Инициативные устремления студентов, интерес к своей будущей
профессии, желание испытать свои возможности в бизнесе побужда-
ют их к участию в различных мероприятиях, выходящих за рамки
формального обучения в соответствии с учебным планом вуза. Для
осуществления и поощрения подобных устремлений со стороны
учебных заведений, как правило, создаются поощрительные условия,
которые принято выделять в образовательной среде как направления
внеаудиторной работы со студентами.


Внеаудиторная работа практикуется в следующих формах: науч-
ные конференции и семинары; конкурсы выпускных работ; презен-
тация разработок студентов; проведение рейтингов на лучшую успе-
ваемость или знания какого-либо предмета; студенческие самоатте-
стации; конкурсы по трудоустройству; конкурсы на лучший курсовой
проект (работу, реферат); участие в межвузовских и международных
студенческих олимпиадах по проблемной тематике; научные работы;
учебные работы.
Общаясь на занятиях со студентами, преподаватели стараются убе-
дить студентов в необходимости систематической работы над собой, в
расширении круга своих интересов, в поиске и установке целей своего
интеллектуального развития для самоутверждения и самореализации в
бизнесе. Неотъемлемой частью этой работы является изучение специ-
альной литературы, современного состояния проблем экономики и
мирового опыта. Для этого необходима личная, хотя бы небольшая,
библиотека, которую необходимо комплектовать со студенческой ска-
мьи. Обзор книжных новинок можно выполнить по каталогам изда-
тельств, которые имеются в книжных магазинах, по каталогам Фонда
экономического просвещения, каталогам распространителей периодиче-
ских изданий. Наиболее доступные и массовые тиражи учебной литера-
туры выпускаются издательствами «Финансы и статистика»,
«ЮНИТИ», «Соминтек», «Высшая школа».

Перечень издаваемых в России журналов по отношениям и во-
просам бизнеса приведен в Приложении б.
Текущие проблемы общественных отношений освещаются в газе-
тах. Полезно знакомиться с изданиями газет «Экономика и жизнь»
(еженедельник), «Российская газета», «Финансовая газета», в кото-
рых регулярно публикуются вновь издаваемые законодательные акты,
изменения и дополнения к ним.
Изучение литературы и норм права требует больших усилий, на-
стойчивости и предварительной подготовки, неоднократного прочте-
ния изучаемых понятий, переосмысления экономических процессов.
За сложностью формулировок раскрывается умение авторов концен-
трировать мысль и придавать ей точное выражение, что свидетельству-
ет об уровнях квалификации автора, сумевшего воплотить ее в книге,
и читателя, сумевшего разобраться в ней и понять. Понимание сущ-
ности приносит удовлетворение обеим сторонам и оправдывает «му-
ки» познания.
В качестве примера подобных упражнений рассмотрим выдержку
из книга «Экономика переходного периода» (Под ред. Радаёва В.В.,
Бузгалина А.В. Изд. МГУ, 1995 г., стр. 98.):
«...Если трансакционные издержки велики (близки к трансформа-
ционным издержкам), а права собственности слабо специфицированы,
то аллокация ресурсов, а, следовательно, структура и эффективность
производства, будут существенно зависеть от распределения прав соб-
ственности».
Необходимо приучать себя к ознакомлению с местной прессой,
знать другие источники получения коммерческой информации, такие,
например, как «Рынок» — справочник по товарам и ценам (еженедель-
ник), «Золотые страницы» — ежегодный телефонно-рекламный спра-
вочник, «Бюллетень иностранной коммерческой информации» — газета
Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного институ-
та МВЭС РФ, систему «Internet» и другие.
Учебный процесс подготовки специалиста в высшей школе преду-
сматривает кроме лекционных и аудиторных занятий самостоятельное
выполнение студентом достаточно большого количества учебных работ
различных видов: расчетно-аналитические задания, рефераты, курсо-
вые работы (проекты), отчеты о лабораторных работах, отчеты о про-
изводственной практике, дипломные работы (проекты), экзамены.
