Рабочая блочно – модульная программа учебного предмета «Цветоводство» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии начального профессионального образования 37.13 «Садовник» и является единой для всех форм обучения. Составлена на основе примерной программы учебного предмета, разработанного ведущим научным сотрудником лаборатории методического обеспечения профессий сельского хозяйства и ВС Каликинским Ю.А. и допущенного Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России (Протокол №2 от 12 февраля 2001г.). Программа предназначена для формирования у учащихся знаний и умений по организации территории цветочного хозяйства, способам размножения цветочно-декоративных растений, основным агротехническим мероприятиям при выращивании цветочно-декоративных растений, цветочно-декоративным растениям открытого и закрытого грунта, устройству цветников, селекции, семеноводству и сортоведению цветочно-декоративных растений.
Предмет «Цветоводство» в учебном плане относится к общепрофессиональному циклу и базируется на знаниях таких предметов как «Химия», «Биология с основами экологии», «Ботаника», «Основы агрономии».
Рабочая блочно – модульная программа состоит из 11 взаимосвязанных блоков:
Блок 1. «Введение».
Блок 2. «Экологические основы цветоводства».
Блок 3. «Организация территории цветочного хозяйства».
Блок 4. «Способы размножения цветочно-декоративных растений».
Блок 5. «Основные агротехнические мероприятия при выращивании цветочно-декоративных растений».
Блок 6. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта. Ассортимент и агротехника».
Блок 7. «Цветочно-декоративные растения закрытого грунта. Ассортимент и агротехника».
Блок 8. «Устройство цветников».
Блок 9. «Озеленение помещений».
Блок 10. «Селекция, семеноводство и сортоведение цветочно-декоративных растений».
Данная структура программы обоснована тем, что в блоках 1 и 2 происходит погружение в предметное содержание, учащиеся исследуют понятия: «факторы внешней среды», «тепловой режим», «температурный оптимум», «световой режим», «влажностный режим»; знакомятся с ролью науки и передового опыта в развитии цветоводства и использовании этой отрасли для внутреннего и внешнего зеленого строительства.
В блоке 3 учащиеся знакомятся с конструкциями парников, теплиц, оранжерей, их назначением, оборудованием и механизацией основных процессов.
Блоки 4 и 5 посвящены изучению способов размножения цветочно-декоративных растений и основ агротехнических мероприятий при выращивании цветочно-декоративных растений.
В блоках 6 и 7 изучается основной ассортимент цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, используемый для внутреннего и наружного зеленого строительства в Уральском регионе.
Блоки 8 и 9 посвящены изучению современных приемов цветочного оформления объектов озеленения.
В блоке 10 рассматриваются такие понятия, как: «селекция», «апробация», «сортовые семена», «кондиция», «сортоиспытания».
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
- Ассортимент и агротехнику цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта;
- условия жизни растений;
- способы размножения цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта;
- современные приемы цветочного оформления объектов озеленения;
- основы селекции и семеноводства.
уметь:
- сажать и ухаживать за цветочно-декоративными растениями открытого и закрытого грунта;
- размножать цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта;
- оформлять объекты озеленения цветочно-декоративными растениями открытого и закрытого грунта.
Программа «Цветоводство» рассчитана на 212 часов (из них 66 часов – на выполнение практических заданий) и изучается 3 года: 1курс – 60часов; 2 курс – 52 часа; 3 курс – 100часов.
При изучении предмета по соответствующим темам следует использовать справочную и специальную литературу, а также периодические издания.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме тестирования: каждому учащемуся предлагается ответить на 30 вопросов, отражающих содержание отдельных блоков и предмета в целом.
