Рабочая блочно - модульная программа учебного предмета «Дендрология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии начального профессионального образования 37.13 «Садовник» и является единой для всех форм обучения. Составлена на основе примерной программы учебного предмета, разработанного ведущим научным сотрудником лаборатории методического обеспечения профессий сельского хозяйства и ВС Каликинским Ю.А. и допущенного Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России (Протокол №2 от 12 февраля 2001г.). Программа предназначена для формирования у учащихся знаний и умений по способам борьбы с вредителями и болезнями декоративных растений, применяемых в зеленом строительстве, а также по способам оздоровления почвы в парниках и теплицах и посадочного материала цветочных и
декоративно-лиственных культур.
Предмет «Дендрология» в учебном плане относится к общепрофессиональному циклу и базируется на знаниях таких предметов как «Биология с основами экологии», «Ботаника», «Защита декоративных растений от вредителей и болезней», «Основы зеленого строительства».
Рабочая блочно - модульная программа состоит из 8 взаимосвязанных блоков:
Блок 1. «Введение».
Блок 2. «Основы биологии и экологии древесных растений».
Блок 3. «Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве»
Блок 4. «Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники ».
Блок 5. «Организация территории декоративных деревьев и кустарников»
Блок 6. «Размножение декоративных деревьев и кустарников».
Блок 7. « Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике». Блок 8. «Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений».
Данная структура обосновывается тем, что в первых двух блоках происходит погружение в предметное содержание, учащиеся знакомятся с основами биологии и экологии древесных растений, их жизненными формами, фенологией и интродукцией.
Блок 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве» - основной. В нем рассматриваются все основные семейства древесных культур. Система лабораторно-практических работ предусматривает составление гербария по всему изученному материалу.
Блок 4 Посвящен изучению грунтовых роз и других красивоцветущих кустарников, способов их размножения.
Блок 5 Предусматривает изучение и знакомство с организацией и специализацией питомника лабораторно-практическое занятие проводится в виде экскурсии.
Блок 6 Посвящен изучению способов размножения декоративных деревьев и кустарников. На лабораторно-практическом занятии учащиеся должны освоить способы прививки и приемы деления кустарников.
Блок 7 Посвящен изучению способов выращивания посадочного материала в древесной школке, а также крупномерного материала и саженцев кустарников. На лабораторно-практическом занятии учащиеся научатся подготовке черенков к размножению и закладке школки.
Блок 8 Предусматривает изучение способов выкопки, прикопки, транспортировки и реализации саженцев. Лабораторно-практическое занятие проводится в виде экскурсии в питомнике.
Программа «дендрология» рассчитана на 105 часов (из них 34 часа -практические задания). В том числе I год обучения - 46 часов,
II год - 59 часов.
При изучении предмета по соответствующим темам следует использовать справочную и специальную литературу, а также периодические изделия.
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в форме тестирования: каждому учащемуся предлагается ответить на 30 вопросов, отражающих содержание отдельных блоков и предмета в целом.
