СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
8 |
- паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины является частью РАБОЧЕЙ основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
-262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, группы специальностей 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальностям:
- 262017 Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи;
- 262021 Конструирование, моделирование и технология изделий из меха, группы специальностей 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин и рекомендуется к изучению на 2 курсе.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности ;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения
- право социальной защиты граждан.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 74 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
74 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
практические занятия |
9 |
контрольные работы |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
26 |
в том числе внеаудиторская самостоятельная работа (изучение законов РФ): 1. Гражданский кодекс РФ 2. О судебной системе РФ 3. Гражданско – процессуальный кодекс РСФСР 4. О несостоятельности (банкротстве) 5. Об арбитражных судах в РФ 6. Арбитражно – процессуальный кодекс РСФСР 7. Трудовой кодекс РФ 8. Конституция РФ 9. О коллективных договорах и соглашениях 10. Кодекс РФ об административных правонарушениях. 11.О занятости населения в РФ 12. Гражданский кодекс РФ 13.О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров 14.Об основах охраны труда в РФ 15. Об обязательном пенсионном страховании в РФ |
|
в том числе рефераты по темам: 1. Оплата труда работников в легкой промышленности. 2. Перспективы развития системы заработной платы: - в швейной отрасли, - в сфере обслуживания, - в сфере дизайна одежды. |
|
Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
Введение. |
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной программы по специальности. |
1 |
|
|||||||||||
Раздел 1. Право и экономика |
|
14,5 |
|
|||||||||||
Тема 1.1. Правовое регулирование экономических отношений |
Содержание учебного материала |
|
||||||||||||
1 |
Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. |
2 |
1 |
|||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования. |
0,5 |
|
||||||||||||
Тема 1.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности |
Содержание учебного материала |
|
||||||||||||
1 |
Понятие и признаки субъектов предпринимательской деятельности. Виды субъектов предпринимательского дела. |
5 |
2 |
|||||||||||
2 |
Право собственности. Правомочия собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Формы собственности по Российскому законодательству. |
|||||||||||||
3 |
Понятие юридического лица, его признаки. Организационно – правовые формы юридических лиц. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц. |
|||||||||||||
4 |
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности: понятие, признаки, порядок. |
|||||||||||||
Практические занятия:
|
2 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ): 1. Гражданский кодекс РФ 2. О судебной системе РФ 3. Гражданско – процессуальный кодекс РСФСР 4. О несостоятельности (банкротстве) |
6 |
|||||||||||||
Тема 1.3. Экономические споры |
Содержание учебного материала |
|
||||||||||||
1 |
Понятие экономических споров. Виды экономических споров: преддоговорные споры; споры, связанные с нарушением прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с государственными органами; споры о деловой репутации и товарных знаках. |
3 |
2 |
|||||||||||
2 |
Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров, его значение. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности. |
|
||||||||||||
Практические занятия: 3. Составление искового заявления в арбитражный суд. |
1 |
|
||||||||||||
Контрольные работы в форме письменного решения производственной ситуации. |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся(законы РФ):
|
3 |
|
||||||||||||
Раздел 2. Труд и социальная защита. |
|
30,5 |
|
|||||||||||
Тема 2.1. Трудовое право как отрасль права |
Содержание учебного материала |
|
|
|||||||||||
1 |
Понятие трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. |
5 |
2 |
|||||||||||
2 |
Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения. |
|
||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования. |
0,5 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ): 1. Трудовой кодекс РФ 2. Конституция РФ |
3 |
|||||||||||||
Тема 2.2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
|
Содержание учебного материала |
3 |
3 |
|||||||||||
1 |
Общая характеристика законодательства РФ о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы занятости населения, их права и обязанности. Негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству граждан. |
|||||||||||||
2 |
Понятие и формы занятости. Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного. Пособие по безработице. Иные меры социальной поддержки безработных. Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан. |
|||||||||||||
Практические занятия: 4. Составление резюме. |
1 |
|
||||||||||||
Контрольные работы – тестирование. |
0,5 |
|||||||||||||
Тема 2.3. Трудовой договор |
Содержание учебного материала |