Тематический план предмета «Цветоводство»
Наименование блоков, ситуаций |
Кол-во часов при очной форме обучения |
||
всего |
теоретические занятия |
практические занятия |
|
1 курс |
|||
Блок №1. «Введение» |
1 |
1 |
- |
1.1.Цветоводство как отрасль растениеводства |
1 |
1 |
- |
Блок №2. «Экологические основы цветоводства» |
19 |
19 |
- |
2.1. Классификация цветочно-декоративных растений. |
2 |
2 |
- |
2.2. Взаимосвязь растений с факторами внешней среды. |
4 |
4 |
- |
2.3.Классификация растений в зависимости от отношения их к теплу. |
4 |
4 |
- |
2.4. Отношение цветочно-декоративных растений к свету. |
4 |
4 |
- |
2.5. Отношение цветочно-декоративных растений к воде. |
4 |
4 |
- |
Контрольное тестирование №1 |
1 |
1 |
- |
Блок №3. «Организация территории цветочного хозяйства» |
17 |
17 |
- |
3.1. Структура производственных площадей цветочного хозяйства |
6 |
6 |
- |
3.2. Технология устройства парниковых и оранжерейных сооружений. |
4 |
4 |
- |
3.3. Влияние воздушно-газового состава воздуха на рост и развитие растений. |
2 |
2 |
- |
3.4. Влияние почвенных условий на жизнестойкость растений. |
2 |
2 |
- |
3.5. Влияние удобрений на различных фазах роста и развития растений. |
2 |
2 |
- |
Контрольное тестирование №2 |
1 |
1 |
- |
Блок №4. «Способы размножения цветочно-декоративных растений» |
20 |
12 |
8 |
4.1. Семенное размножение |
4 |
4 |
- |
4.2. Лабораторно-практическое занятие№1 Семенное размножение цветочных растений открытого грунта |
4 |
- |
4 |
4.3. Вегетативное размножение |
2 |
2 |
- |
4.4. Лабораторно-практическое занятие №2 Вегетативное размножение цветочных растений. |
4 |
- |
4 |
4.5. Применение стимуляторов роста при размножении цветочных растений |
2 |
2 |
- |
4.6. Ассортимент цветочно-декоративных растений |
2 |
2 |
- |
Контрольное тестирование №3 |
2 |
2 |
- |
ИТОГО за 1курс: |
57 |
49 |
8 |
2 курс |
|||
Блок №5. «Основные агротехнические мероприятия при выращивании цветочно-декоративных растений» |
24 |
8 |
16 |
5.1. Основные операции по посадке и уходу за цветочно-декоративными растениями |
4 |
4 |
- |
5.2. Лабораторно – практическое занятие №3 Посадка цветочно-декоративных культур. |
2 |
- |
2 |
5.3. Лабораторно – практическое занятие №4 Полив, опрыскивание, прополка. |
2 |
- |
2 |
5.4. Лабораторно – практическое занятие №5 Рыхление и мульчирование почвы. |
2 |
- |
2 |
5.5. Лабораторно – практическое занятие №6 Подкормки. |
2 |
- |
2 |
5.6. Лабораторно – практическое занятие №7 Формирование: подвязка, прищипка, пасынкование, пинцеровка растений. |
2 |
- |
2 |
5.7. Лабораторно – практическое занятие №8 Защита растений |
2 |
- |
2 |
5.8. Лабораторно – практическое занятие №9 Пересадка и перевалка. |
4 |
- |
4 |
5.9.Способы хранения сезонных многолетников и летников. |
2 |
2 |
- |
Контрольное тестирование №4 |
2 |
2 |
- |
Блок №6. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта. Ассортимент и агротехника» (начало) |
28 |
20 |
8 |
6.1. Красивоцветущие летники |
10 |
10 |
- |
6.2. Лабораторно – практическое занятие №10 Составление гербария красивоцветущих летников. |
4 |
- |
4 |
6.3. Сухоцветы и вьющиеся летники. |
4 |
4 |
- |
6.4. Ковровые цветочные растения и декоративно-лиственные. Зимнее содержание и размножение. |
4 |
4 |
- |
6.5. Горшечные растения для цветников |
2 |
2 |
- |
6.6. Лабораторно – практическое занятие №11 Составление гербария. |
4 |
- |
4 |
Контрольное тестирование №5 |
3 |
3 |
|
ИТОГО за 2 курс: |
55 |
31 |
24 |
3 курс |
|||
Блок №6. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта. Ассортимент и агротехника» (продолжение) |
24 |
20 |
4 |
6.7. Двулетники. |
2 |
2 |
- |
6.8. Многолетники, зимующие в открытом грунте |
6 |
6 |
- |
6.9. Многолетники, не зимующие в открытом грунте. |
4 |
4 |
- |
6.10. Лабораторно – практическое занятие №12 Составление гербария двулетников и многолетников. |