Тематический план
Наименование блоков, ситуаций
|
Кол-во часов
|
||
всего |
теоретических |
практических |
|
1 курс |
|||
Блок № 1 Ведение |
4 |
4 |
- |
1.1 Значение зеленых насаждений в жизни человека. |
2 |
2 |
- |
1.2 Задачи зеленого строительства |
2 |
2 |
|
Блок № 2 Основы биологии и экологии древесных растений |
16 |
16 |
- |
2.1 Жизненные формы древесных растений |
2 |
2 |
- |
2.2 Основы экологии древесных растений |
10 |
10 |
- |
2.3 Фенология древесных растений |
2 |
2 |
- |
2.4 Интродукция: натурализация и акклиматизация |
1 |
1 |
- |
Контрольное тестирование № 1 |
1 |
1 |
- |
Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве |
26 |
9 |
17 |
3.1 Основы декоративной дендрологии |
2 |
2 |
- |
3.2 Лабораторно-практическое занятие №1 Основы правила гербаризации древесных растений |
2 |
- |
2 |
3.3 Систематика и характеристика голосеменных |
2 |
2 |
- |
3.4 Лабораторно-практическое занятие №2 Фенологические наблюдения за представителями голосемянных и составление гербария |
4 |
- |
4 |
3.5 Систематика и характеристика покрытосеменных |
2 |
2 |
- |
3.6 Лабораторно-практическое занятие №3 Фенологические наблюдения за представителями покрытосеменных и составление гербария |
2 |
- |
2 |
3.7 Семейство лимонниковый, барбарисовые и самшитовые |
2 |
2 |
- |
3.8 Лабораторно-практическое занятие №4 Фенологические наблюдения за предствителями семейств лимонниковых, барбарисовых, самшитовых и составление гербария |
9 |
- |
9 |
Итого за 1 курс: |
46 |
29 |
17 |
2 курс |
|||
Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве (продолжение) |
23
|
21 |
2 |
3.1 Семейства ильмовые и буковые |
2 |
2 |
- |
3.2 Семейства березовые |
2 |
2 |
- |
3.3 Семейства тамариксовые и актинидиевые |
2 |
2 |
- |
3.4 Семейства ивовые, липовые и вересковые |
4 |
4 |
- |
3.5 Семейства гортензиевые, крыжовниковые, розоцветные |
6 |
6 |
- |
3.6 Семейства бобовые, кленовые и кизиловые |
2 |
2 |
- |
3.7 Семейства виноградовые, жимолостнве и маслиновые |
2 |
2 |
- |
3.8 Лабораторно-практическое занятие №5 Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре |
2 |
- |
2 |
Контрольное тестирование № 3 |
1 |
1 |
- |
Блок № 4 Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники |
8 |
5 |
3 |
4.1 Группы роз |
1 |
1 |
- |
4.2 Размножение и выращивание |
2 |
2 |
- |
4.3 Другие красивоцветущие кустарники |
2 |
2 |
- |
4.4 Лабораторно-практическое занятие № 6 Зеленое черенкование роз |
3 |
- |
3 |
Блок № 5 Организация территории питомника декоративных деревьев и кустарников |
6 |
4 |
2 |
5.1 Значение питомников для развития зеленого строительства |
2 |
2 |
- |
5.2 Специализация питомников и механизация работ |
2 |
2 |
- |
5.3 Лабораторно-практическое занятие № 7 Знакомство с организацией питомника (экскурсия) |
2 |
- |
2 |
Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников |
9 |
4 |
5 |
6.1 Семенное и вегетативное размножение |
1 |
1 |
- |
6.2 Прививка |
1 |
1 |
- |
6.3 Размножение делением |
1 |
1 |
- |
6.4 Лабораторно-практическое занятие № 8 Способы првивки, деление кустарников |
5 |
- |
5 |
Контрольное тестирование № 4 |
1 |
1 |
- |
Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике |
8 |
5 |
3 |
7.1 Выращивание посадочного материала в древесной школке |
1 |
1 |
- |
7.2 Выращивание крупномерного материала |
1 |
1 |
- |
7.3 Выращивание саженцев кустарниковых растений |
2 |
2 |
- |
7.4 Лабораторно-практическое занятие № 9 Подготовка черенков для размножения. Закладка школки |
3 |
- |
3 |
Контрольное тестирование № 5 |
1 |
1 |
- |
Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений |
5 |
3 |
2 |
8.1 Сроки выкопки саженцев деревьев и кустарников |
1 |
1 |
- |
8.2 Транспортировка саженцев и прикопка саженцев |
1 |
1 |
- |
8.3 Лабораторно-практическое занятие № 10 Хранение саженцев в прикопке питомника (экскурсия) |
2 |
- |
2 |
Контрольное тестирование № 6 |
1 |
1 |
- |
Итого за 2 курс: |
59 |
42 |
17 |
Всего: |
105 |
71 |
34 |
Содержание программы
Цель: получение в процессе обучения знаний по основам экологии и френологии древесно-кустарниковых культур, а так же овладение системой профессиональной деятельности по изучаемой специальности в соответствии с квалификационными требованиями.
