Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует способности самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Блочно-модульная программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и предназначена для образовательных программ 35.9 «Художник по костюму», 36.3 «Парикмахер», 36.5 «Фотограф», 1.9 «Оператор ЭВМ», 37.13 «Садовник».
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Таким образом, содержание программы построено на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции. В основу программы положена идея личностно ориентированного обучения русскому языку.
Программа имеет блочно-модульную структуру, что способствует реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в среднеспециальном учебном заведении на базе основного общего образования.
Программа предусматривает изучение предмета «Русский язык» в группах НПО за 2 года. Общий объем часов – 78 часов: 40 – в первый год обучения, 38 – во второй.
Программа состоит из пяти тематических блоков, частично обобщающих знания, ранее приобретенные учащимися, развивающих их способности и реализующих обязательный минимум содержания среднего общего образования по русскому языку.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении Блока 2. «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса в Блоке 3. «Система языка», поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка учащимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (Блок 3. «Система языка»).
Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе обобщения сведений о языке (Блок 2. «Язык и речь»), а также во время работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов (Блок 4. «Текст и его строение» и Блок 5. «Стили речи»).
Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Программа предусматривает в качестве средств контроля систему тестов различного уровня (для входного среза знаний, к ситуации, к Блоку, итоговый); две контрольные работы, каждая из которых представляет собой тест, составленный на основе типового теста ЕГЭ.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» обучающийся должен:
осознать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
овладеть способностями:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Тематический план учебного предмета
Наименование блоков и ситуаций |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теоретические |
Практические |
|
1. |
2. |
3. |
4. |
1 курс |
|||
Блок № 1. Введение в предметное содержание по предмету «Русский язык» |
2 |
2 |
- |
1.1. Погружение в языковое пространство |
2 |
2 |
- |
Блок № 2. «Язык и речь» |
6 |
6 |
- |
2.1. Язык и речь |
2 |
2 |
- |
2.2. Культура речи |
2 |
2 |
- |
2.3. Проверочная работа 1 |
2 |
2 |
- |
Блок № 3. «Система языка» |
32 |
32 |
- |
3.1. Фонетика и орфоэпия |
4 |
4 |
- |
3.2. Морфемика и орфография |
4 |
4 |
- |
3.3. Лексика и фразеология |
6 |
6 |
- |
3.4. Морфология и орфография |
8 |
8 |
- |
3.5. Синтаксис и пунктуация |
8 |
8 |
- |
3.6. Контрольная работа № 1 |
2 |
2 |
- |
Итого за 1 курс: |
40 |
40 |
- |
2 курс |
|||
Блок № 4. «Текст как речевое произведение» |
14 |
14 |
- |
4.1. Текст и его строение |
2 |
2 |
- |
4.2. Типы речи |
6 |
6 |
- |
4.3. Основные виды переработки текста |
4 |
4 |
- |
4.4. Проверочная работа 2 |
2 |
2 |
- |
Блок №5. «Стили речи» |
24 |
24 |
- |
5.1. Стили речи |
2 |
2 |
- |
5.2. Научный стиль речи |
4 |
4 |
- |
5.3. Публицистический стиль речи |
4 |
4 |
- |
5.4. Официально-деловой стиль речи |
2 |
2 |
- |
5.5. Разговорный стиль речи |
2 |
2 |
- |
5.6. Художественный стиль речи |
4 |
4 |
- |
5.7. Проверочная работа 3 |
2 |
2 |
- |
5.8. Контрольная работа № 2 |
4 |
4 |
- |
Итого за 2 курс: |
38 |
38 |
- |
Итого |
78 |
78 |
- |
Содержание предмета
Цель: 1. Углубление знаний о русском языке, об основных нормах в области орфоэпии, грамматики, лексики, орфографии, пунктуации.
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
- Развитие способностей опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Результат: Высококвалифицированный специалист, владеющий языковыми нормами, способный применять приобретенные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Блок 1. «Введение в предметное содержание по предмету «Русский язык»
Цель: 1. Осознать значение предмета «Русский язык» как средства познания действительности для развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся.
- Совершенствовать инвариантные способности учащихся.
1.1. Понятие «Русский язык». Модуль на предмет «Русский язык». Владение языковыми нормами как основное качество высококвалифицированного специалиста. Нулевой срез знаний.
Блок 2. «Язык и речь»
Цель: 1. Осознать значение и основные функции языка, основные единицы языка, виды речи, виды речевой деятельности, признаки литературного языка, основные типы словарей, основные требования к речи;
- Совершенствовать способности выделять общее и различное между понятиями «язык» и «речь», характеризовать разновидности речи, пользоваться различными видами словарей
2.1. Язык и речь. Язык как форма выражения национальной культуры, культуры межнационального и международного общения. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечия, говоры, профессионализмы, жаргон). Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Речь – форма существования языка. Разновидности речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая. Виды речевой деятельности.
