СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
- паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 100118.01 Фотограф в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 100118.01 Фотограф.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять компьютерное оборудование и информационно-коммуникационные технологии для реализации профессиональных задач;
- оцифровывать негативные и позитивные фотографические изображения;
- применять основные графические форматы для записи и хранения цифровых изображений;
- выполнять обработку и конвертацию цифровых фотографических изображений в различные графические форматы;
- применять базовые технологии работы в программе растровой графики для обработки цифровых изображений;
- выполнять цифровую ретушь фотографических изображений;
- выполнять основные виды коррекции фотографических изображений;
- готовить цифровые изображения для вывода на печать (кроме полиграфических технологий)
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- состав компьютерного оборудования профессиональной деятельности;
- технологии получения цифровых изображений, в том числе оцифровывания фотоматериалов;
- основные системные информационно-коммуникационные технологии;
- форматы графических файлов и технологии организации графической информации, применяемые в фотографии;
- информационные основы управления цветом;
- базовые технологии работы в программе редактирования и монтажа растровых изображений;
- основные технологии коррекции визуального качества цифровых фотоизображений;
- технологии вывода цифровых изображений на печать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 |
в том числе: |
|
Лабораторно-практические работы |
56 |
Теоретические занятия |
18 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
40 |
в том числе: |
|
индивидуальное проектное задание (?в каком разделе сам работы прописано индив. проект.задание,даны темы проектов?) |
8 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
32 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||
Раздел 1. Аппаратное обеспечение |
|
25 |
|
|||||||||
Тема 1.1. Состав компьютерного оборудования для профессиональной деятельности |
Содержание |
9 |
||||||||||
1 |
Базовая конфигурация персонального компьютера Архитектура ПК. Принципы Фон Неймана. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Состав системного блока. Классификация системных блоков. Материнская плата. Процессор, его назначение и характеристики. Память, виды и характеристики. Внешняя, внутренняя, оперативная, долговременная память. Видеокарта, назначение и характеристики. Сетевая карта. Блок питания. Определение устройств ввода. Классификация устройств ввода. Драйвер. Клавиатура. Виды и характеристики клавиатур. Эргономичность. Группы клавиш. Комбинации клавиш для выполнения различных команд. Определение устройств вывода. Классификация устройств вывода. Драйвер. Монитор, его типы и характеристики. Принтер, его типы и характеристики. Принцип работы. Устройства звукового вывода информации. |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Комплектация компьютерного рабочего места для профессиональной деятельности Комплектация рабочего места фотографа. Сканер. Принцип работы сканера. Характеристики и виды сканеров. Устройства звукового ввода информации: микрофон. Координационные устройства ввода информации. Принтер. Виды принтеров. Использование принтеров для различных форматов и качества бумаги. Принтеры для печати фотографий. Расходные материалы. |
2 |
2
|
|||||||||
3 |
Контрольная работа № 1 (тестирование) |
1 |
2 |
|||||||||
Лабораторно-практические занятия |
4 |
2 |
||||||||||
1 |
Настройка устройств ввода информации: сканер. Работа со сканером |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Настройка устройств вывода информации. Работа с принтером |
2 |
2 |
|||||||||
Самостоятельная работа при изучении 1раздела Систематическая работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературы Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя Оформление лабораторно-практических работ Подготовка рефератов, их защита Примерная тематика домашних заданий Техника безопасности в кабинетах с вычислительной техникой. Возможности апгрейда ПК Офисная компьютерная техника Устройства ввода/вывода информации Компоновка, характеристики ноутбуков, нетбуков, субноутбуков Фирмы – производители компьютерной техники. Сравнительные характеристики Нормы охраны труда и требования техники безопасности при работе с компьютерной техникой |
16 |
|
||||||||||
Раздел 2. Прикладное программное обеспечение для профессиональной деятельности |
|
93 |
||||||||||
Тема 2.1. Программное обеспечение ПК
|
Содержание |
17 |
|
|||||||||
1 |
Системное программное обеспечение Назначение. Интерфейс окна ОС. Каталог. Команды управления ресурсами ПК с помощью ОС MS DOS. Дерево каталогов. Команды управления каталогами, работы с файлами. Операционная систем MS Windows. Назначение. Состав. Загрузка ОС. Графический интерфейс. Каталог. Команды управления ресурсами ПК с помощью ОС MS Windows. Папка. Команды работы с файлами и папками. Файловый менеджер «Проводник». Интерфейс программы «Проводник». Служебные программы. Утилиты. Дефрагментация диска. Очистка диска. Проверка диска. Архивация файлов. Форматирование дисков. |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Прикладное программное обеспечение Группы программ: системы программирования и приложения. Прикладные программы для обработки текстовой, графической, звуковой и видеоинформации. Пакеты офисных программ Microsoft Office и Open Office . Сравнительные характеристики. |
