Пояснительная записка

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует способности самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Блочно-модульная программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и предназначена для образовательных программ 35.9 «Художник по костюму», 36.3 «Парикмахер», 36.5 «Фотограф», 1.9 «Оператор ЭВМ», 37.13 «Садовник».

Программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

            Таким образом, содержание программы построено на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенции. В основу программы положена идея личностно ориентированного обучения русскому языку.

            Программа имеет блочно-модульную структуру, что способствует реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в среднеспециальном учебном заведении на базе основного общего образования.

            Программа предусматривает изучение предмета «Русский язык» в группах НПО за 2 года. Общий объем часов – 78 часов: 40 – в первый год обучения, 38 – во второй.

Программа состоит из пяти тематических блоков, частично обобщающих знания, ранее приобретенные учащимися, развивающих их способности и реализующих обязательный минимум содержания среднего общего образования по русскому языку.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении Блока 2. «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса в Блоке 3. «Система языка», поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка учащимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (Блок 3. «Система языка»).

Формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе обобщения сведений о языке (Блок 2. «Язык и речь»), а также во время работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов (Блок 4. «Текст и его строение» и Блок 5. «Стили речи»).

Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Программа предусматривает в качестве средств контроля систему тестов различного уровня (для входного среза знаний, к ситуации, к Блоку, итоговый); две контрольные работы, каждая из которых представляет собой тест, составленный на основе типового теста ЕГЭ.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» обучающийся должен:

осознать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

овладеть способностями:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план учебного предмета

 

Наименование блоков и ситуаций

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

2.

3.

4.

1 курс

Блок № 1. Введение в предметное содержание по предмету «Русский язык»

2

2

-

1.1. Погружение в языковое пространство

2

2

-

Блок № 2. «Язык и речь»

6

6

-

2.1. Язык и речь

2

2

-

2.2. Культура речи

2

2

-

2.3. Проверочная работа 1

2

2

-

Блок № 3. «Система языка»

32

32

-

3.1. Фонетика и орфоэпия

4

4

-

3.2. Морфемика и орфография

4

4

-

3.3. Лексика и фразеология

6

6

-

3.4. Морфология и орфография

8

8

-

3.5. Синтаксис и пунктуация

8

8

-

3.6. Контрольная работа № 1

2

2

-

Итого за 1 курс:

40

40

-

2 курс

Блок № 4. «Текст как речевое произведение»

14

14

-

4.1. Текст и его строение

2

2

-

4.2. Типы речи

6

6

-

4.3. Основные виды переработки текста

4

4

-

4.4. Проверочная работа 2

2

2

-

Блок №5. «Стили речи»

24

24

-

5.1. Стили речи

2

2

-

5.2. Научный стиль речи

4

4

-

5.3. Публицистический стиль речи

4

4

-

5.4. Официально-деловой стиль речи

2

2

-

5.5. Разговорный стиль речи

2

2

-

5.6. Художественный стиль речи

4

4

-

5.7. Проверочная работа 3

2

2

-

5.8. Контрольная работа № 2

4

4

-

Итого за 2 курс:

38

38

-

Итого

78

78

-

 

 

 

 

Содержание предмета

Цель:  1. Углубление знаний о русском языке, об основных нормах в области орфоэпии, грамматики, лексики, орфографии, пунктуации.

  1. Развитие речевой и мыслительной деятельности, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
  2. Развитие способностей опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

Результат: Высококвалифицированный специалист, владеющий языковыми нормами, способный применять приобретенные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

 

Блок 1. «Введение в предметное содержание по предмету «Русский язык»

Цель:  1. Осознать значение предмета «Русский язык» как средства познания действительности для развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся.

  1. Совершенствовать инвариантные способности учащихся.

 

1.1. Понятие «Русский язык». Модуль на предмет «Русский язык». Владение языковыми нормами как основное качество высококвалифицированного специалиста. Нулевой срез знаний.

 

 

Блок 2. «Язык и речь»

Цель:  1. Осознать значение и основные функции языка, основные единицы языка, виды речи, виды речевой деятельности,  признаки литературного языка, основные типы словарей, основные требования к речи;

  1. Совершенствовать способности выделять общее и различное между понятиями «язык» и «речь», характеризовать разновидности речи, пользоваться различными видами словарей

 

2.1. Язык и речь. Язык как форма выражения национальной культуры, культуры межнационального и международного общения. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечия, говоры, профессионализмы, жаргон). Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Речь – форма существования языка. Разновидности речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая. Виды речевой деятельности.

