1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 43.02.02. «Парикмахерское искусство», 42.02.01. «Реклама», 43.02.11. «Гостиничный сервис», 43.02.10. «Туризм».
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 43.02.02. «Парикмахерское искусство», 42.02.01. «Реклама», 43.02.11. «Гостиничный сервис», 43.02.10. «Туризм».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
- профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Естествознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
- учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Естествознание» —
- составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика, химия и биология в учреждениях среднего профессионального образования для специальностей социально – экономического профиля, к которым отнесены 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 43.02.02. «Парикмахерское искусство», 42.02.01. «Реклама», 43.02.11. «Гостиничный сервис», 43.02.10. «Туризм», изучаются интегрировано по программе курса «Естествознание».
Естествознание входит в цикл общеобразовательных дисциплин.
Межпредметные связи осуществляются с дисциплинами общепрофессионального цикла:
– с дисциплиной «География» при изучении тем «Металлы и неметаллы», «Углеводороды», «Тепловые машины», «Антропогенез. Происхождение»;
– с дисциплиной «ОБЖ» при изучении тем «Индивидуальное развитие организма», «Вирусы», «Классы неорганических соединений»;
– с дисциплиной «Математика» для проведения расчетов при решении физических и химических расчетных задач;
– с дисциплинами «Русский язык», «Литература» при изучении всех разделов курса, так как обучающиеся должны соблюдать правила орфографии и стилистики при выполнении различных видов работ по биологии;
– с дисциплиной «Информатика» при выполнении практической работы «Пластмассы и волокна».
– Информационное обеспечение профессиональной деятельности для выполнения заданий самостоятельной и внеаудиторной работы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук (Л-1), чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук (Л-2);
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества (Л-3),
- умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности (Л-4);
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека (Л-5);
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации (Л-6);
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития (Л-7);
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания (Л-8);
- метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира (М-1);
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере (М-2);
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике (М-3);
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач (М-4);
- предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе (П-1),
- сформированность представлений о взаимосвязи человека, природы и общества (П-2),
- сформированность представлений о пространственно-временных масштабах Вселенной (П-3);
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий (П-4);
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений (П-5),
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности (П-6),
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для бережного отношения к природе, рационального природопользования (П-7),
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для выполнения роли грамотного потребителя (П-8);
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира (П-9);
- владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов (П-10);
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам (П-11),
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию (П-12);
- сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, сформированность умений различать факты и оценки (П-13),
- сформированность умений сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей (П-14).
Соотнесение общих компетенций с метапредметными и личностными результатами освоения образовательной программы
Общие компетенции (ОК) |
Метапредметные и личностные результаты освоения программы |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук (Л-2);
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира (М-1) - применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере (М-2) - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике (М-3) - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития (Л-7);
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач (М-4) - готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации (Л-6); |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания (Л-8);
|
Темы учебно-исследовательской деятельности студентов
Специальность «Парикмахерское искусство»
- Исследование структуры волос для формирования образа человека посредством прически
- Химический состав красителей и их влияние на структуру волос
- Воздействие химических препаратов, предназначенных для химической завивки на кожу головы и волосы
- Органолептический способ исследования кремов и гелей для волос
- Приготовление натуральных масок для роста волос в домашних условиях
Специальность «Гостиничный сервис»»
- Проектирование зеленой зоны в холле гостиницы
- Состав напольных покрытий с точки зрения здоровьесбережения
- Определение микроклимата в помещениях гостиниц
- Декоративное оформление гостиниц с применением материалов неорганического происхождения
Специальность «Правоохранительная деятельность»
- Применение спектрометрии при анализе следов преступников
- Биологические объекты в криминалистике
- Дактилоскопия как эффективный метод определения преступника
- Химия в криминалистике
Специальность «Туризм»
- Экологический туризм в России: составление туристического маршрута
- Моделирование извержения вулкана
- Магнитное поле Земли
- Исследование химического состава лекарственных препаратов и их применение по оказанию ПМП
Специальность «Реклама»
- Создание рекламного ролика «Энергетическая ценность БЖУ»
- Создание рекламного ролика «Физика вокруг нас»
- Создание рекламного ролика «Здоровое питание без ГМО»
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
108 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
53 |
лабораторные занятия/практические занятия |
47 |
контрольные занятия (точки рубежного контроля) |
6 |
дифференцированный зачет (зачет) |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
54 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная (домашняя) работа 34 |
|
индивидуальная учебно-научная работа 20 (проекты) |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
в ВСР:
- Практическое занятие Описание особей вида по морфологическому критерию
- Материальное единство окружающей среды и химический состав живых организмов
- Неклеточная форма жизни – вирусы
- Строение вещества, их агрегатное состояние
- Пластмассы и волокна. ДНК – биополимер как условие существования жизни
- Температура - мера средней кинетической энергии частиц
- Химия и организм человека. Витамины. Гормоны
- Физика на службе здоровья человека
- Луна как естественный спутник Земли ВСР
2.2. Тематический план
Наименование разделов и тем |
Максимальная учебная нагрузка (час) |
Обязательная нагрузка |
Самостоятельная работа |
||||||
Всего часов |
в том числе |
Всего часов |
в том числе |
||||||
теоретических занятий (час) |
лабораторных и практических занятий (час) |
контрольных работ (час) |
промежуточная аттестация в форме диф.зачёта/ зачёта (час) |
внеаудиторная сам. работа (час) |
индивидуальная учебно-научная работа (час) |
||||
