РАБОЧАЯ

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

   по предмету «Биология»

 

для образовательной    программы


Пояснительная записка

     Предмет «Биология» является обязательным учебным предметом базового цикла в учреждениях НПО и изучается на I и  II курсах.

Данная программа предназначена для реализации государственных требова­ний к минимуму содержания и профильному уровню подготовки вы­пускников по профес­сии 37.13 «Садовник». При её разра­ботке, в связи с вве­дением в действие областной модели учебных планов и программ среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО Челя­бинской области с 01. 09. 2008года (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21. 02. 2008г.№01-109) были использованы следующие доку­менты:

- Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования, - изд. «Дрофа», 2007.

- Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.

- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в ус­ловиях введения Федерального компонента государственного стандарта об­щего образования. 2008.

- Примерная программа по биологии среднего (полного) общего обра­зования (профильный уровень),2008.

Предмет «Общая биология» в учебном плане относится к общеобразо­вательному циклу, базируется на знании «Органической химии», «Геогра­фии», «Экологии».

Рабочая блочно - модульная программа рассчитана на 112 часов и изу­чается на I курсе в количестве 40 часов и на II курсе – 72-х часов. Программа состоит из восьми блоков:

I курс: «Ботаника»

Блок №1. «Растительная клетка»

Блок №2. «Вегетативные органы растений»                 

Блок №3. «Размножение растений»             

Блок №4. «Систематика покрытосеменных» 

 II курс: «Биология»

Блок №5.  «Клетка»

Блок №6. «Онтогенез»

Блок №7. «Генетика»

Блок №8. «Эволюция органического мира».

Данная структура обосновывается тем, что ботаника в системе подго­товки озеленителей является базовым предметом для создания научной ос­новы в дальнейшем освоении специальных дисциплин. В старшей школе на базовом уровне ведущими идеями являются: отличительные особенности живой при­роды, закономерности жизни клетки, как целостной системы, роль ДНК в пе­редаче наследственности и законы эволюции жизни на Земле. В блоке №7 предусмотрены практические работы - решение задач по генетике, в количе­стве 8-ти часов.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение нижесле­дующих целей:

- освоение учебно-познавательных компетенций: знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), ценностно-смысловых: роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

         - личного самосовершенствования: воспитание необходимости бережного отношения к себе, как части природы и природы, как части себя. Результаты изучения курса «Биология» направлены для овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Итоговый контроль осуществляется в форме ЕГЭ на втором курсе.

 

 

 

Тематический план

 

 

Наименование блоков и тем ситуаций

 

 

 

Кол-во часов

при очной форме обучения

Всего

Теорети-ческие

Практи-ческие

 

 

1.1.

1.2.

1.3.

 

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

 

 

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

 

 

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

 

 

 

 

 

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

5.10

 

 

 

 

 

 

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

 

 

7.1

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

 

 

 

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

 

8.5.

8.6.

8.7.

8.8.

8.9.

8.10

8.11

8.12

8.13

8.14

8.15

8.16

8.17

 

 

I курс

Блок 1. «Растительная клетка»

Введение.

Химический состав растительной клетки

Строение растительной клетки

Итого по блоку:

Блок 2. «Вегетативные органы растений»

Строение побега: стебель

Строение побега: почки и листья

 Видоизменение побегов

Строение корня

Видоизменение корней

Итого по блоку:

Блок 3. «Размножение растений

Бесполое размножение: вегетативное размножение

Половое размножение: низшие растения

Размножение мхов и папоротников

Размножение голосеменных

Размножение покрытосеменных

Строение плодов и семян

Итого по блоку:

Блок 4. «Систематика покрытосеменных»

Класс Однодольные

Класс Двудольные: семейство крестоцветные

Семейство бобовые и розоцветные

Семейство пасленовые и сложноцветные

Итоговое занятие

Итого по блоку:

Итого за I курс:

II курс

 

Блок 5.«Животная клетка»

Клеточная теория

Химический состав клетки: неорганические вещества

Химический состав клетки: органические вещества

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК

Строение клетки: органоиды

Строение клетки: ядро

Анаболизм. Биосинтез белка

Катаболизм. Энергообмен в клетке

Типы питания организмов

Итоговое занятие

Итого по блоку:

 

 

 

 

Блок 6.«Онтогенез»

Бесполое размножение. Митоз

Половое размножение. Мейоз

Онтогенез. Эмбриональный период развития

Онтогенез. Постэмбриональный период развития

Итого по блоку:

Блок 7. «Генетика»

Биография Г.Менделя. Первый закон.

