Рабочая блочно – модульная программа учебного предмета «Основы агрономии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии начального профессионального образования 37.13 «Садовник» и является единой для всех форм обучения. Составлена на основе примерной программы учебного предмета, разработанного ведущим научным сотрудником лаборатории методического обеспечения профессий сельского хозяйства и ВС Каликинским Ю.А. и допущенного Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России (Протокол №2 от 12 февраля 2001г.). Программа предназначена для формирования у учащихся знаний и умений по основам почвоведения, способам борьбы с сорняками и системой применения удобрений в зеленом строительстве, системой обработки почвы и классификацией севооборотов, орошением и осушением земель и охраной окружающей среды.
Предмет «Основы агрономии» в учебном плане относится к общепрофессиональному циклу и базируется на знаниях таких предметов как «Химия», «Биология с основами экологии», «Ботаника», «Цветоводство», «Дендрология».
Рабочая блочно – модульная программа состоит из 11 взаимосвязанных блоков:
Блок 1. «Введение».
Блок 2. «Почвы и их плодородие».
Блок 3. «Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования в земледелии».
Блок 4. «Сорные растения и меры борьбы с ними».
Блок 5. «Обработка почвы».
Блок 6. «Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы».
Блок 7. «Питание растений».
Блок 8. «Удобрения и их применение».
Блок 9. «Севообороты и их классификация».
Блок 10. «Орошение и осушение земель».
Блок 11. «Охрана окружающей среды».
Данная структура обосновывается тем, что в блоке 1 происходит погружение в предметное содержание, учащиеся исследуют понятия «сельское хозяйство», «сельскохозяйственное производство», «земледелие», знакомятся с ролью науки и передового опыта в развитии земледелия, с природными и экономическими условиями области и организацией земледелия с учетом этих условий.
В блоке 2 раскрываются такие понятия как «плодородие почвы», «механический состав», «водный, воздушный и тепловой режим почвы», «спелость почвы».
Блоки 3 - 8 посвящены изучению мер по созданию условий для жизни растений: борьба с сорняками, система обработки почвы, комплекс мероприятий по борьбе с эрозией почвы, питание растений.
В блоках 9-11 раскрываются такие понятия, как «севооборот», «режим орошения», «предельная полевая влагоемкость», «оросительная система», «загрязнения окружающей среды».
В результате изучения дисциплины учащийся должен:
знать:
- почвы и их плодородие;
- условия жизни растений;
- сорные растения;
- удобрения и их классификацию;
- севообороты и их классификацию;
- способы орошения и осушения земель.
уметь:
- определять состав почвы и ее кислотность;
- бороться с сорными растениями;
- обеспечить правильное питание растениям;
-
Программа «Основы агрономии» рассчитана на 103 часа (из них 16 часов – на выполнение практических заданий).
При изучении предмета по соответствующим темам следует использовать справочную и специальную литературу, а также периодические издания.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме тестирования: каждому учащемуся предлагается ответить на 30 вопросов, отражающих содержание отдельных блоков и предмета в целом.
