Пояснительная записка
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, а практика йоги способствует не только оздоровлению и укреплению позвоночника и мышц, развитию гибкости, формированию правильной осанки, но и гибкости, развитию растущего организма.
Благодаря ней, оптимизируется мышление, развивается внимание и концентрация, пробуждается творческий потенциал. Упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, восстановить эмоциональное равновесие.
Дети, которые занимаются йогой, меньше болеют, более стрессоустойчивы и спокойны, чем их сверстники, находятся в хорошей физической форме. Ребенок, познающий принципы йоги, с детства учится воспринимать себя гармоничной, целостной и уникальной личностью.
Детская йога предусматривает и дыхательные упражнения. Они способствуют улучшению кровообращению мозга, вентиляции легких. Если у ребенка есть хроническое заболевание органов дыхания, то, как правило, благодаря йоге, состояние здоровья постепенно улучшается.
Наряду со спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта сейчас все популярнее становится восточное направление занятий, таких как: цигун, ушу, пилатес, йога, различные виды восточных единоборств и т.д. Одной из наиболее продуктивных оздоровительных систем является йога, которая зарекомендовала себя как рациональная и разумная система самосовершенствования и саморегуляции организма на физическом и психическом уровнях.
Программы состоит в том, что в ней заложены четыре линии или четыре аспекта: физиологический, эмоциональный/поведенческий, ментальный и творческий, развивая которые мы можем говорить о воспитании гармоничной личности.
Физиологический аспект - гибкость, подвижность и прямая осанка - это основные требования для сбалансированного развития тела;
Эмоциональный/поведенческий аспект – нормализация поведения гиперактивного ребенка, уравновешивание эмоциональной сферы.
Детям-интровертам, «закрытым», замкнутым, имеющим трудности в контакте со сверстниками занятия помогут открыться миру, раскрыть свои творческие способности;
Ментальный аспект - сюда входит способность концентрироваться, запоминать, рассуждать, сознательный, подсознательный и бессознательный ум, а также систематическая стимуляция обоих полушарий головного мозга;
Творческий аспект - данный аспект подразумевает воображение, визуализацию, вокализацию и развитие личных качеств.
Дети, практикующие асаны с юного возраста, способны комбинировать
последовательность разных поз в виде танца. Дети, практикующие внутренние визуализации, рассказывают о том, что когда им встречается новое слово, они представляют себе его образ, для того чтобы запомнить правильное написание и позже суметь распознать его при чтении.
В целом занятия йогой способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Через практики пранаямы, сурья намаскар и повторение мантр нормализуется работа головного мозга.
Таким образом, говоря о детской йоге мы подразумеваем развитие гармоничной личности, то есть личности, у которой приблизительно в одинаковой мере будут развиты тело, душа и дух.
Цель проекта «Йога для детей»: Достижение общего оздоровительного эффекта с помощью занятий йогой в условиях Детского спортивно – оздоровительного лагеря «Олимпиец»
Задачи проекта:
- Развитие физических качеств у детей при помощи гимнастики хатха-йоги;
- Укрепление здоровья:
- содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
- содействовать развитию функциональных органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
- содействовать формированию правильной осанки и гигиенических навыков;
- Развитие двигательных качеств у ребенка;
- Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
- Расширение кругозора, уточнение представлений о своѐм теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни;
- Побуждать детей к творческому самовыражению.
Характеристика проекта |
|
Название проекта |
« Йога для детей » |
Авторы проекта |
Тимиу Алина Анатольевна Бондаренко Екатерина Андреевна, руководитель программы ДСОЛ «Олимпиец» |
Место проведения |
ДОК «Уральская березка», ДСОЛ «ОЛИМПИЕЦ» |
Сроки проведения |
1- 5 смены лето 2019 года |
Количество часов |
12 |
Направленность проекта |
Проект имеет физкультурно-оздоровительную направленность и ориентирован на оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. |
Форма занятий |
Групповая |
Адресат программы |
- детям в возрасте от 6 до 17 лет и их законным представителям с целью информирования о содержании и предполагаемых результатах проекта;
|
Главный показатель проекта |
Показательное выступление (Презентация асан)
|
Ожидаемые результаты:
На уровне спортсменов:
- Развита гибкость, (повышается подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
- Улучшена осанка (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
- Сформировано равновесие, координация движений;
- Сформировано правильное дыхание;
- Сформировано осознание своего тела (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
- Развиты коммуникативные навыки (расширен словарный запас);
- Повышена самооценка (растет уверенность в себе).
На уровне социальных заказчиков:
- удовлетворение потребностей родителей в организации образовательного проекта «Йога для детей»;
- популяризация и расширение практики организации детского отдыха и оздоровления в регионе.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА
№ п/п |
Количество часов |
Основная тема |
Содержание занятий |
1. |
1 |
«Вводное занятие» |
Знакомство с йогой. Утренний комплекс «Приветствие солнцу - Сурья Намаскар». |
2. |
1 |
«Позы стоя» |
Поза горы (Тадасана). Поза дерева (Врикшасана). Поза воина (Вирабхаррасана1). Поза Орла (Гарудасана). |
3. |
1 |
«Позы сидя » |
Наклон вперед сидя (Пашчимоттасана). Боковой наклон вперед сидя (Париврита Джану Ширшасана). Наклон вперед из положения угол (Упавиштха Конасана). Связанный угол (Бадха Конасана). Поза верблюда (Уштрасана). |
4. |
1 |
«Позы лежа» |
Поза лука (Дханурасана). Сгибание бедра в положении лежа А (Супта Падангуштасана). |
5. |
1 |
«Балансы» |
Т-удержание-А (Васиштхасана). Баланс на руках. Поза ворона (Какасана). V-удержание (Дандасана). |
6. |
1 |
«Парная йога» |
Кундалини-лотос. Собака мордой вниз (Утха Мукха Шванасана). Поза воина. Боковой наклон вперед сидя (Париврита Джану Ширшасана). |
7. |
1 |
«Дыхательная гимнастика» |
Дыхательная гимнастика «Пранаяма». Шитали Пранаяма (охлаждающее дыхание). Ситкари Пранаяма (шипящее дыхание). Бхрамари Пранаяма (дыхание жужжащей пчелы). Бхастрика пранаяма (дыхание кузнечных мехов). Дыхание с поворотами. |
8. |
1 |
«Комплекс упражнений для глаз» |
Прикладывание к глазам нагретых ладоней. Фокусирование глаз в разных направлениях. Фокусирование глаз перед собой и в стороны. Вращение глаз. Йогасаны и упражнения полезные для глаз. |
9. |
1 |
«Асаны для релаксации» |
Шавасана. Матсья Кридасана (поза бьющейся рыбы). |
10. |
3 |
«Комплекс занятий» |
1. Настройка; 2. Разминка; 3.Основная часть (Асаны); 4. Шавасана. Подготовка показательного выступления. |
Список используемого инвентаря:
- Гимнастические коврики
- Одеяла
- Блоки для йоги
- Ремни для йоги
- Музыкальное сопровождение
Список используемой литературы:
- А. Бокатов, С. Сергеев «Детская йога». - Москва «Ника-центр», 2009 г.
- Т.П. Игнатьева, «Практическая хатка – йога для детей». Санкт-Петербург «Нева», 2003г.
- Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
- Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога». Ж. Обруч №3-1997
- Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. –СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с.
- Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.: ил.
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.