4 |
- |
4 |
6.11. Культура роз в открытом грунте. |
4 |
4 |
- |
6.12. Луковичные. |
2 |
2 |
- |
Контрольное тестирование №5 |
2 |
2 |
- |
Блок №7. «Цветочно-декоративные растения закрытого грунта. Ассортимент и агротехника» |
32 |
24 |
8 |
7.1. Классификация цветочно-декоративных растений |
2 |
2 |
- |
7.2. Красивоцветущие горшечные. |
8 |
8 |
- |
7.3. Выгонка растений. |
2 |
2 |
- |
7.4. Лабораторно – практическое занятие №13 Выгонка. |
2 |
- |
2 |
7.5.Декоративно-лиственные горшечные. |
6 |
6 |
- |
7.6. Комнатные лианы. |
2 |
2 |
- |
7.7. Комнатные экзоты. |
2 |
2 |
- |
7.8. Комнатные плодовые. |
2 |
2 |
- |
7.9. Ампельные и почвопокровные. |
2 |
2 |
- |
7.10. Кактусы и суккуленты. |
2 |
2 |
- |
7.11. Лабораторно – практическое занятие №14 Уход за основными группами комнатных растений |
6 |
- |
6 |
Контрольное тестирование №6 |
2 |
2 |
- |
Блок №8. «Устройство цветников» |
20 |
14 |
6 |
8.1. Элементы цветочного оформления. |
6 |
6 |
- |
8.2. Лабораторно – практическое занятие №15 Составление эскизов основных типов цветников. |
6 |
- |
6 |
8.3. Технология устройства цветника. |
4 |
4 |
- |
8.4. Современные приемы цветочного оформления. |
4 |
4 |
- |
Контрольное тестирование №7 |
2 |
2 |
- |
Блок №9. «Озеленение помещений» |
14 |
10 |
4 |
9.1. Принципы размещения растений. |
2 |
2 |
- |
9.2. Устройство зимних садов. |
2 |
2 |
- |
9.3. Лабораторно – практическое занятие №16 Разработка эскиза зимнего сада. |
4 |
- |
4 |
9.4. Устройство цветочных выставок. |
2 |
2 |
- |
9.5. Оформление цветочных отделов и витрин магазинов |
2 |
2 |
- |
Контрольное тестирование №8 |
2 |
2 |
- |
Блок №10. «Селекция и семеноводство» |
10 |
6 |
4 |
10.1. Направления селекции цветочно-декоративных растений |
2 |
2 |
- |
10.2. Отбор и выращивание растений на семена. |
2 |
2 |
- |
10.3. Лабораторно – практическое занятие №17 Технология сбора семян. |
4 |
- |
4 |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
2 |
2 |
|
ИТОГО за 3 курс: |
100 |
74 |
26 |
ИТОГО по предмету: |
212 |
146 |
66 |
Содержание программы
Цель: развитие предметных знаний и умений обучающихся.
Содержание: ассортимент и агротехника выращивания цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта.
Результат: предметные знания и умения.
1 курс
Блок 1. «Введение»
Цель:
- осознание предметного содержания предмета «Цветоводство»;
- развитие предметных знаний.
- Цветоводство как отрасль растениеводства.
Использование цветоводства для внутреннего и внешнего зеленого строительства. Значение цветочно-декоративных растений. Задачи цветоводства. Перспективы развития цветоводства.
Блок №2. «Экологические основы цветоводства»
Цель:
- осознание понятий условий жизни растений и агротехнических приемов их регулирования;
- развитие способностей определять потребность растений в освещении, температуре, воде, пище и влажности воздуха.
2.1. Классификация цветочно-декоративных растений.
Производственная классификация цветочных культур по месту выращивания, биологическим особенностям и декоративной ценности.
2.2. Взаимосвязь растений с факторами внешней среды.
Условия, наиболее благоприятные для роста и развития цветочных декоративно-лиственных растений.
2.3. Отношение цветочных растений к теплу.
Тепловой режим в разные периоды роста и развития растений. Классификация растений в зависимости от отношения к теплу. Температурный оптимум.
2.4. Отношение цветочно-декоративных растений к свету
Световой режим. Светолюбивые и теневыносливые растения короткого и длинного дня. Способы создания благоприятного светового режима в открытом и закрытом грунтах. Электросветокультура.
2.5. Отношение цветочно-декоративных растений к воде.
Водный режим. Отношение цветочно-декоративных растений к воде, к влажности воздуха и почвы в разные периоды онтогенеза. Обеспечение водного режима: полив, опрыскивание и др. мероприятия.