Тематический план предмета «Основы агрономии»
Наименование блоков, ситуаций |
Кол-во часов при очной форме обучения |
||
всего |
теоретические занятия |
практические занятия |
|
1 курс |
|||
Блок №1. «Введение» |
2 |
2 |
- |
1.1. Особенности с/х производства. |
2 |
2 |
- |
Блок №2. «Условия жизни растений и приемы их регулирования» |
6 |
4 |
2 |
2.1. Условия жизни. |
2 |
2 |
- |
2.2. Приемы агротехники по регулированию условий жизни растений |
2 |
2 |
- |
2.3.Лабораторно- практическое занятие №1. Подготовка садовых инструментов |
2 |
- |
2 |
Блок №3. «Почвы и их плодородие» |
22 |
19 |
3 |
3.1. Земля - основное средство производства |
2 |
2 |
- |
3.2. Плодородие почвы. |
4 |
4 |
- |
3.3. Механический состав почвы. |
4 |
4 |
- |
3.4. Воздушно-тепловой режим. |
4 |
4 |
- |
3.5. Поглотительная способность. |
4 |
4 |
- |
3.6. Лабораторно – практическое занятие №2 Определение механического состава почвы. |
3 |
- |
3 |
Контрольное тестирование №1 |
1 |
1 |
- |
Блок №4. «Обработка почвы» |
16 |
14 |
2 |
4.1. Цели и задачи обработки почвы |
2 |
2 |
- |
4.2. Приемы обработки почвы. |
6 |
6 |
- |
4.3. Обработка почвы под сад и питомник |
6 |
6 |
- |
4.4. Лабораторно-практическое занятие №3 Знакомство с почвообрабатывающей техникой. |
2 |
- |
2 |
Блок №5. «Сорные растения и меры борьбы с ними» |
12 |
9 |
3 |
5.1. Классификация сорняков |
1 |
1 |
- |
5.2. Меры борьбы с сорняками |
3 |
3 |
- |
5.3. Гербициды. |
4 |
4 |
- |
5.4. Лабораторно – практическое занятие №4 Описание сорняков по биологическим группам. |
3 |
- |
3 |
Контрольное тестирование №2 |
1 |
1 |
- |
Блок №6. «Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы » |
3 |
3 |
- |
6.1. Ветровая и водная эрозии. |
1 |
1 |
- |
6.2. Комплекс мер борьбы с эрозией |
1 |
1 |
- |
6.3. Защитная роль культур в борьбе с эрозией. |
1 |
1 |
- |
Блок №7. «Питание растений» |
9 |
7 |
2 |
7.1. Потребность в элементах питания |
2 |
2 |
- |
7.2. Роль NPK. |
2 |
2 |
- |
7.3. Микроэлементы. |
2 |
2 |
- |
7.4. Лабораторно – практическое занятие №5 Диагностика нарушения питания по внешним признакам. |
2 |
- |
2 |
Контрольное тестирование №3 |
1 |
1 |
- |
Блок №8. «Удобрения и их применение» |
21 |
19 |
2 |
8.1. Классификация удобрений |
2 |
2 |
- |
8.2. Органические удобрения. Накопление, хранение, подготовка (торф, навоз, фекалии) Нормы и сроки внесения. Приготовление листовой, дерновой земли и компостов. |
4 |
4 |
- |
8.3. Сидераты, роль в повышении плодородия. |
2 |
2 |
- |
8.4.Виды минеральных удобрений, нормы, способы и сроки внесения. |
4 |
4 |
- |
8.5. Микроудобрения, значение. Сроки и нормы внесения. |
2 |
2 |
- |
8.6. Система применения удобрений. Техника безопасности. |
2 |
2 |
- |
8.7. Лабораторно – практическое занятие №6 Составление грунтовых смесей для цветочных культур. |
2 |
- |
2 |
8.8. Бактериальные удобрения. ЭМ- технологии. |
2 |
2 |
- |
Контрольное тестирование №4 |
1 |
1 |
- |
Блок №9. «Севообороты» |
4 |
4 |
- |
9.1. Научные основы чередования культур, преимущество перед монокультурой. |
2 |
2 |
- |
9.2. Севообороты в питомниках. |
2 |
2 |
- |
Блок №10. «Осушение и орошение земель» |
4 |
4 |
- |
10.1. Оросительная система. Способы, нормы, сроки полива. Транспирационный расход воды. Капельный полив. |
2 |
2 |
- |
10.2. Грунтовые и паводковые воды. Осушение. |
2 |
2 |
- |
Блок №11. «Охрана окружающей среды» |
4 |
4 |
- |
11.1. Охрана воздуха, почв, недр, растений и животных. |
1 |
1 |
- |
11.2. Загрязнители окружающей среды. Агрохимикаты и наше здоровье |
1 |
1 |
- |
11.3.Ответственность руководства и рабочих за экологию. |
1 |
1 |
- |
Контрольное тестирование №5 |
1 |
1 |
- |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
103 |
87 |
16 |
Содержание программы
Цель: развитие предметных знаний и умений обучающихся.