2.2. Культура речи как уровень практического владения языком. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
2.3 Проверочная работа № 1. (тест к Блоку 2)
Блок 3. «Система языка»
Цель: 1. Осознать значение русского языка в жизни человека, целостность системы русского языка, лексический состав языка, принципы русской орфографии и пунктуации.
- Осознать необходимость обобщения, систематизации и углубления ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии и пунктуации.
- Совершенствовать способности студентов применять на практике основные языковые нормы, использовать различные виды словарей.
3.1. Фонетика. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. выразительные средства русской фонетики. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
3.2. Морфемика и словообразование русского языка. Выразительные словообразовательные средства. Орфография. Орфограммы в разных частях слова. Принципы русской орфографии.
3.3. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствования. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины). Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас. Виды словарей. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов. Фразеологические словари.
3.4. Обобщающее повторение морфологии. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Правописание различных частей речи. Нормативное употребление форм слова. Морфологический разбор частей речи.
3.5. Обобщающее повторение синтаксиса. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. Виды осложнения простого предложения. Типы сложных предложений. Предложения с прямой речью. Нормативное построение словосочетаний и предложений. Принципы русской пунктуации. Виды знаков препинания. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Выразительные средства грамматики.
3.6. Контрольная работа № 1. (тест к Блоку 2)
Блок 4. «Текст как речевое произведение»
Цель: 1. Осознать текст как структурную единицу речи.
- Повторить типы речи, основные виды переработки текста.
- Совершенствовать способность студентов создавать и перерабатывать различные виды текстов.
4.1. Текст и его строение. Признаки текста. Смысловые отношения и виды связей между предложениями в тексте. Абзац.
4.2. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности композиции и лексико-грамматические средства различных типов речи. Создание сочинения-рассуждения.
4.3. Виды переработки текста. Сокращение текста: план, тезисы, выписки, конспект. Аннотация. Рецензия.
4.4. Проверочная работа № 2: Лингвистический анализ текстов различных типов речи.
Блок 5. «Стили речи»
Цель: 1. Осознать особенности функциональных стилей речи.
- Совершенствовать способности студентов создавать устные и письменные тексты различных стилей и жанров.
- Совершенствовать культуру речевого общения студентов.
5.1. Общая характеристика стилей речи: назначение, сфера использования, речевые жанры, стилевые черты (лексические, морфологические, синтаксические, композиционные, эмоционально-образного плана).
5.2. Научный стиль речи. Разновидности научного стиля. Основные жанры. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
5.3. Публицистический стиль речи. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичного выступления.
5.4. Официально-деловой стиль речи. Основные жанры. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
5.5. Разговорный стиль речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
5.6. Художественный стиль речи. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.
5.7. Проверочная работа № 3: Лингвистический анализ текстов различных стилей и жанров.
5.8. Контрольная работа № 2. (Итоговый тест)
Примерные темы рефератов
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Русское письмо и его эволюция.
Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Русская пунктуация и ее назначение.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простых предложений.
Синонимия сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
Словари русского языка и сфера их использования.
Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.
ЛИТЕРАТУРА
НОРМАТИВНАЯ
- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку.
- Русский язык. Примерная программа для средне-специальных учебных заведений. М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005.
ОСНОВНАЯ
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд. – М.: Просвещение, 2006.
- Березина С.Н., Борисов Н.Н. русский язык в схемах и таблицах: Учебное пособие/ С.Н. Березина, Н.Н. Борисов. – М.: Эксмо, 2006.
- Космарская И.В., Руденко А.К. Грамматика русского языка в тестах. 8-11 кл./ - М.: «Аквариум ЛТД», 2005.
- Никулина М.Ю. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс: Учебно-методическое пособие/М.Ю. Никулина. – М.6 Издательство «Экзамен», 2005.
- Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.И. Чешко. – М.: Просвещение, 2005.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
- Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1981.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. 4-е изд., М.: Рус. яз, 1988.
- Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
- Орфографический словарь русского языка, 29-е' изд. М.: Рус. яз., 1991.
- Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
- Русский язык. Ответы на экз. билеты. 9 кл.: Учебное пособие/ Е.В. Чуфистова, Ю.В. Чуфистова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
- Русский язык. Ответы на экз. билеты. 11 кл. Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ. Учебное пособие./ О.Д. Ивашова, Т.Н. Мамона. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
- Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
- Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л.. 1970-1971.
- Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
- Тихонов А.Н, Словообразовательный словарь русского языка: В 2 Т. М., 1985.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
- Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А.И. Молоткова. 4-е ИЗД. М.: Рус. яз., 1986.
- Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
- Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
- Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.