Учебные работы выполняются с целью получения и закрепления
теоретических знаний по отдельным дисциплинам, а также их обобще-
ния и углубления на примерах заданий, приближенных к реальным
объемам для соответствующих ситуаций и отношений производства.
Все эти виды учебных работ составляют значительный объем вне-
аудиторной работы студента, служат основой приобретения устойчи-
вых знаний и умений.

Учитывая целевую направленность своей специализации в процес-
се обучения и зная объем предстоящих учебных работ, каждый студент
самостоятельно или на условиях по контракту вправе организовать учеб-
ный процесс с учетом своих интересов и интересов фирмы, что облег-
чит адаптацию его после окончания вуза.
Выполнение конкретных заданий осуществляется с использовани-
ем дополнительных материалов, содержащих в себе тематическую
информацию по соответствующим учебному плану дисциплинам.
Учебные работы подлежат сдаче их преподавателю или секретарю
комиссии при защите работы для контроля учебного процесса и ра-
боты студентов со стороны вуза, решения спорных вопросов оценки
работ, а в дальнейшем — хранятся в архиве соответствующей кафед-
ры. Учебные работы хранятся не менее 3 лет, используются для
обобщения целевого и учебно-методического материала, результатов
научно-исследовательского и статистического поиска, а также для
применения в практике подготовки студентов.
Выполнение учебных работ требует специальных знаний и навы-
ков, которыми необходимо овладеть заранее. В дальнейшем эти навы-
ки при многократном их выполнении составляют умение специали-
ста работать с документацией различных видов.
Общие положения по оформлению учебных работ. Учебные работы
могут представляться в рукописном или напечатанном виде сброшю-
рованные на листах общепринятого формата (210 х 297 мм). Табли-
цы, графики и иллюстрации размещаются на вкладках или листах
основного текста.
В учебных работах выделяются следующие элементы: титульный
лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; список литера-
туры; лист рецензии (отзыва); приложения.
Титульный лист оформляется на специальном бланке, если тако-
вые имеются, или на отдельном листе по рекомендуемой структуре.
Состав подписей на титульном листе устанавливается в зависимости от
вида работы.
За титульным листом располагают оглавление с выделением час-
тей, глав параграфов (разделов, подразделов) по схеме, принятой в
типографских изданиях.
Все страницы работы, включая приложения, после написания ну-
меруются в порядке их расположения, указываются текстовые ссылки
между разделами (главами), если они имеются.
На титульном листе номер страницы не проставляется. Объем глав
(разделов, подразделов) рекомендуется в составе и соотношениях по
указанию преподавателя. '
Текст пишется (печатается) в рамке с полями для подшивки
25 мм, нумераций страниц сквозная, проставляется на нижнем поле
каждой страницы посередине или в правом верхнем углу.

Название каждой новой части параграфа в тексте работы следует
писать (печатать) более крупным шрифтом, можно другим цветом, чем
весь остальной текст; каждую часть (главу) начинать с новой страни-
цы, параграфы располагать друг за другом вплотную.
В тексте курсовой и дипломной работы (проекта) рекомендуется
чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в само-
стоятельный абзац.
Слишком много цитат в работах приводить не следует, хотя ци-
тирование — вполне допустимый прием аргументации. Наряду с
прямым цитированием можно в случае необходимости излагать чу-
жие мысли своими словами, но в любом варианте нужно делать
ссылку на первоисточник.
Ссылку можно делать подробную или краткую. Подробная ссыл-
ка делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата
или изложение чужой мысли. При подробной ссылке указывается
фамилия, инициалы автора, название работы, издательства, место и
год издания, страница.
При краткой ссылке она делается сразу после окончания цитаты
или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника
и страницы, а подробное описание выходных данных источника
делается в списке литературы в конце работы.
