ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая блочно - модульная программа учебного предмета «Дендрология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии начального профессионального образования 37.13 «Садовник» и является единой для всех форм обучения. Составлена на основе примерной программы учебного предмета, разработанного ведущим научным сотрудником лаборатории методического обеспечения профессий сельского хозяйства и ВС Каликинским Ю.А. и допущенного Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России (Протокол №2 от 12 февраля 2001г.). Программа предназначена для формирования у учащихся знаний и умений по способам борьбы с вредителями и болезнями декоративных растений, применяемых в зеленом строительстве, а также по способам оздоровления почвы в парниках и теплицах и посадочного материала цветочных и

декоративно-лиственных культур.

Предмет «Дендрология» в учебном плане относится к общепрофессиональному циклу и базируется на знаниях таких предметов как «Биология с основами экологии», «Ботаника», «Защита декоративных растений от вредителей и болезней», «Основы зеленого строительства».

Рабочая блочно - модульная программа состоит из 8 взаимосвязанных блоков:

Блок 1. «Введение».

Блок 2. «Основы биологии и экологии древесных растений».

Блок 3. «Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве»

Блок 4. «Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники ».

Блок 5. «Организация территории декоративных деревьев и кустарников»

Блок 6. «Размножение декоративных деревьев и кустарников».

Блок 7. « Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике». Блок 8. «Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений».

Данная структура обосновывается тем, что в первых двух блоках происходит погружение в предметное содержание, учащиеся знакомятся с основами биологии и экологии древесных растений, их жизненными формами, фенологией и интродукцией.

Блок 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве» - основной. В нем рассматриваются все  основные семейства древесных культур. Система лабораторно-практических работ предусматривает составление гербария по всему изученному материалу.

Блок 4 Посвящен изучению грунтовых роз и других красивоцветущих кустарников, способов их размножения.

Блок 5 Предусматривает изучение и знакомство с организацией и специализацией питомника лабораторно-практическое занятие проводится в виде экскурсии.

Блок 6 Посвящен изучению способов размножения декоративных деревьев и кустарников. На лабораторно-практическом занятии учащиеся должны освоить способы прививки и приемы деления кустарников.

Блок 7 Посвящен изучению способов выращивания посадочного материала в древесной школке, а также крупномерного материала и саженцев кустарников. На лабораторно-практическом занятии учащиеся научатся подготовке черенков к размножению и закладке школки.

Блок 8 Предусматривает изучение способов выкопки, прикопки, транспортировки и реализации саженцев. Лабораторно-практическое занятие проводится в виде экскурсии в питомнике.

Программа «дендрология» рассчитана на 105 часов (из них 34 часа -практические задания). В том числе I год обучения - 46 часов,

                                                  II год - 59 часов.

При изучении предмета по соответствующим темам следует использовать справочную и специальную литературу, а также периодические изделия.

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме тестирования: каждому учащемуся предлагается ответить на 30 вопросов, отражающих содержание отдельных блоков и предмета в целом.


 Тематический план

Наименование блоков, ситуаций

 

 

 

Кол-во часов

 

всего

 теоретических

  практических

1 курс

Блок № 1  Ведение

4

4

-

1.1 Значение зеленых насаждений в жизни человека.

2

2

-

1.2 Задачи зеленого строительства

2

2

 

Блок № 2  Основы биологии и экологии древесных растений

16

16

-

 2.1 Жизненные формы древесных растений

2

2

-

2.2 Основы экологии древесных растений

10

10

-

2.3 Фенология древесных растений

2

2

-

2.4 Интродукция: натурализация и акклиматизация

1

1

-

Контрольное тестирование № 1

1

1

-

Блок № 3  Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве

26

9

17

3.1 Основы декоративной дендрологии

2

2

-

3.2 Лабораторно-практическое занятие №1 Основы правила гербаризации древесных растений

2

-

2

3.3 Систематика и характеристика голосеменных

2

2

-

3.4 Лабораторно-практическое занятие №2 Фенологические наблюдения за представителями голосемянных и составление гербария

