Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным учебным предметом базового цикла в учреждениях НПО и изучается на I и II курсах в количестве 78 часов (из них 40 часов – на I курсе и 38 часов - на II курсе).
Данная программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям 35.9 «Художник по костюму», 36.5 «Фотограф», 1.9 «Оператор ЭВМ», 36.3 «Парикмахер», 37.13 «Садовник». При её разработке, в связи с введением в действие областной модели учебных планов и программ среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО Челябинской области с 01. 09. 2008года (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21. 02. 2008г.№01-109) были использованы следующие документы:
- Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования, - изд. «Дрофа», 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.
- Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т.Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001).
- Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н.Латчука, С.К.Миронова, С.Н.Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005).
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане относится к общеобразовательным предметам и базируется на знаниях по биологии, обществознанию, физики и химии.
Рабочая блочно – модульная программа состоит из 8 взаимосвязанных блоков:
I курс
Блок 1. «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
Блок 2. «Гражданская оборона».
Блок 3. «Основы медицинских знаний».
Блок 4. «Здоровый образ жизни».
II курс
Блок 5. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».
Блок 6. «Основы здорового образа жизни мужчины и женщины».
Блок 7. «Брак и семья».
Блок 8. «Репродуктивное здоровье женщины».
Данная структура обосновывается тем, что в блоке 1 происходит изучение правил безопасного поведения в ЧС в мирное время, в блоке 2 – в военное время. Блоки 3,4 и 5 предусматривают изучение инфекций и их профилактику, правила оказания первой медицинской помощи и составляющие здорового образа жизни. Блоки 6, 7 и 8 завершают курс изучением основ здорового образа жизни семьи и сохранения здоровья будущих поколений.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- развитие потребности в соблюдении основ здорового образа жизни семьи и детей;
- овладение умениями действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками с 1-го по 7-й блок, 8-й блок предполагается изучать только с девушками (18 часов), юноши изучают курс «Основы военной службы» на факультативных занятиях по специальной программе (18 часов).
При изучении предмета по соответствующим темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ по обеспечению безопасности населения.
Итоговый контроль осуществляется в форме ЕГЭ на II курсе.
Тематичеcкий план
|
Наименование блоков и тем ситуаций
|
Кол-во часов при очной форме обучения |
||
Всего |
Теоретические |
Практические |
||
1.1.
1.2.
1.3.
2.1. 2.2. 2.3. 2.4.
2.5.
3.1. 3.2. 3.3.
4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9.
|
I курс Введение в предметное пространство Блок 1. «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях Правила поведения в условиях чрезвычай- ных ситуаций природного и техногенного ха- рактера, пожарная безопасность. С.р.№1 Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности при ЧС Итого по блоку: Блок 2. «Гражданская оборона» Основные задачи гражданской обороны Ядерное оружие Современные средства поражения Средства коллективной и индивидуальной защиты населения Правила поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. К.р.№1 Итого по блоку: Блок 3. «Основы медицинских знаний» Классификация инфекционных заболеваний Профилактика кишечных инфекций Профилактика инфекций дыхательных путей К.р.№2 Итого по блоку: Блок 4. «Здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни и его составляющие Движение и здоровье Закаливание и здоровье Биоритмы, их влияние на жизнь человека Стресс. Режим труда и отдыха Рациональное питание Вредные привычки: курение Вредные привычки: алкоголь Итоговое занятие. К.р.№3 Итого по блоку: Всего за I курс: |
1
2
2
1 6
2 2 2
2
2 10
2 2 2 6
2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 40 |
1
2
2
1 6
2 2 2
2
2 10
2 2 2 6 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 40 |
-
-
-
- -
- - -
-
- -
- - - -
- - - - - - - - - - - |
№ |
Наименование блоков и тем ситуаций
|
Кол-во часов при очной форме обучения |
||
всего |
теоретические |
прак-тичес-кие |
||
5.1.
5.2.
5.3. 5.4
5.5.
6.1. 6.2. 6.3.
7.1. 7.2.
8.1. 8.2.
8.3. 8.4. 8.5.