В текстах работ аналитические данные должны быть представлены
в виде таблиц, графиков, которые следует выполнять четко, красиво,
желательно в цвете, в строгом соответствии с требованиями деловой
статистики.
Таблицы и графики располагаются на листах, включенных в об-
щую нумерацию страниц. Таблицы помещают после первого упоми-
нания в тексте. Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и
отдельно для графиков) должна быть сквозной на протяжении каж-
дой отдельной учебной работы. Слово «таблица» и ее порядковый
номер пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем дается
ее название и единица измерения, если она общая для всех граф и
строк таблицы.
В тексте следует указать номер таблицы и страницу, на которой
она расположена. Разрывать таблицу и переносить ее на другую стра-
ницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на
одной странице.
Если таблица заимствована или рассчитана по данным статисти-
ческого или другого источника, то надо обязательно сделать ссылку
на первоисточник (по правилам цитирования).
Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их боле?
крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение
каждому символу (когда он встречается впервые). Рекомендуется ну-
меровать формулы в пределах каждого раздела (номер заключается .а

скобки и пишется справа), особенно, если в тексте приходится на
них ссылаться.
Излагать материал в учебной работе следует четко, ясно, приме-
нять принятую научную терминологию по каждой из дисциплин,
избегать повторений и общеизвестных положений, имеющихся в
учебниках и учебных пособиях. Пояснять нужно только малоизвест-
ные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказы-
вающих разные мнения по одному и тому же вопросу.
После заключения, начиная с новой страницы, помещается спи-
сок использованной литературы и технической документации, в ко-
торый включаются источники в алфавитном порядке или в порядке
ссылок на них в тексте работы.
Приложения размещаются после списка литературы. Оформля-
ются приложения как продолжение пояснительной записки. Каждое
приложение должно начинаться с нового листа.
При выполнении учебных работ студенты обязаны соблюдать
контрольные сроки их выполнения, установленные кафедрами.
Студент, получивший задание к курсовому проекту (работе) или
к дипломной работе, составляет индивидуальный календарный гра-
фик работы над проектом (работой) с указанием сроков выполнения
отдельных частей задания.
Выбор темы учебной работы и ее утверждение. При выборе темы
учебной работы следует руководствоваться интересом к проблеме,
индивидуальной специализацией студента или установкой по кон-
тракту, актуальностью тематики, возможностью получения конкрет-
ных статистических отчетных данных, наличием специальной науч-
ной литературы по рекомендуемой теме. Темы учебных работ со сто-
роны преподавателя носят рекомендательный характер. Выбранные
для выполнения темы учебных работ регистрируются у преподавате-
ля, ведущего предмет или курсовое (дипломное) проектирование, а
при необходимости утверждаются администрацией вуза в приказе
(дипломные работы).
Для оказания помощи студентам в выборе тем учебных работ ка-
федрами вуза формируются списки рекомендуемых тем по отдель-
ным дисциплинам и видам учебных работ, цель таких списков —
показать возможность выбора темы в широком диапазоне актуаль-
ных проблем в изучаемых дисциплинах и специализациях.
Содержание разделов учебной работы. Во введении обосновывается
актуальность избранной темы, формулируются цели и задачи учеб-
ной работы, показывается ее практическое значение. Кроме того, во
введении нужно сказать об объекте и предмете исследования (описа-
ния), используемой для этого информационной базе. Целесообразно
также остановиться на методике выполнения работы, указав методы,

которыми проводилась обработка материала, а также привлекаемые
технические средства.
Иными словами, во введении дается общая краткая характеристи-
ка учебной работы, ее визитная карточка в объеме, соответствующем
виду работы.
В основой части учебной работы, в зависимости от ее вида, могут
выделяться три составляющих (главы):
- теоретическая, где дается история вопроса (задачи), степень
его изученности на основе обзора соответствующей отечест-
венной и зарубежной литературы;
- постановка задачи и ее решение в общем виде;
- обзор фактов и доказательств от простых к сложным по теме
исследования (описание).
