Пояснительная записка

 

           Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным учебным предметом базового цикла в учреждениях НПО и изучается на I и  II курсах в количестве 78 часов (из них 40 часов – на I курсе и 38 часов -  на II курсе).

Данная программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям 35.9 «Художник по костюму», 36.5 «Фотограф», 1.9 «Оператор ЭВМ», 36.3 «Парикмахер», 37.13 «Садовник». При её разработке, в связи с введением в действие областной модели учебных планов и программ среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО Челябинской области с 01. 09. 2008года (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21. 02. 2008г.№01-109) были использованы следующие документы:

- Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования, - изд. «Дрофа», 2007.

- Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.

- Примерная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, автор А.Т.Смирнов (изд-во «Просвещение», 2001).

- Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н.Латчука, С.К.Миронова, С.Н.Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005).

          Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане относится к общеобразовательным предметам и базируется на знаниях по биологии, обществознанию, физики и химии.

         Рабочая блочно – модульная программа состоит из 8 взаимосвязанных блоков:

                                                                        I курс

Блок 1. «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Блок 2. «Гражданская оборона».

Блок 3. «Основы медицинских знаний».

Блок 4. «Здоровый образ жизни».

 

                                                                         II курс

Блок 5. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».

Блок 6. «Основы здорового образа жизни мужчины и женщины».

Блок 7. «Брак и семья».

Блок 8. «Репродуктивное здоровье женщины».

 Данная структура обосновывается тем, что в блоке 1 происходит изучение правил безопасного поведения в ЧС в мирное время, в блоке 2 – в военное время. Блоки 3,4 и 5 предусматривают изучение инфекций и их профилактику, правила оказания первой медицинской помощи и составляющие здорового образа жизни. Блоки 6, 7 и 8 завершают курс изучением основ здорового образа жизни семьи и сохранения здоровья будущих поколений.

                Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- развитие потребности в соблюдении основ здорового образа жизни семьи и детей;

- овладение умениями действовать в чрезвычайных  ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

              Предлагаемая рабочая программа  предусматривает совместное изуче­ние учебного материала юношами и девушками с  1-го по 7-й блок, 8-й блок предполагается изучать только с девушками (18 часов), юноши изучают курс «Основы военной службы» на факультативных занятиях по специальной программе (18 часов).

При изучении предмета по соответствующим темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ по обеспечению безопасности населения.

Итоговый контроль осуществляется в форме ЕГЭ на II курсе.

 

 

 

Тематичеcкий план  

 

 

Наименование блоков и тем

ситуаций

 

 

Кол-во часов при очной форме обучения

Всего

Теоретические

Практические

 

 

 

 

1.1.

 

1.2.

 

 

1.3.

 

 

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

 

2.5.

 

 

 

 

3.1.

3.2.

3.3.

 

 

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

 

I курс

Введение в предметное пространство

Блок 1. «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуа­циях»

Правила поведения в условиях вынужденной

автономии в природных условиях

Правила поведения в условиях чрезвычай­-

ных ситуаций природного и техногенного ха­-

рактера, пожарная безопасность. С.р.№1

 Законы и другие нормативно-правовые акты

РФ по обеспечению безопасности при ЧС

Итого по блоку:

      Блок 2. «Гражданская оборона»

Основные  задачи гра­жданской обороны

Ядерное оружие

Современные средства поражения

Средства коллективной  и индивидуальной защиты населения

Правила поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. К.р.№1

Итого по блоку:

Блок 3. «Основы медицинских знаний»

Классификация инфекционных заболеваний

Профилактика кишечных инфекций

Профилактика инфекций дыхательных путей                                                                     

К.р.№2                               Итого по блоку:

Блок 4. «Здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни и его составляющие

Движение и здоровье

Закаливание и здоровье

Биоритмы,  их влияние на жизнь человека

Стресс. Режим труда и отдыха

Рациональное питание

Вредные привычки: курение

Вредные привычки: алкоголь

Итоговое занятие. К.р.№3

Итого по блоку:

Всего за I курс:

