по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2. ст. 20 Закона «Об образовании» в ред. от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ), в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) (далее – Рекомендации Минобрнауки России, 2007).
- Образовательные учреждения НПО/СПО, реализующие ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных образовательных программ НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, соответствующий профиль обучения выбирают самостоятельно, руководствуясь Рекомендациями Минобрнауки России, 2007, уточняя распределение профессий НПО и специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования по новым перечням профессий НПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 354) и специальностей СПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 355) (см. Приложение 1 настоящих разъяснений).
- Образовательные учреждения НПО при разработке учебного плана основной профессиональной образовательной программы НПО, формируя общеобразовательный цикл, исходят из того, что в соответствии с ФГОС НПО нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 57 нед., промежуточная аттестация – 3 нед., каникулярное время – 13 нед.
Опираясь на опыт реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО, возрастные и социально-психологические особенности обучающихся, образовательные учреждения НПО учебное время, отведенное на теоретическое обучение (2052 час.), вправе распределить следующим образом:
на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла на основе Рекомендаций Минобрнауки России, 2007. При этом на ОБЖ отводится 70 часов (приказ Минобрнауки России от 20.09.2008 г. № 241), на физическую культуру – по три часа в неделю (приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889) (см. Приложение 2 настоящих разъяснений);
и на увеличение профессиональной составляющей основной профессиональной образовательной программы НПО с целью повышения качества подготовки обучающихся по профессии, формирования общих и профессиональных компетенций.
Изучение общеобразовательных дисциплин осуществляется рассредоточено одновременно с освоением основной профессиональной образовательной программы НПО.
Умения и знания, полученные обучающимися при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения по профессии дисциплин общепрофессионального цикла, а также отдельных дисциплин профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы НПО.
- Образовательные учреждения СПО при разработке учебного плана основной профессиональной образовательной программы СПО, формируя общеобразовательный цикл, исходят из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время – 11 нед.
Учебное время, отведенное на теоретическое обучение (1404 час.), образовательные учреждения СПО распределяют на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла на основе Рекомендаций Минобрнауки России, 2007. При этом на ОБЖ отводится 70 часов (приказ Минобрнауки России от 20.09.2008 г. № 241), на физическую культуру – по три часа в неделю (приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889) (см. Приложение 3 настоящих разъяснений).
В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению основной профессиональной образовательной программы СПО.
Умения и знания, полученные студентами при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются на последующих курсах обучения в процессе изучения учебных дисциплин таких циклов основной профессиональной образовательной программы СПО, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественнонаучный», а также отдельных дисциплин профессионального цикла.
- Образовательные учреждения НПО/СПО оценивают качество освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО с получением среднего (полного) общего образования в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль по дисциплинам общеобразовательного цикла проводят в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС НПО/СПО.
Экзамены проводят по русскому языку, математике и одной из профильных дисциплин общеобразовательного цикла, которая выбирается обучающимся или образовательным учреждением. По русскому языку и математике – в письменной форме, по профильной дисциплине – в устной.
- Образовательные учреждения НПО/СПО для реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО используют новые примерные общеобразовательные программы для профессий НПО и специальностей СПО, предусматривающие изучение как базовых, так и профильных учебных дисциплин.
Примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО (русский язык, литература, английский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, обществознание, история, право, экономика, информатика и ИКТ, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мировая художественная культура (МХК)) одобрены и рекомендованы для использования на практике в учреждениях НПО и СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
На основе примерных программ общеобразовательных дисциплин образовательные учреждения НПО/СПО самостоятельно разрабатывают рабочие программы, уточняя при необходимости тематические планы, разделы (темы) и их содержание.
В рабочих программах конкретизируют содержание профильной составляющей учебного материала с учетом специфики конкретной профессии/специальности НПО/СПО, её значимости для освоения основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО; указывают лабораторно-практические работы, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия и др.
Структура рабочих программ может сохранять структуру примерных программ по общеобразовательным дисциплинам для профессий НПО и специальностей СПО.
Приложение 1.
Примерное распределение профессий НПО и специальностей СПО
по профилям получаемого профессионального образования
Профессии НПО в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:
технический профиль – 100000 Сфера обслуживания (профессии: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки); 110000 Сельское и рыбное хозяйство (профессии: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка); 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 240000 Химическая и биотехнологии (за исключением профессий:240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (за исключением профессий: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (за исключением профессии 260807.01 Повар, кондитер); 270000 Архитектура и строительство; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды, 070000 Культура и искусство;
естественнонаучный профиль – 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением профессий: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка); 240000 Химическая и биотехнологии (профессии: 240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (профессии: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства);
социально-экономический профиль – 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 060000 Здравоохранение; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (за исключением профессий: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (профессия 260807.01 Повар, кондитер).
Специальности СПО, предусмотренные Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:
технический – группы специальностей: 090000 Информационная безопасность; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (110800 Агроинженерия); 120000 Геодезия и землеустройство; 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; 270000 Архитектура и строительство; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям);
естественнонаучный – группы специальностей: 020000 Естественные науки; 060000 Здравоохранение; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением 110800 Агроинженерия); 240000 Химическая и биотехнологии; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям);
социально-экономический – группы специальностей: 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (100100 Сервис, 100400 Туризм, 100700 Торговое дело, 100800 Товароведение, 101100 Гостиничное дело); 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям);
гуманитарный – группы специальностей: 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика (за исключением специальности 051000 Профессиональное обучение (по отраслям); 070000 Культура и искусство.