' К первой главе следует отнести описание тенденций развития тех
или иных процессов, формирование новых экономических структур и
органов управления. Вторая и третья составляющие (главы) содержат
самостоятельный экономический, финансовый и статистический ана-
лиз собранного материала. Все расчеты, выполненные с помощью ком-
пьютера, следует вынести в приложения.
При выполнении дипломной работы обращается внимание на со-
ответствие содержания выполненной работы поставленной задаче по
теме учебной работы, соответствие варианта заданному, а также на пол-
ноту исследований, уровень аргументации технических решений и
обоснований их экономической эффективности.
В список включается научная и методическая литература по теме,
с которой студент ознакомился в процессе подготовки и написания
учебной работы.
В заключение следует сформулировать выводы и рекомендации,
отражающие итог поставленной и выполненной студентом учебной
работы по логике ее вводной и основной частей.
Сбор и использование в учебной работе статистической и отчетной
информации. Работа по сбору и обработке информации является одним
из наиболее ответственных и сложных этапов выполнения учебных
работ. Учебные работы ориентированы на самостоятельный подбор
студентами необходимых исходных данных для их вьшолнения. Стати-
стическая и отчетная информация собирается с учетом тех задач, кото-
рые поставлены в учебных работах. Существует вторичная и первичная
информация.
Вторичная информация: общеэкономическая информация стати-
стических органов (статистические еженедельники, информационные
справочные сборники, постоянные статистические разделы в перио-
дических изданиях); информация бирж и других рыночных струк-
тур, публикуемая в открытой печати; данные бухгалтерской отчетно-
сти в статистической отчетности фирм.

Первичная информация: собирается путем специальных обсле-
дований (например, интервьюирование персонала предприятий,
опрос покупателей, анкетирование руководителей фирм или спе-
циалистов, сбор мнений экспертов). Первичная информация может
быть собрана студентом по специально разработанной индивиду-
альной или групповой программе. Собранный статистический ма-
териал полезно сопоставить, оценить с точки зрения полноты, дос-
товерности и надежности. Статистика фирм применяется в работах
только с разрешения ответственных распорядителей информации.
Для всякой приведенной в работах статистической или отчетной
информации фирм (предприятий) должна быть приведена и огово-
рена в тексте работы ссылка на источник ее получения.
Научный руководитель и его обязанности. В целях оказания сту-
денту теоретической и практической помощи в период подготовки
и написания учебных работ кафедра выделяет ему научного руково-
дителя, консультанта-руководителя выполняемых работ для группы.
Студенту следует периодически (по обоюдной договоренности сто-
рон примерно один раз в неделю) информировать руководителя
учебной работы о ходе подготовки и выполнения работы, консуль-
тироваться по вызывающим затруднения вопросам. Студенту следу-
ет иметь в виду, что научный руководитель, консультант или груп-
повой руководитель разработок учебных заданий не являются соав-
тором, редактором учебных работ, и не рассчитывать на то, что они
поправят все имеющиеся в учебных работах теоретические, методо-
логические, стилистические и другие ошибки.
На различных стадиях подготовки и выполнения учебных работ
задачи руководителя изменяются. На первом этапе он определяет,
как лучше приступить к рассмотрению темы, корректирует план рабо-
ты, дает рекомендации по списку литературы и консультации по со-
держанию работы.
В ходе выполнения работы руководитель выступает как оппо-
нент, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции,
стиля и т.д., советует, как их лучше устранить. Рекомендации и заме-
чания руководителя должны восприниматься исполнителем учебных
работ критически. Он может их отклонить по своему усмотрению,
так как теоретическое и методологическое обоснование разработки и
освещение темы, а также качество содержания и оформления учеб-
ных работ целиком и полностью лежат на ответственности студента,
а не научного руководителя (руководителя группового проектирова-
ния, руководителя практики).
