ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом приказом
Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы самообороны»
5,6 класс
Пояснительная записка «Основы самообороны»
В наше время отмечается необходимость создания условий для осознания молодым поколением потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Занятия борьбой дзюдо повышают физическую подготовленность, воспитывают характер, закладывают у занимающихся основы здоровья, а также, формируют потребность в здоровом образе жизни. Данный курс поможет подростку обрести уверенность в себе, быть духовно и физически готовым оказать необходимый отпор при угрозе жизни и здоровью, мыслить нестандартно, уметь прогнозировать развитие ситуации и алгоритмы поведения в разных ситуациях.
Цель данного курса:
- освоение теоретических знаний из области физической культуры и избранного раздела боевых искусств - самооборона,
- формирование двигательных умений и навыков;
Задачи:
- Привлечение максимально возможного количества занимающихся к занятиям физкультурой и спортом;
- формирование у занимающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактики вредных привычек;
- всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств занимающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе разносторонних занятий;
- выявление задатков и способностей детей;
- воспитание черт спортивного характера.
Формирование данных ценностей, предусматривает
следующие формы занятий с учащимися:
- практическое освоение методов и форм физической культуры, основ самообороны, простейших элементов спортивной подготовки при подготовке и проведении подвижных игр и игровых упражнений, спортивных соревнований;
- групповая форма - создаются условия для необходимой конкуренции между спортсменами, усиливается их взаимодействие;
- индивидуальная - занимающиеся работают самостоятельно по индивидуальным заданиям;
- самостоятельная - занимающиеся выполняют утреннюю гимнастику, индивидуальные задания учителя;
- беседы о значении занятий физическими упражнениями, о развитии и занятии спортом, ведении активного и здорового образа жизни для укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
Данный курс спортивно - оздоровительного обучения не предусматривает оценивания школьников. Направлен на детей 5,6 классов. Обязательной частью является проведение демонстрация умений, полученных в ходе изучения курса (публичное массовое выступление) на фестивале краткосрочных курсов.
Объём курса 10 ч из расчета 1 ч в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание краткосрочного курса «Основы самообороны» направлено на целеустремленных, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся средней школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Материал программы дается в трех разделах:
- основы знаний;
- технико-тактическая работа;
- двигательные умения и навыки.
Структура знаний содержит следующие блоки:
- личностно-ориентированные знания, связанные с самосовершенствованием, самовоспитанием, саморазвитием;
- знания, связанные с этикой поведения и общения в коллективе;
- знания, необходимые для реализации физкультурно-спортивной деятельности в коллективе для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т.д.;
- знания, необходимые для применения основ физической культуры в жизнедеятельности человека.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
1) личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества,психологической комфортности;
2) культурно-ориентированные: целостного представления офизической культуре, систематичности, непрерывности, «овладенияосновами физической культуры»;
3) деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной физкультурной деятельности школьника.
Особенности курса определяются следующим:
- В процессе освоения учебного материала данной области достигается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его в окружающем мире, социокультурном пространстве, адаптации в образовательной среде.
- В процессе занятий происходит развитие основных физических качеств, повышениефункциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Требования к обучающимся.
По окончании курса учащиеся должны
Знать:
-основы физической культуры и здорового образа жизни;
-формирование здоровья тела и духа;
-способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
- освоить приемы самостраховки при падениях в различном направлении (на грудь, на спину, направо, налево);
-выполнять индивидуально подобранные приемы;
- выполнение простейших приемов вперед и назад;
- уметь выводить противника из равновесия;
- правильно и координировано двигаться;
Результаты изучения:
Предметными результатами является сформированность следующих умений.
- Представления занятий самообороной, как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение техники безопасности к местам проведения;
- Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправления их;
- Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
- Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами. В различных условиях.
Метапредметными результатами является:
- Организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- Спортивный зал;
- Маты;
- Спортивная форма.
Содержание программы
- Техника безопасности на занятиях. Основные команды учителя. Знакомство учащихся с программой курса, с требованиями на занятиях, основными понятиями и нормами.
- Виды захватов. Изучение самостраховки. Самоконтроль. Знакомство учащихся с видами захватов (одежда, руки, фронт, тыл). Основные виды блокирования захвата и контратаки. Самостраховка при броске. Самоконтроль учащихся при отработке технических действий.
3,4. Защита от захватов за руку/руки. Освобождение от захвата, контратака. Виды захватов за руки. Контратака.
5,6. Болевые приемы на руки. Понятие болевого приема. Техника безопасности при выполнении болевого приема. Изучение основных болевых приемов на руки.
7,8. Защита от захватов за одежду Виды захватов за одежду. Контратака.
- Защита от удушающих приемов Виды удушающих приемов. Контратака.
- Презентация приемов и комбинаций спортивной борьбы.
Календарно тематическое планирование занятий
по курсу «Основы самообороны»
Тема урока |
Кол – во ч |
Результат |
Компетентность |
Контроль |
||
Предметный |
Метапредметный |
Личностный |
Универс. учебные действия детей |
|||
Техника безопасности на занятиях. Основные команды учителя. |
1 |
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; Определиться с весовыми категориями детей;
|
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; |
Знать необходимые для работы оборудование и инвентарь; |
Принести спортивную форму
|
Изучение самостраховки при падении на бок. Самоконт-роль и психорегуляция Виды захватов |
1 |
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Помощь при выполнении приемов.
|
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях |
Формировать целеустремлённость и настойчивость в достижение целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
|
Полнота выполнения заданий. Проверка полученных умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. |
Защита от захватов за руку/руки. Освобождение от захвата, контратака. |
2 |
Организация работы по разучиванию приемов. |
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей |
Формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
|
Правильность выполнения упражнений. Проверка полученных умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей |
Болевые приемы на руки. |
2 |
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Знать понятия: болевой прием. |
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками, не нарушая технику безопасности на занятии. |
Формировать целеустремлённость и настойчивость в достижение целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; |
Правильность выполнения упражнений. Проверка полученных умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. |
Защита от захватов за одежду |
2 |
виды захватов за одежду. Контратака, освобождение от захвата.
|
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей |
Формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
|
Правильность выполнения упражнений. Проверка полученных умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей |
Защита от удушающих приемов |
1 |
Знать понятия: удушающий прием. Контратака и блокирование приема |
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей |
Освоение правил здорового и безопасного образа жизни; |
Правильное выполнение приемов и действий. Проверка полученных умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. |
Презентация приемов и комбинаций спортивной борьбы. |
1 |
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы |
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения |
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях |
Умение воспроизводить все изученные приемы и комбинации в стойке и партере. |
Инструкция по выполнению приемов и комбинаций. Опрос: как можно применять полученные навыки в жизни, при каких обстоятельствах. |
Список литературы
- Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. Лях В. И.— М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с
- Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для дошкольников (с начальными формами упражнений дзюдо) / Авт.-сост. С. В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, 2006. — 368 с.
- Путин В. В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г.Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 6–10.
- Ю. М. Данько, “Здоровое тело” 1974г.
- В.Ф. Регулян “Путь к силе, красоте и грации” 1990г. Душанбе.
- Фомин “Пособие по самообороне” Киев- 1998г.