 

1

 

 

 

2

 

 

2

 

1

6

 

2

2

2

 

2

 

 

2

10

 

2

2

2

6

 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

40

 

1

 

 

 

2

 

 

2

 

1

6

 

2

2

2

 

2

 

 

2

10

 

2

2

2

6

6  

      2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

40

 

-

 

 

 

-

 

 

-

 

-

-

 

-

-

-

 

-

 

 

-

-

 

-

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Наименование блоков и тем

ситуаций

 

Кол-во часов

при очной форме обучения

всего

теоретические

прак-тичес-кие

 

 

 

 

5.1.

 

5.2.

 

5.3.

5.4

 

5.5.

 

 

 

 

6.1.

6.2.

6.3.

 

 

7.1.

7.2.

 

 

 

8.1.

8.2.

 

8.3.

8.4.

8.5.

 

8.6.

8.7.

8.8.

1.1    

1.2    

II курс

 Блок 5. «Основы медицинских знаний и   правила  оказания первой медицинской помощи»

Первая медицинская помощь при кровоте-

чениях

Первая медицинская помощь при травмах   и переломах

Экстренная реанимационная помощь

Первая медицинская помощь при отморо-жении, тепловом и солнечном ударах

Первая медицинская помощь при пораже-нии электрическим током и ожогах. К.р.№4

Итого по блоку:

 Блок 6. «Основы здорового образа жизни мужчины и женщины»

Нравственность и здоровье

Болезни, передаваемые половым путем

СПИД и его профилактика. К.р.№5

Итого по блоку:

Блок 7. «Брак и семья»

Роль женщины в современном обществе

Законодательство о семье

Итого по блоку:

Блок 8. «Репродуктивное здоровье женщины».

Репродуктивная система женщины

Факторы, разрушающие репродуктивное

здоровье женщины

Здоровый образ жизни девушки

Планирование семьи. Методы контрацепции

Беременность: диагностика, гигиена, питание, токсикоз

Подготовка к родам. Роды

Уход за новорождённым

Итоговое занятие. К.р.№6

Итого по блоку:

Итого по предмету:

 

 

 

 

 

 

2

 

2

2

 

2

 

2

10

 

 

2

2

2

6

 

2

2

4

 

 

2

 

2

2

2

 

4

2

2

2

18

78

 

 

 

 

 

 

2

 

2

2

 

2

 

2

10

 

 

2

2

2

6

 

2

2

4

 

 

2

 

2

2

2

 

4

2

2

2

18

78

 

 

 

 

 

 

-

 

-

-

 

-

 

-

-

 

 

-

-

-

-

 

-

-

-

 

 

-

 

-

-

-

 

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

Содержание предмета

1 курс

Цель: знать правила безопасного поведения при ЧС, законы РФ по обеспечению безопасности, правила здорового образа жизни. Владеть навыками защиты населения при ЧС.

Результат: сохранение жизни, здоровья и долголетия.

     Введение.

Исследование сущности понятия предмета ОБЖ. Составление модуля на предмет ОБЖ.

Блок 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Цель: знать правила поведения в условиях  потенциальной опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерных для г. Челябинска. Познакомить с законодательной базой по обеспечению безопасности.

 

 1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

 Разбор наиболее возможных причин попадания че­ловека в условия вынужденного автономного существования. Отработка  правил ориенти­рования на местности, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища.

 

 1.2.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного техноген­ного характера, пожарной безопасности.

 Отработка правил поведения при получении сиг­нала о чрезвычайной ситуации, предусмотренных планом образовательного учреждения.

Самостоятельная работа: «Противопожарная безопасность».

 1.3.

Законы РФ по обеспечению безопасности при ЧС.

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): РСЧС, история ее создания, предназначение, задачи, правила и обязанности граж­дан в области защиты от ЧС.

 Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности: положения Конституции РФ, федеративного закона «О защите населения и терри­тории от ЧС природного и техногенного характера». Закон РФ «О безопасности», «О по­жарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».