4 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. |
|||||||||||||
2 |
Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приеме на работу. |
|||||||||||||
3 |
Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. |
|||||||||||||
4 |
Основания для прекращения трудового договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. |
|||||||||||||
Практические занятия: 5. Оформление документов при приеме на работу 6. Составление трудового договора |
2 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (закон РФ): 1. О коллективных договорах и соглашениях. |
1 |
|||||||||||||
Тема 2.4. Рабочее время и время отдыха. |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие рабочего времени, его виды. Режим рабочего времени и порядок его установления. Учет рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Компенсация за работу в выходные и праздничные дни. |
|||||||||||||
2 |
Отпуска: виды, порядок предоставления. Порядок установления рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением. |
|||||||||||||
Контрольные работы: Расчет рабочего времени за месяц. |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
|
2 |
|||||||||||||
Тема 2.5. Заработная плата |
Содержание учебного материала |
1,5 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие заработной платы. Социально – экономическое и правовое содержание заработной платы. Правовое регулирование заработной платы: государственное и локальное. Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. Системы заработной платы: сдельная и повременная. Оплата труда работников бюджетной сферы. |
|||||||||||||
2 |
Порядок и условия выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. |
|
||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования |
0,5 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (рефераты):
- в швейной отрасли, - в сфере обслуживания, - в сфере дизайна одежды. |
3 |
|||||||||||||
Тема 2.6. Трудовая дисциплина |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|||||||||||
1 |
Понятие трудовой дисциплины. Методы ее обеспечения. Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. |
|||||||||||||
2 |
Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. |
|||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования |
0,5 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ): 1. Гражданский кодекс РФ (выборка статей - по теме) |
2 |
|||||||||||||
Тема 2.7. Материальная ответственность сторон трудового договора
|
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие материальной ответственности. Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная материальная ответственность. |
|||||||||||||
2 |
Порядок определения размера материального ущерба, причиненного работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причиненного работником работодателю. |
|||||||||||||
3 |
Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику, и порядок возмещения ущерба. |
|||||||||||||
Практические работы: 7. Перечень возможных видов ущерба для специальностей в швейной отрасли: портной, закройщик, конструктор, технолог, дизайнер, художник по костюму и др. и классификация их по объему материального ущерба. |
1 |
|
||||||||||||
Тема 2.8. Трудовые споры
|
Содержание учебного материала |
3 |
3 |
|||||||||||
1 |
Понятие трудовых споров и их классификация. Причины их возникновения. |
|||||||||||||
2 |
Понятие и механизм возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и ее правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной. |
|||||||||||||
3 |
Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссия по трудовым спорам, суд. Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам. |
|||||||||||||
Практические занятия: 8. Деловая игра: « Разрешение индивидуального трудового спора» |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (законы РФ):
|
3 |
|||||||||||||
Тема 2.9. Социальное обеспечение граждан |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|||||||||||
1 |
Понятие социальной помощи. Виды социальной помощи по государственному страхованию (медицинская помощь, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременные пособия). Пенсии и их виды. Условия и порядок назначения пенсии. |
|||||||||||||
Практические занятия: 9. Расчет индивидуальной пенсии - по выслуге лет, - по старости. |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (закон РФ):
|
2 |
|||||||||||||
Раздел 3. Административное право |
|
2,0 |
|
|||||||||||
Тема 3.1. Административные права и ответственность |
Содержание учебного материала |
1,5 |
2 |
|||||||||||
1 |
Понятие административного права. Субъекты административного права. Административные правонарушения. Понятие административной ответственности. Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий. |
|||||||||||||
Контрольные работы в форме тестирования |
0,5 |
|||||||||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся (закон РФ): 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. |
1 |
|
|||||||||||
Всего: |
74 |
|
||||||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия специального кабинета, а проводится в обычных учебных аудиториях, в которых должны присутствовать технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
-компьютер с лицензиооным программным обеспечением PS Office,
- фильмоскоп,
-телевизор,
-DVD- проигрыватель.