Введение. Естествознание – совокупность научных знаний о природы. Стартовая диагностика обучающихся |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
2 |
Раздел 1. Мегамир |
31 |
20 |
11 |
7 |
2 |
- |
11 |
7 |
4 |
Тема 1.1 Строение и развитие Вселенной |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Тема 1.2 Виртуальная экскурсия «Галактика; ее структура и звездные скопления» |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 1.3 Природа тел Солнечной системы Выполнение практической работы «Исследование карты звездного неба» |
6 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
4 |
2 |
2 |
Практическое занятие №1 Видимое годовое движение Солнца и его следствия |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 1.4 Физико-химико-биологические процессы, проходящие на Солнце |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическое занятие №2 Изучение солнечной активности и ее влияния на биоритмы человека |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 1.5 Планета Земля как часть Солнечной системы, ее эволюция |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
2 |
Тема 1.6 Эволюционное учение и его роль в формировании естественнонаучной картины мира |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Практическое занятие №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Контрольное занятие (ТРК №1) Круглый стол «Жизнь и разум во Вселенной» |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
Раздел 2. Микромир |
57 |
38 |
20 |
16 |
2 |
- |
19 |
13 |
6 |
Тема 2.1 Состав вещества во Вселенной; физика атомного ядра и элементарных частиц |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
2 |
Тема 2.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения строения атома (защита кроссвордов) |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Тема 2.3 Клетка - структурно-функциональная единица жизни |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическое занятие №4 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их сравнение и описание |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 2.4 Деловая игра «Суд над вирусами» |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Тема 2.5 Вода, растворы. Роль воды для живых организмов |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
|
Практическое занятие №5 Наблюдение процессов кристаллизации. Изучение деформации растяжения |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Практическое занятие №6 Химические реакции ионного обмена в растворах электролитов |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 2.6 Первый закон термодинамики |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Тема 2.7 Электростатика. Дискуссия «Применение электростатики в практической деятельности человека» |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
2 |
Практическое занятие №7 Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2.8 Постоянный ток |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическая работа №8 Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на ее различных участках |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №9 Изучение электромагнитной индукции |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
2 |
Тема 2.9 Классификация неорганических соединений и их свойства |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Тема 2.10 Металлы и неметаллы |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическое занятие №10 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Практическое занятие №11 Определение рН растворов солей |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Контрольное занятие (ТРК №2) Компетентностное тестирование |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
Раздел 3. Макромир |
50 |
34 |
12 |
20 |
2 |
- |
16 |
10 |
6 |
Тема 3.1 Углеводороды как составная часть многообразия веществ в природе |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
|
Тема 3.2 Кислородсодержащие органические соединения, их роль в деятельности человека. Выполнение лабораторной работы «Качественная реакция на глицерин» |
3 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическое занятие №12 «Качественные реакции на углеводы» |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Практическое занятие №13 Химические свойства уксусной кислоты |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 3.3 Урок-дискуссия «Азотсодержащие соединения - основа жизни на Земле» Выполнение лабораторной работы «Цветные реакции на белок» |
4 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
- |
2 |
Практическое занятие №14 Определение различных видов пластмасс и волокон |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Тема 3.4 Экосистема -элементарная частица биосферы Выполнение практической работы «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» |
3 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическое занятие №15 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Практическое занятие №16 Анализ глобальных экологических проблем и путей их решения |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №17 Влияние экологических факторов на живые системы (решение экологических задач) |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 3.5 Электромагнитная природа света |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Практическое занятие №18 Изучение интерференции и дифракции света |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 3.6 Тепловые машины, их влияние на состояние окружающей среды Выполнение практической работы « |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Тема 3.7 Кинематика |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическая работа №19 Изучение колебаний математического маятника |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
- |
2 |
Тема 3.8 Динамика, разнообразие сил в природе Выполнение практической работы «Исследование силы трения отвеса тела» |
3 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Контрольное занятие (ТРК №3) Урок-конференция «Влияние физико-химических факторов на экологическое равновесие экосистем» |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
Раздел 4. Человек как природное явление |
19 |
14 |
8 |
4 |
- |
2 |
5 |
3 |
2 |
Практическое занятие №20 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 4.1 Онтогенез. Этапы эмбриогенеза |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
4 |
2 |
2 |
Тема 4.2 Влияние вредных факторов на репродуктивное здоровье человека и эмбриогенез. Мутационная изменчивость |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 4.3 Генетика человека. Наследственные заболевания. |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
Практическое занятие №21 Решение генетических задач |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 4.4 Урок-соревнование Поле чудес «Естественные науки в быту и повседневной жизни человека» |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Дифференцированный зачет по дисциплине «Естествознание» |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
Итого по дисциплине «Естествознание» |
162 |
108 |
53 |
47 |
6 |
2 |
54 |
34 |
20 |
2.3 Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
№ занятия по порядку |
Наименование разделов и тем. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа учащихся |
Объем часов |
Требования к образовательным результатам (ЗУФ) |
Уровень освоения |
Информационное и материально-техническое обеспечение |
Формы и методы организации образовательного процесса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
||||
|
Введение. Естествознание – совокупность научных знаний о природы.