4

-

4

3.5 Систематика и характеристика покрытосеменных

2

2

-

3.6 Лабораторно-практическое занятие №3 Фенологические наблюдения за представителями покрытосеменных и составление гербария

2

-

2

3.7 Семейство лимонниковый, барбарисовые и самшитовые

2

2

-

3.8 Лабораторно-практическое занятие №4 Фенологические наблюдения за предствителями семейств лимонниковых, барбарисовых, самшитовых и составление гербария

9

-

9

Итого за 1 курс:

46

29

17

2 курс

Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве (продолжение)

23

 

21

2

3.1 Семейства ильмовые и буковые

2

2

-

3.2 Семейства березовые

2

2

-

3.3 Семейства тамариксовые и актинидиевые

2

2

-

3.4 Семейства ивовые, липовые и вересковые

4

4

-

3.5 Семейства гортензиевые, крыжовниковые, розоцветные

6

6

-

3.6 Семейства бобовые, кленовые и кизиловые

2

2

-

3.7 Семейства виноградовые, жимолостнве и маслиновые

2

2

-

3.8 Лабораторно-практическое занятие №5 Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре

2

-

2

Контрольное тестирование № 3

1

1

-

Блок № 4 Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники

8

5

3

4.1 Группы роз

1

1

-

4.2 Размножение и выращивание

2

2

-

4.3 Другие красивоцветущие кустарники

2

2

-

4.4 Лабораторно-практическое занятие № 6 Зеленое черенкование роз

3

-

3

Блок № 5 Организация территории питомника декоративных деревьев и кустарников

6

4

2

5.1 Значение питомников для развития зеленого строительства

2

2

-

5.2 Специализация питомников и механизация работ

2

2

-

5.3 Лабораторно-практическое занятие № 7 Знакомство с организацией питомника (экскурсия)

2

-

2

Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников

9

4

5

6.1 Семенное и вегетативное размножение

1

1

-

6.2 Прививка

1

1

-

6.3 Размножение делением

1

1

-

6.4 Лабораторно-практическое занятие № 8 Способы првивки, деление кустарников

5

-

5

Контрольное тестирование № 4

1

1

-

Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике

8

5

3

7.1 Выращивание посадочного материала в древесной школке

1

1

-

7.2 Выращивание крупномерного материала

1

1

-

7.3 Выращивание саженцев кустарниковых растений

2

2

-

7.4 Лабораторно-практическое занятие № 9 Подготовка черенков для размножения. Закладка школки

3

-

3

Контрольное тестирование № 5

1

1

-

Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений

5

3

2

8.1 Сроки выкопки саженцев деревьев и кустарников

1

1

-

8.2 Транспортировка саженцев и прикопка саженцев

1

1

-

8.3 Лабораторно-практическое занятие № 10 Хранение саженцев в прикопке питомника (экскурсия)

2

-

2

Контрольное тестирование № 6

1

1

-

Итого за 2 курс:

59

42

17

Всего:

105

71

34

 Содержание программы

 

Цель: получение в процессе обучения знаний по основам экологии и френологии древесно-кустарниковых культур, а так же овладение системой профессиональной деятельности по изучаемой специальности в соответствии с квалификационными требованиями.

Результат: расширение объема знаний по ассортименту и агротехнике древесно-кустарниковых растений и овладение приемами ухода за ними и способами  реализации полученной продукции.

 

2 КУРС

 

Блок №1(продолжение) Характеристика основных сортов пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве.

 

Цель: учащийся должен знать:

         - основные семейства древесно-кустарниковых культур и их представителей, произрастающих в регионе;

         - способы и сферы применения в озеленении.

         Учащийся должен уметь:

         -применить знания при оформлении озеленяемого объекта древесно-кустраниковыми растениями.

 

3.1   Семейство ильмовые и буковые

Содержание предмета: Знакомство с семействами ильмовые и буковые на примере вяза обыкновенного, вяза мелколиственного и дуба черешчатого. Характеристика кроны, листьев, цветков, плодов. Ареал распространения. Условия выращивания. Применение в озеленении.

