

 

 

Стандарт среднего (полного)  общего образования по иностранному языку (профильный уровень)

 

 

 

 

      Д

 

 

 

 

 

Примерная программа основного общего образования по иностранному языку

    Д

 

 

 

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом  уровне по иностранному языку

 

  Д

 

 

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по иностранному языку

 

 

Д

 

 

Учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам, рекомендованные или допущенные МО РФ

К

К

К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно  включить и отдельные экземпляры учебников и рабочих тетрадей, которые не имеют грифа. Они могут быть использованы в качестве дополнительного материала при работе в классе. 

 

Книги для чтения на иностранном языке

К

К

К

Исключение составляют книги для чтения, если они изданы под одной обложкой с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

Элективные курсы (например, « Деловой  английский/ немецкий/ французский /испанский»,  « Основы перевода», « Великие учённые и изобретатели Великобритании/ Германии/ Франции/  Испании/ …  »)

 

 

К

Учащиеся одного класса могут использовать разные элективные курсы

 

Пособия по страноведению Великобритании/

Германии / Франции/ Испании/ …

 

 

Ф/П

 

Контрольно-измерительные материалы по языкам

К

К

К

 

Двуязычные словари

Д/П

Д/ П

Д/ П

 

 

Толковые словари (одноязычные)

Д

Д

Д/Ф

 

 

Авторские рабочие программы к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

Д

Д

Д

 

 

Книги для учителя (методические рекомендации к  УМК)

Д

Д

Д

Книга для учителя входит в УМК по каждому изучаемому иностранному языку

2.

Печатные пособия

 

Алфавит (настенная таблица)

Д

 

 

Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) виде и на электронных носителях.

 

Произносительная таблица

Д

 

 

 

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения

Д

Д

Д

 

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка

Д

Д

Д

 

 

Карты на иностранном языке

Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка

Карта мира (политическая)

Карта Европы (политическая, физическая)

Карта России (физическая)

 

 

Д

Д

Д

Д

 

Д

Д

Д

Д

 

Д

Д

Д

Д

Карты могут быть представлены в демонстрационном (настенном) виде  и на электронных носителях.

 

Флаги стран(ы) изучаемого языка

Д

Д

Д

Флаги могут быть представлены в демонстрационном (настенном) виде  и на электронных носителях.

 

Набор  фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка

Д

Д

Д

 

3.

информационно-коммуникативные средства

 

Электронные учебники, практикумы и мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам

Д/П

Д/П

Д/П

Электронные учебники, практикумы, мультимедийные обучающие программы могут быть использованы  для работы над  языковым материалом, а также для развития основных  видов речевой деятельности. Они должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся ( в т.ч. в форме тестового контроля)

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения.

 

Компьютерные словари

 

Д

Д

 

 

Электронные библиотеки

 

Д

Д

Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте ( в т.ч. н базе образовательного учреждения).  Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.

 

Игровые компьютерные программы (по изучаемым языкам)

Д/П

Д/П

Д/П

Игровые компьютерные программы могут быть использованы и для работы на уроке, и для работы дома.

4.

Экранно-звуковые пособия (при наличии  компьютера  могут быть представлены в цифровом виде)

 

Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка

Д

Д

Д

 

 

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте  для разных ступеней обучения.

Д

Д

Д

 

 

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, выделяемой  в стандарте для разных ступеней обучения.

Д

Д

Д

 

 

Таблицы-фолии, соответствующие основным разделам грамматического материала, представленного в стандарте для разных ступеней обучения.

Д

Д

Д

 

5.

Технические средства обучения

 

Мультимедийный компьютер

Д

Д

Д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков. Аудио-видео входы/ выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ ( текстовых, табличных, графических и презентационных).

 

Принтер лазерный с запасным картриджем

Д

Д

Д

 

 

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

 

Сканер

Д

Д

Д

 

 

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.

 

Видеомагнитофон  (видеоплейер)

   Д

Д

Д

 

 

Аудио-центр ( аудиомагнитофон)

  Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудиодисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.

Для копирования аудиозаписей необходим двухкассетный аудио магнитофон. 

 

Телевизор с универсальной подставкой

        Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ

 

Web-камера

 

Д

Д

 

 

Лингафонные устройства ( лингафонный  кабинет)

Д

Д

Д

Лингафонные устройства должны осуществлять двустороннюю звуковую связь между преподавателем и учениками (учеником), между учащимися.

Лингафоный кабинет может быть реализован в традиционном виде, либо на базе музыкальных плееров, в виде компьютерной лингвистической лаборатории ( компьютерный класс со специальным программным обеспечением) 

 

Диапроектор

Д

Д

Д

 

 

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

6

Учебно-практическое оборудование

 

 

Классная  доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц

 

         Д

Д

Д

 

 

Экспозиционный экран ( на штативе или навесной)

         Д

Д

Д

Минимальный размер

 1, 25Х 1,25 м

 

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

П

П

П

 

 

Штатив для карт и таблиц

 

 

 

 

 

Шкаф 3-х секционный ( с остеклённой средней секцией)

П

П

П

 

 

Сетевой фильтр-удлинитель ( 5 евророзеток)

Д

Д

Д

 

 

Стол для проектора

Д

Д

Д

 

               

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top