Стартовая диагностика обучающихся |
2 |
Л-1, Л-3, П-1, П-2, П-9 |
|
Получение представления о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества. Получение представления о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира. Получение представления о значимости естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности. |
Дискуссия, тестирование |
Внеаудиторная самостоятельная работа Презентация «Достижения отечественных ученых в области естественных наук» |
1 |
Л-1, М-4, П-1, П-4 |
|
Проведение самостоятельного поиска естественнонаучной информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи естественнонаучной информации и ее представления в различных формах |
Защита презентаций |
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Выбор темы проекта, обзор литературных источников по проблеме |
2 |
|
|
|
|
Раздел 1. Мегамир |
||||||
|
Тема 1.1 Строение и развитие Вселенной 1. Современное состояние обозримой Вселенной. 2. Гипотезы о строении современной Вселенной. 3. Гипотезы о происхождении Вселенной. 4. Перспективы развития Вселенной. 5. Принцип симметрии. |
2 |
Л-1, Л-6, М-1,П-3 |
|
Получение представления о пространственно-временны х масштабахВселенной; объяснение модели расширяющейся Вселенной.
|
Лекция- визуализация |
Внеаудиторная самостоятельная работа Презентация «Вещество Вселенной» |
1 |
Л-1, Л-6, М-1,П-3 |
|
Проведение самостоятельного поиска естественнонаучной информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи естественнонаучной информации и ее представления в различных формах |
Защита презентаций |
|
|
Тема 1.2 Виртуальная экскурсия «Галактика; ее структура и звездные скопления» 1. Млечный путь- наша Галактика. 2. Размеры и строение нашей Галактики. 3. Шаровые скопления. 4. Рассеянные скопления. 5. Место Солнца в Галактике. 6. Галактические расстояния. |
2 |
Л-1, Л-6, М-1,П-3 |
|
Объяснение модели расширяющейся Вселенной. |
Виртуальная экскурсия |
|
Тема 1.3 Природа тел Солнечной системы 1.Планеты земной группы. 2. Планеты – гиганты. 3. Астероиды. 4. Болиды и метеориты. 5. Кометы Выполнение практической работы «Исследование карты звездного неба» |
1
1 |
Л-1, Л-6, М-1,П-3 |
|
Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа |
Лекция- визуализация |
Внеаудиторная самостоятельная работа Луна как естественный спутник Земли ВСР
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Написание оглавления, введения, аннотации проекта по выбранной теме
|
2 |
|
|
|
|
|
Практическое занятие №1 Видимое годовое движение Солнца и его следствия |
2 |
Л-1, Л-6, М-1,П-3 |
|
|
|
|
Тема 1.4 Физико-химико-биологические процессы, проходящие на Солнце |
2 |
Л-4 |
|
|
Лекция- визуализация |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №2 Изучение солнечной активности и ее влияния на биоритмы человека |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 1.5 Планета Земля как часть Солнечной системы, ее эволюция
1. 2. Современные представления о возникновении жизни 3. Этапы развития жизни на Земле |
2 |
|
|
Получение представления о гипотезах возникновения жизни на Земле и эволюции планеты |
Виртуальная экскурсия, дискуссия, анализ кейсов |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Написание основной части проекта по выбранной теме – структурирование теоретического материала |
2 |
|
|
|
|
|
|
Тема 1.6 Эволюционное учение и его роль в формировании естественнонаучной картины мира
|
2 |
Л-3, Л-8 |
|
Получение представлений об этапах развития и современного понимания эволюционного учения. Понимание роли теории эволюции в формировании естественнонаучной картины мира |
Дискуссия, решение кейса, групповая работа |
Внеаудиторная самостоятельная работа Описание особей вида по морфологическому критерию
|
2 |
М-1, М-3, П-5 |
|
Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию |
|
|
|
Практическое занятие №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
2 |
Л-6. Л-7, Л-8, М-4, П-11, П-12 |
|
Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле. Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение |
Анализ кейсов, дискуссия |
|
Контрольное занятие (ТРК №1) Круглый стол «Жизнь и разум во Вселенной» |
2 |
Л-3, Л-6, Л-7, Л-8, М-4, П-3, П-12, П-13 |
|
Проведение самостоятельного поиска естественнонаучной информации с использованием различных источников; использование компьютерных технологий для обработки и передачи естественнонаучной информации и ее представления в различных формах |
Круглый стол, защита презентаций |
Раздел 2. Микромир |
||||||
|
Тема 2.1 Состав вещества во Вселенной; физика атомного ядра и элементарных частиц |
2 |
М-1 |
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Написание основной части проекта по выбранной теме – работа по оформлению рисунков, сводных таблиц, схем
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Тема 2.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения строения атома (защита кроссвордов) 1. Открытие Периодического закона. 2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д,И,Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. |
2 |
Л-1, Л-6, М-4, П-4 |
|
Получение представления о признаках, которые Менделеев положил в основу классификации химических элементов. Знание строения атома, состава ядра, изотопов. Умение давать характеристику элемента и его соединений на основе положения в периодической системе. |
Защита кроссвордов, работа с кейсом |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Тема 2.3 Клетка - структурно-функциональная единица жизни 1. История изучения клетки. 2. Основные положения клеточной теории. 3. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. 4. Химический состав клетки 5. Строение клетки. 6. Основные структурные компоненты клетки эукариот. 7. Функции органоидов клетки |
2 |
|
|
Получение представления о строении и функциях клетки. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот |
1 |
Л-6 |
|
Умение осуществлять сравнительный анализ клеток представителей разных царств живой природы |
Составление таблицы, схемы |
|
|
Практическое занятие №4 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их сравнение и описание |
2 |
|
|
Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом. Умение описывать микропрепараты клеток растений Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам |
Работа с микроскопом, работа с кейсом |
|
Тема 2.4 Деловая игра «Суд над вирусами» |
2 |
Л-1, Л-3, Л-7, Л-8, М-4, П-6, П-12, П-14 |
|
Знание неклеточного строения и жизненного цикла вирусов. Знание профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ Умение формулировать свою точку зрения. |
Деловая игра |
Внеаудиторная самостоятельная работа Конспект по плану: - Неклеточное строение вируса и бактериофага - Жизненный цикл вируса и его зависимость от клеточных форм жизни - Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний - ВИЧ и СПИД: пути передачи и меры профилактики
|
2 |
|
|
Проведение самостоятельного поиска естественнонаучной информации с использованием различных источников |
|
|
|
Тема 2.5 Вода, растворы. Роль воды для живых организмов 1. Вода в природе, быту, технике и на производстве. 2. Физические и химические свойства воды. 3. Опреснение воды. 4. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. 5. Вода как универсальный растворитель органических и неорганических веществ и ее роль для живых организмов |
2 |
Л-4, Л-6, М-3, П-7 |
|
Получение представления о роли воды для живых организмов Знание структуры молекулы воды и ее свойства Знание о растворах и способов выражения концентрации растворов. Умение рассчитывать концентрацию растворов |