2 |
2 |
|||||||||
|
3 |
Основные системные информационно-коммуникационные технологии Обработка текстовой информации. Microsoft Word. Интерфейс, правила работы. Приемы создания текстовых и графических объектов. Стандарты на документы. Обработка числовой информации. Microsoft Excel. Приемы создания таблиц и проведения вычислительных расчетов. Программы для обработки графической информации. Интерфейс и возможности. Сравнительные характеристики. |
2 |
2 |
||||||||
4 |
Графические пакеты для работы с графикой Векторная и растровая графика. Достоинства и недостатки. Сравнительные характеристики. Форматы. Возможности для работы с графическими объектами. Пакеты для обработки цифровых изображений. Corel Draw. Adobe Photoshop. Gimp. Сравнительные характеристики и возможности. |
2 |
2 |
|||||||||
|
Контрольная работа №2 (тестирование) |
1 |
2 |
|||||||||
Лабораторно-практические занятия |
8 |
|
||||||||||
|
1 |
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. |
2 |
2 |
||||||||
2 |
Обработка текстовой информации с помощью текстового процессора Word |
2 |
2 |
|||||||||
3 |
Обработка текстовой информации с помощью электронных таблиц Excel |
2 |
2 |
|||||||||
4 |
Изучение интерфейса программ графических пакетов |
2 |
2 |
|||||||||
Тема 2.2 Технологии получения цифровых изображений
|
Содержание |
52 |
|
|||||||||
1 |
Кодирование изображений Методы кодирования графической информации в растровых и векторных форматах. Понятие разрешения изображений. Цветовые модели: RBG, CMYK, HSB, Lab. Область применимости. Особенности цветовых моделей RGB и CMYK. «Складывание» цветов в RGB модели. Цветовой круг модели CMYK. Конструирование цвета. Копирование цвета. Цветовой баланс изображения. Форматы сохранения изображений. Особенности и недостатки основных форматов. |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Базовые технологии работы в программе редактирования и монтажа растровых изображений Приложение обработки растровой графики Gimp. Интерфейс приложения. Инструменты. Меню инструментов. Слои, каналы, фильтры, маски. |
2 |
2 |
|||||||||
3 |
Основные технологии коррекции визуального качества цифровых фотоизображений Обозреватель файлов, свойства готового изображения (цветовой режим, размеры, разрешение), регулировать масштаб. Два основных метода получения цифровых изображений – съемка цифровым фотоаппаратом и сканирование. Выбор режима съемки (сканирования). Приемы общей коррекции изображения как кадрирование, исправление перспективных искажений, автоматическая коррекция уровней, контраста и цвета. Приемы ручной коррекции. Форматы графических файлов и технологии организации графической информации, применяемые в фотографии |
2 |
2 |
|||||||||
4 |
Контрольная работа №3 (тестирование) |
2 |
2 |
|||||||||
Лабораторно-практические занятия |
44 |
|
||||||||||
1 |
Получение цифровых изображений. Метода получения цифровых изображений – съемка цифровым фотоаппаратом и сканирование. Выбор режимов съемки (сканирование). |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
Общая коррекция изображения. Приемы общей коррекции изображения как кадрирование, исправление перспективных искажений, автоматическая коррекция уровней, контраста и цвета. Приемы ручной коррекции |
2 |
2 |
|||||||||
3 |
Корректировка цвета изображения. Тоновая и цветовая коррекции. Порядок выполнении коррекции изображения. Цветовой профиль. Цветовой баланс. Корректирующие фильтры. |
|
2 |
|||||||||
4 |
Ретушь. Инструменты для ретуши изображений (фильтр «Пыль и царапины», инструменты «Штамп», «Лечащая кисть», «Эффект красных глаз») |
2 |
2 |
|||||||||
5 |
Ретушь отсканированных фотографий или изображений с цифрового фотоаппарата. |
2 |
2 |
|||||||||
6 |
Выделение областей. Инструменты для выделения областей: «Прямоугольник», «Эллипс», различные виды лассо, «Волшебная палочка». Трансформация выделенных областей |
2 |
2 |
|||||||||
7 |
Создание виньетки. Инвертирование выделенных областей. Растушевка. Обработка фотографий с использованием виньеток |
2 |
2 |
|||||||||
8 |
Коллаж. Приемы создания коллажей. Компоновка изображений. |
2 |
2 |
|||||||||
9 |
Инструменты рисования: «Карандаш», «Кисть», «Ластик». Инструменты раскрашивания изображений: «Заливка», «Градиент». |
2 |
2 |
|||||||||
10 |
Рисование изображений. |
|
2 |
|||||||||
11 |
Работа со слоями. Понятие слоя. Особенности работы со слоями. Преимущества использования слоѐв при работе с изображениями. Добавление и удаление слоѐв. Применение эффектов к отдельным слоям. Многослойные изображения |
2 |
2 |
|||||||||
12 |
Маски и каналы. Использование режима «Быстрая маска» для выделения и создания комбинированных изображений. |
2 |
2 |
|||||||||
13 |
Текст. Текстовые надписи. Векторные слои и эффекты, которые могут к ним применяться. Инструменты создания текста. Искажения теста. Создание текста с окантовкой. Текстовые эффекты |
2 |
2 |
|||||||||
14 |
Создание рельефного и вдавленного текста. Рельефная рамка |
2 |
2 |
|||||||||
15 |
Фильтры и эффекты. Эффекты, которые можно применить к слоям сложного документа, и применение фильтров для художественной обработки изображений. |
2 |
2 |
|||||||||
16 |
Инструмент «кисть». Назначение кисти. Настройка мазка кисти. Основной цвет, цвет наложения, конечный цвет. Режимы цветов кисти. Создание пользовательской формы кисти. Архивная кисть.