Результат: расширение объема знаний по ассортименту и агротехнике древесно-кустарниковых растений и овладение приемами ухода за ними и способами реализации полученной продукции.
2 КУРС
Блок №1(продолжение) Характеристика основных сортов пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве.
Цель: учащийся должен знать:
- основные семейства древесно-кустарниковых культур и их представителей, произрастающих в регионе;
- способы и сферы применения в озеленении.
Учащийся должен уметь:
-применить знания при оформлении озеленяемого объекта древесно-кустраниковыми растениями.
3.1 Семейство ильмовые и буковые
Содержание предмета: Знакомство с семействами ильмовые и буковые на примере вяза обыкновенного, вяза мелколиственного и дуба черешчатого. Характеристика кроны, листьев, цветков, плодов. Ареал распространения. Условия выращивания. Применение в озеленении.
3.2 Семейства березовые
Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере березы бородавчатой и лицыны обыкновенной.
Характеристика представителей: биология, экология, фенология. Применение в зеленом строительстве и народном хозяйстве.
3.3 Семейства тамариксовые и актинидиевые
Содержание предмета: Знакомство с семействами на примере тамарикса и актинидии. Форма кроны, характеристика цветков, плодов. Ареал распространения. Требования к условиям выращивания. Применение в зеленой архитектуре.
3.4.1 Семейство ивовые
Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере ивы остролистной, тополя бальзамического, тополя белого.
Характеристика биологических особенностей. Фенология. Экология. Использование в декоративной дендрологии.
3.4.2 Семейства липовые и вересковые
Содержание предмета: Знакомство с семействами на примере липы сердцевидной и рододендрона даурского. Описание кроны, цветков, плодов, характера развития корневой системы. Ареал естественного произрастания. Условия выращивания. Применение в озеленении.
3.5.1 Семейство гортензиевых
Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере чубушника тонколистого и гортензии метельчатой. Фенология представителей. Требования к условиям выращивания. Способы размножения. Использование в ландшафтом дизайне.
3.5.2 Семейство крыжовниковые
Содержание предмета: Знакомство с семейством на примере смородины золотистой, смородины красной и смородины черной.
Характеристика представителей (фенология, биология, экология). Сферы применения в озеленении. Выращивание, размножение. Ареалы распространения культур. Отношение к стрижкам.
3.5.3 Семейство розоцветные
Содержание программы: Характеристика представителей семейства, произрастающих в регионе и имеющих значение для зеленой архитектуры: спирея, пузыреплодник, шиповник, рябина, ирга, боярышник, кизильник, черемуха. Условия произрастания, способы размножения. Применение при озеленении объектов.
3.6 Семейства бобовые, кленовые, кизиловые
Содержание программы: Знакомство с семействами на примере караганы древовидной, бобовника альпийского, клена остролистного, клена гиннала, клена ясенелистного, дерена белого.
Характеристика представителей: биологические особенности, отношение к освещенности, устойчивость к гащам, пыли, морозостойкость. Декоративные формы. Применение в зеленой архитектуре. Способы размножения и требования к условиям произрастания.
3.7 Семейства виноградовые, жимолостные и маслиновые
Содержание программы: Знакомство с семействами на примере представителей, используемых при озеленении региона: виноград амурский, виноград девечий, калина обыкновенная, жимолость, ясень обыкновенный, сирень.
Характеристика биологический особенностей, условий выращивания. Способы размножения и применения в озеленении.
Лабораторно-практичекое занятие № 5 Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре. На основании знаний характеристик основных, декоративных, древесно-кустарниковых пород учащийся должен составить план-схему посадки декоративной группы, учитывая осеннюю колористику и габитус растений.
Блок № 4 Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники
4.1. Группы роз
Содержание программы: Характеристика роз по внешнему габитусу. Основные группы роз: парковые, чайно-гибридные, полиантовые, миниатюрные, флорибунда, плетистые. Сферы применения в зеленой архитектуре.
4.2 Размножение и выращиванеи
Содержание программы: Способы размножения роз: окулировка, зеленое черенкование, деление куста, размножение корневыми отпрысками и отводками. Условия выращивания роз: место посадки, подготовка почв, минеральное питание, формирование куста, подготовка роз к зимнему периоду, защита от болезней и вредителей.
