ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  блочно – модульная программа учебного предмета «Основы агрономии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии начального профессионального образования 37.13 «Садовник» и является единой для всех форм обучения. Составлена на основе примерной программы учебного предмета, разработанного ведущим научным сотрудником лаборатории методического обеспечения профессий сельского хозяйства и ВС Каликинским Ю.А. и допущенного Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России (Протокол №2 от 12 февраля 2001г.). Программа предназначена для  формирования у учащихся знаний и умений  по основам почвоведения, способам борьбы с сорняками и системой применения удобрений в зеленом строительстве, системой обработки почвы и классификацией севооборотов, орошением и осушением земель и охраной окружающей среды.

Предмет «Основы агрономии» в учебном плане относится к общепрофессиональному циклу и базируется на знаниях таких предметов как «Химия», «Биология с основами экологии», «Ботаника», «Цветоводство», «Дендрология».

Рабочая блочно – модульная программа состоит из 11 взаимосвязанных  блоков:

Блок 1. «Введение».

Блок 2. «Почвы и их плодородие».

Блок 3. «Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования в земледелии».

Блок 4. «Сорные растения и меры борьбы с ними».

Блок 5. «Обработка почвы».

Блок 6. «Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы».

Блок 7. «Питание растений».

Блок 8. «Удобрения и их применение».

Блок 9. «Севообороты и их классификация».

Блок 10. «Орошение и осушение земель».

Блок 11. «Охрана окружающей среды».

         Данная структура обосновывается тем, что в блоке 1 происходит погружение в предметное содержание, учащиеся исследуют понятия «сельское хозяйство», «сельскохозяйственное производство», «земледелие», знакомятся с ролью науки и передового опыта в развитии земледелия, с природными и экономическими условиями области и организацией земледелия с учетом этих условий.

         В блоке 2 раскрываются такие понятия как «плодородие почвы», «механический состав», «водный, воздушный и тепловой режим почвы», «спелость почвы». 

         Блоки 3 - 8 посвящены изучению мер по созданию условий для жизни растений: борьба с сорняками, система обработки почвы, комплекс мероприятий по борьбе с эрозией почвы,  питание растений.

         В блоках  9-11 раскрываются такие понятия, как «севооборот», «режим орошения», «предельная полевая влагоемкость», «оросительная система», «загрязнения окружающей среды».

В результате изучения дисциплины учащийся должен:

 знать:                                                        

                   - почвы и их плодородие;

                   - условия жизни растений;

                   - сорные растения;

                   - удобрения и их классификацию;

                   - севообороты и их классификацию;

                   - способы орошения и осушения земель.

          уметь:

                   - определять состав почвы и ее кислотность;

                   - бороться с сорными растениями;

                   - обеспечить правильное питание растениям;

                   -

Программа  «Основы агрономии» рассчитана  на 103 часа (из них  16 часов – на  выполнение практических заданий).

При изучении предмета  по соответствующим темам следует использовать справочную и специальную литературу, а также периодические издания.

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме тестирования: каждому учащемуся  предлагается ответить на 30 вопросов, отражающих содержание отдельных блоков и предмета в целом.

 

 

Тематический план предмета «Основы агрономии»

 

Наименование блоков, ситуаций

Кол-во часов при очной форме обучения

всего

теоретические занятия

практические занятия

1 курс

Блок №1. «Введение»                                                                

2

2

-

1.1.          Особенности с/х производства.

2

2

-

Блок №2. «Условия жизни растений и  приемы их регулирования»

6

4

2

2.1. Условия жизни.

2

2

-

2.2. Приемы агротехники по регулированию условий жизни растений

2

2

-

2.3.Лабораторно- практическое занятие №1.

Подготовка садовых инструментов

2

-

2

Блок №3. «Почвы и их плодородие»                                           

22

19

3

3.1. Земля - основное средство производства

2

2

-

3.2. Плодородие почвы.

4

4

-

3.3. Механический состав почвы.

4

4

-

3.4. Воздушно-тепловой режим.

4

4

-

3.5. Поглотительная способность.

4

4

-

3.6. Лабораторно – практическое занятие №2

Определение механического состава почвы.

3

-

3

Контрольное тестирование №1

1

1

-

Блок №4. «Обработка почвы»                                                    

16

14

2

4.1.          Цели и задачи обработки почвы

2

2

-

4.2.           Приемы обработки почвы.

6

6

-

4.3.          Обработка почвы под сад и питомник

6

6

-

4.4.          Лабораторно-практическое занятие №3

Знакомство с почвообрабатывающей техникой.

2

-

2

Блок №5. «Сорные растения и меры борьбы с ними»            

12

9

3

5.1. Классификация сорняков

1

1

-

5.2. Меры борьбы с сорняками

3

3

-

5.3. Гербициды.

