Рабочая блочно-модульная программа по предмету «Право» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
«Право» является обязательным учебным предметом базового цикла в учреждениях начального профессионального образования и предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 35.9 «Художник по костюму», 1.9 «Оператор ЭВМ».
Рабочая блочно-модульная программа составлена на основе федерального и регионального компонентов Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы учебной дисциплины Право для профессий начального профессионального образования Певцова Е.А ( ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008).
Изучение права на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом;
- формирование правовой компетентности, информационной культуры учащихся.
Изучение данного предмета позволит учащимся глубже познать сложный механизм взаимодействия человека и общества, регулирования общественных отношений; приобрести основы правовых знаний.
При этом особое значение уделяется изучению Конституции РФ, трудового, гражданского, семейного, уголовного, административного кодексов и других нормативных актов РФ.
Освоение учебного предмета «Право» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении таких предметов, как «Обществознание», «История». Одновременно сам предмет является базовым для дисциплин: «Социология», «Экономика», «Экология».
Программа состоит из 4 взаимосвязанных блоков:
Блок № 1 «Введение в предметное содержание».
Блок № 2 «Государство и право в системе правовых норм».
Блок № 3 «Система публичного права».
Блок №4 «Система частного права».
В первом блоке идет погружение в содержание предмета, второй блок посвящен теории государства и права, третий – публичным отраслям права; четвертый – частным отраслям права.
Средствами контроля, выявляющего подготовку учащихся, служат различные виды практических работ: составление таблиц, обобщающих схем; написание сочинений-эссе; составление документов; оказание юридической помощи; выполнение творческих работ; тестирование.
В результате изучения предмета учащийся должен
осознать:
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
- механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина РФ;
- органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
- формы и процедуры избирательного процесса в России;
развить следующие способности:
- раскрытие понятия государства и права и их роль в регулировании общественных отношений;
- защита своих прав и законных интересов через суд и внесудебными способами;
- использование правовых средств для укрепления государственной, договорной и трудовой дисциплины в своей практической деятельности;
- приобретение учащимися соответствующих компетентностей в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах.
Итоговый контроль по предмету осуществляется в форме тестирования.
Тематический план
Название блока, ситуации |
Количество часов |
||
Всего |
Теорети- ческие |
Практи- ческие |
|
Блок № 1 «Введение в предметное содержание»
|
2 |
2 |
- |
1.1 Введение в предметное содержание |
2 |
2 |
- |
Блок № 2 «Государство и право в системе правовых норм» |
4 |
4 |
- |
2.1 Государство |
2 |
2 |
- |
2.2 Право |
2 |
2 |
- |
Блок № 3 «Система публичного права» |
16 |
16 |
- |
3.1 Конституционное право |
4 |
4 |
- |
3.2 Гражданство |
4 |
4 |
- |
3.3 Административное право |
2 |
2 |
- |
3.4 Уголовное право |
4 |
4 |
- |
3.5 Экологическое право |
2 |
2 |
- |
Блок №4 «Система частного права» |
18 |
18 |
- |
4.1 Трудовое право |
6 |
6 |
- |
4.2 Право социального обеспечения |
2 |
2 |
- |
4.3 Гражданское право |
4 |
4 |
- |
4.4 Семейное право |
2 |
2 |
- |
4.5 Законодательство о защите прав потребителей |
2 |
2 |
- |
4.6 Контрольная работа №1 |
2 |
2 |
|
Итого: |
40 |
40 |
- |
Содержание
Цели:
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, примерной реализации гражданской позиции;
- формирование информационной культуры учащихся;
- формирование правовой компетентности человека, которая предполагает следующее:
- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;
- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
- определение оптимума (или достаточного минимума) правовой информации;
- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.
Результат:
ответственный гражданин России, имеющий чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.
Блок № 1 «Введение в предметное содержание»
Цели:
- осознание смысла понятия «право», значения права для человека, нормы предметного содержания, способов его изучения;
- формирование информационной культуры учащихся;
- формирование правовой компетентности человека.
- Введение в предметное содержание
Предмет, его цели, задачи и содержание. Правовое воспитание в системе профессиональных образовательных учреждений. Обзор литературы и нормативных актов.
Блок № 2 «Государство и право в системе правовых норм»
Цели:
- осознание понятия «государство», основных признаков и функций государства, форм государства;
- осознание понятия «право», взаимосвязи государства и права, видов и структуры норм права, системы права;
- формирование у учащихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества;
- формирование правовой культуры, основанной на правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
- формирование мировоззрения, позитивных социальных установок, поведенческих навыков.