4.3 Другие красивоцветущие кустарники
Содержание программы: Знакомство с новинками среди красивоцветущих кустарников: будлея, вейчелла, бузина.
Характеристика биологических особенностей. Условия выращивания. Способы размножения. Сферы применения в озеленении.
Лабораторное-практическое занятие № 6 Зеленое черенкование роз. Используя полученные знания учащийся должен провести зеленое черенкование роз. Нарезка и подготовка черенков. Обработка стимулятором корнеобразования. Посадка.
Блок № 5 Организация территории питомника декоративных деревьев и кустарников
5.1 Значение питомников для развития зеленого строительства
Содержание программы: Увеличение количества питомников, как способ обеспечения качественным посадочным материалом. Актуальность задачи в области с высокоразвивающей индустрией. Получение районированного сортимента декоративных культур. Снижение себестоимости саженцев. Адаптивность к условиям выращивания.
5.2 Специализация питомников и механизация работ
Содержание программы: Виды питомников. Различия в зависимости от способов размножения: открытый грунт (семенное размножение), закрытый грунт вегетативное размножение). Сельскохозяйственные орудия и машины специального и общего назначения.
Лабораторно-практическое занятие № 7 Знакомство с организацией питомника (экскурсия). При проведении занятия учащийся должен составить полное представление об организации, деятельности и профиле питомника и отразить это в отчете.
Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников
6.1 семенное и вегетативное размножение
Содержание программы: Подготовка почвы для посева семян. Ассортимент культур, размножаемых семенным способом. Сроки посева, обработка семян. Уход за саженцами. Способы вегетативного размножения. Перечень культур, способных к вегетативному размножению. Уход за укорененными растениями.
6.2 Прививка
Содержание программы: Разновидности прививки. Техника и способы прививки. Инструменты. Сроки проведения прививок. Обвязка и обвязочный материал. Последующий уход за привитыми растениями.
6.3 Размножение делением
Содержание программы: Ассортимент культур, размножаемых делением. Подготовка растений к делению. Техника и способы проведения. Использование стимуляторов. Последующий уход за делёнками.
Лабораторно-практическое занятие № 8 Способы прививки, деление кустарников. Занятие предназначено для освоения техники проведения прививок и способов деления кустарников. Использование прививочного инструмента. Работа с обвязочным материалом.
Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике
7.1 Выращивание посадочного материала в древесной школке
Содержание программы: Устройство и предназначение школки. Подготовка почвенного грунта. Подготовка и обработка посадочного материала. Технология посадочных работ и последующего ухода за саженцами.
7.2 Выращивание крупномерного материала
Содержание программы: Применение крупномеров в зеленом строительстве. Технология выращивания. Способы транспортировки. Особенности посадки и ухода.
7.3 Выращивание саженцев кустарниковых растений
Содержание программы: Ассортимент кустарников, пользующихся спросом при озеленении объектов. Техника формирования. Содержание маточных растений.
Лабораторно-практическое занятие № 9 Подготовка черенков для размножения. Закладка школки. В течении занятия обучающийся должен освоить правила подготовки черенков и получить практические знания о закладке школки.
Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений.
8.1 Сроки выкопки саженцев деревьев и кустарников
Содержание программы: Биологические особенности культур, как основной фактор при определении сроков выкопки саженцев. Сроки и ассортимент культур для осенней выкопки саженцев. Сроки и ассортимент культур для весенней выкопки саженцев.
8.2 Транспортировка и прикопка саженцев
Содержание программы: Основные правила транспортировки саженцев 1) С открытой корневой системой; 2) С закрытой корневой системой. Значение и правила проведения прикопки саженцев.
Лабораторно-практическое занятие № 10 Хранение саженцев в прикопке питомника. (Экскурсия). Экскурсионное занятие предназначено для накопления практических знаний о способах хранения саженцев и правилах их прикопки в питомнике.