 

3.2 Семейства березовые

Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере березы бородавчатой  и лицыны обыкновенной.

Характеристика представителей: биология, экология, фенология. Применение в зеленом строительстве и народном хозяйстве.

 

3.3 Семейства тамариксовые и актинидиевые

Содержание предмета: Знакомство с семействами на примере тамарикса и актинидии. Форма кроны, характеристика цветков, плодов. Ареал распространения. Требования к условиям выращивания. Применение в зеленой архитектуре.

 

3.4.1 Семейство ивовые

Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере ивы остролистной, тополя бальзамического, тополя белого.

Характеристика биологических особенностей. Фенология. Экология. Использование в декоративной дендрологии.

 

3.4.2 Семейства липовые и вересковые

Содержание предмета: Знакомство с семействами на примере липы сердцевидной и рододендрона даурского. Описание кроны, цветков, плодов, характера развития корневой системы. Ареал естественного произрастания. Условия выращивания. Применение в озеленении.

 

3.5.1 Семейство гортензиевых

Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере чубушника тонколистого и гортензии метельчатой. Фенология представителей. Требования к условиям выращивания. Способы размножения. Использование в ландшафтом дизайне.

 

3.5.2 Семейство крыжовниковые

Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере смородины золотистой, смородины красной и смородины черной.

Характеристика представителей  (фенология, биология, экология). Сферы применения в озеленении. Выращивание, размножение. Ареалы распространения культур. Отношение к стрижкам.

 

3.5.3 Семейство розоцветные

Содержание программы: Характеристика представителей семейства, произрастающих в регионе и имеющих значение для зеленой архитектуры: спирея, пузыреплодник, шиповник, рябина, ирга, боярышник, кизильник, черемуха. Условия произрастания, способы размножения. Применение при озеленении объектов.

 

3.6 Семейства бобовые, кленовые, кизиловые

Содержание программы: Знакомство с семействами на примере караганы древовидной, бобовника альпийского, клена остролистного, клена гиннала, клена ясенелистного, дерена белого.

Характеристика представителей: биологические особенности, отношение к освещенности, устойчивость к гащам, пыли, морозостойкость. Декоративные формы. Применение в зеленой архитектуре. Способы размножения и требования к условиям произрастания.

 

3.7 Семейства виноградовые, жимолостные и маслиновые

Содержание программы: Знакомство с семействами на примере представителей, используемых при озеленении региона: виноград амурский, виноград девечий, калина обыкновенная, жимолость, ясень обыкновенный, сирень.

Характеристика биологический особенностей, условий выращивания. Способы размножения и применения в озеленении.

Лабораторно-практичекое занятие № 5 Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре. На основании знаний характеристик  основных, декоративных, древесно-кустарниковых пород учащийся должен составить план-схему посадки декоративной группы, учитывая осеннюю колористику и габитус растений.

 

Блок № 4  Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники 

 

4.1. Группы роз

Содержание программы: Характеристика роз по внешнему габитусу. Основные группы роз: парковые, чайно-гибридные, полиантовые, миниатюрные, флорибунда, плетистые. Сферы применения в зеленой архитектуре.

 

4.2 Размножение и выращиванеи

Содержание программы: Способы размножения роз: окулировка, зеленое черенкование, деление куста, размножение корневыми отпрысками и отводками. Условия выращивания роз: место посадки, подготовка почв, минеральное питание, формирование куста, подготовка роз к зимнему периоду, защита от болезней и вредителей.

 

4.3 Другие красивоцветущие кустарники

Содержание программы: Знакомство с новинками среди красивоцветущих кустарников: будлея, вейчелла, бузина.

Характеристика биологических особенностей. Условия выращивания. Способы размножения. Сферы применения в озеленении.

 

Лабораторное-практическое занятие № 6 Зеленое черенкование роз. Используя полученные знания учащийся должен провести зеленое черенкование роз. Нарезка и подготовка черенков. Обработка стимулятором корнеобразования. Посадка.