 

Блок 2. Гражданская оборона.

 

Цель: знать основные задачи государственных служб по защите населения от ЧС, основ законодательства РФ об обороне государства. Научить владеть навыками защиты населения в области гражданской обороны.

 

 2.1.Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

  История ее создания, задачи ГО по обеспечению защиты населения от опасностей. Ор­ганизация управления ГО.

 

 2.2. Ядерное оружие.

 2.3. Современные средства поражения.

Химическое оружие. Биологическое оружие.

  Современные средства поражения, их поражающие факторы: ядерное оружие, химическое оружие, классификация отравляющих веществ по назначе­нию и воздействию на организм человека. Биологическое оружие.

 

 2.4. Средства коллективной  и индивидуальной защиты.

 

 Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время: система оповещения населения о ЧС. Защитные сооружения ГО. Правила поведения в защитных сооружениях.

Основные средства защиты органов дыхания, кожи.

 

             2.5. Правила поведения человека  при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника.

  Снятие стрессового напряжения. Программа действий по выживанию.  

            Контрольная работа №1 по блоку №2.

 

Блок 3. Основы медицинских знаний.

 

Цель: знать основные правила оказания первой медицинской помощи при возникновении различных инфекций.

 

 3.1. Классификация инфекционных заболеваний.

 3.2 Профилактика кишечных заболеваний.

 3.3 .Профилактика инфекций дыхательных путей.

  Основные инфекционные заболевания и их профилактика: кишечные инфекции, острые и хронические отравления, профилактика гриппа, ОРЗ, эпиде­мии, меры борьбы с инфекционными болезнями в образовательном учреждении.

Контрольная работа №2 по блоку №3.

 

Блок 4. Основы здорового образа жизни.

 

Цель: знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияния на безопасность личности. Научить основным правилам здорового образа жизни.

 

 4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.

 4.2. Движение и здоровье.

 4.3. Закаливание и здоровье.

 Значение для здоровья человека двигательной активности и закаливания организма:- необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физкультурой. Значение движения для повышения умственной работоспособности, здоровья, привлекательности.

 

 4.4. Биоритмы и их влияние на жизнь человека.

Биологические ритмы и трудоспособность человека: влияние биоритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет биоритмов при распре­делении нагрузок, для повышения работоспособности.

 

 4.5. Стресс. Режим труда и отдыха.

Утомление, переутомление, дистресс, их воздействие на системы органов человека. Отдых.

 

 4.6. Рациональное питание.

 Рациональное питание – путь к здоровью: понятие о «живых» продуктах, вредное влияние на здоровье человека синтетических пи­щевых добавок, красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса. Раздельное питание. Вита­мины. Белки, их влияние на рост и развитие организма человека.

 

 4.7. Вредные привычки: курение.

 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека: вредные привычки и социальные последствия. Почему возникают пристрастия человека к определенным видам привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья: табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердце. Пас­сивное курение.

 

 4.8.  Вредные привычки: алкоголь.

Алкоголь, влияние на здоровье человека : социальные последствия злоупотребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

 

 4.9. Итоговое занятие. Контрольная работа№3 по блоку №4.

 

II курс

 

Блок 5. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Цель: научить останавливать кровотечения, накладывать повязки, шины, делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

 5.1. Первая мед. помощь при кровотечениях.

Первая мед. помощь  при ранениях. Виды ран и общие правила остановки кровотечения. Правила наложения повязок, жгута.

Самостоятельная работа: «Наложение жгута, наложение повязок».

 

 5.2. Первая помощь при травмах и переломах.

 Профилактика травм опорно-двигательного аппарата, наложения шин, транспортировка. Первая помощь при черепно – мозговой   травме. Сотрясение головного мозга. Признаки травмы головы  и позвоночника.

Самостоятельная работа: «Наложение шины».

 

 5.3. Экстренная реанимационная помощь.

 Правила сердечно-легочной реанимации. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж сердца.

 

 5.4. Первая помощь при  отморожении, тепловом и солнечном ударах.