Второй закон Г.Менделя. Неполное доминирование.

Третий закон Г.Менделя. Дигибридное скрещива­ние.

Генетика пола

Итоговое занятие

Итого по блоку:

 

Блок 8 «Эволюция органического мира»

Наследственная изменчивость: мутации

Ненаследственная изменчивость

Основы селекции растений

Предпосылки возникновения эволюционной теории

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

История представлений о развитии жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архее и палеозое

Развитие жизни на Земле в мезозое

Развитие жизни на Земле в кайнозое

Микроэволюция. Видообразование

Макроэволюция

Гипотезы о происхождении человека

Стадии эволюции человека

Структура биосферы

Абиотические факторы среды

Биотические факторы среды

Биосфера и человек

Итоговое занятие

Итого по блоку:

                                                                             Итого за II курс:

Итого по предмету:

 

 

 

2

4

2

8

 

2

2

2

2

2

10

 

2

2

2

2

2

2

12

 

2

2

2

2

2

10

40

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

 

 

 

 

 

2

2

2

2

8

 

2

2

2

2

2

10

 

 

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

34

72

112

 

 

2

4

2

8

 

2

2

2

2

2

10

 

2

2

2

2

2

2

12

 

2

2

2

2

2

10

40

 

 

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

 

 

 

 

 

2

2

2

2

8

 

-

-

-

-

2

2

 

 

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

34

64

104

 

 

-

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

 

 

-

-

-

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

-

-

-

-

-

 

2

2

2

2

-

8

 

 

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

8


Содержание предмета

I курс

         Цель: освоить знания о внешней форме растений, внутреннем строении и основных процессах их жизнедеятельности; биологических системах: клетка, организм, вид, экосистема; уметь обосновывать место и роль биологических знаний в прак­тической деятельности человека; убедить в необходимости бережного отно­шения к природе и к своему здоровью.

Результат: результаты изучения курса «Общая биология» направлены для создания научной основы в дальнейшем освоении специальных дисциплин по садоводству; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Блок 1. Растительная клетка

Цель: освоить знания о составе и строении растительной клетке для дальнейшего изучения физиологии растений.

1.1. Введение.

Ботаника – наука о растениях. Роль и значение растений в биосфере и жизни человека. Основные разделы ботаники.

1.2.  1.3. Химический состав растительной клетки.

Минеральные вещества клетки, вода, органические вещества и их роль в жизни растений.

         1.4. Строение растительной клетки

 

Основные органоиды клетки растений: оболочка, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии, ядро их строение и функции.

Контрольная работа №1 по блоку.

          Блок 2. Вегетативные органы растений

 

Цель: освоить знания о строении и функциях вегетативных органов растений.

 

         2.1. Строение побега: стебель.

 Основные ткани стебля их функции. Значение стебля в жизни растений.

         

        2.2. Строение побега: почки и листья.

Основные ткани почки и листа. Значение листьев в жизни растений. Фотосинтез.

        2.3. Видоизменение побегов.

Внешнее строение листьев, разнообразие побегов: луковица, клубень, кочан,

корневище.

         2.4.Строение корня.

Клеточное строение корня. Функции корня. Многообразие корней.

         2.5. Видоизменение корней.

Корнеплоды, клубни, воздушные корни, микориза.

Контрольная работа №2 по блоку.

        

          Блок 3. Размножение растений

 

Цель: освоить знания о способах размножения растений.

        

         3.1. Бесполое размножение: вегетативное размножение.

Размножение растений с помощью побегов: столонами, луковицами, клубнями, усами, листьями. Размножение растений черенками. Прививка.

         3.2. Половой способ размножения: низшие растения.

Размножение водорослей.

         3.3. Размножение мхов и папоротников.

Спороносные растения. Гаметофит и спорофит.

         3.4. Размножение голосеменных.

Представители голосеменных. Цикл размножения сосны. Значение голосеменных растений.

         3.5. Размножение покрытосеменных.

Цветок – орган семенного размножения. Оплодотворение в цветке. Образование плодов и семян.

         3.6. Строение плодов и семян.

Плоды однодольных и двудольных растений. Многообразие плодов и семян.