Контрольное тестирование № 1.
Контролируется полнота знаний по требованиям цветочно-декоративных культур к свету, влаге, теплу.
Блок№3. «Организация территории цветочного хозяйства»
Цель:
- осознание понятий «парник», «теплица», «оранжерея»;
- развитие способностей определять влияние почвенных условий, воздушно-газового режима и питания на рост и развитие растений.
3.1. Структура производственных площадей цветочного хозяйства.
Взаимосвязь и назначение производственных площадей.
Соотношение площадей оранжерей, парников, рассадников и открытого грунта. Выбор места и размещение парниковых и оранжерейных сооружений по отношению к сторонам света.
3.2. Технология устройства парниковых и оранжерейных сооружений.
Основные типы оранжерей по конструкции, по назначению и температурным условиям. Внутреннее оборудование оранжерей. Механизация основных процессов.
Различные типы парников. Особенности устройства.
Способы обогрева парников. Подготовка биотоплива. Набивка и перебивка парников. Особенности устройства парников с техническим обогревом.
Различные типы рассадников.
Применение синтетических пленок в защищенном грунте. Маты и их приготовление.
Организация хранилищ для луковичных, клубнелуковичных и горшечных растений. Организация специальных помещений для подготовки и выгонки луковичных растений.
Типовые хранилища для хранения семян, посадочного материала и срезанных цветов. Оборудование и режимы хранения семян, посадочного материала и срезанных цветов.
3.3. Влияние воздушно-газового состава воздуха на рост и развитие растений.
Воздушно-газовый режим. Отношение цветочных и декоративно-лиственных растений к воздушно-газовому режиму. Влияние углекислоты, содержащейся в воздухе, на рост и развитие растений.
3.4. Влияние почвенных условий на жизнестойкость растений.
Почва и субстраты. Виды садовых земель, их заготовка, применение и хранение.
Искусственные и синтетические заменители почвы. Гидропоника.
3.5. Влияние удобрений на различных фазах роста и развития растений.
Удобрения. Группы цветочных растений по требованию к питанию на разных фазах роста и развития. Создание благоприятного питательного режима путем внесения органических, минеральных удобрений.
|
Контрольное тестирование № 2.
Контролируется полнота знаний по типам парников, теплиц, оранжерей и условиям роста и развития в них растений и уровень сформированности умений определять эти показатели на практике.
Блок №4 «Способы размножения цветочно-декоративных растений»
Цель:
- осознание понятий: семенное размножение, вегетативное размножение, стимуляторы роста растений;
- развитие способностей выполнять семенное и вегетативное размножение цветочных растений.
4.1. Семенное размножение.
Семена, их кондиции. Определение посевных качеств семян. Способы подготовки семян к посеву. ГОСТы и ОСТы на семена.
Способы посева семян в оранжереях, парниках и в открытом грунте. Нормы высева и глубина заделки семян различных цветочно-декоративных растений. Рассадный способ выращивания растений. Сроки посева, пикировка (нормы и техника проведения). Уход за рассадой.
Безрассадный способ выращивания растений. Сроки и нормы посева, семян в открытом грунте. Прореживание. Уход за сеянцами.
- Лабораторно-практическое занятие№1
Семенное размножение цветочных растений открытого грунта
- Вегетативное размножение.
Способы вегетативного размножения растений.
Размножение стеблевыми (зелеными, полуодревесневшими, одревесневшими), листовыми и корневыми черенками. Сроки, заготовка черенков и техника черенкования.
Условия для укоренения черенков.
4.4. Лабораторно-практическое занятие №2
Вегетативное размножение цветочных растений.
4.5. Применение стимуляторов роста при размножении цветочных растений.
Стимуляторы корнеобразования.
4.6. Ассортимент цветочно-декоративных растений.
Растения, размножаемые рассадным и безрассадным способами.
Растения, размножаемые вегетативным способом.
Контрольное тестирование №3
Контролируется полнота знаний по приемам семенного и вегетативного размножения растений и уровень сформированности умений применять их на практике.
2 курс.
Блок 5. «Основные агротехнические мероприятия при выращивании цветочно-декоративных растений »
Цель:
- осознание основных операций по посадке и уходу за цветочными культурами;
- развитие способностей правильного проведения работ по посадке и уходу за цветочными культурами.