После получения окончательного варианта учебной работы науч-
ный руководитель (руководитель) является экспертом и составляет,
при необходимости, отзыв, в котором всесторонне характеризует каче-

ство разработки, отмечает ее положительные и слабые стороны, осо-
бое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостат-
ки, не устраненные исполнителем замечания, мотивирует возмож-
ность или целесообразность представления работы для защиты.
Научный руководитель дипломной работы (проекта) утвержда-
ется приказом вуза из состава его преподавателей или ведущих
специалистов фирм, учреждений и организаций с их согласия.
Особенности выполнения учебных работ. Расчетно-аналитическое
задание выполняется каждым студентом самостоятельно и вклю-
чает в себя:
- аналитический обзор методов достижения поставленной за-
дачи;
- анализ существующих решений и предлагаемые пути дости-
жения цели;
- расчеты, касающиеся сравнения методов достижения
поставленной задачи, технико-экономические расчеты.
Рефераты выполняются с целью получения основ теоретиче-
ских знаний по своей специальности, обобщения практического
опыта отечественной и зарубежной практики. Главная задача рефе-
рата — изложение в письменной форме результатов изучения про-
блем менеджмента, проблем экономики, психологии и социологии
путем сбора информации по выбранной теме в учебниках, книгах,
пособиях, экономических журналах, анализа собранного материала и
формирования своего мнения по исследуемой теме.
Реферат основывается на изучении и анализе конкретных по-
ложений теории и практики, близких по содержанию к избранной
студентом теме. Студенту предоставляется право разрабатывать любую
тему, соответствующую рабочей программе курса. Некоторые студен-
ты используют компилятивный метод работы, т.е. метод простого
переписывания выбранных источников, что не отвечает современ-
ным требованиям, предъявляемым к менеджерам.
Обоснование своей позиции следует осуществлять с помощью
конкретных аргументов в произвольной форме. Здесь следует на-
помнить, что менеджер — это профессионал в области убеждения
людей в правоте точки зрения менеджера. Работа над рефератом и
последовательность ее выполнения носит индивидуальный характер.
Наиболее содержательные рефераты могут быть рекомендованы пре-
подавателем для их представления на конференциях, студенческой
аудитории или для публикации.
Задачей курсового проекта является:
- умение пользоваться теоретическими знаниями, методами эко-
номического анализа, прогноза, технико-экономическими
расчетами по конкретной изучаемой дисциплине;

- приобретение творческих навыков;
- овладение навыками оформления технико-экономической до-
кументации, экономико-математических расчетов;
- усвоение требований единой системы конструкторской и тех-
нологической документации, действующей в РФ;
- закрепление навыков работы со справочниками и специальной
литературой.
Дипломная работа (проект) является заключительным этапом
подготовки студентов по избранной специальности и носит статус
квалификационной выпускной работы. Целью дипломной работы
(проекта) менеджера является обобщение и комплексное применение
теоретических знаний и практических навыков, полученных при
изучении общеэкономических, финансовых, информационно-аналити-
ческих и специальных дисциплин.
Подготовка дипломной работы (проекта) состоит из нескольких
этапов.
Выбор темы.
I. Обоснование актуальности темы.
П. Составление библиографии ознакомления с законодательными
актами, нормативными документами и другими источниками, отно-
сящимися к теме дипломной работы.
III. Сбор материала в статистических органах, на предприятиях
различных форм собственности, в рыночных структурах и других
организациях.
IV. Обработка и анализ полученной информации с применением
экономико-статистических методов.
V. Разработка теоретико-прикладной части по теме работы в со-
ответствии с заданием (алгоритмы, методики, организационные
структуры и положения, модели), обоснование управленческих ре-
шений по предлагаемым разработкам.
VI. Формулирование выводов и разработка рекомендаций.
VII. Оформление дипломной работы (проекта) в соответствии с
установленными данной методикой требованиями.