8.6. 8.7. 8.8. 1.1 1.2 |
II курс Блок 5. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» Первая медицинская помощь при кровоте- чениях Первая медицинская помощь при травмах и переломах Экстренная реанимационная помощь Первая медицинская помощь при отморо-жении, тепловом и солнечном ударах Первая медицинская помощь при пораже-нии электрическим током и ожогах. К.р.№4 Итого по блоку: Блок 6. «Основы здорового образа жизни мужчины и женщины» Нравственность и здоровье Болезни, передаваемые половым путем СПИД и его профилактика. К.р.№5 Итого по блоку: Блок 7. «Брак и семья» Роль женщины в современном обществе Законодательство о семье Итого по блоку: Блок 8. «Репродуктивное здоровье женщины». Репродуктивная система женщины Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье женщины Здоровый образ жизни девушки Планирование семьи. Методы контрацепции Беременность: диагностика, гигиена, питание, токсикоз Подготовка к родам. Роды Уход за новорождённым Итоговое занятие. К.р.№6 Итого по блоку: Итого по предмету:
|
2
2 2
2
2 10
2 2 2 6
2 2 4
2
2 2 2
4 2 2 2 18 78
|
2
2 2
2
2 10
2 2 2 6
2 2 4
2
2 2 2
4 2 2 2 18 78
|
-
- -
-
- -
- - - -
- - -
-
- - -
- - - - - - |
Содержание предмета
1 курс
Цель: знать правила безопасного поведения при ЧС, законы РФ по обеспечению безопасности, правила здорового образа жизни. Владеть навыками защиты населения при ЧС.
Результат: сохранение жизни, здоровья и долголетия.
Введение.
Исследование сущности понятия предмета ОБЖ. Составление модуля на предмет ОБЖ.
Блок 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Цель: знать правила поведения в условиях потенциальной опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерных для г. Челябинска. Познакомить с законодательной базой по обеспечению безопасности.
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища.
1.2.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, пожарной безопасности.
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации, предусмотренных планом образовательного учреждения.
Самостоятельная работа: «Противопожарная безопасность».
1.3.
Законы РФ по обеспечению безопасности при ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): РСЧС, история ее создания, предназначение, задачи, правила и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности: положения Конституции РФ, федеративного закона «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Закон РФ «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».
Блок 2. Гражданская оборона.
Цель: знать основные задачи государственных служб по защите населения от ЧС, основ законодательства РФ об обороне государства. Научить владеть навыками защиты населения в области гражданской обороны.
2.1.Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
История ее создания, задачи ГО по обеспечению защиты населения от опасностей. Организация управления ГО.
2.2. Ядерное оружие.
2.3. Современные средства поражения.
Химическое оружие. Биологическое оружие.
Современные средства поражения, их поражающие факторы: ядерное оружие, химическое оружие, классификация отравляющих веществ по назначению и воздействию на организм человека. Биологическое оружие.
2.4. Средства коллективной и индивидуальной защиты.
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время: система оповещения населения о ЧС. Защитные сооружения ГО. Правила поведения в защитных сооружениях.
Основные средства защиты органов дыхания, кожи.
2.5. Правила поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника.
Снятие стрессового напряжения. Программа действий по выживанию.
Контрольная работа №1 по блоку №2.
Блок 3. Основы медицинских знаний.
Цель: знать основные правила оказания первой медицинской помощи при возникновении различных инфекций.
3.1. Классификация инфекционных заболеваний.
3.2 Профилактика кишечных заболеваний.
3.3 .Профилактика инфекций дыхательных путей.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика: кишечные инфекции, острые и хронические отравления, профилактика гриппа, ОРЗ, эпидемии, меры борьбы с инфекционными болезнями в образовательном учреждении.
Контрольная работа №2 по блоку №3.
Блок 4. Основы здорового образа жизни.
Цель: знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияния на безопасность личности. Научить основным правилам здорового образа жизни.
4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
4.2. Движение и здоровье.
4.3. Закаливание и здоровье.
Значение для здоровья человека двигательной активности и закаливания организма:- необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физкультурой. Значение движения для повышения умственной работоспособности, здоровья, привлекательности.
4.4. Биоритмы и их влияние на жизнь человека.
Биологические ритмы и трудоспособность человека: влияние биоритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет биоритмов при распределении нагрузок, для повышения работоспособности.
4.5. Стресс. Режим труда и отдыха.
Утомление, переутомление, дистресс, их воздействие на системы органов человека. Отдых.
4.6. Рациональное питание.
Рациональное питание – путь к здоровью: понятие о «живых» продуктах, вредное влияние на здоровье человека синтетических пищевых добавок, красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса. Раздельное питание. Витамины. Белки, их влияние на рост и развитие организма человека.
4.7. Вредные привычки: курение.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека: вредные привычки и социальные последствия. Почему возникают пристрастия человека к определенным видам привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья: табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердце. Пассивное курение.
4.8. Вредные привычки: алкоголь.