 

Блок № 5  Организация территории питомника декоративных деревьев и кустарников 

 

5.1 Значение питомников для развития зеленого строительства

Содержание программы: Увеличение количества питомников, как способ обеспечения качественным посадочным материалом. Актуальность задачи в области с высокоразвивающей индустрией. Получение районированного сортимента декоративных культур. Снижение себестоимости саженцев. Адаптивность к условиям выращивания.

 

5.2 Специализация питомников и механизация работ

Содержание программы: Виды питомников. Различия  в зависимости от способов размножения: открытый грунт (семенное размножение), закрытый грунт вегетативное размножение). Сельскохозяйственные орудия и машины специального и общего назначения.

 

Лабораторно-практическое занятие № 7 Знакомство с организацией питомника (экскурсия). При проведении занятия учащийся должен составить полное представление об организации, деятельности и профиле питомника и отразить это в отчете.

 

Блок № 6  Размножение декоративных деревьев и кустарников 

 

6.1 семенное и вегетативное размножение

Содержание программы: Подготовка почвы для посева семян. Ассортимент культур, размножаемых семенным способом. Сроки посева, обработка семян. Уход за саженцами. Способы вегетативного размножения. Перечень культур, способных к вегетативному размножению. Уход за укорененными растениями.

 

6.2 Прививка

Содержание программы: Разновидности прививки. Техника и способы прививки. Инструменты. Сроки проведения прививок. Обвязка и обвязочный материал. Последующий уход за привитыми растениями.

 

6.3 Размножение делением

Содержание программы: Ассортимент культур, размножаемых делением. Подготовка растений к делению. Техника и способы проведения. Использование стимуляторов. Последующий уход за делёнками.

 

 

Лабораторно-практическое занятие № 8 Способы прививки, деление кустарников. Занятие предназначено для освоения техники проведения прививок и способов деления кустарников. Использование прививочного инструмента. Работа с обвязочным материалом.

 

Блок № 7  Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике   

 

7.1 Выращивание посадочного материала в древесной школке  

Содержание программы: Устройство и предназначение школки. Подготовка почвенного грунта. Подготовка и обработка посадочного материала. Технология посадочных работ и последующего ухода за саженцами.

 

7.2 Выращивание крупномерного материала

Содержание программы: Применение крупномеров в зеленом строительстве. Технология выращивания. Способы транспортировки. Особенности посадки и ухода.

7.3 Выращивание саженцев кустарниковых растений

Содержание программы: Ассортимент кустарников, пользующихся спросом при озеленении объектов. Техника формирования. Содержание маточных растений.

 

Лабораторно-практическое занятие № 9 Подготовка черенков для размножения.  Закладка школки. В течении занятия обучающийся должен освоить правила подготовки черенков и получить практические знания о закладке школки.

 

 

Блок № 8  Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений.   

 

8.1 Сроки выкопки саженцев деревьев и кустарников  

Содержание программы: Биологические особенности культур, как основной фактор при определении сроков выкопки саженцев. Сроки и ассортимент культур для осенней выкопки саженцев. Сроки и ассортимент культур для весенней выкопки саженцев.

 

8.2 Транспортировка и прикопка саженцев

Содержание программы: Основные правила транспортировки саженцев  1) С открытой корневой системой; 2) С закрытой корневой системой. Значение и правила проведения прикопки саженцев.

 

Лабораторно-практическое занятие № 10 Хранение саженцев в прикопке питомника. (Экскурсия). Экскурсионное занятие предназначено для накопления практических знаний о способах хранения саженцев и правилах их прикопки в питомнике.


Перечень практических (лабораторных) занятий

 

Номер и наименование ситуации

Номер и наименование практических работ

1 курс

Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве.

3.2 Основные правила гербаризации древесных растений.

3.4 Фенологические наблюдения за представителями голосеменных и составление гербария.

3.6 Фенологические наблюдения за представителями покрытосемянных и составление гербария.

3.8 Фенологические наблюдения за представителями семейств лимонниковых, барбарисовых, самшитовых  и составление гербария.

2 курс

Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве (продолжение).

 

Блок № 4 Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники.

 

Блок № 5 Организация территории декоративных деревьев и кустарников.

 

Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников.

 

Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомники.

 

Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений.