Отличие дипломной работы и проекта заключается в том, что ди-
пломная работа предусматривает исследовательскую тематику, разра-
ботку новых прикладных средств, извлечение новой статистической
информации и методических положений, а проект — разработку
производственных структур по заданным параметрам в соответствии
с общепринятыми нормами и правилами. Дипломная работа и ди-
пломный проект — это две разные по целям и содержанию формы
представления выпускной работы на защиту в ГАК.
С целью получения дополнительной объективной оценки труда
дипломника от специалистов в соответствующей области проводит-
ся внешнее рецензирование выпускных работ. Состав рецензентов ут-

верждается приказом ректора вуза. В качестве рецензентов могут
привлекаться специалисты государственных органов, сферы бизнеса,
производства и НИИ, а также преподаватели других учебных заведе-
ний или кафедр «своего» вуза.
Допуск студента к защите выпускной работы перед Государствен-
ной аттестационной комиссией (ГАК) осуществляет заведующий вы-
пускающей кафедры, а в случае спорных вопросов — по согласованию
с преподавателями кафедры в присутствии научного руководителя и
студента. При этом протокол заседания кафедры утверждается ректо-
ром института. К защите выпускной работы готовиться нужно основа-
тельно и серьезно. Студент должен не только написать высококачест-
венную работу, но и уметь защитить ее. Для успешной защиты, преж-
де всего, нужно хорошо подготовить доклад («10 мин.) для свободно-
го (без конспекта) изложения, в нем следует сказать, что сделано лич-
но дипломником, отразить, чем он руководствовался при исследова-
нии или разработке проекта по теме работы, что является предметом
исследования (проектирования), каковы полученные результаты, в
том числе новые.
Защита дипломной работы проходит на открытом заседании ГАК,
на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать вы-
пускную работу все желающие. После ответов на вопросы, обсужде-
ния работы (проекта), оглашения отзывов и рецензий предоставляет-
ся заключительное слово выпускнику.
Задачей ГАК является выявление подготовленности студента к
профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно
ли выпускнику выдать диплом специалиста — профессионального ме-
неджера. Поэтому задачей дипломника является не показ того, как ра-
ботали предприятия или какие методы управления существуют в теории,
а что сделано им самим при изучении проблемы, какие решения он при-
нял по теме разработки и почему, каков результат принятых решений.
Отчет по лабораторной работе выполняется по результатам изу-
чения методики выполнения лабораторной работы и выполнения рас-
четно-аналитических экспериментов по исходным данным работы. В
отчете приводятся вариант и схема данных, результаты расчетов и их
комментарии (выводы).
Основной задачей производственной практики является приобре-
тение студентами, работающими в реальных условиях производства,
некоторого опыта самостоятельной работы в соответствии с их буду-
щей специальностью.
Отчет о практике отражает следующие элементы деятельности сту-
дентов на предприятии:
- изучение видов деятельности работы предприятия и прямое
участие в работах под руководством руководителя практики от
предприятия;

- самостоятельное изучение вопросов, предусмотренных задани-
ем руководителя;
- сбор исходных данных для выполнения работы;
- изучение конкретной системы организации управления пред-
приятием и его подразделениями, планово-экономической
службы;
- получение полного представления об организации производства,
особенностях производственных взаимоотношений членов кол-
лектива (цеха, лаборатории, сектора, группы), в котором работа-
ет студент.
Конкретное содержание отчета по производственной практике
должно соответствовать целям индивидуального задания студента.
Рекомендуется также в период практики изучить вопросы по охране
труда, организации производства, правовым и другим вопросам.
Индивидуальное задание согласуется с руководителем практики от
института.
В период прохождения производственной практики студенты долж-
ны изучить и отразить в отчете:
1) структуру и функции, систему организации труда и заработной
платы того подразделения, в котором они будут проходить практику;
2) место данного подразделения в общей структуре и системе
управления предприятия;
3) систему взаимоотношений данного подразделения как испол-
нителя или как заказчика с другими подразделениями предприятия;
4) форму учета и отчетности по выполняемым работам.