4

4

-

5.4. Лабораторно – практическое занятие №4

Описание сорняков по биологическим группам.

3

-

3

Контрольное тестирование №2

1

1

-

Блок №6. «Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы »

3

3

-

6.1. Ветровая и водная эрозии.

1

1

-

6.2. Комплекс мер борьбы с эрозией

1

1

-

6.3. Защитная роль культур в борьбе с эрозией.

1

1

-

Блок №7. «Питание растений»

9

7

2

7.1.  Потребность в элементах питания

2

2

-

7.2. Роль NPK.

2

2

-

7.3. Микроэлементы.

2

2

-

7.4. Лабораторно – практическое занятие №5

Диагностика нарушения питания по внешним признакам.

2

-

2

Контрольное тестирование №3

1

1

-

Блок №8. «Удобрения и их применение»

21

19

2

8.1. Классификация удобрений

2

2

-

8.2. Органические удобрения. Накопление, хранение, подготовка (торф, навоз, фекалии)

Нормы и сроки внесения. Приготовление листовой, дерновой земли и компостов.

4

4

-

8.3. Сидераты, роль в повышении плодородия.

2

2

-

8.4.Виды минеральных удобрений, нормы, способы и сроки внесения.

4

4

-

8.5. Микроудобрения, значение. Сроки и нормы внесения.

2

2

-

8.6. Система применения удобрений. Техника безопасности.

2

2

-

8.7. Лабораторно – практическое занятие №6 Составление грунтовых смесей для цветочных культур.

2

-

2

8.8. Бактериальные удобрения. ЭМ- технологии.

2

2

-

Контрольное тестирование №4

1

1

-

Блок №9. «Севообороты»

4

4

-

9.1.  Научные основы чередования культур, преимущество перед  монокультурой.

2

2

-

9.2. Севообороты в питомниках.

2

2

-

Блок №10. «Осушение и орошение земель»                          

4

4

-

10.1.  Оросительная система. Способы, нормы, сроки полива. Транспирационный расход воды. Капельный полив.

2

2

-

10.2.  Грунтовые и паводковые воды. Осушение.

2

2

-

Блок №11. «Охрана окружающей среды»                                     

4

4

-

11.1. Охрана воздуха, почв, недр, растений и животных.

1

1

-

11.2. Загрязнители окружающей среды. Агрохимикаты и наше здоровье

1

1

-

11.3.Ответственность руководства и рабочих за экологию.

1

1

-

Контрольное тестирование №5

1

1

-

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

1

1

 

                                                                                   ИТОГО:

 103          

87

16

 

Содержание программы

 

Цель: развитие  предметных знаний и умений обучающихся.

Содержание: основы почвоведения и агротехники.

Результат: предметные знания и умения.

 

1 курс

Блок 1. «Введение»

          Цель:

          - осознание предметного содержания предмета «Основы агрономии»;

          - развитие предметных знаний.

 

1.1.Особенности сельскохозяйственного производства

Современное состояние сельского хозяйства. Роль науки и передового опыта в развитии земледелия. Достижения передовиков района в развитии земледелия. Природные и экономические условия района, области, края, республики. Организация земледелия с учетом этих условий.

 

Блок №2. «Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования»

                                                                                                                                          

Цель:

- осознание понятий условий жизни растений и агротехнических приемов их регулирования;

- развитие способностей определять потребность растений в освещении, температуре, воде, пище и влажности воздуха.

 

 

2.1. Условия жизни растений

Отношение к свету, теплу, воде, воздуху, питательным веществам.

 

2.2. Агротехнические приемы  регулирования

Приемы агротехники по регули­рованию условий жизни растений.

 

2.3. Лабораторно-практическое занятие №1

Подготовка садовых инструментов и оборудования.

 

Блок №3. «Почвы и их плодородие»

Цель:

- осознание понятий типов почв, их механического состава и признаков плодородия;

- развитие способностей определять механический состав почвы и ее кислотность.

 

3.1 Земля - главное средство производства

Понятие о почвах. Образование и типы почв.

3.2. Плодородие почвы

 Признаки плодородия.  Гумус.

3.3. Механический состав почвы

 Классификация почвы по механическому составу и ее значение. Определение механического состава.

3.4. Воздушно-тепловой режим

Водные свойства почвы. Спелость почвы, ее влияние на качество об­работки. Приемы накопления и сохранения влаги в почве.

Воздушный режим почвы и его значение  для развития растений. Структура почвы. Тепловые свойства почвы. Управление воздушно-тепловым режимом.

3.5. Поглотительная способность почвы

         Значение поглотительной способности почвы для развития растений. Реакция почвенного раствора и пути ее изменения. Кислотность. Щелочность. Гипсование почв.

3.6. Лабораторно-практическое занятие №2

Определение механического состава почвы и ее кислотности.