Перечень практических (лабораторных) занятий
Номер и наименование ситуации |
Номер и наименование практических работ |
1 курс |
|
Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве. |
3.2 Основные правила гербаризации древесных растений. 3.4 Фенологические наблюдения за представителями голосеменных и составление гербария. 3.6 Фенологические наблюдения за представителями покрытосемянных и составление гербария. 3.8 Фенологические наблюдения за представителями семейств лимонниковых, барбарисовых, самшитовых и составление гербария. |
2 курс |
|
Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве (продолжение).
Блок № 4 Грунтовые розы и другие красивоцветущие кустарники.
Блок № 5 Организация территории декоративных деревьев и кустарников.
Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников.
Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомники.
Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений. |
3.8 Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре.
4.4 Зеленое черенкование роз.
5.3 Знакомство с организацией питомника (Экскурсия).
6.4 Способы прививки, деление кустарников.
7.4 Подготовка черенков для размножения. Закладка школки.
8.3 Хранение саженцев в прикопке питомника (Экскурсия). |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
Наименование блока, раздела |
Тип занятия |
Кол-во часов |
Система средств обучения |
Средства контроля знаний (развития способностей) |
Межпредметные связи |
Продукт деятельности |
Проектируемый результат |
||||||
методологические |
предметные |
||||||||||||
модуль |
ключевые понятия |
ситуации занятий |
тсо |
наглядные пособия |
дидактические средства |
оборудование и инструменты |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
2 курс |
|||||||||||||
Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве |
Теория и практика |
23 |
Блок № 3 Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников |
Характеристика представителей применение в зеленом строительстве |
3.1 Семейство ильмовые и буковые |
|
Иллюстрации, гербарный материал |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 120, 125, 129 |
Лупа |
Вопрос преподавателя |
Биология Ботаника География |
Конспект, зарисовки |
Усвоение теоретич. материала |
|
3.2 Семейства березовые |
|
Иллюстрации, гербарный материал |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 139, 155 |
|
Сообщения |
Биология Ботаника География |
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Солеустойчивость, засухоустойчивочть |
3.3 Семейства тамариксовые и актинидиевые |
|
Иллюстрации, гербарный материал разных сезонов |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 169, 184 |
Лупа |
Вопрос преподавателя |
Биология Ботаника География |
Конспект, зарисовки |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Солитер, формирование кроны |
3.4.1Семейсва ивовые |
|
Гербарный материал |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 187 |
Лупа, скальпель |
Реферат |
Биология Ботаника
|
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
|
3.4.2Семейсва липовые и вересковые |
|
Гербарный матерал листье, веток, плодов |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 196, 194 |
Лупа, скальпель |
Сообщение |
Биология Ботаника
|
Конспект, зарисовка |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Сфера применения |
3.5.1 Семейства гортензиевые |
|
Иллюстрации, гербарий |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 200,202 |
Лупа, скальпель |
Сообщение |
Биология Ботаника
|
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Широкое культивирование |
3.5.2 Семейства крыжовниковые |
|
Гербарный материал, фотоиллюстрации |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 204, 205 |
Лупа |
Вопросы преподавателя |
Биология Ботаника Цветоводство
|
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Групповые и одиночные посадки |
3.5.3 Семейства розоцветные |
|
Гербарный материал, фотоиллюстрации |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 211, 247 |