Сдача экзамена. После каждого семестра проводятся экзамены, ко-
торые предусмотрены учебным планом. На экзамене выявляется оценка
качества знаний каждого студента по конкретной дисциплине по пяти-
балльной системе. Из вопросов по пройденному материалу составляют-
ся экзаменационные билеты, на которые и отвечает студент. Каждый
студент готовится самостоятельно к экзамену по конспектам лекций и
может использовать дополнительную литературу. В период подготовки
к экзаменам студент не обязан посещать консультации, проводимые
преподавателем. Главным для студента является реализовать возмож-
ность учиться и создавать представление о предмете как о целом.
Опытные преподаватели утверждают, что непотопляемый студент —
это тот, кто умеет говорить на языке предмета, имеет понятие о его
общей структуре, знает, что можно не учить, и вовремя блеснет яркой
деталью. Разумеется, такой студент прекрасно владеет и чистой техни-
кой подготовки к экзамену. Английские консультанты Ф. Орр и
Э. Клаф в книге «Экзамены без стресса» обобщили подобный опыт и
представили его в виде следующих рекомендаций:
• организуйте подготовку по четкому плану (недели, дни, часы):
если вы садитесь за стол с размытой целью «немного заняться повто-

рением», вы лишаете себя важнейшего стимула — чувства выполнен-
ного долга при поставленной цели;
• зная свои золотые часы («жаворонок» вы или «сова»), наметь-
те, какими темами вы будете заниматься в часы подъема, а какими —
в часы спада;
• если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия
с более интересного для вас предмета, это поможет войти в рабочую
форму;
• если вдруг возникает страх перед предметом, надо резко
встать, отвернуться от стола, сделать несколько медленных глубоких
вдохов и выдохов и только затем опять приступать к делу;
• обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы: отды-
хать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления;
• обойдитесь без стимуляторов (кофе, крепкого чая • и т.д.);
нервная система перед экзаменами и так на взводе;
• вечером перед экзаменом надо заняться любимым отвлекающим
делом, прогуляться, искупаться, а ночью — хорошо выспаться; послед-
ние 12 часов должны уйти на подготовку не знаний, а организма.
Говорят, что плохому студенту всегда не хватает одной ночи пе-
ред экзаменом. Но и у него немало возможностей выкрутиться.
Во-первых, по дороге в вуз надо листать материалы уже знако-
мые, чтобы подготовиться психологически — вот сколько я знаю!
Во-вторых, надо некоторое время стоять перед- аудиторией и
спрашивать всех входящих о том, какие вопросы задавали, и впиты-
вать все, как губка. Этот прием рассматривает голову студента, как пус-
тое ведро, которое за день — два наполняется недолгими знаниями.
Главное здесь — донести, не расплескав, его до экзаменатора. Выйдя
после сдачи, «ведро» надо немедленно вылить, чтобы освободить его
для следующего предмета. Разумеется, так можно получить удовлетво-
рительную оценку, но не знания.
В-третьих, пользоваться «принципом зеркала»; всей душой по-
любить преподавателя (но не заискивать!) и, отражая ваше очарова-
ние, он ответит взаимностью. Вообще человеческий фактор опытные
студенты используют обязательно. Например, не мешают преподава-
телю рассказывать самому, зная, что это хороший признак. Такие
никогда не выкладывают 100% того, что знают по теме, оставляя про-
странство для маневра на дополнительных вопросах. Если не очень
уверены (или очень не уверены) в своих знаниях, говорят с особой
бодростью — уставший экзаменатор может довериться первым пра-
вильным фразам, а то и вообще интонации, и не слушать сути.
Кстати, если ответ на вопрос вам совершенно неизвестен, ни в
коем случае не разводите руками. Надо говорить первое, что пришло
в голову, втянуть преподавателя в диалог, дать ему самому возмож-
ность ответить на билет или, включив в игру «горячо — холодно»,
использовать его самого как шпаргалку.