Контрольная работа №3 по блоку.

 

          Блок 4. Систематика покрытосеменных

 

Цель: освоить знания о семействах растений класса однодольных и класса двудольных.

          

        4.1. Класс Однодольные.

Признаки класса однодольные. Представители класса и их значение.

        4.2. Класс Двудольные: семейство крестоцветные.

 Признаки класса двудольные. Представители семейства крестоцветные и их особенности.

        4.3. Семейство бобовые и розоцветные.

Представители семейств и их особенности: строение цветка, опыление и размножение.

        4.4. Семейство паслёновые и сложноцветные.

     Представители семейств и их особенности: строение цветка, опыление и размножение.

        4.5. Итоговое занятие.

Обобщение и повторение знаний по блоку. Контроль знаний по ботанике.

 

Блок 5. Клетка

Цель: исследовать строение и функции клеток растительного и животного проис­хождения.

5.1.Введение. Клеточная теория.

Объект изучения биологии – жизнь. Основные уровни организации живой материи. Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении со­временной естественнонаучной картины мира.

5.2.Химический состав клетки: неорганические вещества.

Химический состав клетки: неорганические вещества - вода, минеральные соли; значение воды в жизнедеятельности клетки: информация, теплорегуля­-

ция, гидролиз, растворимость.Буферность.

5.3.Химический состав клетки: органические вещества.

Органические вещества – белки, жиры, углеводы и их функции в жизни клетки.

5.4.Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.

Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК, виды РНК, их значение в жизни клетки.

5.5.Строение клетки.

Строение и функции органоидов клетки, их взаимосвязь как основа целост­ности клетки.

 

5.6. Клеточное ядро.

  Строение ядра клетки, строение мембраны ядра, строение хромосом, виды хромосом и их функции. Кариотип человека. Строение и функции ядрышка.

5.7. Анаболизм. Биосинтез белка.

Пластический обмен, этапы биосинтеза белка. Генетический код. Значение нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Задачи по молекулярной генетике.

5.8. Катаболизм. Энергетический обмен.

Этапы энергетического обмена. Значение АТФ в энергетическом обмене. Клеточный метаболизм.

5.9.Типы питания организмов.

 Автотрофы и гетеротрофы.Взаимосвязь пластического и энергетического обмена. Типы питания организмов: фотосинтез, хемосинтез, гетеротрофный. Схема процесса фотосинтеза: световая и темновая фазы.

5.10. Итоговое занятие.

Контроль знаний по блоку: тесты, проверочная работа.

Блок 6. Онтогенез

Цель: охарактеризовать размножение как один из этапов индивиду­ального развития организмов; расширить знания о размножении на примере бесполого, полового размножений.

6.1. Бесполое размножение. Митоз.

Разнообразие способов бесполого размножения. Митоз. Биологическое  зна­чение митоза.

6.2. Половое размножение. Мейоз.

Половое размножение. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Гаметогенез- развитие половых клеток. Мейоз- период созревания половых клеток, стадии мейоза. Конъюгация хромосом, кроссинговер. Оплодотворение.

6.3. Онтогенез. Эмбриональный период развития.

Эмбриональный период развития организмов. Дробление. Гаструляция. Ор­ганогенез. Эмбриональная индукция.

6.4. Постэмбриональный период развития организмов.

Постэмбриональный период развития организмов: прямое развитие и разви­тие с метаморфозом. Биогенетический закон.

Проверочная работа по блоку.

Блок 7. Генетика

Цель: исследовать процесс передачи наследственной информации организмами, сформировать основные понятия генетики, раскрыть сущность наследственной и модификационной изменчивости.

7.1. Генетика. Первый закон Г.Менделя.

Правила и законы наследственности, установленные Г.Менделем, их цитоло­гические основы. Доминантные и рецессивные признаки, гомозиготы и гете­розиготы, аллельные и неаллельные гены, генотип и фенотип.

7.2. Второй закон Г. Менделя. Неполное доминирование.

 Правила и законы наследственности, установленные Г.Менделем, их цито­логические основы. Неполное доминирование.

7.3. Третий закон Г.Менделя.

 Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя- закон независимого комбинирования.

7.4. Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Определения пола. Наследование заболеваний человека, сцепленное с поло­выми хромосомами.

7.5. Итоговое занятие.

 Практикум по решению задач на взаимодействие генов.