- развитие способности личностного осмысления роли права как регулятора общественных отношений, обеспечивающего гражданско-правовое согласие граждан, инструмента реализации и защиты прав и свобод человека, собственных законных интересов;
- приобретение опыта участия в ситуациях, регулируемых правом, представление о том, как искать необходимую правовую информацию, развить ключевые компетенции, дающие возможность практического решения проблем правового характера.
2.1 Государство
Понятие и основные признаки государства, его задачи и функции. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный политический режим (демократический, антидемократический). Функции государства. Внутренние: регулятивная, охранительная, экономическая, социальная, их содержание. Внешние: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства. Понятие и признаки правового государства.
2.2 Право
Понятие и функции права. Взаимосвязь государства и права. Понятие, виды и структура норм права. Источники права: закон и подзаконные нормативные акты. Локальные нормативные акты. Правовые отношения: понятие, структура и содержание. Юридические факты. Правонарушения и юридическая ответственность. Отрасли права, их виды и краткая характеристика.
Блок № 3 «Система публичного права»
Цели:
- осознание основ конституционного строя, принципов разделения властей, понятия «гражданин», системы органов местного самоуправления, понятий «преступление» и «наказание», ответственности за отдельные виды преступлений;
- освоение функций государства и его органов в обеспечении жизнедеятельности общества и защите прав человека;
-расширение знаний о системе органов федеральной и региональной исполнительной власти, об основах экологического права;
- углубление знаний об административной ответственности;
- формирование способности понимать правовой механизм защиты прав и интересов человека, гражданина России;
- воспитание правовой культуры учащихся;
- формирование социально-правовой компетентности учащихся.
3.1 Конституционное право
3.1.1 Общая характеристика конституционного права
Федеративное устройство России и его основные принципы: государственная целостность, единство государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий, равенство субъектов федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Состав Российской Федерации.
3.1.2 Основы конституционного строя РФ
Система органов государственной власти России
Президент Российской Федерации, его компетенция. Федеральное собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), его компетенция.
Понятие и виды органов исполнительной власти. Федеральные министерства, службы. Их компетенция. Органы исполнительной власти субъектов РФ, их компетенция.
Органы правосудия. Конституционный Суд РФ, арбитражные суды.
Органы прокуратуры. Система этих органов, их задачи и функции.
3.2 Гражданство
3.2.1 Сущность гражданства
Гражданство Российской Федерации. Конституционные основы правового положения личности.
3.2.2 Права, свободы, обязанности гражданина РФ
Классификация прав и свобод гражданина. Гражданские (личные) права и свободы. Социально-экономические права и свободы. Политические права и свободы. Обязанности гражданина РФ. Конституционные гарантии реализации прав и свобод граждан.
3.3 Административное право
Понятие и предмет административного права. Административная ответственность граждан. Понятие и основание административной ответственности. Административные правонарушения, их виды. Административное задержание. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Административные взыскания, их виды. Основания применения административных взысканий, порядок их обжалования.
3.4 Уголовное право
3.4.1 Уголовное право как отрасль права
Понятие и предмет уголовного права. Метод, задачи и принципы уголовного права.
3.4.2 Преступление и наказание
Понятие преступления и состав преступления. Порядок привлечения к уголовной ответственности. Задержание подозреваемого. Презумпция невиновности. Необходимая оборона. Права обвиняемого. Конституционные гарантии права обвиняемого на защиту.
Соучастие в преступлении. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие уголовную ответственность. Наказание, его виды и цели.
Характеристика уголовной ответственности за преступления против личности, собственности, вымогательство, захват заложников, хулиганство, а также за преступления, связанные с наркоманией и токсикоманией и др.
3.5 Экологическое право
Общие положения экологического права. Понятие, виды и формы природопользования. Нормирование качества окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды. Экологический контроль. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Блок №4 «Система частного права»
Цели:
- осознание общих положений трудового права, правового регулирования занятости и трудоустройства, понятия «трудовой договор», правовых и социальных гарантий работникам, предусмотренным трудовым законодательством, общих положений гражданского права, понятий о браке и семье;
- расширение знаний о социальном партнерстве, о порядке заключения коллективных договоров и соглашений, о праве собственности и его защите, о защите прав потребителей;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений;
- формирование социально-правовой компетентности.