3.8 Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре.

 

 

 

 

4.4 Зеленое черенкование роз.

 

 

5.3 Знакомство с организацией питомника (Экскурсия).

 

6.4 Способы прививки, деление кустарников.

 

 

7.4 Подготовка черенков для размножения. Закладка школки.

 

8.3 Хранение саженцев в прикопке питомника (Экскурсия).

 


 ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ

Наименование блока, раздела

Тип занятия

Кол-во часов

Система средств обучения                                                                                                          

 Средства контроля знаний (развития способностей)

Межпредметные связи

Продукт деятельности

Проектируемый результат

методологические

предметные

модуль

ключевые понятия

ситуации занятий

тсо

наглядные пособия

дидактические средства

оборудование и инструменты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2 курс

Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве

Теория и практика

23

Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников

Характеристика представителей применение в зеленом строительстве

3.1 Семейство ильмовые и буковые

 

Иллюстрации, гербарный материал

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 120, 125, 129

Лупа

Вопрос преподавателя

Биология

Ботаника

География

Конспект, зарисовки

Усвоение теоретич. материала

 

3.2 Семейства березовые

 

Иллюстрации, гербарный материал

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 139, 155

 

Сообщения

Биология

Ботаника

География

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Солеустойчивость, засухоустойчивочть

3.3 Семейства тамариксовые и актинидиевые

 

Иллюстрации, гербарный материал разных сезонов

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 169, 184

Лупа

Вопрос преподавателя

Биология

Ботаника

География

Конспект, зарисовки

Усвоение теоретич. материала

Солитер, формирование кроны

3.4.1Семейсва ивовые

 

Гербарный материал

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 187

Лупа, скальпель

Реферат

Биология

Ботаника

 

Конспект

Усвоение теоретич. материала

 

3.4.2Семейсва липовые и вересковые

 

Гербарный матерал листье, веток, плодов

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 196, 194

Лупа, скальпель

Сообщение

Биология

Ботаника

 

Конспект, зарисовка

Усвоение теоретич. материала

Сфера применения

3.5.1 Семейства гортензиевые

 

Иллюстрации, гербарий

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 200,202

Лупа, скальпель

Сообщение

Биология

Ботаника

 

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Широкое культивирование

3.5.2 Семейства крыжовниковые

 

Гербарный материал, фотоиллюстрации

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 204, 205

Лупа

Вопросы преподавателя

Биология

Ботаника

Цветоводство

 

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Групповые и одиночные посадки

3.5.3 Семейства розоцветные

 

Гербарный материал, фотоиллюстрации

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 211, 247

Лупа

Реферат

Цветоводство

Основы зеленого строительства

 

Конспект, зарисовки

Способность определить вид представителя

Многостороннее использование

3.6 Семейства бобовые, кленовые, кизиловые

 

Альбомы древесных культур, гербарий

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 260. 293

Лупа

Вопросы преподавателя

Ботаника

Биология

 

Конспект

Умение дать характеристику представителя семейств

Вертикальное озеленение

3.7 Семейства виноградные, жимолостные, маслиновые

 

Иллюстрации, гербарии

Учебник А.В. Громадин «Дендрология»

с 304, 332

Лупа

Сообщение

Биология

Основы зеленого строительства

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Гармония цвета, сочетание форм, габитуса, совместимость

3.8 Лабораторно-практическое занятие № 5 «Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре»

 

Наблюдения за природными и парковыми группами, иллюстрации

 

Карандаши, фломастеры, чертежные инструменты

 

Биология

Цветоводство

Основы зеленого строительства

Проект озеленения и 7 элементов с различной окраской листьев

Умение составлять цветовые сочетания древесно  кустарниковых культур

Блок № 4  Грунтовые розы и др. красиво цветущие кустарники

Теория и практика

8

Блок № 4  Грунтовые розы и др. красиво цветущие кустарники

 

Разнообразие форм кроны

4.1 Группы роз

 

Иллюстрации, живой материал (горшочный, тепличный)

 

Лупа

Вопросы преподавателя

Биология

Цветоводство

 