Взаимодействие аллельных генов: кодоминирование. Взаимодействие неал­лельных генов: комплементарность, полимерия, эпистаз.

 

 

II курс

Блок 8. Эволюция органического мира

Цель: выяснить значение  изменчивости  в эволюции, исследовать основные черты эволюции животного и растительного мира на Земле, пути достижения биологического прогресса, влияние человека на биосферу.

8.1.Наследственная изменчивость: мутации.

Наследственная изменчивость. Виды мутаций: генные и хромосомные. Ком­бинативная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Эволю­ционная роль мутаций.

8.2.Ненаследственная изменчивость.

Модификации. Норма реакции. Примеры.

8.3.Основы селекции.

Генетика - теоретическая основа селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, мутагенез, полиплоидия, гетерозис.

8.4. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

 История эволюционных идей: работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка .

Биография Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

8.5. История представлений о развитии жизни на Земле.

Работы Л. Пастера, теории вечности жизни. Современные пред­ставления о возникновении жизни: эволюция протобионтов, начало биологи­ческой эволюции.

8.6. Развитие жизни в архее и палеозое.

Возникновение фотосинтеза, полового процесса, многоклеточности, псилофитов, рыб, динозавров.

8.7. Развитие жизни в мезозое.

Возникновение летающих ящеров, птиц, насекомых, цветковых растений. Вымирание динозавров.

8.8 Развитие жизни в кайнозое.

Возникновение млекопитающих и предков человека.

8.9. Микроэволюция. Видообразование.

Видообразование как результат микроэволюции. Вид, критерии вида. Генетические процессы в популяциях.

8.10. Макроэволюция.

Главные направления прогрессивной эволюции: арогенез, аллоге­нез, катагенез.

8.11.Гипотезы о происхождении человека.

Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Современные гипотезы о проис­хождении человека на Земле.

8.12. Стадии зволюции человека.

Этапы эволюции человека. Современный этап эволюции человека.

8.13. Структура биосферы.

Понятие «среда обитания». Структура биосферы (литосфера, гидро­сфера, атмосфера). Компоненты биосферы – живое существо, видовой со­став.

8.14. Абиотические факторы среды.

Понятие «среда обитания». Закон оптимума. Абиотические фак­торы, приспособленность организмов к ним.

8.15. Биотические факторы.

Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые отношения: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Разнообразие популяций в экосистеме, связи между ними. Экологическая пирамида и цепи питания.

8.16. Биосфера и человек.

Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере под влия­нием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы.

8.17. Итоговое занятие.

 Контроль знаний по блоку. Тесты.


Используемая литература

Нормативная литература

1.Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования, - изд. «Дрофа», 2007.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.

  1. 3. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в ус­ловиях введения Федерального компонента государственного стандарта об­щего образования. 2008.
  2. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), 2008.

Основная литература

  1. Биологический энциклопедический словарь.М.: Советская энциклопедия, 1986.
  2. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: духовная сфера жизни (новая парадигма).- М.: Моск. гос. ун-т. печати, - 2004.
  3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. – Челябинск, 1997.
  4. 4. Гаврилова А.Ю. Биология 10 кл.: Поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, Т.М. Бородина, Н.Н. Воронцова. 2 часть. – Волгоград; Учитель, 2005.
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Учебник 10-11 классы. – М., 2004.
  6. Козлова Т.А., Общая биология. 10-11 классы; Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина. Общая биология Т.А. Козлова, Н.И. Сонин, под редакцией В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Кучменко В.С. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной)школы по биологии. – М.: Дрофа, 2001.
  8. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.; 2004.
  9. Моркотун Н.Т. Готовимся к выпускному экзамену. Экзаменационные вопросы по биологии. 5-11 классы. – М.; 1998.
  10. Стригин В., Костыко Г. Проектирование здоровьесберегающей деятельности в Челябинском колледже сервиса. – Методические рекомендации. Н.Новгород, ВГИПИ, 1999.
  11. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 частях.- М.: Вентана – Граф, 2007.

Дополнительная литература

 

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: В 3 т.М.: Мир,1986.

 

  1. 2. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы.2-е изд.М.: Наука, 1996.

 

  1. 3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М.: Мир, 1990.

 

  1. 4. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

 

  1. Мамонтов С .Г., Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1992.
  2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

 

  1. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

 

  1. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир,1992.

 

  1. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.

 

  1. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

 

  1. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top