Лупа |
Реферат |
Цветоводство Основы зеленого строительства
|
Конспект, зарисовки |
Способность определить вид представителя |
||||
Многостороннее использование |
3.6 Семейства бобовые, кленовые, кизиловые |
|
Альбомы древесных культур, гербарий |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 260. 293 |
Лупа |
Вопросы преподавателя |
Ботаника Биология
|
Конспект |
Умение дать характеристику представителя семейств |
||||
Вертикальное озеленение |
3.7 Семейства виноградные, жимолостные, маслиновые |
|
Иллюстрации, гербарии |
Учебник А.В. Громадин «Дендрология» с 304, 332 |
Лупа |
Сообщение |
Биология Основы зеленого строительства |
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Гармония цвета, сочетание форм, габитуса, совместимость |
3.8 Лабораторно-практическое занятие № 5 «Применение древесных пород с осенней окраской листьев в зеленой архитектуре» |
|
Наблюдения за природными и парковыми группами, иллюстрации |
|
Карандаши, фломастеры, чертежные инструменты |
|
Биология Цветоводство Основы зеленого строительства |
Проект озеленения и 7 элементов с различной окраской листьев |
Умение составлять цветовые сочетания древесно кустарниковых культур |
||||
Блок № 4 Грунтовые розы и др. красиво цветущие кустарники |
Теория и практика |
8 |
Блок № 4 Грунтовые розы и др. красиво цветущие кустарники
|
Разнообразие форм кроны |
4.1 Группы роз |
|
Иллюстрации, живой материал (горшочный, тепличный) |
|
Лупа |
Вопросы преподавателя |
Биология Цветоводство
|
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
Окулировка, зеленое черенкование |
4.2 Размножение и выращивание |
|
Иллюстрации, горшечные розы |
|
|
Сообщение |
Биология Цветоводство
|
Конспект |
Ознакомление с видами и способами размножения |
||||
Интродукция |
4.3 Другие красивоцветущие кустарники |
|
Иллюстрации, природные наблюдения |
|
|
Реферат |
Биология Цветоводство
|
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
|
Стимуляция корнеобразования |
4.4 Лабораторно-практическое занятие № 6 «Зеленое черенкование» |
|
Горшечные растения |
Черенки роз, стимулятор корнеобразования, грунт. режущий инструмент |
|
Контроль за выполнением работы |
Биология Цветоводство Производственное обучение
|
Конспект |
Овладение навыками зеленого черенкования |
|||
Блок № 5 Организация территории декоративных деревьев и кустарников |
Теория и практика |
6 |
Блок № 5 Организация территории декоративных деревьев и кустарников |
Качественный посадочный материал. Районированный ассортимент |
5.1 Значение питомников для развития зеленого строительства |
|
|
|
|
|
Производственное обучение Цветоводство |
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
Орудия и машины специального назначения |
5.2 Специализация питомников и механизация работ |
|
Иллюстрации |
|
|
|
Производственное обучение Цветоводство |
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Последовательность работ по организации питомника |
5.3 Лабораторно-практическое занятие № 7 «Знакомство с организацией питомника» |
|
Экскурсионные наблюдения |
|
|
Контроль за сбором информационного материала |
Производственное обучение Цветоводство |
Отчет об экскурсии |
Ознакомление с организацией работ в питомнике |
||||
Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников |
Теория и практика |
9 |
Блок № 6 Размножение декоративных деревьев и кустарников |
Стратификация, скарификация |
6.1 Семенное и вегетативное размножение |
|
Иллюстрационный материал |
|
|
Сообщение |
Биология Производственное обучение Основы агрономии |
Конспект |
Усвоение лекционного материала |
Окулировка, копулировка |
6.2 Прививка |
|
Черенки древесно-кустарниковых культур, инструменты
|
|
|
Вопросы преподавателя |
Биология Производственное обучение |
Конспект |
Ознакомление с видами прививками |
||||
Маточное растение. Обработка делёнок |
6.3 Размножение делением |
|
Плакаты, образцы кустарника, подлежащего делением |
|
|
Сообщение |
Биология Основы агрономии Цветоводство |