Содержание: основы почвоведения и агротехники.
Результат: предметные знания и умения.
1 курс
Блок 1. «Введение»
Цель:
- осознание предметного содержания предмета «Основы агрономии»;
- развитие предметных знаний.
1.1.Особенности сельскохозяйственного производства
Современное состояние сельского хозяйства. Роль науки и передового опыта в развитии земледелия. Достижения передовиков района в развитии земледелия. Природные и экономические условия района, области, края, республики. Организация земледелия с учетом этих условий.
Блок №2. «Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования»
Цель:
- осознание понятий условий жизни растений и агротехнических приемов их регулирования;
- развитие способностей определять потребность растений в освещении, температуре, воде, пище и влажности воздуха.
2.1. Условия жизни растений
Отношение к свету, теплу, воде, воздуху, питательным веществам.
2.2. Агротехнические приемы регулирования
Приемы агротехники по регулированию условий жизни растений.
2.3. Лабораторно-практическое занятие №1
Подготовка садовых инструментов и оборудования.
Блок №3. «Почвы и их плодородие»
Цель:
- осознание понятий типов почв, их механического состава и признаков плодородия;
- развитие способностей определять механический состав почвы и ее кислотность.
3.1 Земля - главное средство производства
Понятие о почвах. Образование и типы почв.
3.2. Плодородие почвы
Признаки плодородия. Гумус.
3.3. Механический состав почвы
Классификация почвы по механическому составу и ее значение. Определение механического состава.
3.4. Воздушно-тепловой режим
Водные свойства почвы. Спелость почвы, ее влияние на качество обработки. Приемы накопления и сохранения влаги в почве.
Воздушный режим почвы и его значение для развития растений. Структура почвы. Тепловые свойства почвы. Управление воздушно-тепловым режимом.
3.5. Поглотительная способность почвы
Значение поглотительной способности почвы для развития растений. Реакция почвенного раствора и пути ее изменения. Кислотность. Щелочность. Гипсование почв.
3.6. Лабораторно-практическое занятие №2
Определение механического состава почвы и ее кислотности.
|
Контрольное тестирование № 1
Контролируется полнота знаний по типам почв, их механическому составу, кислотности, воздушно-тепловому режиму и уровень сформированности умений определять эти показатели на практике.
Блок №4 «Обработка почвы»
Цель:
- осознание понятий: вспашка, культивация, боронование, пар, зяблевая обработка, предпосевная обработка, междурядная обработка;
- развитие способностей определять необходимость данного приема обработки почвы.
4.1. Цели и задачи обработки почвы
Рыхление почвы. Уничтожение сорняков. Накопление влаги и питательных веществ.
- Приемы обработки почвы
Понятие о системе обработки почвы. Вспашка, ее виды.
поверхностная обработка почвы: основная, предпосевная, междурядная. Пары: чистые, занятые, сидеральные. Междурядная обработка почвы и ее значение в зеленом хозяйстве. Система зяблевой обработки почвы. Система предпосевной обработки почвы.
4.3. Обработка почвы под сад и питомник
Подбор участка: требования к рельефу, почвам, местоположению.
Наличие рабочей силы, электроэнергии, воды, дорог и т.д. Обработка почвы под закладку питомника.
4.4. Лабораторно-практическое занятие №3
Знакомство с почвообрабатывающей техникой.
|
Блок 5. «Сорные растения и меры борьбы с ними»
Цель:
- осознание понятий биологической и химической борьбы с сорняками,
- развитие способностей определять группы сорных растений.
5.1. Классификация сорняков
Классификация сорняков, их биологические особенности.