Алкоголь, влияние на здоровье человека : социальные последствия злоупотребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
4.9. Итоговое занятие. Контрольная работа№3 по блоку №4.
II курс
Блок 5. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Цель: научить останавливать кровотечения, накладывать повязки, шины, делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
5.1. Первая мед. помощь при кровотечениях.
Первая мед. помощь при ранениях. Виды ран и общие правила остановки кровотечения. Правила наложения повязок, жгута.
Самостоятельная работа: «Наложение жгута, наложение повязок».
5.2. Первая помощь при травмах и переломах.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата, наложения шин, транспортировка. Первая помощь при черепно – мозговой травме. Сотрясение головного мозга. Признаки травмы головы и позвоночника.
Самостоятельная работа: «Наложение шины».
5.3. Экстренная реанимационная помощь.
Правила сердечно-легочной реанимации. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж сердца.
5.4. Первая помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах.
Степени отморожения. Признаки теплового удара, профилактика. Признаки солнечного удара, профилактика.
5.5. Первая помощь при поражении электрическим током и ожогах.
Признаки поражения электротоком. Степени ожогов.
Контрольная работа №4 по блоку №5.
Блок 6. Основы здорового образа жизни мужчины и женщины.
Цель: научить основным правилам гигиены кожи, волос, одежды, ввести понятия об очищении организма, формировать нравственное поведение во взаимоотношении полов.
6.1. Нравственность и здоровье.
Семья и ее значение в жизни человека. Понятие нравственности. Правила личной гигиены.
6.2. Болезни, передаваемые половым путём.
Болезни, передаваемые половым путем, меры профилактики, уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
6.3. Профилактика ВИЧ инфекции и СПИДа.
Понятия ВИЧ, СПИД. Способы заражения ВИЧ. История распространения СПИДа в России. Профилактика ВИЧ.
Контрольная работа №5 по блоку №6.
Блок 7. Брак и семья.
Цель: сформировать высокую ответственность в вопросах создания семьи, рождении детей, воспитании и содержании детей. Объяснить права и обязанности супругов, родителей.
7.1. Роль женщины в современном обществе.
Социально-демографические процессы в России. Социальная роль женщины в современном обществе и здоровье нации.
Формы общения между людьми, выражение своих чувств, дружба, любовь.
7.2. Законодательство о семье.
Юридические основы аспекты брака. Планирование семьи. Законодательство о семье.
Блок 8. Репродуктивное здоровье женщины.
Цель: сформировать позитивное отношение к процессу деторождения, к репродуктивной системе женщины.
8.1. Репродуктивная система женщины.
Репродуктивная система женщины: наружные и внутренние половые органы, их строение и функции.
8.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье женщины.
Воспалительные процессы половых органов женщины. Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного.
8.3 Здоровый образ жизни девушки.
Понятие о здоровом образе жизни.
8.4. Планирование семьи.
Современные способы контрацепции. Аборт и его последствия.
8.5. Беременность: диагностика, гигиена, питание, токсикоз.
Этапы эмбрионального развития плода. Гигиена беременной женщины. Профилактика токсикоза беременности.
8.6. Подготовка к родам.
Роды. Питание беременных. Гимнастика для беременных. Дыхательная гимнастика. Периоды родового процесса.
8.7. Уход за новорожденным.
Грудное вскармливание. Гигиена тела ребенка. Режим дня новорожденного.
8.8. Итоговое занятие.
Контрольная работа №6 по блоку №8.
Литература
Нормативная:
- Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования - изд. «Дрофа», 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.
- Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К.Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005).
- Примерная учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений 10-11 классы. М.2001г. Министерство общего и профессионального образования РФ Министерство обороны РФ.
Основная:
- Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.Н.Латчук, В.В. Марков, С.Н. Миронов, С.Н. Вангородский / 2-е издание, стереотип, М.: Дрофа 2001г.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др. под редакции Ю.Л.Воробьева / М., ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
- Смирнов А. Т. Основы жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл./ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2005.
Дополнительная:
- 1. Ильин А.А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. / М., издат. ЭКСМО-ПРЕСС 2001.
- Ильин А.А. «Школа выживания в природных условиях. / М., издат. ЭКСМО-ПРЕСС 2001.
- Петров Н.Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие» 2-е издание, переработанное и дополненное / Челябинск, Южно-Уральская книга 1997г.
- Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Самыгин С.И., Самыгина О.П., Столяренко Л.Д. и др. / Ростов-на-Дону, издает. «Феникс» 1996г.