Конспект |
Усвоение теоретич. материала |
||||
Технология проведения прививок. Обвязочный материал |
6.4 Лабораторно-практическое занятие № 8 «Способы прививки деление кустарников» |
|
Подвой, привой, кусты, подлежащие делению |
Окулировочный нож, обвязочный материал, садовый вар |
|
Контроль за выполнением прививок и деления |
Биология Производственное обучение |
Выполненная работа по прививке и делению |
Обретение навыков по выполнению прививок и делению |
||||
Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике |
Теория и практика |
8 |
Блок № 7 Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомнике |
Предназначение школки |
7.1 Выращивание посадочного материала в деревянной школке |
|
Лекционный материал с фотогр. |
|
|
Вопросы преподавателя |
Биология Основы агрономии |
конспект |
Ознакомление с видами древесных школок |
Понятие «Крупномер» |
7.2 Выращиванеи крупномерного материала |
|
Иллюстрационный материал |
|
|
Вопросы преподавателя |
Биология Основы агрономии |
конспект |
Усвоение лекционного материала |
||||
Технология размножения и подращивания |
7.3 Выращивание саженцев кустарниковых растений |
|
Лекционный материал |
|
|
Сообщение |
Биология Основы агрономии |
конспект |
Усвоение лекционного материала |
||||
Зимнее черенки, летние черенки. Стимуляторы |
7.4 Лабораторно-практическое занятие № 9 «Подготовка черенков для размножения. Закладки школки» |
|
Черенки древесных растений |
Стимулятор корнеобразования, грунт, режущий инструмент |
|
Контроль за выполнением работ |
Биология Основы агрономии |
Школка для черенкования |
Обретение навыков устройства школки для размножения |
||||
Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений |
Теория и практика |
5 |
Блок № 8 Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников. Временная и постоянная прикопка растений |
Осенняя и весенняя выкопка саженцев |
8.1 Сроки выкопки саженцев деревьев и кустарников |
|
Лекционный материал |
|
|
Вопросы преподавателя |
Биология Основы агрономии Производственное обучение |
Конспект |
Знание сроков выкопки саженцев |
Открытая и закрытая корневая система |
8.2 Транспортировка саженцев и их прикопка |
|
Лекционный материал |
|
|
Вопросы преподавателя |
Биология Основы агрономии Производственное обучение |
Конспект |
Усвоение лекционного материала |
||||
Основные правила хранения в прикопе |
8.3 Лабораторно-практическое занятие № 10 «Хранение саженцев в прикопе питомника» |
|
Экскурсия |
|
|
Контроль за сбором информационного материала |
Биология Основы агрономии Производственное обучение |
Отчет по данным экскурсии |
Обретение навыков хранения саженцев |
СИСТЕМА СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ
БЛОК № 3 « Характеристика основных сортов, пород и видов плодовых культур, декоративных деревьев и кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве»
Указать правильный ответ:
- К какому семейству относится вяз мелколистный:
- Семейство березовые
- Семейство липовые
- Семейство ильмовые
- Семейство розоцветные
Р=3
- Способ размножения дуба черешчатого:
- Отводками
- Зеленым черенкованием
- Семенами
- Корневыми отпрысками
Р=3
- Характер листорасположения у березы бородавчатой:
- Супротивное
- Очередное
- Спиральное
- Мутовчатое
Р=3
- В каком возрасте отличается наилучшая приживаемость саженцев березы бородавчатой:
- В двулетнем
- В пятилетнем
- От 1 до 6 лет
- Без существенной разницы до 10 лет
Р=1
- Соцветие тамарикса:
- Щиток
- Метелка
- Сережка
- Одиночные цветки
Р=2
- Отношение тамарикса к влаге:
- Влаголюбив
- Засухоустойчив
- Мирится с дефицитом влаги
- Предпочитает близкое стояние грунтовых вод
Р=2
- Характер листовой пластинки у ивы остролистной:
- Сердцевидные
- Лопастные
- Ланцетные
- Непарноперистые
Р=3
- Выбери наиболее распространенный способ размножения тополя бальзамического:
- Черенкование
- Семенное размножение
- Отводками
- Порослью
Р=1
- Что послужило основанием для названия тополя белого:
- Окраска коры
- Цвет листовой пластинки