5.2. Меры борьбы с сорняками
Предупредительные истребительные меры борьбы. Агротехнический способ борьбы с сорняками. Биологический способ борьбы с сорняками. Химический способ борьбы с сорняками.
- Гербициды
Их дозы под различные культуры. Безопасные условия труда при работе с гербицидами. Применение гербицидов в садово-парковом строительстве и цветочных хозяйствах. Сочетание агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. Опыт передовых хозяйств данной зоны по уничтожению сорняков.
- Лабораторно-практическое занятие №4
Описание сорняков по биологическим группам.
|
Контрольное тестирование № 2
Контролируется полнота знаний по приемам обработки почв, обработки почвы под сад и питомник, классификации сорняков, биологической и химической борьбы с сорняками и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №6. «Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы».
Цель:
- осознание понятий: эрозия почвы; ветровая эрозия; водная эрозия;
- развитие способностей определять агротехнические меры борьбы с различными видами эрозии.
6.1. Ветровая и водная эрозии
Пыльные бури (черные бури) и повседневная (местная) ветровая эрозия.
Водная эрозия на смыв почв (плоскостная эрозия) и овражная (линейная).
6.2. Комплекс мер борьбы с эрозией
Агротехнические, лесомелиоративные и лугомелиоративные мероприятия по борьбе с эрозией почв. Гидротехнические противоэрозионные мероприятия. Экономическая эффективность противоэрозионных мероприятий.
6.3. Защитная роль культур в борьбе с эрозией
Защитная роль озимых, яровых и пропашных культур, культур сплошного посева, а также занятых и чистых паров при обычной обработке.
Защитная роль многолетних трав. Подбор древесных и кустарниковых пород. Их размещение в защитных насаждениях.
Блок №7. « Питание растений»
Цель:
- осознание понятий: пищевой режим почвы, микроэлементы в жизни растений;
- развитие способностей определять нарушения питания растения по внешним признакам.
7.1. Потребность в элементах питания
Состав растений и потребность их в элементах питания.
7.2. Роль азота, фосфора и калия.
Регулирование пищевого режима почвы. Отношение растений к питательным веществам.
7.3. Микроэлементы.
Роль микроэлементов в жизни растений.
7.4. Лабораторно – практическое занятие №5
Диагностика нарушения питания по внешним признакам.
Контрольное тестирование № 3.
Контролируется полнота знаний по основным мероприятиям по борьбе с эрозией почвы, по потребности растений в питании, по диагностике нарушений питания по внешним признакам и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №8 «Удобрения и их применение»
Цель:
- осознание понятий: минеральные удобрения, органические удобрения, сидеральные удобрения, микроудобрения и бактериальные удобрения;
- развитие способностей правильно определять потребность растений в удобрениях и уметь их применять.
8.1. Классификация удобрений.
Минеральные удобрения: азотные, фосфорные. Калийные, микроудобрения. Органические удобрения: навоз, торф, опил, компост.
8.2. Органические удобрения.
Их виды и характеристика. Накопление, хранение, подготовка (торф, навоз, фекалии). Нормы и сроки внесения удобрений под плодовые, ягодные, овощные культуры. Приготовление листовой, дерновой земли и компостов.
8.3. Сидераты.
Роль сидеральных удобрений в повышении плодородия почв.
8.4.Виды минеральных удобрений.
Их характеристика. Способы и сроки применения под плодовые, ягодные, овощные культуры.
8.5. Микроудобрения.
Их значение, способы и сроки применения. Известкование кислых почв и гипсование солонцов.
8.6.Система применения удобрений.
Правила хранения и смешивания минеральных и органических удобрений. Безопасные условия работы с минеральными и органическими удобрениями. Система применения удобрений в зеленом строительстве
Опыт передовых хозяйств по эффективному использованию удобрений.
8.7. Лабораторно – практическое занятие №6
Составление грунтовых смесей для цветочных культур
8.8. Бактериальные удобрения.
