Разъяснения

по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования

 

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2. ст. 20 Закона «Об образовании» в ред. от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ), в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889) и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) (далее – Рекомендации Минобрнауки России, 2007).
  2. Образовательные учреждения НПО/СПО, реализующие ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных образовательных программ НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования, соответствующий профиль обучения выбирают самостоятельно, руководствуясь Рекомендациями Минобрнауки России, 2007, уточняя распределение профессий НПО и специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования по новым перечням профессий НПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 354) и специальностей СПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 355) (см. Приложение 1 настоящих разъяснений).

 

  1. Образовательные учреждения НПО при разработке учебного плана основной профессиональной образовательной программы НПО, формируя общеобразовательный цикл, исходят из того, что в соответствии с ФГОС  НПО нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 57 нед., промежуточная аттестация – 3 нед., каникулярное время – 13 нед.

Опираясь на опыт реализации  образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной  профессиональной образовательной программы НПО, возрастные и социально-психологические особенности обучающихся, образовательные учреждения НПО учебное время, отведенное  на теоретическое обучение (2052 час.), вправе распределить следующим  образом:

на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла на основе  Рекомендаций Минобрнауки России, 2007. При этом на ОБЖ отводится 70 часов  (приказ Минобрнауки России от 20.09.2008 г.  № 241), на физическую культуру – по три часа в неделю (приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 г.  № 889) (см. Приложение 2 настоящих разъяснений);

и на увеличение профессиональной составляющей основной профессиональной образовательной программы НПО с целью  повышения качества подготовки обучающихся по профессии,  формирования общих и профессиональных компетенций.

Изучение общеобразовательных дисциплин осуществляется  рассредоточено одновременно с освоением основной профессиональной образовательной программы НПО.

Умения и знания, полученные обучающимися при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения по профессии дисциплин общепрофессионального цикла, а также отдельных дисциплин  профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы НПО.

  1. Образовательные учреждения СПО при разработке учебного плана основной профессиональной образовательной программы СПО, формируя общеобразовательный цикл, исходят из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время – 11 нед.

Учебное время, отведенное на теоретическое обучение (1404 час.), образовательные учреждения СПО распределяют на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла на основе Рекомендаций Минобрнауки России, 2007. При этом на ОБЖ отводится           70 часов (приказ Минобрнауки России от 20.09.2008 г. № 241), на физическую культуру – по три часа в неделю (приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889) (см. Приложение 3 настоящих разъяснений).

В первый год обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению основной профессиональной образовательной программы СПО.

Умения и знания, полученные  студентами  при освоении учебных дисциплин  общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются на последующих курсах обучения  в процессе изучения учебных дисциплин таких циклов основной профессиональной образовательной программы СПО, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественнонаучный», а также отдельных  дисциплин профессионального цикла.

  1. Образовательные учреждения НПО/СПО оценивают качество освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО с получением среднего (полного) общего образования в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль по дисциплинам общеобразовательного цикла проводят в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину,  экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС НПО/СПО.

Экзамены проводят по русскому языку, математике и одной из профильных дисциплин общеобразовательного цикла, которая выбирается обучающимся или образовательным учреждением. По русскому языку и математике –  в письменной форме, по профильной дисциплине – в устной.

  1. Образовательные учреждения НПО/СПО для реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО используют новые примерные общеобразовательные программы для профессий НПО и специальностей СПО, предусматривающие  изучение как базовых, так и  профильных учебных дисциплин.

Примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО (русский язык, литература, английский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, обществознание, история, право, экономика, информатика и ИКТ, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мировая художественная культура (МХК)) одобрены и рекомендованы для использования на практике в учреждениях НПО и СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

На основе примерных программ общеобразовательных дисциплин образовательные учреждения НПО/СПО самостоятельно разрабатывают  рабочие программы, уточняя при необходимости тематические планы, разделы (темы)  и их содержание.

В рабочих программах конкретизируют содержание профильной составляющей учебного материала с учетом специфики  конкретной профессии/специальности НПО/СПО, её значимости для освоения основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО; указывают лабораторно-практические работы, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений  и промежуточной аттестации обучающихся,  рекомендуемые учебные пособия и др.

Структура рабочих программ может сохранять структуру примерных программ по общеобразовательным дисциплинам для профессий НПО и специальностей СПО.


Приложение 1.

 

 

Примерное распределение профессий НПО и специальностей СПО

по профилям получаемого профессионального образования

 

 

Профессии НПО в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический профиль – 100000 Сфера обслуживания (профессии: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки); 110000 Сельское и рыбное хозяйство (профессии: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка); 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные  средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 240000 Химическая и биотехнологии (за исключением профессий:240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (за исключением профессий: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (за исключением профессии 260807.01 Повар, кондитер); 270000 Архитектура и строительство; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство  и защита окружающей среды, 070000 Культура и искусство;

естественнонаучный профиль – 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением профессий: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка); 240000 Химическая и биотехнологии (профессии: 240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (профессии: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01  Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства);

социально-экономический профиль – 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 060000 Здравоохранение; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (за исключением профессий: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (профессия  260807.01  Повар, кондитер).