Приложение 2
Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО
с учетом профиля получаемого профессионального образования
Учеб-ные дисциплины |
Индекс 0.00 |
Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля получаемого профессионального образования в часах |
|||||
Технический профиль |
Естественнонаучный профиль |
Социально-экономический профиль |
|||||
Федеральный компонент |
|||||||
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
||
Базовые
|
ОДБ.01 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
ОДБ.02 |
Литература |
195 |
Литература |
195 |
Литература |
195 |
|
ОДБ.03 |
Иностранный язык |
156 |
Иностранный язык |
156 |
Иностранный язык |
156 |
|
ОДБ.04 |
История |
117 |
История |
117 |
История |
117 |
|
ОДБ.05 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
156 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
156 |
Обществознание |
78 |
|
ОДБ.06 |
Химия |
78 |
|
|
|
|
|
ОДБ.07 |
Биология |
78 |
|
|
|
|
|
ОДБ.08 |
|
|
Математика |
273 |
|
|
|
ОДБ.09 |
|
|
|
|
Естествознание |
195 |
|
ОДБ.10 |
|
|
Информатика и ИКТ |
78 |
|
|
|
ОДБ.11 |
|
|
|
|
География |
39 |
|
ОДБ.12 |
Физическая культура |
171 |
Физическая культура |
171 |
Физическая культура |
171 |
|
ОДБ.13 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
|
|
|
Итого |
1099 |
Итого |
1294 |
Итого |
1099 |
Профильные |
ОДП.14 |
Математика |
295 |
|
|
Математика |
273 |
ОДП.15 |
Информатика и ИКТ |
90 |
|
|
Информатика и ИКТ |
90 |
|
ОДП.16 |
Физика |
172 |
Физика |
172 |
|
|
|
ОДП.17 |
|
|
|
|
Право |
100 |
|
ОДП.18 |
|
|
|
|
Экономика |
94 |
|
ОДП.19 |
|
|
Химия |
90 |
|
|
|
ОДП.20 |
|
|
Биология |
100 |
|
|
|
|
|
Итого |
557 |
Итого |
362 |
Итого |
557 |
|
|
Всего |
1656 |
|
1656 |
|
1656 |
Приложение 3
Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО
с учетом профиля получаемого профессионального образования
Учеб-ные дисциплины |
Индекс 0.00 |
Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля получаемого профессионального образования в часах |
|||||||
Технический профиль |
Естественнонаучный профиль |
Социально-экономический профиль |
Гуманитарный профиль |
||||||
Федеральный компонент |
|||||||||
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
Учебные дисциплины |
Часы |
||
Базовые |
ОДБ.01 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
Русский язык |
78 |
|
|
ОДБ.02 |
Литература |
117 |
Литература |
117 |
Литература |
117 |
|
|
|
ОДБ.03 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
78 |
Иностранный язык |
117 |
|
ОДБ.04 |
История |
117 |
История |
117 |
История |
117 |
|
|
|
ОДБ.05 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
117 |
Обществознание (вкл. экономику и право |
117 |
Обществознание |
78 |
Обществознание (вкл. экономику и право) |
117 |
|
ОДБ.06 |
|
|
Математика |
173 |
|
|
Математика |
117 |
|
ОДБ.07 |
|
|
Информатика и ИКТ |
78 |
|
|
Информатика и ИКТ |
78 |
|
ОДБ.08 |
Химия |
78 |
|
|
|
|
|
|
|
ОДБ.09 |
Биология |
78 |
|
|
|
|
|
|
|
ОДБ.10 |
|
|
|
|
География |
39 |
География |
78 |
|
ОДБ.11 |
|
|
|
|
Естествознание |
117 |
Естествознание |
117 |
|
ОДБ.12 |
|
|
|
|
|
|
Искусство (МХК) |
78 |
|
ОДБ.13 |
Физическая культура |
117 |
Физическая культура |
117 |
Физическая культура |
117 |
Физическая культура |
117 |
|
ОДБ.14 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
ОБЖ |
70 |
|
|
Итого |
850 |
Итого |
945 |
Итого |
811 |
Итого |
889 |
|
Профильные |
ОДП.15 |
Математика |
290 |
|
|
Математика |
290 |
|
|
ОДП.16 |
Информатика и ИКТ |
95 |
|
|
Информатика и ИКТ |
95 |
|
|
|
ОДП.17 |
Физика |
169 |
Физика |
156 |
|
|
|
|
|
ОДП.18 |
|
|
Химия |
156 |
|
|
|
|
|
ОДП.19 |
|
|
Биология |
147 |
|
|
|
|
|
ОДП.20 |
|
|
|
|
Экономика |
100 |
|
|
|
ОДП.21 |
|
|
|
|
Право |
108 |
|
|
|
ОДП.22 |
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
117 |
|
ОДП.23 |
|
|
|
|
|
|
Литература |
234 |
|
ОДП.24 |
|
|
|
|
|
|
История |
164 |
|
|
Итого |
554 |
Итого |
459 |
Итого |
593 |
Итого |
515 |
|
|
ВСЕГО |
1404 |
ВСЕГО |
1404 |
ВСЕГО |
1404 |
ВСЕГО |
1404 |