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Окулировка, зеленое черенкование

4.2 Размножение и выращивание

 

Иллюстрации, горшечные розы

 

 

Сообщение

Биология

Цветоводство

 

Конспект

Ознакомление с видами и способами размножения

Интродукция

4.3 Другие красивоцветущие кустарники

 

Иллюстрации, природные наблюдения

 

 

Реферат

Биология

Цветоводство

 

Конспект

Усвоение теоретич. материала

 

Стимуляция корнеобразования

4.4 Лабораторно-практическое занятие № 6 «Зеленое черенкование»

 

Горшечные растения

Черенки роз, стимулятор корнеобразования, грунт. режущий инструмент

 

Контроль за выполнением работы

Биология

Цветоводство

Производственное обучение

 

Конспект

Овладение навыками зеленого черенкования

Блок № 5 Организация территории декоративных деревьев и кустарников

Теория и практика

6

Блок № 5 Организация территории декоративных деревьев и кустарников

Качественный посадочный материал. Районированный ассортимент

5.1 Значение питомников для развития зеленого строительства

 

 

 

 

 

Производственное обучение

Цветоводство

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Орудия и машины специального назначения

5.2 Специализация питомников и механизация работ

 

Иллюстрации

 

 

 

Производственное обучение

Цветоводство

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Последовательность работ по организации питомника

5.3 Лабораторно-практическое занятие № 7 «Знакомство с организацией питомника»

 

Экскурсионные наблюдения

 

 

Контроль за сбором информационного материала

Производственное обучение

Цветоводство

Отчет об экскурсии

Ознакомление с организацией работ в питомнике

Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников

Теория и практика

9

Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников

Стратификация, скарификация

6.1 Семенное и вегетативное размножение

 

Иллюстрационный материал

 

 

Сообщение

Биология

Производственное обучение

Основы агрономии

Конспект

Усвоение лекционного материала

Окулировка, копулировка

6.2 Прививка

 

Черенки древесно-кустарниковых культур, инструменты

 

 

 

Вопросы преподавателя

Биология

Производственное обучение

Конспект

Ознакомление с видами прививками

Маточное растение. Обработка делёнок

6.3 Размножение делением

 

Плакаты, образцы кустарника, подлежащего делением

 

 

Сообщение

Биология

Основы агрономии

Цветоводство

Конспект

Усвоение теоретич. материала

Технология проведения прививок. Обвязочный материал

6.4 Лабораторно-практическое занятие № 8 «Способы прививки деление кустарников»

 

Подвой, привой, кусты, подлежащие делению

Окулировочный нож, обвязочный материал, садовый вар

 

Контроль за выполнением прививок и деления

Биология

Производственное обучение

Выполненная работа по прививке и делению

Обретение навыков по выполнению прививок и делению

Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике

Теория и практика

8

Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике

Предназначение школки

7.1 Выращивание посадочного материала в деревянной школке

 

Лекционный материал с фотогр.

 

 

Вопросы преподавателя

Биология

Основы агрономии

конспект

Ознакомление с видами древесных школок

Понятие «Крупномер»

7.2 Выращиванеи крупномерного материала

 

Иллюстрационный материал

 

 

Вопросы преподавателя

Биология

Основы агрономии

конспект

Усвоение лекционного материала

Технология размножения и подращивания

7.3 Выращивание саженцев кустарниковых растений

 

Лекционный материал

 

 

Сообщение

Биология

Основы агрономии

конспект

Усвоение лекционного материала

Зимнее черенки, летние черенки. Стимуляторы

7.4 Лабораторно-практическое занятие № 9 «Подготовка черенков для размножения. Закладки школки»

 

Черенки древесных растений

Стимулятор корнеобразования, грунт, режущий инструмент

 

Контроль за выполнением работ

Биология

Основы агрономии

Школка для черенкования

Обретение навыков устройства школки для размножения

Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений

Теория и практика

5

Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений

Осенняя и весенняя выкопка саженцев

8.1 Сроки выкопки саженцев деревьев и кустарников

 

Лекционный материал

 

 