Дискуссия, решение задач |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №5 Наблюдение процессов кристаллизации. Изучение деформации растяжения |
2 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Строение веществ, их агрегатное состояние |
2 |
Л-6, М-4, П-9 |
|
Знание способов образования и видов химической связи. Знание различных типов кристаллических решеток Умение определять виды химической связи в неорганических и органических соединениях. |
Решение химических задач |
|
|
Практическое занятие №6 Химические реакции ионного обмена в растворах электролитов |
2 |
Л-7, М-2, П-10 |
|
Умение осуществлять химические реакции ионного обмена. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
Решение химических задач |
|
Тема 2.6 Первый закон термодинамики |
2 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Тема 2.7 Электростатика. Дискуссия «Применение электростатики в практической деятельности человека» |
2 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Написание основной части проекта по выбранной теме |
2 |
|
|
|
|
|
Практическое занятие №7 Наблюдение явления электростатической индукции и явления поляризации диэлектрика, находящегося в электрическом поле |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 2.8 Постоянный ток |
2 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №8 Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на ее различных участках |
2 |
|
|
|
|
|
Практическая работа №9 Изучение электромагнитной индукции |
2 |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Оформление практической части проекта |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 2.9 Классификация неорганических соединений и их свойства 1. Оксиды, основания, кислоты, соли. 2. Свойства оснований, кислот, солей с точки зрения электролитической диссоциации. 3. Понятие о гидролизе солей. 4. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. 5. Водородный показатель PH раствора. |
2 |
Л-2, М-3, П-8 |
|
Знание основных классов неорганических соединений и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Получение представления о гидролизе солей и среде водных растворов солей, водородный показатель рН раствора. Умение составлять уравнений реакций с точки зрения электролитической диссоциации и реакции гидролиза солей |
Терминологический аукцион, работа с кейсом |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
Л-6 |
|
|
|
|
|
Тема 2.10 Металлы и неметаллы 1. Общие физические и химические свойства металлов. 2. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. 3. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. |
2 |
М-3, П-4, П-8 |
|
Знание общих свойств металлов, обусловленных строением атомов и кристаллов, положением металла в электрохимическом ряду напряжений. Знание коррозии металлов и способы защиты от нее. Умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций. Знание особенностей строения атомов неметаллов на примере галогенов. Умение давать характеристику главных природных неметаллов галогенов. Знание важнейших соединений металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
Л-6 |
|
|
|
|
|
Практическое занятие №10 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей |
2 |
Л-8, М-1, М-2, П-10 |
|
Умение проводить химические опыты с металлами и их соединениями, соблюдая правила техники безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
|
|
Практическое занятие №11 Определение рН растворов солей |
2 |
Л-8, М-1, М-2, П-10 |
|
Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
|
|
Контрольное занятие (ТРК №2) Компетентностное тестирование |
2 |
|
|
|
|
Раздел 3. Макромир |
||||||
|
Тема 3.1 Углеводороды как составная часть многообразия веществ в природе 1. Предельные и непредельные углеводороды. 2. Реакции полимеризации. 3. Природные источники углеводородов. 4. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ |
2 |
Л-5, Л-6, М-4, П-7 |
|
Знание электронной природы химической связи и пространственного строения молекул предельных и непредельных углеводородов. Знание особенностей химических свойств углеводородов, способов их получения. Умение составлять уравнения реакций, характерных для предельных и непредельных углеводородов. Умение решать расчетные задачи. Получение представления о природных источниках углеводородов как важнейших источниках формирования бюджета РФ |
Составление кроссвордов, дискуссия |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
М-4, П-9, П-12 |
|
|
|
|
|
Тема 3.2 Кислородсодержащие органические соединения, их роль в деятельности человека.
Выполнение лабораторной работы «Качественная реакция на глицерин» |
2 |
Л-2, Л-3, М-1, М-3, П-5, П-6, П-9
|
|
Знание представителей кислородсодержащих органических соединений. Осознание зависимости свойств от состава и строения функциональных групп. Получение представлений о многообразии кислородсодержащих веществ, постепенное усложнение состава веществ при переходе от углеводородов к спиртам, кислотам, сложным эфирах. Знание классификации углеводов, особенностей химических свойств углеводов в зависимости от их строения и свойств. Умение составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислородсодержащих органических соединений. Умение проводить качественные реакции. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
Составление кроссвордов, мини-сочинение «Органические кислоты вокруг нас» |
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №12 «Качественные реакции на углеводы» |
2 |
Л-8, М-1, М-2, П-10 |
|
Умение проводить качественные химические реакции, соблюдая технику безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
|
|
Практическое занятие №13 Химические свойства уксусной кислоты |
2 |
Л-8, М-1, М-2, П-10 |
|
Умение проводить химические реакции, соблюдая технику безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
|
|
Тема 3.3 Урок-дискуссия «Азотсодержащие соединения - основа жизни на Земле»
Выполнение лабораторной работы «Цветные реакции на белок» |
1
1 |
Л-4, Л-7, Л-8, М-3, М-4, П-11, П-13 |
|
Получение представлений об азотсодержащих органических соединениях как высшей ступени развития вещества. Знание строения аминов, аминокислот, белка и его биологической функции. Умение проводить качественные химические реакции, соблюдая технику безопасности Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
Дискуссия |
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Оформление практической части проекта |
2 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №14 Определение различных видов пластмасс и волокон |
2 |
Л-8, М-1, М-2, П-10 |
|
Умение определять практическим путем пластмассы и волокна с соблюдением техники безопасности. Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Конспект на плану: 1. Понятие о пластмассах и химических волокнах. 2. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. 3. Строение и функции молекулы ДНК как биополимера 4. ДНК – носитель наследственной информации 5. ДНК как условие существования жизни |
2 |
|
|
Получение представлений о пластмассах и волокнах, их классификации. Знание строения и функций молекулы ДНК как биополимера. Получение представлений о ДНК как материальной основе наследственности и условии существования жизни |
|
|
|
Тема 3.4 Экосистема - элементарная частица биосферы 1. Экологические факторы, особенности их воздействия. 2. Понятие об экосистемах. Агроэкосистемы 3. Цепи питания. 4. Биогеоценоз как экосистема. 5. Учение В. И. Вернадского о биосфере. 6. Воздействие человека на биосферу
Выполнение практической работы «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» |
1
1 |
Л-5, П-2, |
|
Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы.