 

 

 

 Контрольное тестирование № 1

Контролируется полнота знаний по типам почв, их механическому составу, кислотности, воздушно-тепловому режиму и уровень  сформированности  умений определять эти показатели на практике.

 

Блок №4 «Обработка почвы»

 

Цель:

- осознание понятий: вспашка, культивация, боронование, пар, зяблевая обработка, предпосевная обработка, междурядная обработка;

- развитие способностей определять необходимость данного приема обработки почвы.

 

4.1. Цели и задачи обработки почвы

Рыхление почвы. Уничтожение сорняков. Накопление влаги и питательных веществ.

  • Приемы обработки почвы

Понятие о системе обработки почвы. Вспашка, ее виды.

поверхностная обработка почвы: основная, предпосевная, междурядная. Пары: чистые, занятые, сидеральные. Междурядная обработка почвы и ее значение в зеленом хозяйстве. Система зяблевой обработки почвы. Система предпосевной обработки почвы.

4.3. Обработка почвы под сад и питомник

Подбор участка: требования к рельефу, почвам, местоположению.

Наличие рабочей силы, электроэнергии, воды, дорог и т.д. Обработка почвы под закладку питомника.

4.4. Лабораторно-практическое занятие №3

Знакомство с почвообрабатывающей техникой.

 

 

 

Блок 5. «Сорные растения и меры борьбы с ними»            

 

Цель:

- осознание понятий биологической и химической борьбы с сорняками,

- развитие способностей определять группы сорных растений.

 

5.1. Классификация сорняков

Классификация сорняков, их биологические особенности.

5.2. Меры борьбы с сорняками

Предупредительные истребительные меры борьбы. Агротехнический способ борьбы с сорняками. Биологический способ борьбы с сорняками. Химический способ борьбы с сорняками.

  • Гербициды

Их дозы под различные культуры. Безопасные условия труда при работе с гербицидами. Применение гербицидов в садово-парковом строительстве и цветочных хо­зяйствах. Сочетание агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. Опыт передовых хозяйств данной зоны по уничтожению сорняков.

  • Лабораторно-практическое занятие №4

Описание сорняков по биологическим группам.

 

 

 

Контрольное тестирование № 2

Контролируется полнота знаний по приемам обработки почв, обработки почвы под сад и питомник, классификации сорняков, биологической и химической борьбы с сорняками и уровень  сформированности  умений применять их на практике.

Блок №6. «Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы».

 

Цель:

- осознание понятий: эрозия почвы; ветровая эрозия; водная эрозия;

- развитие способностей определять агротехнические меры борьбы с различными видами эрозии.

6.1. Ветровая и водная эрозии

Пыльные бури (черные бури) и повседневная (местная) ветровая эрозия.

Водная эрозия на смыв почв (плоскостная эрозия) и овражная (линейная).

6.2. Комплекс мер борьбы с эрозией

Агротехнические, лесомелиоративные и лугомелиоративные мероприятия по борьбе с эрозией почв. Гидротехнические противоэрозионные мероприятия. Экономическая эффективность противоэрозионных мероприятий.

6.3. Защитная роль культур в борьбе с эрозией

Защитная роль озимых, яровых и пропашных культур, культур сплошного посева, а также занятых и чистых паров при обычной обработке.

Защитная роль многолетних трав. Подбор древесных и кустарниковых пород. Их размещение в защитных насаждениях.

 

Блок №7. « Питание растений»

Цель:

- осознание понятий: пищевой режим почвы, микроэлементы в жизни растений;

- развитие способностей определять нарушения питания растения по внешним признакам.

 

7.1.  Потребность в элементах питания

Состав растений и потребность их в элементах питания.

7.2. Роль азота, фосфора и калия.

 Регулирование пищевого режима почвы. Отношение растений к питательным веществам.

7.3. Микроэлементы.

 Роль микроэлементов в жизни растений.

 

7.4. Лабораторно – практическое занятие №5

Диагностика нарушения питания по внешним признакам.

Контрольное тестирование № 3.

Контролируется полнота знаний по основным мероприятиям по борьбе с эрозией почвы, по потребности растений в питании, по диагностике нарушений питания по внешним признакам  и уровень  сформированности  умений применять их на практике.

 

Блок №8 «Удобрения и их применение»

Цель:

- осознание понятий: минеральные удобрения, органические удобрения, сидеральные удобрения, микроудобрения и бактериальные удобрения;

- развитие способностей правильно определять потребность растений в удобрениях  и уметь их применять.

 

8.1. Классификация удобрений.

Минеральные удобрения: азотные, фосфорные. Калийные, микроудобрения. Органические удобрения: навоз, торф, опил, компост.

8.2. Органические удобрения.