ЭМ- технологии. Виды бактериальных удобрений и их применение.
Контрольное тестирование № 4.
Контролируется полнота знаний по классификации удобрений, нормам и срокам внесения, по грунтовым смесям для цветочных культур и уровень сформированности умений применять их на практике.
Блок №9. «Севообороты и их классификация».
Цель:
- осознание понятий севооборот, монокультура;
- развитие способностей составления специализированных севооборотов.
- Научные основы чередования культур.
Освоение севооборотов, их классификация. Почвозащитные или про-тивоэрозионные севообороты. Преимущество севооборота перед монокультурой.
9.2. Севообороты в питомниках.
Севообороты в питомниках. Роль трав. Севообороты, применяемые в данной зоне. Опыт передовых хозяйств данного района (области).
Блок №10. «Орошение и осушение земель»
Цель:
- осознание понятий: оросительная система, транспирационный расход воды, капельный полив, грунтовые и паводковые воды;
- развитие способностей определять сроки и нормы орошения.
- Оросительная система
Оросительная норма и методы ее определения. Способы и сроки полива. Транспирационный расход воды. Капельный полив.
10.2. Грунтовые и паводковые воды.
Методы осушения.
Блок №11. «Охрана окружающей среды»
Цель:
- осознание понятий: загрязнители окружающей среды, охрана окружающей среды;
- развитие способностей предотвращать загрязнение окружающей среды.
11.1. Организация охраны окружающей среды.
Охрана атмосферного воздуха, почв, недр земли, растительности и животных.
11.2. Загрязнители окружающей среды.
Характеристика загрязнения окружающей среды. Агрохимикаты и наше здоровье.
11.3.Ответственность руководства и рабочих за экологию.
Мероприятия по охране окружающей среды при работе на тракторе и сельскохозяйственной машине. Мероприятия по борьбе с шумом, загрязнением почвы, атмосферы и водной среды.
Контрольное тестирование №5
Контролируется полнота знаний по севооборотам, осушению и орошению земель, охране окружающей среды и уровень сформированности умений применять их на практике.
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Перечень лабораторных занятий
Наименование блока |
Наименование лабораторно-практического занятия |
Кол-во часов |
Блок №2. «Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования» |
Лабораторно-практическое занятие №1 Подготовка садовых инструментов и оборудования |
2 |
Блок №3. «Почвы и их плодородие»
|
Лабораторно-практическое занятие №2. Определение механического состава почвы и ее кислотности |
3 |
Блок№4 «Обработка почвы» |
Лабораторно-практическое занятие №3 Знакомство с почвообрабатывающей техникой.
|
2 |
Блок 5. «Сорные растения и меры борьбы с ними»
|
Лабораторно-практическое занятие №4 Описание сорняков по биологическим группам.
|
3 |
Блок №7. « Питание растений».
|
Лабораторно – практическое занятие №5 Диагностика нарушения питания по внешним признакам.
|
2 |
Блок №8 «Удобрения и их применение»
|
Лабораторно – практическое занятие №6 Составление грунтовых с Пмесей для цветочных культур.
|
2 |
Литература
Нормативная:
1.Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 37.13 «Садовник»(ОСТ 9 ПО 02.37.13-2000)
2.Комплект учебной документации для подготовки учащихся профессиональных учебных заведений по профессии «Садовник».– М.:ИРПО,2002.
Основная:
- Третьяков Н.Н. Основы агрономии: учеб. пособие. - М.: Академия; Высшая школа, 2006.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. -М.: Просвещение, 2004.
- Грачёва А.В. Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве: учеб.пособ. –М.: Форум, 2007.
Дополнительная:
- Вазина К.Я. Модель саморазвития человека (концепция, опыт). - Н. Новгород, 1999.
- Вазина К.Я. Модель саморазвития человека. - Н. Новгород, 1994.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. - Челябинск, 1997.