Умение составлять элементарные схемы передачи веществ и энергии.
Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Электронная фотогалерея «Приспособления живых организмов к окружающим условиям среды», «Пищевые связи в биологических экосистемах» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №15 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности |
2 |
|
|
Умение сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности. Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы. Знание отличительных признаков искусственных сообществ —агроэкосистем. Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы. Умение составлять элементарные схемы передачи веществ и энергии. |
|
|
Практическое занятие №16 Анализ глобальных экологических проблем и путей их решения |
2 |
|
|
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране |
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Оформление практической части проекта |
2 |
|
|
|
|
|
Практическая работа №17 Влияние экологических факторов на живые системы (решение экологических задач) |
2 |
|
|
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране Умение решать экологические задачи. |
|
|
Тема 3.5 Электромагнитная природа света |
|
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Температура – как… |
2 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №18 Изучение интерференции и дифракции света |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 3.6 Тепловые машины, их влияние на состояние окружающей среды Выполнение практической работы « |
1
1 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Тема 3.7 Кинематика |
2 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №19 Изучение колебаний математического маятника |
2 |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Оформление практической части проекта
|
2 |
|
|
|
|
|
Тема 3.8 Динамика, разнообразие сил в природе Выполнение практической работы «Исследование силы трения отвеса тела» |
1
1 |
|
|
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Контрольное занятие (ТРК №3) Урок-конференция «Влияние физико-химических факторов на экологическое равновесие экосистем» |
2 |
|
|
Проведение самостоятельного поиска естественнонаучной информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи естественнонаучной информации и ее представления в различных формах |
Урок-конференция |
Раздел 4. Человек как природное явление |
||||||
|
Практическое занятие №20 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
2 |
|
|
Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас |
|
|
Тема 4.1 Онтогенез. Этапы эмбриогенеза 1. Организм — единое целое. 2. Способность к самовоспроизведению 3. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. 4. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение 5. Понятие об онтогенезе. Эмбриогенез и постэмбриональное развитие. |
2 |
|
|
Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека.
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа Презентации «Здоровье в ваших руках» «Химические элементы в организме человека» «Белки, углеводы, жиры, витамины» «Углеводы- главный источник энергии организма» «Роль жиров в организме» «Холестерин и его роль в здоровье человека» «Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки» «Сбалансированное питание» |
2 |
Л-4, Л-6, Л-7, М-4, П-6, П-8, П-12 |
|
Знание основных жизненно необходимых соединений белков, жиров, углеводов как главного источника энергии организма человека. Получение представлений о пищевых добавках, сбалансированном питании. Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах |
|
|
|
Самостоятельная работа Индивидуальная учебно-научная работа: Оформление библиографического списка, выводов заключительной части проекта |
2 |
|
|
|
|
|
Тема 4.2 Влияние вредных факторов на репродуктивное здоровье человека и эмбриогенез. Мутационная изменчивость |
2 |
|
|
Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов |
|
|
Тема 4.3 Генетика человека. Наследственные заболевания. 1. Генетика как наука о наследственности и изменчивости 2. Генетическая терминология и символика. 3. Закономерности наследования. 4. Сцепленное с полом наследование. 5. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
2 |
|
|
Умение пользоваться генетической терминологией и символикой. Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие №21 Решение генетических задач |
2 |
|
|
Умение решать простейшие генетические задачи |
|
|
Тема 4.4 Урок-соревнование Поле чудес «Естественные науки в быту и повседневной жизни человека» |
2 |
Л-1, Л-4, Л-6, М-2, М-4, П-11, П-12 |
|
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) |
|
|
Дифференцированный зачет по дисциплине «Естествознание» |
2 |
|
|||
|
Итого по дисциплине «Естествознание» |
162 |
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению программы учебной дисциплины «Естествознание»
Освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебных кабинетов по физике, химии, биологии, в которых имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
- состав кабинетов по физике, химии, биологии входят лаборатории с лаборантской комнатой.
Помещения кабинетов физики, химии и биологии должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
- кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
- состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Естествознание» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся ученых в области естествознания и т.п.);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект электроснабжения кабинетов;
- технические средства обучения;
- демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
- лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы, в том числе для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, реактивы);
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели, включая натуральные объекты;
- вспомогательное оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных органи-зациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Естествознание» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по естество знанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
Для студентов
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —
М., 2014.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. —
М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014. Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. — М., 2010.
Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В.М.Константинова. — М., 2014. Немченко К.Э. Физика в схемах и таблицах. — М., 2014.
Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Самойленко П.И. Сборник задач по физике для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об-
разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из-менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Самойленко П.И. Теория и методика обучения физике: учеб. пособие для преподавателей ссузов. — М., 2010.
Ильин В.А., Кудрявцев В.В. История и методология физики. — М., 2014.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2014.
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2007, 2010.
Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
www.class-fizika.nard.ru («Класс!ная доска для любознательных»). www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»). www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»). www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников). www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
2.http://www.phys.dcn-asu.ru/olymp
3.http://www.omskeiecom.ru/acad/fr_elect.htm
4.http://physics.ioso.iip.net/
5.http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/pilogic/map.htm
7.http://www.curator.ru/e-books/pl6.html
12.http:// www.phys.nsu.ru/dkf/
13.http://shat.ee.saog.ac.ru/T-phisD
14.http://1september.ru/-сайт газеты «1 сентября»
15.http://festival.1september.ru/-сайт фестиваля педагогических идей
16.http://www.ecsocman.edu.ru/-федеральный образовательный портал
17.http://som.fsio.ru/-сайт сетевого объединения методистов
18.http://metodist.lbz.ru/-сайт издательства «Бином»
19.http://ug.ru/-сайт «Учительской газеты»
20.http://www.newseducation.ru/-сайт «Большая перемена»
21.http://www.mon.gor.ru/-сайт Министерства образования России
22.http://gov.cap.ru/main.asp?govid=13-сайт Министерства образования ЧР
23.http://gov.cap.ru/main.asp?govid=121-сайт института образования
24.http://www.vidod.edu.ru/-сайт дополнительного образования
25.http://vkids.km.ru/-сайт для детей Кирилла и Мефод.
7.http://www.curator.ru/e-books/pl6.html
12.http:// www.phys.nsu.ru/dkf/
13.http://shat.ee.saog.ac.ru/T-phisD
14.http://1september.ru/-сайт газеты «1 сентября»
15.http://festival.1september.ru/-сайт фестиваля педагогических идей
16.http://www.ecsocman.edu.ru/-федеральный образовательный портал
17.http://som.fsio.ru/-сайт сетевого объединения методистов
18.http://metodist.lbz.ru/-сайт издательства «Бином»
19.http://ug.ru/-сайт «Учительской газеты»
20.http://www.newseducation.ru/-сайт «Большая перемена»
21.http://www.mon.gor.ru/-сайт Министерства образования России
22.http://
- http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
17.http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
18.http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
19.http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
20.http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
21.http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
22.http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
23.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины «Естествознание» обучающийся должен: |
Текущий контроль |
знать / понимать: |
|
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, электромагнитные волны, атом, квант, атомное ядро, ионизирующие излучения; |
Аудиторная самостоятельная работа студентов: построение древ понятий с использованием различных словарей. 1.Изучение содержания модуля «Виды материи и их взаимодействие», устный опрос по содержанию опорного конспекта: 1.«Основные понятия механики» / §1, 2, 3, 4, 7, 8 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс), 2.Изучение содержания модуля «Механические волны. Звук» / §42, 43, 44, 46, 47(Мякишев Г.Я., Буховцев, Физика – 11 класс) 3.Изучение содержания модуля «Идеальный газ»/ §63, 65, 68 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Б., Физика – 10 класс) 4.Изучение содержания древа понятия «Свет». |
- вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира; |
Написание и защита рефератов о жизни и научной деятельности И. Ньютона, М. Фарадея, М. Планка, А. Эйнштейна, А. Беккереля, М. Склодовской – Кюри и П. Кюри. |
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия движения частиц вещества, количество теплоты;
|
Аудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач, устный опрос по содержанию опорного конспекта: 1.«Основные понятия механики» / §1, 2, 3, 4, 7, 8 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс), 2. систематизирующей таблицы «Виды поступательного механического движения» (равномерное, равноускоренное, равнозамедленное) и их графическое описание /§ 9, 10, 13, 14, 15, 16 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс). 3.Изучение содержания таблицы «Вращательное движение твердого тела» / §21(Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс) 5. Самостоятельное изучение материала по теме: «Силы трения» и написание реферата. 7.Изучение содержания модуля «Механические колебания» / §18, 22, 23, 24 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 11 класс). |
- смысл физических явлений: электромагнитная индукция, дисперсия света, фотоэффект; |
Аудиторная самостоятельная работа студентов: решение задач, устный опрос по содержанию модулей: «Электромагнитная индукция», «Преломление света», «Дисперсия света», «Интерференция и дифракция света. Технические применения интерференции», «Фотоэффект».
|
- смысл физических законов: закона сохранения механической энергии, закона Кулона, закона отражения света, закона преломления света, первого закона термодинамики |
1.Изучение содержания модуля «Силы всемирного тяготения» / § 32, 33 ,35(Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс); 2.Изучение содержания древа понятия «Энергия» / §47 ,48, 49, 50, 51, 52(Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс) |
уметь: |
|
- приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно – молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов. |
Изучение содержания модуля «Электростатика» / §86, 87, 88, 89, 92, 93, 94, 99(Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 10 класс). Написание и защита рефератов.
|
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для развития энергетики, транспорта и средств связи;
|
Написание и защита рефератов. Устный опрос по содержанию модулей. Составление систематизирующих таблиц.