- Окраска цветков
- Окраска опушения семян
Р=2
- Отношение чубушника тонколистного к пересадке:
- Пересадку переносят легко
- Плохо укореняются после пересадки
- Пересадка противопоказана
- Пересадку переносят только в молодом возрасте
Р=1
- Какие почвы предпочитает гортензия метельчатая:
- Известковые
- Кислые
- Нейтральной реакции
- Равнодушна к кислотности
Р=2
- Назови наиболее засухоустойчивый вид смородины:
- Смородина черная
- Смородина красная
- Смородина золотистая
- Среди перечисленных нет засухоустойчивого вида
Р= 3
- Отношение пузыреплодника к стрижке:
- Переносит легко, но не желательна
- Стрижка противопоказана
- Плохо восстанавливается после стрижки
- Стрижка необходима для формирования кроны
Р=4
- Форма кроны рябины обыкновенной:
- Яйцевидная
- Цилиндрическая
- Шаровидная
- Зонтичная
Р=1
- Наиболее широкое использование кизильника блестящего:
- При создании декоративных групп
- Для одиночной посадки
- Для создания живых изгородей
- Для вертикального озеленения
Р=3
- Соцветие черемухи обыкновенной:
- Щиток
- Кисть
- Одиночные цветки
- Сережки
Р=2
- Назови плод карачаны древовидной:
- Боб
- Коробочка
- Орех
- Костянка
Р=1
- Наиболее декоративная часть клена остролистного:
- Форма кроны
- Форма листьев и их осенняя окраска
- Плоды
- Окраска коры
Р=1
- Сроки цветения клена ясенелистного:
- После распускания листьев
- Одновременно с распусканием листьев
- Раньше распуская листьев
- Растянутые сроки цветения
Р=3
- Применение клена ясенелистного в озеленении города:
- Использование в одиночных посадках
- Использование при создании групп
- Применение при создании аллей
- В городских насаждениях нежелателен
Р=4
- Отношение дрена белого к освещенности:
- Светолюбив
- Переносит легкое затенение
- Теневынослив
- Предпочитает полную тень
Р=3
- Применение винограда девичьего в озеленении:
- Создание живых изгородей
- Вертикальное озеленение
- Солитер
- Групповые посадки
Р=2
- Что придает декоративность калине обыкновенной:
- Листья
- Плоды
- Цветки
- И листья, и плоды, и цветки
Р=4
- Отношение ясеня обыкновенного к загрязнению воздуха:
- Не переносит загазованности
- Страдает от пыли
- Переносит умеренное загрязнение воздуха
- Хорошо переносит загрязнение воздуха пылью и дымом
Р=4
- Степень зимостойкости сирени обыкновенной:
- Малозимостойкая
- Зимостойкая
- Повреждается весенними заморозками
- Обмерзают побеги текущего года
Р=2
- Что послужило названию липы сердцевидной:
- Форма кроны
- Форма листьев
- Форма плода
- Форма почки
Р=2
- Способы размножения боярышника:
- Посев семян
- Зеленое черенкование
- Одревесневшими черенками
- Отводками
Р=1
- Использование дуба черешчатого в озеленении:
- Создание живой изгороди
- В парковых посадках
- При озеленении тенистых мест
- В вертикальном озеленении
Р=2
- Основа декоративности чубушника тонколистного:
- Цветки
- Цвет листьев
- Форма кроны
- Окраска коры
Р=1
- Форма листа рябины обыкновенной
- Простой
- Непарноперистый
- Лопастной
- Ланцетный
Р=2
7 ЛИТЕРАТУРА
Нормативная:
- Государственный образовательный стандарт НПО по профессии 37.13 «Садовник» (ОСТ 9 ПО 02.37.13-2000)-М., 2000.
- Комплект учебной документации для подготовки учащихся профессиональных учебных заведений по профессии 37.13 «Садовник» (под ред. Калининского Ю.А., вед. научного сотр. лаборатории методического обеспечения профессий с/х и ВС. –М: ИРПО, 2002.
Основная:
- А.В. Еромадин, Д.Л. Матюхин «Дендрология» изд. центр «Академия» 2007г.
- Т.Д. Шиканян «Азбука ландшафтного дизайна». Изд. «Кладезь-Букс». 2006г.
- Н. Дубровская «Дизайн сада». Изд. «Дом XXI век» 2008г.
- А.В. Грачёва «Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве» Изд. «Форум» 2007г.
Дополнительная:
- Р.П. Кудрявец, С.Б. Шляпников «Краткий справочник садовода». Изд. «Московский рабочий» 1986г.
- Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова «Декоративное растениеводство» Изд. центр «Академия» 2004г.
- Р.П. Кудрявец «Обрезка яблони». Изд «Московский рабочий» 1984г.
- Справочники, энциклопедии, журналы.