5.1. Основные операции по посадке и уходу за цветочно-декоративными растениями.
Роль своевременного ухода за цветочно-декоративными растениями.
Посадка растений в открытом и закрытом грунте. Основные виды ухода за растениями: полив, опрыскивание растений, прополка, рыхление, мульчирование почвы, подкормки растений удобрениями.
Формирование: подвязка растений к опоре, прищипка, пасынкование, пинцеровка растений.
Защита растений от вредителей и болезней.
Пересадка и перевалка цветочных растений открытого и закрытого грунтов.
5.2. Лабораторно – практическое занятие №3
Посадка цветочно-декоративных культур.
5.3. Лабораторно – практическое занятие №4
Полив, опрыскивание, прополка.
5.4. Лабораторно – практическое занятие №5
Рыхление и мульчирование почвы.
5.5. Лабораторно – практическое занятие №6
Подкормки.
5.6. Лабораторно – практическое занятие №7
Формирование: подвязка, прищипка, пасынкование, пинцеровка растений.
5.7. Лабораторно – практическое занятие №8
Защита растений.
5.8. Лабораторно – практическое занятие №9
Пересадка и перевалка.
5.9. Способы хранения сезонных многолетников и летников.
Зимнее хранение цветочных растений и посадочного материала. Защита от морозов и заморозков.
|
Контрольное тестирование № 4.
Контролируется полнота знаний по основным операциям по посадке и уходу за цветочно-декоративными растениями и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №6. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта. Ассортимент и агротехника».
Цель:
- осознание понятий: красивоцветущие летники, сухоцветы и вьющиеся летники, ковровые цветочные растения и декоративно-лиственные, двулетники, многолетники, зимующие в открытом грунте, многолетники, не зимующие в открытом грунте, культура роз, луковичные.
- развитие способностей определять все группы растений открытого грунта, уметь правильно применить к ним агротехнические приемы.
6.1. Красивоцветущие летники.
Биологические, экологические особенности, способы размножения, агротехника и применение цветочных культур.
Летники. Общая характеристика группы, классификация по декоративным особенностям, отношению к теплу, времени зацветания и т.д.
Красивоцветущие летники: антирринум, агератум, алиссум, астра китайская, вербена, петуния, табак, циния, целозия, календула, гвоздика Шабо, гвоздика китайская, тагетес, левкой летний, сальвия и др.
6.2. Лабораторно – практическое занятие №10
Составление гербария красивоцветущих летников.
6.3. Сухоцветы и вьющиеся летники.
Сухоцветы. Выращивание и применение гомфрены, гелихризума, статицы, акроклинума и др.
Вьющиеся летники: душистый горошек, ипомея и др.
6.4. Ковровые цветочные растения и декоративно-лиственные. Зимнее содержание и размножение.
Ковровые цветочные растения, их преимущества, биологические особенности и технология выращивания. Альтернантера, фестука, ирезине, ахирантес и др. Их характеристика, зимнее содержание и размножение.
Декоративно-лиственные летники: перилла, кохия, цинерария и др. Их значение в озеленении.
6.5. Горшечные растения для цветников.
Горшечные растения, применямые вместе с ковровыми: бегония, семперфлоренс, бегония клубневая, пеларгония и др.
6.6. Лабораторно – практическое занятие №11
Составление гербария горшечных растений для цветников.
3 курс.
6.7. Двулетники.
Двулетники. Общая характеристика. Способы размножения, основной ассортимент. Особенности выращивания и использования отдельных представителей двулетников: виолы, гвоздики турецкой, кампанулы, мальвы, незабудки и др.
6.8. Многолетники, зимующие в открытом грунте.
Многолетники. Их общая характеристика.
Разделение многолетников на зимующих и не зимующих в открытом грунте.
Преимущества использования многолетников, зимующих в открытом грунте.
Особенности выращивания и применения аквилегии, астры многолетней, пионов, флоксов, мака восточного, ирисов и др.
6.9. Многолетники, не зимующие в открытом грунте.
Многолетники, не зимующие в открытом грунте: канна, георгин, гладиолус.
6.10. Лабораторно – практическое занятие №12
Составление гербария двулетников и многолетников.
6.11. Культура роз в открытом грунте.
Культура роз в открытом грунте.
Садовая классификация роз, размножение, посадка, уход. Обрезка роз. Укрытие их на зиму. Использование в озеленении.