2.2. Культура речи как уровень практического владения языком. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

2.3  Проверочная работа № 1. (тест к Блоку 2)

 

Блок 3. «Система языка»

Цель:  1. Осознать значение русского языка в жизни человека, целостность системы русского языка, лексический состав языка, принципы русской орфографии и пунктуации.

  1. Осознать необходимость обобщения, систематизации и углубления ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии и пунктуации.
  2. Совершенствовать способности студентов применять на практике основные языковые нормы, использовать различные виды словарей.

 

3.1. Фонетика. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. выразительные средства русской фонетики. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

3.2.  Морфемика и словообразование русского языка. Выразительные словообразовательные средства. Орфография. Орфограммы в разных частях слова. Принципы русской орфографии.

3.3. Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствования. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины). Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас. Виды словарей. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов. Фразеологические словари.

3.4. Обобщающее повторение морфологии. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Правописание различных частей речи. Нормативное употребление форм слова. Морфологический разбор частей речи.

3.5. Обобщающее повторение синтаксиса. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. Виды осложнения простого предложения. Типы сложных предложений. Предложения с прямой речью. Нормативное построение словосочетаний и предложений. Принципы русской пунктуации. Виды знаков препинания. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Выразительные средства грамматики.

3.6. Контрольная работа № 1. (тест к Блоку 2)

 

Блок 4. «Текст как речевое произведение»

Цель:   1. Осознать текст как структурную единицу речи.

  1. Повторить типы речи, основные виды переработки текста.
  2. Совершенствовать способность студентов создавать и перерабатывать различные виды текстов.

 

4.1. Текст и его строение. Признаки текста. Смысловые отношения и виды связей между предложениями в тексте. Абзац.

4.2. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности композиции и лексико-грамматические средства различных типов речи. Создание сочинения-рассуждения.

4.3. Виды переработки текста. Сокращение текста: план, тезисы, выписки, конспект. Аннотация. Рецензия.

4.4. Проверочная работа № 2: Лингвистический анализ текстов различных типов речи.

 

Блок 5. «Стили речи»

Цель:  1. Осознать особенности функциональных стилей речи.

  1. Совершенствовать способности студентов создавать устные и письменные тексты различных стилей и жанров.
  2. Совершенствовать культуру речевого общения студентов.

 

5.1. Общая характеристика стилей речи: назначение, сфера использования, речевые жанры, стилевые черты (лексические, морфологические, синтаксические, композиционные, эмоционально-образного плана).

5.2. Научный стиль речи. Разновидности научного стиля. Основные жанры. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

5.3. Публицистический стиль речи. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичного выступления.

5.4. Официально-деловой стиль речи. Основные жанры. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

5.5. Разговорный стиль речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

5.6. Художественный стиль речи. Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

5.7. Проверочная работа № 3: Лингвистический анализ текстов различных стилей и жанров.

5.8. Контрольная работа № 2. (Итоговый тест)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы рефератов

 

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

НОРМАТИВНАЯ

  1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку.
  2. Русский язык. Примерная программа для средне-специальных учебных заведений. М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005.

 

ОСНОВНАЯ

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11 кл. общеобр. учрежд. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Березина С.Н., Борисов Н.Н. русский язык в схемах и таблицах: Учебное пособие/ С.Н. Березина, Н.Н. Борисов. – М.: Эксмо, 2006.
  3. Космарская И.В., Руденко А.К. Грамматика русского языка в тестах. 8-11 кл./ - М.: «Аквариум ЛТД», 2005.
  4. Никулина М.Ю. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс: Учебно-методическое пособие/М.Ю. Никулина. – М.6 Издательство «Экзамен», 2005.
  5. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.И. Чешко. – М.: Просвещение, 2005.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1981.
  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
  6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. 4-е изд., М.: Рус. яз, 1988.
  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  10. Орфографический словарь русского языка, 29-е' изд. М.: Рус. яз., 1991.
  11. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  12. Русский язык. Ответы на экз. билеты. 9 кл.: Учебное пособие/ Е.В. Чуфистова, Ю.В. Чуфистова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  13. Русский язык. Ответы на экз. билеты. 11 кл. Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ. Учебное пособие./ О.Д. Ивашова, Т.Н. Мамона. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  14. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
  15. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л.. 1970-1971.
  16. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
  17. Тихонов А.Н, Словообразовательный словарь русского языка: В 2 Т. М., 1985.
  18. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
  19. Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А.И. Молотко­ва. 4-е ИЗД. М.: Рус. яз., 1986.
  20. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
  21. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
  22. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
  23. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
  24. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top