Вопросы преподавателя

Биология

Основы агрономии

Производственное обучение

Конспект

Знание сроков выкопки саженцев

Открытая и закрытая корневая система

8.2 Транспортировка саженцев и их прикопка

 

Лекционный материал

 

 

Вопросы преподавателя

Биология

Основы агрономии

Производственное обучение

Конспект

Усвоение лекционного материала

Основные правила хранения в прикопе

8.3 Лабораторно-практическое занятие № 10 «Хранение саженцев в прикопе питомника»

 

Экскурсия

 

 

Контроль за сбором информационного материала

Биология

Основы агрономии

Производственное обучение

Отчет по данным экскурсии

Обретение навыков хранения саженцев


 СИСТЕМА СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ

 

БЛОК № 3 « Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве»

 

Указать правильный ответ:

 

  1. К какому семейству относится вяз мелколистный:
  • Семейство березовые
  • Семейство липовые
  • Семейство ильмовые
  • Семейство розоцветные

                                                                                                            Р=3

 

  1. Способ размножения дуба черешчатого:
  • Отводками
  • Зеленым черенкованием
  • Семенами
  • Корневыми отпрысками

                                                                                                            Р=3

 

  1. Характер листорасположения у березы бородавчатой:
  • Супротивное
  • Очередное
  • Спиральное
  • Мутовчатое

                                                                                                            Р=3

 

  1. В каком возрасте отличается наилучшая приживаемость саженцев березы бородавчатой:
  • В двулетнем
  • В пятилетнем
  • От 1 до 6 лет
  • Без существенной разницы до 10 лет

                                                                                                            Р=1

 

  1. Соцветие тамарикса:
  • Щиток
  • Метелка
  • Сережка
  • Одиночные цветки

                                                                                                            Р=2

 

  1. Отношение тамарикса к влаге:
  • Влаголюбив
  • Засухоустойчив
  • Мирится с дефицитом влаги
  • Предпочитает близкое стояние грунтовых вод

                                                                                                            Р=2

 

  1. Характер листовой пластинки у ивы остролистной:
  • Сердцевидные
  • Лопастные
  • Ланцетные
  • Непарноперистые

                                                                                                            Р=3

 

  1. Выбери наиболее распространенный способ размножения тополя бальзамического:
  • Черенкование
  • Семенное размножение
  • Отводками
  • Порослью

                                                                                                            Р=1

 

  1. Что послужило основанием для названия тополя белого:
  • Окраска коры
  • Цвет листовой пластинки
  • Окраска цветков
  • Окраска опушения семян

                                                                                                            Р=2

 

  1. Отношение чубушника тонколистного к пересадке:
  • Пересадку переносят легко
  • Плохо укореняются после пересадки
  • Пересадка противопоказана
  • Пересадку переносят только в молодом возрасте

                                                                                                            Р=1

 

  1. Какие почвы предпочитает гортензия метельчатая:
  • Известковые
  • Кислые
  • Нейтральной реакции
  • Равнодушна к кислотности

                                                                                                               Р=2

 

  1. Назови наиболее засухоустойчивый вид смородины:
  • Смородина черная
  • Смородина красная
  • Смородина золотистая
  • Среди перечисленных нет засухоустойчивого вида

                                                                                                             Р= 3

 

  1. Отношение пузыреплодника к стрижке:
  • Переносит легко, но не желательна
  • Стрижка противопоказана
  • Плохо восстанавливается после стрижки
  • Стрижка необходима для формирования кроны

                                                                                                            Р=4

 

  1. Форма кроны рябины обыкновенной:
  • Яйцевидная
  • Цилиндрическая
  • Шаровидная
  • Зонтичная

                                                                                                            Р=1

 

  1. Наиболее широкое использование кизильника блестящего:
  • При создании декоративных групп
  • Для одиночной посадки
  • Для создания живых изгородей
  • Для вертикального озеленения

                                                                                                           Р=3

 

  1. Соцветие черемухи обыкновенной:
  • Щиток
  • Кисть
  • Одиночные цветки
  • Сережки

                                                                                                            Р=2

 