Ошибка обычно лучше полного молчания. Ведь на любом экза-
мене испытываются не только знания, но и сам человек, а воля к
победе всегда вызывает уважение.
Лучшие специалисты по сдаче экзаменов сходятся на том, что
шпаргалки полезны, правда, если соблюдаются два условия:
• шпаргалки должны быть написаны лично; кто бы ни сдал перед
вами по предложенным шпаргалкам, сдал на «отлично» он, а не вы;
• доставать шпаргалку есть смысл только тогда, когда вы не
знаете вообще ничего; если вопрос стоит так: «три» или «четыре», риск
слишком велик, неофициальная статистика говорит, что «не
отловленными» остаются не больше 30% шпаргалок;
Впрочем, случается, к счастью, и такое, что вы знаете выпавший
билет. Не торопитесь. Здесь тоже есть своя наилучшая тактика:
• прочитайте весь билет до конца;
• оцените, какой пункт для вас самый легкий;
• наметьте себе последовательность решения пунктов по прин-
ципу: от самого легкого к сложному;
• если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к
следующей не раньше разумного времени, не бросайтесь сразу;
• следите за временем, отведенным вами на каждый пункт;
• если остается лишнее время, не торопитесь вставать: на пись-
менном экзамене потратьте время на проверку, на устном — послу-
шайте, о чем спрашивает преподаватель, — вопросы повторяются.
Обычно преподаватель не «заваливает» студента, особенно если
тот умело пользуется описанным выше методом.
Выработайте свою тактику ответа:
• во время устного экзамена пользуйтесь планом-конспектом
своего ответа на вопросы билета, это официальный документ на слу-
чай, если вы подадите апелляцию;
• не ввязывайтесь в игру «вопрос-ответ»; не ловитесь на вопро-
сы, выходящие за рамки официального (в билете) вопроса, повто-
ряйте то, что написано в вашем тексте;
• чувствуя, что эмоциональная напряженность разговора растет,
сбивайте темп, не стесняйтесь фразы: «Так. Дайте мне подумать ми-
нуточку...» и думайте;
• экзаменатор не имеет права вас подгонять, он не имеет права
снизить оценку за медлительность; если вас подгоняют, спокойно
говорите, что знаете ответ, но ищете самую точную формулировку;
• знайте свои права; если преподаватель их нарушал, подавайте
апелляцию заведующему кафедрой или в учебную часть; вопрос би-
лета не должен выходить за рамки программы по данному предмету,
преподаватель должен верно истолковывать ваши записи; понизить
оценку из-за апелляции не могут, повышают, как показывает много-
летний опыт, в 70% случаев.

Одеваться на экзамен надо, не пытаясь кого-то поразить;
выбирайте то, что удобно вам. Выйти из дома в этот день лучше
раньше обычного, потому что замечено: время в день испытания
вдет по-особому. Закоренелые в суеверии студенты в прежние
времена (когда были в ходу пятикопеечные монеты) обязательно на
счастье под пятку клали пятак, а также никогда не стриглись перед
экзаменом.
Что делать, если студент проспал или забыл про экзамен?
Во-первых, надо сразу позвонить на кафедру и назвать уважи-
тельную причину: внезапная болезнь, привлечение милицией в
качестве свидетеля, авария в транспорте. Во-вторых, немедленно
добыть соответствующую справку и решить вопрос сдачи экзамена
через деканат.
Ну, а если экзамен вы провалили, вдохните полной грудью и дей-
ствуйте дальше, потому что кроме этого предмета есть и другие. И
самое главное — не упускайте возможность сделать выводы из своих
ошибок, чтобы совершенствоваться к следующему экзамену.
В конце концов, каждый студент, кроме дисциплин, указанных в
учебном плане, изучает еще одну — умение сдавать экзамены.
Каждая учебная работа завершается ее защитой, в том числе
публичной, что также является своеобразным экзаменом.
В некоторые минуты жизни удается заметить, что эта наука и
была самой главной.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top