4.1 Трудовое право
4.1.1 Трудовое право как отрасль права
Понятие и субъекты трудового права. Источники трудового права. Конституция РФ о трудовых правах и обязанностях граждан. Кодекс законов о труде РФ. Подзаконные нормативные акты о труде: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ. Локальные нормативные акты, принимаемые трудовыми коллективами, администрацией предприятия.
Понятие, стороны и содержание коллективного договора. Порядок ведения переговоров и заключения коллективных договоров. Реализация договора. Контроль за выполнением коллективных договоров, ответственность за их нарушение.
Стороны коллективных соглашений, их содержание и порядок заключения.
Понятие и формы занятости населения. Категория занятых граждан, незанятое население. Служба занятости. Государственно-правовые меры по обеспечению занятости населения. Правовой статус безработного. Подходящая и неподходящая работа. Пособие по безработице.
Понятие, виды и форма трудового договора. Правовые основания для заключения трудового договора. Содержание и порядок заключения трудового договора. Правовые гарантии приема на работу молодых специалистов.
Испытательный срок. Переводы и перемещения на другую работу. Совмещение профессий и должностей, совместительство.
Расторжение договора по инициативе работника. Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе администрации. Роль профсоюзного органа при расторжении трудового договора. Порядок
оформления увольнения. Выходное пособие. Ответственность администрации за задержку трудовой книжки.
4.1.2 Понятие рабочего времени и времени отдыха
Понятие рабочего времени и его виды: нормальное, сокращенное и неполное рабочее время, ненормированный рабочий день. Сверхурочная работа.
Понятие времени отдыха и его виды: перерыв в рабочем дне, междудневные перерывы, выходные и праздничные дни, ежегодные отпуска. Виды отпусков: основные, удлиненные, дополнительные. Отпуск без сохранения заработной платы. Порядок предоставления отпусков.
Порядок суммированного учета рабочего времени и времени отдыха для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах. Графики работы и отдыха.
Понятие и основные принципы заработной платы. Виды и системы оплаты труда. Тарифы заработной платы.
Порядок премирования работников и выплаты вознаграждения по итогам работы за год.
Охрана заработной платы. Гарантии против необоснованных удержаний из заработной платы.
Понятие и значение дисциплины труда. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности работников и администрации в трудовых правоотношениях.
Понятие дисциплинарного проступка. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Дополнительные меры правового воздействия, приме6няемые к нарушителям трудовой дисциплины, а также за хищение имущества по месту работы.
Понятие и основные условия материальной ответственности работников. Ограниченная и полная материальная ответственность. Порядок возмещения материального ущерба. Понятие коллективной (бригадной) материальной ответственности и условия ее реализации.
Повышение гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а одинокие матери – до 14 лет (ребенка-инвалида – до 16 лет).
Запрещение труда женщин на тяжелых и вредных для здоровья работах
Облегченные условия труда в связи с материнством. Предоставление специальных отпусков: по беременности и родам, и по уходу за ребенком, дополнительные отпуска с сохранением и без сохранения заработной платы. Благоприятные режимы труда для женщин: неполное рабочее время, скользящий (гибкий) график работы, работа на дому.
Особенности труда молодежи. Повышенные гарантии при приеме на работу и увольнении. Льготы при установлении рабочего времени и времени отдыха.
Понятие и содержание охраны труда. Право работника на охрану труда, виды и формы гарантий реализации этого права. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.
Гарантийные выплаты заработной платы при неисполнении работником своих трудовых обязанностей по уважительным причинам. Компенсационные выплаты для возмещения работнику расходов, понесенных в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в северных районах.
Государственные гарантии по возмещению вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.
Государственные пособия семье и детям. Основание и порядок предоставления пособия по временной нетрудоспособности.
4.1.3 Трудовой спор
Понятие и причины индивидуальных трудовых споров.
Организация и порядок работы комиссий по трудовым спорам. Порядок восстановления на работе незаконно уволенных либо переведенных на другую работу. Порядок оплаты за вынужденный прогул. Компенсация морального вреда.
Рассмотрение трудовых споров об установлении новых или изменении существующих условий труда. Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
4.2 Право социального обеспечения
Правовые и социальные гарантии работникам, предусмотренные трудовым законодательством:
- гарантии и компенсации;
- государственные компенсации;
- государственные пособия семье и детям, пособия по временной нетрудоспособности.