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно - правовой материал:
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Гражданско – процессуальный кодекс РСФСР.
- Арбитражно - процессуальный кодекс РСФСР.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
- ФКЗ «О арбитражных судах Российской Федерации»
- ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации»
- ФЗ «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»
- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
- ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
ГОСТ 12.1.003—83* ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.0.004—90 ССБТ. Обучение работающих безопасности труда.
ГОСТ 12.1.005—88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
ГОСТ 12.2.003—91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.032—78 ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.
ГОСТ 12.3.002—75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
МУ № 4425—87. Методические указания Минздрава СССР. Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений.— М.: Минздрав СССР, 1998.
НПБ 105—95. Нормы пожарной безопасности. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.— М.: ВНИИПО МВД, 1995.
СанПиН 2.2.4.548—96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.— М.: Минздрав России, 1997
Основные источники:
- Галанов В.П., Харитонов С.В., Право социального обеспечения, уч. пособие, ИЦ «Академия», 2009, 416 стр.
- Долинская В.В., Предпринимательское право, Уч. пособие, ИЦ «Академия», 2004, 208 стр.
- Казанцев В.И., Васин В.Н., Трудовое право, уч. пособие для УСПО, ИЦ «Академия», 2008, 432 стр.
- Румынина В.В., Правовое обеспечение профессиональной деятельности, учебник УСПО (2-е изд), ИЦ «Академия», 2009, 192 стр.
- Петрова Г.В., Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса, уч. пособие для УСПО, ИЦ «Академия», 2004, 320 стр.
Дополнительная литература:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. К. Я. Ананьевой. — М.: Юрайт-М, 2002.
- Коршунов Ю. Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. — М.: Экзамен, 2003.
- Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. — М.: Юрайт-М, 2002.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник / Под ред. Д. О. Тузова, В. С. Аракчеева — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.
- Сорк Д. М., Заморенова Н. Г., Белоусов Е. Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учеб. для сред. проф. Образования. — М.: Мастерство, 2002.
Электронная информация на жестком диске компьютеров в виде Файлов
Предпринимательское право. (Учебное пособие) Беляева О.А. (2006, 271с.)
Предпринимательское право. (Учебник) Анохин В.С. (2003, 392с.)
Предпринимательское право. (Учебник) Жилинский С.Э. (2007, 8-е изд., 944с.)
Предпринимательское право. (Учебное пособие) Зенин И.А. (МФПА, 2003, 65с.)
Предпринимательское право. (Учебник) Под ред. Коршунова Н.М., Эриашвили Н.Д. (2003, 463с.)
Предпринимательское право. (Учебное пособие) Смагина И.А. (2007, 286с.)
Предпринимательское право России. (Учебник) Белых В.С. и др. (2009, 656с.)
Страхование. Конспект лекций. Скачкова О.А. (2007, 160с.)
Страховое право. Конспект лекций. Шалагина М.А., Шалай И.А. (2007, 160с.)
Страховое право. Шпаргалки. Шалагина М.А., Шалай И.А. (2008, 32с.)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся умеет: - использовать необходимые нормативно-правовые документы; - защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; - анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
Знает: - основные положения Конституции Российской Федерации; - права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - организационно-правовые формы юридических лиц; - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; - порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
- правила оплаты труда; - роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; - право социальной защиты граждан;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; - виды административных правонарушений и административной ответственности; - нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров - право социальной защиты граждан. |
Текущий контроль:
Комплексная сценка за результаты практических работ №1,2,3,5,6,7,8,9 Оценивание действий участников деловой игры «Разрешение индивидуального трудового спора»
Тестирование по темам № 2.6, 3.1
Тестирование
Устный ответ
Тестирование
Оценивание результатов самостоятельного изучения ФЗ РФ по всем темам.
Тестирование
Оценка практической работы № 1
Оценка практической работы № 6
Тестирование
Тестирование Устный фронтальный опрос
Устный фронтальный опрос
Тестирование и оценка практической работы № 7 Тестирование
Эксперная оценка письменного решения производственной конфликтной ситуации. Тестирование |