Производственная практика студентов является важной частью
учебного процесса подготовки высококвалифицированного спе-
циалиста.
Целью практики является закрепление теоретических знаний, ко-
торые студенты получают в вузе, на основе глубокого изучения рабо-
ты предприятий, а также приобретение навыков организационной
работы в сфере бизнеса и освоение передовых методов организации
и управления предприятия.


Учебным планом по специальности 0611.00 «Менеджмент орга-
низации» предусмотрено проведение практики:
• учебной, на 2-м курсе;
• производственной, на 3-м и 4-м курсах;
• преддипломной, на 5-м курсе.
• Практика по курсам организуется и предназначается:
• на 2-м курсе — для закрепления знаний, полученных при изу-
чении дисциплин «Введение в специальность», «Экономическая тео-
рия», «Теория организации», «Психология и педагогика», знакомства
со спецификой будущей профессии и проводится в форме экскур-
сий, семинаров, консультаций, проводимых преподавателем на базе
института или по личной инициативе студентов;
• на 3-м курсе — для закрепления теоретических знаний, полу-
чаемых при изучении дисциплин курса «Бухгалтерский учет», «Осно-
вы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Хозяйственное пра-
во», «Управление качеством», получения практических навыков спе-
циалистов экономических служб, бухгалтерии, коммерческих органи-
заций. Практика должна проводиться на предприятиях. В процессе

этих видов практики студенты оформляют отчеты и по ее окончании
защищают их при аттестации с дифференцированной оценкой;
• на 4-м курсе — для закрепления теоретических знаний, полу-
ченных по основным специальным дисциплинам, проводится на пред-
приятиях (в фирмах, организациях) с учетом интересов студентов,
фирм и их специализаций. В период практики студенты собирают
материалы для курсовых проектов, составляют отчет и по ее оконча-
нии сдают дифференцированный зачет;
• на 5-м курсе — для изучения производства, как взаимосвязан-
ной системы, участия в работах по оказанию помощи предприятию в
решении вопросов организации управления в масштабах отдела,
службы или всего предприятия в целом.
Практика проводится на предприятиях — местах будущей работы вы-
пускников, а также на базе вуза по научно-исследовательской тематике.
В период практики студенты подготавливают и уточняют исходные
данные для выполнения дипломной работы по заданной теме, оформля-
ют отчет и по ее окончании сдают дифференцированный зачет.
Производственная практика после 2-го курса обучения имеет сле-
дующие цели:
- расширить объем знаний по избранной специальности;
- получить представление о системах управления предприятия;
- получить навыки решения отдельных задач управления пред-
приятием;
- изучить систему управления предприятием и структуру органов
управления;
- изучить действующие документы предприятия (Устав предпри-
ятия, учредительские документы и др.);
- получить навыки оформления отчета по практике в соответст-
вии с «Методическими рекомендациями по выполнению учеб-
ных работ».
В процессе прохождения практики после 2-го курса студентам
необходимо получить общие представления о структуре предпри-
ятия (организации), видах производимых работ, услуг, товаров, о
системе управления производственно-хозяйственной деятельностью
предприятия, хозяйственных связях предприятия, порядке его
взаимодействия с государственными органами.
За период практики студенты знакомятся с работой структурных
подразделений предприятия, наличием и содержанием положений
об отделах, службах, должностных инструкций персонала, специаль-
ной литературой и законодательством.
Студенты знакомятся со справочно-информационным фондом,
библиотечным фондом и методическим фондом предприятия в разрезе

заданий практики, а также литературными и периодическими изда-
ниями в библиотеках города и сведениями других источников.
На период практики каждый студент получает индивидуальное за-
дание, которое выдается руководителем практики. Содержание инди-
видуальных разработок включается в отчет по практике отдельным
разделом.
Темы заданий выбираются студентами с учетом их наклонностей и
утверждаются заведующим выпускающей кафедры. Содержанием учеб-
ных заданий практики могут быть темы, связанные с подготовкой
учебно-методических материалов, лабораторных работ по плану ка-
федры. Контроль и консультации по выполнению индивидуальных
заданий осуществляются преподавателем — куратором кафедры.
Производственная практика после 3-го курса обучения имеет цели:
- расширить и закрепить в производственных условиях знания,
получаемые при изучении дисциплин учебного плана после
3-го года обучения в вузе;
- получить практические навыки специалистов экономических
отделов, бухгалтерии, коммерческих организаций.
Производственная практика проводится в форме представитель-
ства студентов на предприятиях, что позволяет им ознакомиться с
подразделениями и службами предприятия в целом, структурой управ-
ления предприятием, а также одного из подразделений управления —
по индивидуальному заданию.
За период практики студенты знакомятся с деятельностью пред-
приятия как хозяйствующего субъекта в рыночных отношениях, его
стратегией,, тактикой, проблемами, методической и кадровой обеспе-
ченностью, состоянием бухгалтерского учета и методами управления.
Индивидуальные задания могут иметь следующую направлен-
ность: расчетную, аналитическую, описательную. Материалы и круг
исследуемых вопросов практики должны обеспечивать прикладную
часть курсовых работ для 4-го курса обучения.
Примеры индивидуальных заданий: анализ состояния бухгалтер-
ского учета предприятия; работа предприятия по подбору кадров;
стратегия предприятия на товарных рынках; анализ отношений
предприятия с государственными органами; налоговое планирование;
производственная программа.
Производственная практика после 4-го курса обучения имеет цели:
- закрепить теоретические знания, полученные после изучения ос-
новной части дисциплин специализации после 4-го года обуче-
ния в вузе;
- получить навыки работы руководителя и организатора рабочей
группы коллектива;
- собрать исходные данные для курсового проекта 5-го курса.

Производственная практика проводится в форме непосредст-
венного участия студента в управленческом процессе предприятия,
которое позволяет освоить технические детали и навыки выполне-
ния управленческих работ.
За период практики студенты осваивают приемы работы, приня-
тые на предприятии, с учетом своей специализации и дальнейшей про-
фессиональной занятости.
Индивидуальные задания могут быть дополнительной частью к
курсовому проекту, самостоятельной разработкой, продолжением тем,
изучаемых на практике после 2-го и 3-его курсов и «перекликающи-
мися» с темами НИР.
Темы индивидуального задания могут быть взяты следующие:
- анализ технико-экономических показателей работы производст-
ва (цеха, предприятия, службы);
- разработка предложений по совершенствованию системы
управления;
- анализ финансового состояния предприятия;
- анализ применяемых методов организации и управления на
предприятии;
- анализ научно-технического уровня продукции и производства,
правовой защищенности интеллектуальной собственности пред-
приятия (фирмы);
- разработка бизнес-плана стратегического развития фирмы.
Преддипломная производственная практика 5-го курса обучения яв-
ляется завершающим этапом практической подготовки менеджера и
имеет целью:
- закрепить теоретические знания, полученные в институте;
- организационно-экономически подготовить к самостоятельно-
му выполнению выпускной работы (проекта), уровень сложно-
сти которой соответствует квалификации «менеджер»;
- анализировать действующую правовую базу функционирования
хозяйствующих субъектов.
Во время практики студенты включаются в состав коллектива и
могут участвовать в исследованиях, разработках и проектировании объ-
ектов, которые соответствуют теме дипломного проекта. Широкий
спектр задач управления предприятием приводит к многообразию форм
выпускных работ (проектов). Конкретное содержание преддипломной
практики на каждой фазе определяется индивидуальным заданием и
календарным планом.
С учетом особенностей характера работы за время практики студен-
ты, по согласованию с руководителем проекта (работы), должны изучить:
- финансовое состояние предприятия;

- технологию производства и сбыта продукции;
- метрологическое обеспечение производства;
- вопросы организации и выполнения опытно-конструкторских
и научно-исследовательских работ;
- оборудование, аппаратуру, вычислительную технику, кон-
трольно-измерительные приборы, механизацию, автоматиза-
цию процессов производства;
- передовой опыт инженеров-исследователей, проектировщи-
ков, эксплуатационников и производственников;
- опыт воспитательной и организационной работы в коллекти-
ве лаборатории, цеха;
- вопросы экономики и организации производства, государст-
венные и отраслевые стандарты, мероприятия по повышению
эффективности и качества работы АСУ, перспективное и те-
кущее планирование деятельности предприятия (цеха), орга-
низацию труда и систему материального и морального стиму-
лирования;
- организацию служб охраны труда на предприятии;
- безопасные приемы работы и защитные устройства в техно-
логическом оборудовании и машинах, а также в области
электробезопасности;
- противопожарную службу на предприятии (цехе).
Индивидуальное задание на преддипломную практику ориенти-
ровано на решение следующих основных задач:
- изучение степени и причин нестабильности состояния предпри-
ятия или отдельных сторон его деятельности;
- определение условий и границ возможного использования пла-
нируемых к разработке средств, их экономической целесообраз-
ности, влияния на экономику и других факторов;
- разработка технического задания на выпускную работу;
- обзор методов решения поставленной в техническом задании
задачи и выбор оптимального варианта;
- подбор материалов для выпускной работы (проекта), в том чис-
ле по безопасности жизнедеятельности.
В целях повышения эффективности практики целесообразно
запланировать два вида теоретических занятий:
- самостоятельное изучение технической и научной литературы
по теме индивидуального задания и консультации по этим во-
просам с руководителем выпускной работы (проекта);
- беседы, проводимые руководителем подразделения (начальником
цеха, лаборатории, сектора, отдела) со студентом или небольшой
группой, посвященные определению места работы, выполняе-

мой студентом, в общем плане и программе работ подразде-
ления, а также перспективам этих работ.
Студент при прохождении практики на предприятии является пред-
ставителем вуза и должен своими действиями способствовать повыше-
нию его престижа, как учебно-воспитательного учреждения проявлять
дисщшлинированность, уважение к работникам предприятия, выпол-
нять действующие правила внутреннего распорядка и порядка работы,
проявлять интерес и компетентность в вопросах своей специализации,
проявлять образец деловой этики, участвовать в производственных
процессах по своей инициативе.
Время практики — это предоставленная вузом возможность для
студента общаться с профессионалами бизнеса, время которых необ-
ходимо ценить, а производственный опыт — критически анализиро-
вать. Это время формировать личные деловые контакты для даль-
нейшего сотрудничества и трудоустройства.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top