4.3 Гражданское право
4.3.1 Гражданское право как отрасль права
Понятие и предмет гражданского права. Основные источники гражданского права, гражданские правоотношения.
Граждане как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие и основные признаки юридических лиц. Виды юридических лиц. Порядок возникновения юридических лиц, их реорганизация и ликвидация.
Понятие и содержание права собственности. Права и обязанности собственника.
Формы собственности. Частная собственность граждан. Общая совместная и долевая собственность. Объекты права собственности граждан.
Частная собственность юридических лиц.
Государственная собственность, ее формы. Объекты и субъекты государственной собственности. Муниципальная собственность, ее объекты и субъекты.
Способы защиты права собственности. Недействительность актов, нарушающих право собственности.
Понятие и содержание обязательства. Договор (сделка) как основание возникновения обязательства. Порядок заключения и содержание гражданско-правовых договоров.
Общая характеристика основных видов договоров: купли-продажи, поставки, перевозки, хранения, аренды, о снабжении энергетическими и другими ресурсами, подряда на капитальное строительство и на выполнение других видов работ.
Способы обеспечения исполнения договоров. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных обязательств.
Понятие и виды творческой деятельности. Авторское право. Объекты и субъекты авторского права. Права автора. Авторские договоры. Судебная защита авторских прав.
Патентное право. Понятие и основные признаки изобретения, полезной модели, промышленного образца. Порядок получения патента и свидетельства, сроки их действия. Права изобретателей и их защита в административном и судебном порядке.
Общие основания ответственности за причинение вреда: наличие вреда, противоправность поведения лица, причинная связь, вина причинения вреда. Требование о возмещении вреда в полном объеме.
Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Основания ответственности. Порядок и формы возмещения вреда.
Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Субъекты ответственности и основания освобождения их от возмещения вреда. Порядок и формы возмещения вреда.
Основные понятия наследственного права: наследодатель, наследники, наследство (наследственная масса), место и время открытия наследства.
Виды наследования. Наследование по закону и наследование по завещанию. Наследники первой и второй очереди.
4.3.2 Гражданско-правовой спор
Принятие и отказ от наследства. Выдача свидетельства о праве на наследство.
Порядок рассмотрения спора и принятия решения. Срок вступления решения суда в законную силу. Обязательность исполнения решения арбитражного суда. Принудительное исполнение решения на основе исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Срок предъявления исполнительного листа к исполнению. Ответственность за неисполнение решения арбитражного суда. Порядок обжалования и пересмотра решения арбитражного суда.
Понятие и стороны гражданско-правового спора. Виды споров, подведомственных арбитражному суду: экономические споры, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан-предпринимателей.
Правовые основания для обращения в арбитражный суд. Порядок и сроки предъявления иска. Форма и содержание искового заявления. Срок рассмотрения дел в суде.
4.4 Семейное право
Понятие о браке и семье. Порядок и условия заключения брака. Недействительность брака. Права и обязанности супругов. Основания и порядок расторжения брака. Обязанности родителей по воспитанию детей. Имущественные споры между супругами. Установление отцовства. Порядок уплаты или взыскания алиментов.
4.5 Законодательство о защите прав потребителей
Защита прав потребителей – обязанность демократического государства. Система государственных и общественных органов по защите прав потребителей, их задачи, организация работы.
Закон РФ «О защите прав потребителей». Содержание, сфера применения, понятия, используемые в этом законе. Права потребителей и ответственность изготовителей, исполнителей, продавцов за нарушение договорных обязательств.
4.6 Контрольная работа №1
Контроль знаний учащихся об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей; выявление уровня правовой культуры учащихся.
Литература
Нормативная:
- Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.– М., 2005.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)). // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 N 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996.- № 5. – Ст. 410.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (третья). Раздел У «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ. от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 N 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ.) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. -№ 52. – Ч. 1. – Ст. 4921.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ). // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 N 120-ФЗ) // СЗ РФ. – 1998. -№ 31. – Ст. 3802.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 – ФЗ (в ред. от 25.11.2006 N 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 N 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
- Певцова Е. А. Примерная программа учебной дисциплины «Право» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.- М.:ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.
Основная:
- Никитин А.Ф. Правоведение. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М., 2005 г
- Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.
Дополнительная:
- Барыкин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь.- М.,2005 г.
- Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.
- Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
- Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.– Интеллект – центр, 2007.