Специальности СПО, предусмотренные Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический – группы специальностей: 090000 Информационная безопасность; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (110800 Агроинженерия); 120000 Геодезия и землеустройство; 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные  средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; 270000 Архитектура и строительство; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям);

естественнонаучный – группы специальностей:  020000 Естественные науки; 060000 Здравоохранение; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением 110800 Агроинженерия); 240000 Химическая и биотехнологии; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям);

социально-экономический – группы специальностей: 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (100100 Сервис, 100400 Туризм, 100700 Торговое дело, 100800 Товароведение, 101100 Гостиничное дело); 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям);

гуманитарный – группы специальностей: 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика (за исключением специальности 051000 Профессиональное обучение (по отраслям); 070000 Культура и искусство.


Приложение 2

 

Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта

среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО

с учетом профиля получаемого  профессионального образования

 

Учеб-ные дисциплины

Индекс 0.00

Обязательная учебная нагрузка  с учетом профиля получаемого профессионального образования в часах

Технический профиль

Естественнонаучный профиль

Социально-экономический профиль

Федеральный компонент

Учебные дисциплины

Часы

Учебные дисциплины

Часы

Учебные дисциплины

Часы

 

Базовые

 

 

ОДБ.01

Русский язык

78

Русский язык

78

Русский язык

78

ОДБ.02

Литература

195

Литература

195

Литература

195

ОДБ.03

Иностранный язык

156

Иностранный язык

156

Иностранный язык

156

ОДБ.04

История

117

История

117

История

117

ОДБ.05

Обществознание (вкл. экономику и право)

156

Обществознание (вкл. экономику и право)

156

Обществознание

78

ОДБ.06

Химия

78

 

 

 

 

ОДБ.07

Биология

78

 

 

 

 

ОДБ.08

 

 

Математика

273

 

 

ОДБ.09

 

 

 

 

Естествознание

195

ОДБ.10

 

 

Информатика и ИКТ

78

 

 

ОДБ.11

 

 

 

 

География

39

ОДБ.12

Физическая культура

171

Физическая культура

171

Физическая культура

171

ОДБ.13

ОБЖ

70

ОБЖ

70

ОБЖ

70

 

 

Итого

1099

Итого

1294

Итого

1099

 

Профильные

ОДП.14

Математика

295

 

 

Математика

273

ОДП.15

Информатика и ИКТ

90

 

 

Информатика и ИКТ

90

ОДП.16

Физика

172

Физика

172

 

 

ОДП.17

 

 

 

 

Право

100

ОДП.18

 

 

 

 

Экономика

94

ОДП.19

 

 

Химия

90

 

 

ОДП.20

 

 

Биология

100

 

 

 

 

 Итого

557

Итого

362

Итого

557

 

 

Всего

1656

 

1656

 

1656

 

 

 

Приложение 3

 

Примерные объемные параметры реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта

среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ  СПО

с учетом профиля получаемого  профессионального образования

 

Учеб-ные

дисциплины

Индекс 0.00

Обязательная учебная нагрузка  с учетом профиля получаемого профессионального образования в часах

Технический профиль

Естественнонаучный профиль

Социально-экономический профиль

Гуманитарный профиль

Федеральный компонент

Учебные дисциплины

Часы

Учебные дисциплины

Часы

Учебные дисциплины

Часы

Учебные дисциплины

Часы

        Базовые    

ОДБ.01

Русский язык

78

Русский язык

78

Русский язык

78

 

 

ОДБ.02

Литература

117

Литература

117

Литература

117

 

 

ОДБ.03

Иностранный язык

78

Иностранный язык

78

Иностранный язык

78

Иностранный язык

117

ОДБ.04

История

117

История

117

История

117

 

 

ОДБ.05

Обществознание (вкл. экономику и право)

117

Обществознание (вкл. экономику и право

117

Обществознание

78

Обществознание (вкл. экономику и право)

117

ОДБ.06

 

 

Математика

173

 

 

Математика

117

ОДБ.07

 

 

Информатика и ИКТ

78

 

 

Информатика и ИКТ

78

ОДБ.08

Химия

78

 

 

 

 

 

 

ОДБ.09

Биология

78

 

 

 

 

 

 

ОДБ.10

 

 

 

 

География

39

География

78

ОДБ.11

 

 

 

 

Естествознание

117

Естествознание

117

ОДБ.12

 

 

 

 

 

 

Искусство (МХК)

78

ОДБ.13

Физическая культура

117

Физическая культура

117

Физическая культура

117

Физическая культура

117

ОДБ.14

ОБЖ

70

ОБЖ

70

ОБЖ

70

ОБЖ

70

 

Итого

850

Итого

945

Итого

811

Итого

889

Профильные

ОДП.15

Математика

290

 

 

Математика

290

 

 

ОДП.16

Информатика и ИКТ

95

 

 

Информатика и ИКТ

95

 

 

ОДП.17

Физика

169

Физика

156

 

 

 

 

ОДП.18

 

 

Химия

156

 

 

 

 

ОДП.19

 

 

Биология

147

 

 

 

 

ОДП.20

 

 

 

 

Экономика

100

 

 

ОДП.21

 

 

 

 

Право

108

 

 

ОДП.22

 

 

 

 

 

 

Русский язык

117

ОДП.23

 

 

 

 

 

 

Литература

234

ОДП.24

 

 

 

 

 

 

История

164

 

Итого

554

Итого

459

Итого

593

Итого

515

 

ВСЕГО

1404

ВСЕГО

1404

ВСЕГО

1404

ВСЕГО

1404

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top