|
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; |
Устный опрос по содержанию модулей / параграфы: «Магнитное поле тока» / §1, 2, 3, 4, 5 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 11 класс) «Развитие представлений о строении атома», «Строение атомного ядра. Изотопы ». |
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; |
Устный опрос по содержанию модулей: «Силы всемирного тяготения», «Механические колебания», «Электромагнитная индукция» /§8, 9, 10, 11, 12, 13(Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 11 класс) « Радиоактивность» / §99, 100, 101 (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика – 11класс)
|
- работать с естественно – научной информацией, информацию, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет - ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; |
Написание и защита рефератов: 1. «Физика и другие науки». 2. «Написание реферата «Электричество и человек». 3. «Грани алмаза». 4. «Кристаллы в природе». 5. «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения». 6. «Рентгеновское излучение». 7. «Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, в изучении свойств вещества, в медицине» |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений, энергосбережения. |
1.Самостоятельное изучение материала по теме: «Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения» и написание реферата по данной теме. 2.Написание реферата «Действие электрического тока на организм человека». 3. Написание реферата «Трансформаторы» 4.Написание реферата «Электромагнитные поля. Методы и средства защиты от электромагнитных полей» |
- применять полученные знания для решения физических задач
|
Практическое занятие №1«Определение скорости, пройденного пути и координаты точки при равноускоренном движении» |
Практические занятия №2 «Определение характеристик механических колебаний» |
|
Контрольная работа №1 по теме «Законы сохранения в механике» |
|
Практическое занятие №3 «Количество вещества. Масса молекул». |
|
Практическое занятие № 4 «Температура как мера средней кинетической энергии частиц». |
|
Практическое занятие № 5 «Закон Кулона». |
|
Практическое занятие № 6 «Расчет электрических цепей с последовательным и параллельным соединением проводников» |
|
Практическое занятие № 7,8 «Формула тонкой линзы. Оптическая сила и увеличение линзы». |
|
Практическое занятие № 9,10 «Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта» |
|
Практическое занятие №11,12 «Строение атомного ядра. Ядерные реакции». |
|
- определять характер физического процесса по формуле
|
Лабораторная работа № 1 «Исследование зависимости силы трения от веса тела». |
Лабораторная работа № 2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити ( или массы груза)» |
|
Лабораторная работа № 3 «Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний» |
|
Лабораторная работа № 5 «Определение показателя преломления стекла и скорости света в стекле». |
|
Лабораторная работа № 6 «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы». |
Раздел «Химия с элементами экологии»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающиеся |
Текущий контроль |
Тема №1 «Вода растворы». |
|
В результате освоения дисциплины обучающийся Умеет: |
|
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения |
Тестирование. Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля. |
Выполнить химический эксперимент
|
Оценка лабораторных работ №1 |
Характеризовать строение физические и химические свойства воды, решать расчетные задачи на определение массовой доли вещества в растворе. |
Рубежный контроль: Экспертная оценка контрольной работы №1 |
В результате освоения дисциплины обучающийся знает: |
|
Смысл понятий: концентрация раствора, растворимость, коэффициент растворимости, экосистема, временная и постоянная жесткость воды, биосфера. |
Оценивание ответов обучающийся в процессе текущего контроля. |
Вклад великих ученых в формирование современной естественной картины мира |
Анализ выполненный внеаудиторной самостоятельной работы |
Тема №2 «Химические свойства в атмосфере» |
|
В результате освоения дисциплины обучающийся, умеет: |
|
Выполнять химический эксперимент, определять pH растворов с помощью универсального индикатора |
Оценка лабораторной работы №2 |
Определять принадлежность веществ к разным классам неорганических соединений . |
Текущий контроль :Тестирование. |
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (сети интернет) |
Анализ выполненной внеаудиторной самостоятельной работы
|
В результате освоения дисциплины обучающийся; Знает: |
|
Основные классы неорганических веществ |
Текущий контроль: Тестирование |
Химический состав воздуха |
Устный ответ |
Водородный показатель раствора |
Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете.
|
Глобальные проблемы окружающей среды. |
Текущий контроль: Тестирование |
Тема№3 «Химия и организм человека» |
|
Смысл физических знаков: Закона сохранения импульса, закона сохранения механической энергии, закона Кулона, закона Ома для участка цепи, закона Джоуля – Ленца, закона отражения света, первый закон термодинамики |
Оценка содержания заполненных обучающими модулей тестирование. Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете. Устный опрос по содержанию модулей. |
Физические явления: |
Анализ составленных обучающимися семантических полей, древ понятий. |
Электромагнитна индукция, дипресия света, интерференция, дифракция света
|
Экспертная оценка контрольной работы №2 по теме « Электродинамика». Оценка содержания заполненных обучающимися модулей. Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете. Устный опрос по содержанию модулей. |
фотоэффект |
Экспертная оценка контрольной работы №3 по теме «Световые кванты». Оценка ответов обучающихся на дифференцированном зачете. Устный опрос по содержанию модулей. |
Раздел «Биология с элементами экологии» Тема 1 «Клеточное строение организмов» |
|
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: |
|
отличать растительную, животную и бактериальную клетку под микроскопом; |
Оценка лабораторной работы Строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом. |
разрабатывать и оформлять социальный проект в соответствии с действующей нормативной базой |
Защита социальных проектов |
В результате освоения дисциплины обучающийся знает: |
|
Строение клетки |
Экспертная оценка контрольной работы № 1по теме: «Клеточное строение организмов» |
Строение тканей, органы и системы органов человека |
Анализ внеаудиторной самостоятельной работы |
Индивидуальное развитие человека |
Оценка рефератов и исследовательских работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся имеет представление: |
|
о строении молекулы ДНК |
Тестирование |
об организме человека и основных проявлениях его жизнедеятельности; |
Анализ внеаудиторной самостоятельной работы |
о влиянии наркогенных веществ на развитие человека |
Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля
|
Тема 2. Наследственность и изменчивость |
|
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: |