|
2 |
2 |
|||||||||
17 |
Использование архивной кисти для восстановления изображения |
2 |
2 |
|||||||||
18 |
Обработка цифровых изображений с помощью инструментов «Штамп», «Штамп с перспективой» |
2 |
2 |
|
||||||||
19 |
Удаление царапин на изображении |
2 |
2 |
|
||||||||
20 |
Художественная обработка изображений с применением возможностей приложения GIMP. Основные виды коррекции фотографических изображений
|
2 |
2 |
|
||||||||
21 |
Обработка и конвертация цифровых фотографических изображений в различные графические форматы |
2 |
2 |
|
||||||||
22 |
Подготовка цифровых изображений для вывода на печать |
2
|
2
|
|
||||||||
Самостоятельная работа при изучении 2 раздела Систематическая работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературы Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя Оформление лабораторно-практических работ Разработка рефератов и подготовка к их защите Примерная тематика домашних заданий Техника безопасности в кабинетах с вычислительной техникой. Сравнительный анализ векторной и растровой графики. Применение информационных технологий в профессии «Фотограф». Возможности прикладных программ пакета Oficce для обработки цифровых изображений. История создания графических пакетов GIMP и Photoshop. Импорт, кадрирование графических изображений средствами Adobe Photoshop, сохранение фотографий для печати и для интернета Эффективная обработка фотографий |
24 |
|
|
|||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Вычислительной техники и информатики».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место с письменным столом по количеству обучающихся;
- Рабочее место с персональным компьютером по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ»;
- Медиатека с электронными пособиями и учебниками;
-Уголок по технике безопасности;
Технические средства обучения:
- компьютер (по количеству обучающихся) с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- сканер;
- принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Шауцукова Л.З. Информатика: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений. В 2 кн. Нальчик: Эль-Фа, 2010 г.
- Шафрин Ю. Информационные технологии. М: Лаборатория базовых знаниц, 2010 г.
- Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2005.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2007.
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- «Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Дополнительные источники:
- Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии: Учебное пособие для старших классов. М: АБФ, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
- Электронный ресурс «Википедия. Информация. Обработка информации различных видов». Путь доступа: http://ru.wikibooks.org
- Обучение Photoshop. Интерактивный курс обучения Photoshop CS3 (2007) Новая школа. http://samouchka.net/education/edphoto/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
применять компьютерное оборудование и информационно-коммуникационные технологии для реализации профессиональных задач |
Лабораторно-практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа Поконкретнее жедательно (указать название лаб-пр и номер) |
оцифровывать негативные и позитивные фотографические изображения |
Лабораторно-практические работы |
применять основные графические форматы для записи и хранения цифровых изображений |
Лабораторно-практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
выполнять обработку и конвертацию цифровых фотографических изображений в различные графические форматы |
Лабораторно-практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
применять базовые технологии работы в программе растровой графики для обработки цифровых изображений |
Лабораторно-практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
выполнять цифровую ретушь фотографических изображений; выполнять основные виды коррекции фотографических изображений |
Лабораторно-практические работы, выполнение проектной работы |
готовить цифровые изображения для вывода на печать (кроме полиграфических технологий |
Лабораторно-практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: |
|
состав компьютерного оборудования профессиональной деятельности |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия |
технологии получения цифровых изображений, в том числе оцифровывания фотоматериалов |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия |
основные системные информационно-коммуникационные технологии |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия |
форматы графических файлов и технологии организации графической информации, применяемые в фотографии |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
информационные основы управления цветом |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, практические занятия |
базовые технологии работы в программе редактирования и монтажа растровых изображений |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
основные технологии коррекции визуального качества цифровых фотоизображений |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
технологии вывода цифровых изображений на печать |
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |