Обучение по специальности «Менеджмент организаций» в госу-
дарственных учебных заведениях РФ может осуществляться по двум
вариантам:
• двухступенчатому, по схеме квалификации бакалавр-магистр с
продолжительностью обучения 4 и 1 год соответственно;
• одноступенчатому с продолжительностью обучения 5 лет и
квалификацией — специалист.
Форма бакалавриата реализуется как неполное высшее общее об-
разование, которое в дальнейшем не даст права продолжить образо-
вание в аспирантуре.
Результатом образовательной технологии являются знания сту-
дента, характеристикой которых являются:
- структура знаний в виде набора определенного состава изучае-
мых дисциплин по отраслям знаний;
- объем знаний определяемый наполнением каждой из изучаемых
дисциплин, тематикой материала и его детализацией;
- системность знаний, их конструктивность для комплексного
представления о сложных явлениях и процессах, характеризую-
щих предметную область деятельности специалиста;
- умение применять знания, вырабатываемые множеством упраж-
нений в виде домашних заданий, деловых игр, лабораторных и
курсовых работ, рефератов, экзаменов, коллоквиумов.
Наиболее сложной и важной задачей обучения, по результатам
решения которой определяются квалификационные требования к
специалисту, является формирование навыков ассоциативного мыш-
ления, образного представления предметной области и форм прояв-
ления взаимодействий субъектов в общественных отношениях и жиз-
необеспечении.
В связи с многоролевыми функциями менеджера и комплексно-
стью задач управления технология его подготовки включает несколь-
ко целевых направлений: социальное; информативное; экономиче-
ское; аналитическое; специальное.
Каждое из направлений реализуется путем формирования по ним
учебных дисциплин в определенной последовательности их изучения.
Например, социальное направление включает дисциплины: со-
циология, психология и педагогика, политология, управление персо-
налом, организационное поведение, конфликтология и управленче-
ское консультирование, изучаемые в порядке углубления и конкрети-
зации знаний.
Информативное направление включает дисциплины: информати-
ка, информационные технологии, исследование систем управления,
региональные системы управления, статистика.
Аналитическое направление: управление качеством, безопасность
жизнедеятельности, бухгалтерский учет, экономический анализ ГОД,
финансы и кредит, логистика.
Образовательные технологии классифицируются по многим при-
знакам.
По признаку уровня применения технических средств в обучении
различают:
- неавтоматизированные технологии (лекционные занятия, рабо-
та с литературой, семинары);
- автоматизированные технологии (лабораторные работы и от-
дельные расчеты на компьютерах с участием преподавателя в
качестве консультанта и проверяющего);
- электронные технологии (интерактивные учебные связи, тес-
тирование и игры на компьютерах с автоматическим итоговым
и промежуточным контролем, аттестация по выбору правиль-
ных ответов — без участия преподавателя).
По форме взаимодействия студента и преподавателя выделяют об-
разовательные технологии: очные, заочные, вечерние, дистанционные.
В мировой практике выделяют несколько подходов к формирова-
нию образовательных технологий: западный (учебник и тест); дистан-
ционный (учебное пособие и тест); российский (лекции и экзамен).
Цель формирования образовательной технологии — гармонизиро-
вать содержание и порядок изложения дисциплин для их наилучшего
восприятия студентами: от простого к сложному, от общего к частно-
му и наоборот, от формального набора к системности, логичности, ие-
рархии дидактических структур знаний (предметов, блоков, циклов).
Критериями качества образовательного продукта являются: тип
мышления, объем знаний, структура знаний, устойчивость знаний, глу-
бина знаний, быстрота ориентации, системность знаний, комплексное
црименение знаний, степень соответствия уровня подготовки специали-
ста реальным условиям производства.
Технология образовательного процесса включает следующие пара-
метры:
- структура и объемные характеристики циклов подготовки;
- последовательность и сопряжение учебных дисциплин как в
рамках отдельного цикла, так и дисциплин различных циклов;
- объемные характеристики дисциплин, определяющие при се-
местровой организации учебного процесса непрерывность,
ритмичность получения знаний, а также возможность погру-
жения в проблематику дисциплин;
- структура и количественные величины контрольных мероприя-
тий (зачеты, экзамены, защиты курсовых работ и проектов,
контрольные работы, тесты);
- объемные характеристики и распределение аудиторных часов
по теоретической и практической подготовке;
- объемные характеристики и распределение часов самостоя-
тельной подготовки;
- формы и виды методического обеспечения дисциплин;
- распределение трудоемкости учебной нагрузки студента или
слушателя по семестрам;
- объем часов специализации и ее место в образовательном
процессе.
Перечисленные параметры определяются в процессе формирова-
ния учебного плана по специальности с учетом ограничений Мини-
стерства образования и рекомендаций УМО.
Образование — это один из видов интеллектуальных технологий.
Степень ее совершенства важна как преподавателю, так и студенту.
Сущность ее упрощенной модели показана на рис.
Упрощенная модель формирования специалиста
Содержание образовательной технологии по специальности
0611 00 «Менеджмент организации», рассмотренной в предыдущей
главе, ее функциональная структура представляется в виде сложной
совокупности взаимосвязанных и системно-ориентированных дидак-
тических элементов знаний (рис. 10.2).
Рассмотрим некоторые особенности подготовки менеджера, необ-
ходимые для ориентировки студента в усвоении изучаемого материала.
О пересечении дисциплин. Жизнь — это нагромождение событий,
происходящих в разных условиях, но всегда так или иначе связанных
между собой. Поэтому экономика как наука и сфера деятельности
управленца не может быть рассмотрена по элементам в «чистом» виде,
как отдельные «детали». Всегда возникает необходимость рассмотреть,
как они («детали») взаимодействуют в «конструкции». В связи с этим
все изучаемые дисциплины являются самостоятельными составляю-
щими учебного процесса, но каждая из них содержит часть повто-
ряющегося в предьщущих предметах содержания, необходимого для
понимания взаимодействия предметов. Повторение — это планируе-
мый частично повтор, необходимый для закрепления материала. Гра-
ницы оптимального «пересечения» дисциплин составляют до 15—20%
от их содержания. Пересечение само по себе неизбежно и в связи с
необходимостью рассмотрения учебного материала с разных позиций
специализации и видов деятельности хозяйствующих субъектов оно
способствует лучшему усвоению знаний, поддержанию так называе-
мой устойчивой среды деловых отношений в процессе обучения.
О пределах знаний в экономике и управлении. Человек может знать
много, но всего познать не удается никому. Знания неизбежно ста-
реют, их приходится поддерживать в актуальном состоянии. В про-
цессе обучения менеджеру необходимо вырабатывать свою личную,
приемлемую для него, технологию работы с информацией, но такую,
чтобы она позволяла поддерживать актуальное и объективное виде-
ние экономических процессов на уровне, не позволяющем ввести
себя в заблуждение или неопределенность.
Знания нужно уточнять, согласовывать, выверять и пополнять,
иначе придется принимать на веру то, что предлагается внешней сре-
дой. В этом случае возрастает риск в деятельности менеджера и воз-
можность краха его профессиональной карьеры. Если у менеджера бу-
дет сформирована осознанная личная технология работы, значит можно
ожидать от него продуктивной концепции управления. Восприятие
знаний субъективно, оно не имеет пределов совершенства.
Студенту всегда сложно усвоить весь материал по многим предме-
там сразу. Важно, последовательно сосредоточившись на определен-
ной теме или дисциплине, суметь разобраться в ней глубоко, осознать
возможности и практическую значимость изучаемого материала.