6.12. Луковичные.
Выращивание и применение луковичных и мелколуковичных.
Контрольное тестирование № 5.
Контролируется полнота знаний по основным группам летников и многолетников, приемам агротехники выращивания культур и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №7. «Цветочно-декоративные растения закрытого грунта. Ассортимент и агротехника».
Цель:
- осознание понятий: выгонка, комнатные лианы, ампельные горшечные культуры, суккуленты
- развитие способностей определять все группы горшечных растений, уметь правильно применить к ним агротехнические приемы.
7.1. Классификация цветочно-декоративных растений.
Классификация цветочно-декоративных растений, выращиваемых в закрытом грунте. Промышленный ассортимент срезочных и горшечных цветочных культур. Биологические, декоративные особенности и технология выращивания растений в закрытом грунте. Ведущие срезочные культуры: гвоздика, розы, хризантемы, каллы, орхидеи, фрезии и др.
7.2. Красивоцветущие горшечные.
Красивоцветущие горшечные. Выращивание и применение цинерарии гибридной, цикламена, бегонии клубневой, глоксинии, примулы, азалии, антуриума, гиппеаструма, кливии, пахистахиса, стрелиции и т.д.
7.3. Выгонка растений.
Этапы, технология, ассортимент растений. Выгонка луковичных, мелколуковичных, сирени, ландышей и др.
7.4. Лабораторно – практическое занятие №13
Выгонка луковичных.
7.5. Декоративно-лиственные горшечные.
Комнатные вечнозеленые растения. Агротехника выращивания и применение аспарагусов, кротонов, пальм, фикусов, диффенбахий, аспидистр, фикусов, традесканций, гибискусов, колеусов и др.
7.6. Комнатные лианы.
Агротехника выращивания монстеры, филодендрона, пассифлоры, сингониума, хойи и др.
7.7. Комнатные экзоты.
Агротехника выращивания архидей и бромелиевых.
7.8. Комнатные плодовые.
Агротехника выращивания комнатного лимона, граната, инжира, паслена, перца и др.
7.9. Ампельные и почвопокровные.
Агротехника выращивания аспарагуса, камнеломки, нефролеписа, хлорофитума, традесканции, плюща и др.
7.10. Кактусы и суккуленты.
Биологические особенности и агротехника возделывания суккулентов: агавы, алоэ, толстянки, молочаев, кактусов и др.
7.11. Лабораторно – практическое занятие №14
Уход за основными группами комнатных растений.
Контрольное тестирование №6
Контролируется полнота знаний по основным группам цветочно-декоративных растений закрытого грунта, приемам агротехники выращивания культур и уровень сформированности умений применять знания на практике.
Блок №8 «Устройство цветников»
Цель:
- осознание понятий: эскиз, цветник, партеры, клумбы, рабатки, массивы, группы, бордюры, альпинарии, рокарии, смешанные группы, миксбордеры.
- развитие способностей определять тип цветника и уметь выполнять эскизы.
8.1. Элементы цветочного оформления.
Партеры, клумбы, рабатки, массивы, группы, бордюры, альпинарии, рокарии и др. Смешанные группы, миксбордеры.
8.2. Лабораторно – практическое занятие №15
Составление эскизов основных типов цветников.
8.3. Технология устройства цветника.
Подбор растений по высоте, времени цветения и окраске.
Разбивка цветника, улучшение почвенного состава, планировка поверхности почвы, нанесение рисунка в натуре. Транспортировка и посадка растений.
8.4. Современные приемы цветочного оформления.
Элементы вертикального озеленения. Цветочное оформление входных групп. Контейнерное озеленение. Топиарное искусство. «Зеленая скульптура».
Контрольное тестирование №7
Контролируется полнота знаний по элементам цветочного оформления, технологии устройства цветников и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №9. «Озеленение помещений».
Цель:
- осознание понятий зимний сад, зонирование, микроландшафт;
- развитие способностей составления специализированных севооборотов.
- Принципы размещения растений.
Приспособления для размещения растений. Устройство зимних садов, оформление и устройство производственных и служебных интерьеров, детских уголков.
9.2. Устройство зимних садов.
Типы зимних садов. Объемно-пространственное решение зимнего сада: подбор конструктивных материалов, зонирование территории, подбор системы освещения, вентиляции, обогрева и полива. Ассортимент растительного материала. Ассортимент малых форм и аксессуаров.