Их виды и характеристика. Накопление, хранение, подготовка (торф, навоз, фекалии). Нормы и сроки внесения удобрений под плодовые, ягодные, овощные культуры. Приготовление листовой, дерновой земли и компостов.

8.3. Сидераты.

Роль сидеральных удобрений в повышении плодородия почв.

8.4.Виды минеральных удобрений.

Их характеристика. Способы и сроки применения под плодовые, ягодные, овощные культуры.

8.5. Микроудобрения.

Их значение, способы и сроки применения. Известкование кислых почв и гипсование солонцов.

8.6.Система применения удобрений.

Правила хранения и смешивания минеральных и органических удобрений. Безопасные условия работы с минеральными и органическими удобрениями. Система применения удобрений в зеленом строительстве

Опыт передовых хозяйств по эффективному использованию удобрений.

 8.7. Лабораторно – практическое занятие №6

Составление грунтовых смесей для цветочных культур

8.8. Бактериальные удобрения.

ЭМ- технологии. Виды бактериальных удобрений и их применение.

 

Контрольное тестирование № 4.

Контролируется полнота знаний по классификации удобрений, нормам и срокам внесения, по  грунтовым смесям для цветочных культур и уровень  сформированности  умений применять их на практике.

 

Блок №9. «Севообороты и их классификация».

Цель:

- осознание понятий севооборот, монокультура;

- развитие способностей составления специализированных севооборотов.

 

  • Научные основы чередования культур.

Освоение севооборотов, их классификация. Почвозащитные или про-тивоэрозионные севообороты. Преимущество севооборота перед  монокультурой.

9.2. Севообороты в питомниках.

Севообороты в питомниках. Роль трав. Севообороты, применяемые в данной зоне. Опыт передовых хозяйств данного района (области).

 

Блок №10. «Орошение и осушение  земель»                          

Цель:

- осознание понятий:  оросительная система, транспирационный расход воды, капельный полив, грунтовые и паводковые воды;

- развитие способностей определять сроки и нормы орошения.

 

  • Оросительная система

Оросительная норма и методы ее определения. Способы и сроки полива. Транспирационный расход воды. Капельный полив.

10.2.  Грунтовые и паводковые воды.

Методы осушения.

 

Блок №11. «Охрана окружающей среды»                                     

Цель:

- осознание понятий: загрязнители окружающей среды, охрана окружающей среды;

- развитие способностей предотвращать загрязнение окружающей среды.

 

11.1. Организация охраны окружающей среды.

Охрана атмосферного воздуха, почв, недр земли, растительности и животных.

11.2. Загрязнители окружающей среды.

Характеристика загрязнения окружающей среды. Агрохимикаты и наше здоровье.

11.3.Ответственность руководства и рабочих за экологию.

Мероприятия по охране окружающей среды при работе на тракторе и сельскохозяйственной машине. Мероприятия по борьбе с шумом, загрязнением почвы, атмосферы и водной среды.

 

Контрольное тестирование №5

Контролируется полнота знаний по севооборотам, осушению и орошению земель, охране окружающей среды и уровень  сформированности  умений применять их на практике.

 

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 

Перечень лабораторных занятий

 

Наименование

блока

 

Наименование лабораторно-практического

занятия

 

Кол-во часов

Блок №2. «Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования»

Лабораторно-практическое занятие №1

Подготовка садовых инструментов и оборудования

 

2

Блок №3. «Почвы и их плодородие»

 

Лабораторно-практическое занятие №2.

Определение механического состава почвы и ее кислотности

 

3

Блок№4 «Обработка почвы»

 

Лабораторно-практическое занятие №3

Знакомство с почвообрабатывающей техникой.

 

 

2

Блок 5. «Сорные растения и меры борьбы с ними»            

 

Лабораторно-практическое занятие №4

Описание сорняков по биологическим группам.

 

 

3

Блок №7. « Питание растений».

 

Лабораторно – практическое занятие №5

Диагностика нарушения питания по внешним признакам.

 

 

2

Блок №8 «Удобрения и их применение»

 

Лабораторно – практическое занятие №6

Составление грунтовых с Пмесей для цветочных культур.

 

 

2

 

 

Литература

 

Нормативная:

1.Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 37.13 «Садовник»(ОСТ 9 ПО 02.37.13-2000)

2.Комплект учебной документации для подготовки учащихся профессиональных учебных  заведений по профессии «Садовник».– М.:ИРПО,2002.

Основная:

  1. Третьяков Н.Н. Основы агрономии: учеб. пособие. - М.: Академия; Высшая школа, 2006.
  2. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. -М.: Просвещение, 2004.
  3. Грачёва А.В. Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве: учеб.пособ. –М.: Форум, 2007.

 

Дополнительная:

  1. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека (концепция, опыт). - Н. Новгород, 1999.
  2. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. - Н. Новгород, 1994.
  3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. - Челябинск, 1997.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top