Степени отморожения. Признаки теплового удара, профилактика. Признаки солнечного удара, профилактика.

 

5.5. Первая помощь при поражении электрическим током и ожогах.

Признаки поражения электротоком. Степени ожогов.

 Контрольная работа №4 по блоку №5.

 

Блок  6. Основы здорового образа жизни мужчины и женщины.

Цель: научить основным правилам гигиены кожи, волос, одежды, ввести понятия об очищении организма, формировать нравственное поведение во взаимоотношении полов.

 

 6.1.  Нравственность и здоровье.

 Семья и ее значение в жизни человека. Понятие нравственности. Правила личной гигиены.

 

 6.2. Болезни, передаваемые половым путём.

Болезни, передаваемые половым путем, меры  профилактики, уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

 

 

 6.3. Профилактика ВИЧ инфекции и СПИДа.

Понятия ВИЧ, СПИД. Способы заражения ВИЧ. История распространения СПИДа в России. Профилактика ВИЧ.

Контрольная работа №5 по блоку №6.

 

Блок 7. Брак и семья.

 

Цель: сформировать высокую ответственность в вопросах создания семьи, рождении детей, воспитании и содержании детей. Объяснить права и обязанности супругов, родителей.

 

 7.1. Роль женщины в современном обществе.

 Социально-демографические процессы в России. Социальная роль женщины в современном обществе и здоровье нации.

Формы общения между людьми, выражение своих чувств, дружба, любовь.

 7.2. Законодательство о семье.

 Юридические основы аспекты брака. Планирование семьи. Законодательство о семье.

 

Блок 8. Репродуктивное здоровье женщины.

 

Цель: сформировать позитивное отношение к процессу деторождения, к  репродуктивной системе женщины.

 

 8.1. Репродуктивная система женщины.

 Репродуктивная система женщины: наружные и внутренние половые органы, их строение и функции.

 

 8.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье женщины.

Воспалительные процессы половых органов женщины. Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного. 

  

                       8.3 Здоровый образ жизни девушки.

Понятие о здоровом образе жизни.

 

                      8.4. Планирование семьи.

Современные способы контрацепции. Аборт и его последствия.

         

 8.5. Беременность: диагностика, гигиена, питание, токсикоз.

Этапы эмбрионального развития плода. Гигиена беременной женщины. Профилактика токсикоза беременности.

 

 8.6. Подготовка к родам.

 Роды. Питание беременных. Гимнастика для беременных. Дыхательная гимнастика. Периоды родового процесса.

 

 8.7. Уход за новорожденным.

Грудное вскармливание. Гигиена тела ребенка. Режим дня новорожденного.

                    

 8.8. Итоговое занятие.

Контрольная работа №6 по блоку №8.

 

 

 

 

Литература

Нормативная:

  1. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования - изд. «Дрофа», 2007.

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт НПО.

 

  1. Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) авторов В.Н. Латчука, С.К.Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005).

 

  1. Примерная учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для об­разовательных учреждений 10-11 классы. М.2001г. Министерство общего и профессионального образования РФ Министерство обо­роны РФ.

 

Основная:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.Н.Латчук, В.В. Марков, С.Н. Ми­ронов, С.Н. Вангородский / 2-е издание, стереотип, М.: Дрофа 2001г.

 

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др. под редакции Ю.Л.Воробьева / М., ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 г.

 

  1. Смирнов А. Т. Основы жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл./ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев; под общ. ред. А. Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2005.

 

Дополнительная:

  1. 1. Ильин А.А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. / М., из­дат. ЭКСМО-ПРЕСС 2001.

 

  1. Ильин А.А. «Школа выживания в природных условиях. / М., издат. ЭКСМО-ПРЕСС 2001.

 

  1. Петров Н.Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие» 2-е издание, перерабо­танное и дополненное / Челябинск, Южно-Уральская книга 1997г.

 

  1. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Самыгин С.И., Самыгина О.П., Столяренко Л.Д. и др. / Ростов-на-Дону, издает. «Феникс» 1996г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top