Относипюльносп. в экономике и управлении. Так как жизнь измен-
чива, то нельзя адаптироваться в ней один раз и навсегда: возникает
необходимость внесения корректив. Факторов-раздражителей, выводя-
щих систему из равновесия, очень много. В целях изучения реальные
процессы делятся на части, рассматриваются отдельно, а затем их пы-
таются соединить в целое. Обзор дисциплин во «Введении в специаль-
ность» является исходным для их отдельного изучения, а затем интегра-
ции полученных знаний в дисциплину «Управленческое решение», в
комплекс знаний, выносимых для проверки на госэкзамене, в подготов-
ке вьшускной работы. Поэтому все процессы в экономике и управлении
относительны в пространстве и времени, субъектно-ориентированы,
ситуативны, имеют разные условия развития в среде.
Актуальность событий в экономике и управлении. Текущий момент
в управлении всегда был самым сложным, потому что в нем нужно
действовать сегодня, сейчас. Текущее состояние отделяет прошлое, ото-
бражаемое в ретроспективе статистики, от будущего, отображаемого в
перспективе вероятных оценок. Чтобы проложить маршрут к цели, нуж-
но знать, откуда и куда идти, а, следовательно, обобщать пройденное и
прогнозировать будущее.
Для поддержания знаний в актуальном состоянии, менеджеру
нужно формировать, свой взгляд на происходящие события в общест-
ве. В процессе изучения дисциплин учебной программы студентами
лучше воспринимаются структурные представления теории в виде
схем, графиков, алгоритмы, определения и формулировки сущности
отношений, математические выражения, ситуативные задачи.
Методы групповой разработки управленческих решений — один из
способов обучения, активизирующий фактор эмерджентности (побоч-
ного эффекта) в игровых формах занятий. Любые операционные дей-
ствия в группе становятся предметом анализа всех участников, в том
числе, характеристика ситуации, частные мнения о решениях, иерар-
хия идей, ранга приоритетов, логика построения дерева связей, струк-
тура проблемы, экспертные заключения, обоснование стратегий разви-
тия, инвестиционные решения.
О технологиях дистанционного обучения (ДО). Особенностями
технологии ДО являются:
- отсутствие процедуры вступительных экзаменов для желаю-
щих получить знания (она заменена тестированием и собесе-
дованием);
- ориентация на потребности рынка труда, т.е. наличие
возможности формировать учебную программу по избранной
специальности под «заказной» комплекс дисциплин с его
подтверждением промежуточными или итоговыми докумен-
тами об образовании (сертификат, диплом);- предоставление студенту права выбора дисциплины на каждом
этапе обучения при сохранении условий технологичности их
восприятия;
- отсутствие фиксированных сроков обучения по этапам учебного
плана, студент никогда не отчисляется без его согласия;
- территориальная распределенность услуг ДО позволяет осуще-
ствлять их по месту жительства студентов;
- широкая социальная доступность образовательных услуг, в том
числе для инвалидов, малообеспеченных людей, военнослужа-
щих, заключенных, семейных;
- особая форма подготовки учебных пособий, не требующих до-
полнительных источников для актуализации учебных материа-
лов и программ;
- наличие широкого спектра носителей учебной информации (кни-
ги, видеозаписи, мультимедиа, компьютерные системы, звуковые
записи, телекоммуникации и тренажеры);
- лояльность форм передачи знаний;
- отсутствие границ информационного обмена;
- интеграция в мировой рынок образовательных услуг.
В практике дистанционного образования используются также и
традиционные методы: диалога (педагог—студент, студент—студент),
обучения в роли преподавателя, самоподготовки, самопреподавания,
чтения электронного учебника с последующим тестированием, самооб-
разования, чтения и пересказа, реферирования.
Для вступления в мировое образовательное содружество в РФ
осуществляется корректировка законодательства, в том числе по
регистрации программных продуктов, по статусу информационных
ресурсов, по государственному информационному продукту, по обя-
зательному экземпляру.
Программные и информационные продукты, создаваемые для
целей обучения и прошедшие государственную регистрацию, при-
обретают льготы по бесплатной рекламе на всех средствах массовой
информации, авторское право, доступ к фондам регистрации, дос-
туп к информационным фондам, публикации в каталогах регистра,
финансированию из бюджета дальнейших тиражей зарегистриро-
ванных изданий.