|
выполнять построение вариационной кривой на основе измерения размеров листьев; |
Оценка лабораторной работы «Изучение изменчивости: построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» |
проводить исследовательскую работу с литературными источниками |
Оценка рефератов и исследовательских работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся знает: |
|
закономерности наследования Г. Менделя; |
Экспертная оценка контрольной работы № 2 по теме: «Наследственность и изменчивость» Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
причины наследственных изменений; |
Оценка внеаудиторной самостоятельной работы Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
влияние мутагенов на организм человека и последствия их влияния; |
Оценка рефератов и исследовательских работ Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
Тема 3. Многообразие и эволюция органического мира |
|
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: |
|
определять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; |
Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля |
определять способы адаптации организмов к среде обитания |
Оценка лабораторной работы «Изучение способов адаптации организмов к среде обитания» |
В результате освоения дисциплины обучающийся знает: |
|
Систему органического мира и ее основные систематические категории (классификация) |
Экспертная оценка самостоятельной работы №1 по теме: «Многообразие и эволюция органического мира» Оценивание ответов обучающихся на дифференцированном зачете |
Теорию эволюции органического мира Ч. Дарвина |
Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание |
Тестирование Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
Происхождение и эволюция человека |
Оценка внеаудиторной самостоятельной работы Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
Тема 4. Надорганизменные системы |
|
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: |
|
выделять изменения в биосфере под влиянием деятельности человека |
Оценка лабораторно-практической работы «Наблюдения, иллюстрирующие влияние экологических факторов на развитие растений и животных» |
В результате освоения дисциплины обучающийся знает: |
|
Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов |
Оценка внеаудиторной самостоятельной работы Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах |
Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
Проблема устойчивого развития биосферы |
Экспертная оценка самостоятельной работы №2 по теме: «Многообразие и эволюция органического мира» Оценивание ответов обучающихся в процессе текущего контроля и на дифференцированном зачете |
|
|
- ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ учебной дисциплины
4.1 Основные показатели уровней сформированности общих компетенций
Формулировка, индекс ОК (согласно ФГОС) |
Аспект общей компетенции |
Базовый уровень |
Средний уровень |
Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления |
|||
|
|
|
|
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 1.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
|
Создаёт связанное монологическое высказывание (в устной/письменной форме) о значении выбранной профессии/специальности для общества/государства |
Знает/понимает сущность ВПД, ПК, ОК, заявленных в ФГОС по профессии/специальности |
ОК 1.2 Проявлять устойчивый интерес к своей будущей профессии |
Демонстрирует интерес к будущей профессии через посещение профессионально-ориентированных выставок, конкурсов, участие в профориентационной работе, конкурсе «Защита профессий» |
Демонстрирует интерес к будущей профессии через участие в профессиональных декадах, НПК (на уровне колледжа), выполняет научно-исследовательскую работу профессиональной направленности |
|
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 2.1 Планирование деятельности |
Составляет программу деятельности под руководством преподавателя на основе инструкций, образца, ТУ и т.п. |
Самостоятельно планирует деятельность по решению типовой учебной задачи в логической последовательности |
ОК 2.2 Определение методов и способов решения поставленных задач |
Выбирает простые, известные способы решения учебной задачи из способов, предложенных преподавателем |
Выбирает рациональный способ решения учебной / учебно-производственной задачи из ранее известных способов. |
|
ОК 2.3 Подбор необходимых и достаточных средств |
Выбирает из предложенного перечня необходимые и достаточные средства |
Самостоятельно составляет перечень необходимых и достаточных средств для решения задачи |
|
|
|
|
|
Компетенция в сфере работы с информацией |
|||
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста |
ОК 4.1 Поиск информации |
Выделяет ключевые понятия, указывающие на источник информации; выбирает источники информации из предложенного библиографического списка (исследует оглавление, аннотацию) |
Самостоятельно определяет источники информации по алфавитному и/или тематическому каталогу (на бумажных и электронных носителях) для решения задачи |
ОК 4.2 Извлечение и обработка информации |
Извлекает необходимую информацию из нескольких источников (не менее 3-х) в форме краткого выписок/конспекта; систематизирует материал по заданному плану, представляет информацию (сообщение, учебный реферат) в виде связанного текста в устной/ письменной форме |
Извлекает необходимую информацию из нескольких источников в форме выписок и тезисов; классифицирует материал (в виде таблицы, схемы); делает промежуточные выводы; представляет информацию в форме учебно-научной работы |
|
Компетенции в сфере коммуникации |
|||
ОК 6 Работать в команде (коллективе, группе), эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (клиентами) |
ОК 6.1 Работа в команде (группе) |
Участвует в групповом обсуждении, грамотно формулирует свою точку зрения, умеет выслушать мнение оппонента |
Участвует в диспутах/дискуссиях и т.п.; аргументировано формулирует свой ответ; анализирует мнение оппонентов, развивает и дополняет идеи других участников группового обсуждения |
ОК 6.2 Эффективное общение: монолог |
Создаёт связное монологическое высказывание на заданную тему; Соблюдает стиль высказывания; соблюдает нормы публичной речи; использует средства логической связи для выделения смысловых блоков своей речи |
Соблюдает заданный жанр высказывания (доклад, выступление на конференции, презентация товаров/услуг и т.п.) использует различные средства наглядности |
|
ОК 6.3 Эффективное общение: диалог |
Грамотно формулирует вопросы и ответные реплики (в форме предложения) придерживается заявленной темы в процессе общения |
Владеет нормами диалогической речи; извлекает из речи собеседников основную мысль; аргументировано отстаивает свою позицию |
|
ОК 6.4 Эффективное общение: Письменная коммуникация |
Создаёт продукт письменной коммуникации простой структуры в соответствии с поставленной задачей и заявленными нормами по образцу, инструкции и т.п. |
Создаёт продукт письменной коммуникации сложной структуры по образцу, инструкции и т. п. применяя нормы письменной речи |