9.3.Лабораторно – практическое занятие №16
Разработка эскиза зимнего сада.
9.4. Устройство цветочных выставок.
Оформление цветочных выставок. Оформление стенда выставки, применяемый материал. Уход за экспонатами. Смена и хранение экспонатов.
9.5.Оформление цветочных отделов и витрин магазинов.
Цветочные магазины - места показов цветов с наиболее выгодной стороны.
Контрольное тестирование №8.
Контролируется полнота знаний по элементам цветочного оформления, технологии устройства цветников и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №10. «Селекция и семеноводство»
Цель:
- осознание понятий: селекция, сортоиспытание, элитные семена;
- развитие способностей применения технологии сбора семян.
- Направления селекции цветочно-декоративных растений.
Сортоиспытание.
ГОСТы и ОСТы на цветочную продукцию.
- Отбор и выращивание растений на семена.
Особенности выращивания цветочных растений на семена. Изоляция пространственная и временная. Методы отбора элитных растений. Сортовая прочистка, апробация. Уход за семенниками. Грунтовой контроль сортовых семян.
10.2. Лабораторно – практическое занятие №17
Технология сбора семян.
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Перечень лабораторно-практических занятий
Наименование блока |
Наименование лабораторно-практического занятия |
Кол-во часов |
Блок №4 «Способы размножения цветочно-декоративных растений»
|
Лабораторно-практическое занятие №1 Семенное размножение цветочных растений открытого грунта |
4 |
Лабораторно-практическое занятие №2 Вегетативное размножение цветочных растений.
|
4 |
|
Блок 5. «Основные агротехнические мероприятия при выращивании цветочно-декоративных растений » |
Лабораторно – практическое занятие №3 Посадка цветочно-декоративных культур. Лабораторно – практическое занятие №4 Полив, опрыскивание, прополка. Лабораторно – практическое занятие №5 Рыхление и мульчирование почвы. Лабораторно – практическое занятие №6 Подкормки. Лабораторно – практическое занятие №7 Формирование: подвязка, прищипка, пасынкование, пинцеровка растений. Лабораторно – практическое занятие №8 Защита растений. Лабораторно – практическое занятие №9 Пересадка и перевалка.
|
2
2
2 2 2
2
4
|
Блок №6. «Цветочно-декоративные растения открытого грунта. Ассортимент и агротехника». |
Лабораторно – практическое занятие №10 Составление гербария красивоцветущих летников. Лабораторно – практическое занятие №11 Составление гербария горшечных растений для цветников.
Лабораторно – практическое занятие №12 Составление гербария двулетников и многолетников. |
4
4
4 |
Блок №7. «Цветочно-декоративные растения закрытого грунта. Ассортимент и агротехника».
|
Лабораторно – практическое занятие №13 Выгонка луковичных. Лабораторно – практическое занятие №14 Уход за основными группами комнатных растений. |
2
6 |
Блок №8 «Устройство цветников»
|
Лабораторно – практическое занятие №15 Составление эскизов основных типов цветников.
|
6
|
Блок №9. «Озеленение помещений».
|
Лабораторно – практическое занятие №16 Разработка эскиза зимнего сада.
|
4 |
Блок №10. «Селекция и семеноводство»
|
Лабораторно – практическое занятие №17 Технология сбора семян.
|
4 |
Литература
Основная:
- Т.А.Соколова, И.Ю.Бочкова «Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник- 2-е изд., - М.:Издательский центр «Академия», 2006. – 432с.
- Быховец А.И., Гончарук В.М. Комнатные и садовые растения. – МН.: ООО»Харвест», 2004. -528с.
- Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. Пер. с англ. – М.: Кладезь-Букс, 2000. -255с.
- Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. Пер. с англ. – М.: Кладезь-Букс, 2000. -245с.
- Хессайон Д.Г. Все о луковичных растениях. Пер. с англ. – М.: Кладезь-Букс, 2000. -165с.
- Хессайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду. Пер. с англ. – М.: Кладезь-Букс, 2000. -145с.
Дополнительная:
1 Журнал «Ландшафтный дизайн». Ежемесячное издание. –М.
- Журнал «Мой прекрасный сад». Ежемесячное издание. –М.
- Журнал «Цветоводство». Ежемесячное издание. –М.
- Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. - Н. Новгород, 1994.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. - Челябинск, 1997.