  1. Назови плод карачаны древовидной:
  • Боб
  • Коробочка
  • Орех
  • Костянка

                                                                                                            Р=1

 

  1. Наиболее декоративная часть клена остролистного:
  • Форма кроны
  • Форма листьев и их осенняя окраска
  • Плоды
  • Окраска коры

                                                                                                            Р=1

 

  1. Сроки цветения клена ясенелистного:
  • После распускания листьев
  • Одновременно с распусканием листьев
  • Раньше распуская листьев
  • Растянутые сроки цветения

                                                                                                            Р=3

 

  1. Применение клена ясенелистного в озеленении города:
  • Использование в одиночных посадках
  • Использование при создании групп
  • Применение при создании аллей
  • В городских насаждениях нежелателен

                                                                                                              Р=4

 

  1. Отношение дрена белого к освещенности:
  • Светолюбив
  • Переносит легкое затенение
  • Теневынослив
  • Предпочитает полную тень

                                                                                                            Р=3

 

  1. Применение винограда девичьего в озеленении:
  • Создание живых изгородей
  • Вертикальное озеленение
  • Солитер
  • Групповые посадки

                                                                                                             Р=2

 

  1. Что придает декоративность калине обыкновенной:
  • Листья
  • Плоды
  • Цветки
  • И листья, и плоды, и цветки

                                                                                                              Р=4

 

  1. Отношение ясеня обыкновенного к загрязнению воздуха:
  • Не переносит загазованности
  • Страдает от пыли
  • Переносит умеренное загрязнение воздуха
  • Хорошо переносит загрязнение воздуха пылью и дымом

                                                                                                            Р=4

 

  1. Степень зимостойкости сирени обыкновенной:
  • Малозимостойкая
  • Зимостойкая
  • Повреждается весенними заморозками
  • Обмерзают побеги текущего года

                                                                                                              Р=2

 

  1. Что послужило названию липы сердцевидной:
  • Форма кроны
  • Форма листьев
  • Форма плода
  • Форма почки

                                                                                                              Р=2

 

  1. Способы размножения боярышника:
  • Посев семян
  • Зеленое черенкование
  • Одревесневшими черенками
  • Отводками

                                                                                                            Р=1

 

  1. Использование дуба черешчатого в озеленении:
  • Создание живой изгороди
  • В парковых посадках
  • При озеленении тенистых мест
  • В вертикальном озеленении

                                                                                                            Р=2

 

  1. Основа декоративности чубушника тонколистного:
  • Цветки
  • Цвет листьев
  • Форма кроны
  • Окраска коры

                                                                                                            Р=1

 

  1. Форма листа рябины обыкновенной
  • Простой
  • Непарноперистый
  • Лопастной
  • Ланцетный

                                                                                                              Р=2

 

7 ЛИТЕРАТУРА

 

 Нормативная:

  1. Государственный образовательный стандарт НПО по профессии 37.13 «Садовник» (ОСТ 9 ПО 02.37.13-2000)-М., 2000.
  2. Комплект учебной документации для подготовки учащихся профессиональных учебных заведений по профессии 37.13 «Садовник» (под ред. Калининского Ю.А., вед. научного сотр. лаборатории методического обеспечения профессий с/х и ВС. –М: ИРПО, 2002.

 

Основная:

  1. А.В. Еромадин, Д.Л. Матюхин «Дендрология» изд. центр «Академия» 2007г.
  2. Т.Д. Шиканян «Азбука ландшафтного дизайна». Изд. «Кладезь-Букс». 2006г.
  3. Н. Дубровская «Дизайн сада». Изд. «Дом XXI век» 2008г.
  4. А.В. Грачёва «Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве» Изд. «Форум» 2007г.

 

Дополнительная:

  1. Р.П. Кудрявец, С.Б. Шляпников «Краткий справочник садовода». Изд. «Московский рабочий» 1986г.
  2. Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова «Декоративное растениеводство» Изд. центр «Академия» 2004г.
  3. Р.П. Кудрявец «Обрезка яблони». Изд «Московский рабочий» 1984г.
  4. Справочники, энциклопедии, журналы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top