РАБОЧАЯ

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по предмету  «История»                                                        

для профессий начального профессионального образования:   

                              35.9 «Художник по костюму»,

                                36.3 «Парикмахер»,

                                36.5 «Фотограф»,

                                  1.9 «Оператор ЭВМ»,

                                  37.13 «Садовник»


Пояснительная записка

 

Рабочая блочно-модульная программа по предмету «История» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Рабочая блочно-модульная программа по предмету «История» предназначена  для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) история в учреждениях начального профессионального образования  изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый учебный предмет.

Предмет «История» является обязательным учебным предметом базового цикла в учреждениях начального профессионального образования и изучается на первом и втором курсах в количестве 116 часов.

Рабочая блочно-модульная программа по предмету «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 35.9  «Художник по костюму»,  36.3 «Парикмахер», 36.5 «Фотограф», 1.9 «Оператор ЭВМ», 37.13 «Садовник».

Данная программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования под редакцией Гладышева А.В., Чудинова А. В.

Предмет «История» в учебном плане относится к базовому циклу и базируется на знаниях таких предметов, как «География», «Экономика», «Культурология», «Правоведение».

Рабочая блочно-модульная программа состоит из 6 взаимосвязанных блоков:

Блок 1. «Введение в историческое пространство»

Блок 2. «История Древнего мира»

Блок 3. «История средних веков»

Блок 4. «История нового времени»

Блок 5. «Мировая история первой половины ХХ в.»

Блок 6. «Мировая история второй половины ХХ - начала ХХI вв»

Данная структура обосновывается тем, что в блоке 1 происходит погружение в содержание предмета, учащиеся исследуют понятие «история», осознают взаимосвязь элементов системы «власть-общество», значение истории для человека; в блоке 2 -  исследуют понятия «первобытность», «цивилизация», осознают особенности исторического пути первобытности и цивилизаций Древнего мира, его роль и значение в мировой истории; в блоке 3 - исследуют понятие «феодализм», основные факты, процессы и явления средневековья, осознают особенности исторического пути эпохи средневековья, его роль и значение в мировой истории; в блоке 4 –  исследуют понятия «капитализм», «модернизация», основные факты, процессы и явления, осознают особенности исторического пути эпохи нового времени, его роль и значение в мировой истории; в блоке 5 – осознают особенности исторического пути первой половины ХХ в., осваивают динамику исторического развития, выявляют конкретные факты; в блоке 6 – осознают особенности исторического пути второй половины ХХ - начала ХХI вв., внутреннюю логику, динамику исторического развития, выявляют конкретные факты.

Целями программы являются:

- воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, традиций, нравственных и социальных установок;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие  в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

 В основу программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию знаний по истории, полученных учащимися в средней общеобразовательной школе. Основным методом преподавания является проблемный метод. Для этого предусматривается концентрация внимания на узловых событиях отечественной и мировой истории. Хронологически события мировой и отечественной истории синхронизированы в блоки  для создания полной картины мировой истории и места России в ней. При этом основной упор сделан на Отечественную историю.

С учетом сказанного выше, программа  предусматривает следующие требования к уровню подготовки учащихся.

В результате обучения учащийся должен

осознать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • основные исторические термины и даты;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

быть способен:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
  • дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • определять историческое значение явлений и событий прошлого;
  • устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В процессе деятельностного освоения содержания программы у учащихся развиваются универсальные способности: исследовать, проектировать, исполнять, устанавливать отношения, рефлексировать.

Курс «История» рассчитан на 116 часов (40  академических часов на I курсе и 76 академических часов на II курсе). Итоговый контроль осуществляется в форме государственного экзамена.


Тематический план

 

 

Наименование блоков, ситуаций

Количество часов при очной форме обучения

Всего

Теоретические

Практические

1 курс

Блок №1 «Введение в историческое пространство»

2

2

-

1.1 Введение в историческое пространство

2

2

-

Блок №2. «История Древнего мира»

4

4

-

2.1 От первобытности к цивилизации Древнего Востока

2

2

-

2.2 Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима

2

2

-

Блок №3 «История средних веков»

10

10

-

3.1 Образование Древнерусского государства

2

2

-

3.2 Русь в XI – начале XII вв.

2

2

-

3.3 Борьба с иноземными вторжениями XIII в.

2

2

-

3.4 Образование единого российского государства. Иван III

2

2

-

3.5 Русская культура XIII-XV вв.

2

2

-

Блок №4  «История нового времени»

24

24

-

4.1 Страны Европы в XVI-XVIII вв.

2

2

-

4.2 Внутренняя и внешняя политика Ивана IV

2

2

-

4.3 Русская культура XVI в.

2

2

-

4.4 Смутное время

2

2

-

4.5 Социально-экономическое развитие России в XVII в.

2

2

-

4.6 Первые Романовы

2

2

-

4.7 Россия при Петре I

2

2

-

4.8 Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война

2

2

-

4.9 Русская культура XVII-XVIII вв.

2

2

-

4.10 Россия в начале XIX в. Правление Александра I

2

2

-

4.11 Россия в конце XIXв.

2

2

-

4.12 Контрольная работа №1

2

2

-

Итого за 1 курс:

40

40

-

2 курс

Блок №5  «Мировая история первой половины ХХ в.»

44

44

-

5.1 Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.

2

2

-

5.2 Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии

2

2

-

5.3 Новый этап развития колониальных и зависимых стран

2

2

-

5.4 Внутренняя и внешняя политика российского самодержавия в конце XIX – начале XX в.

2

2

-

5.5 Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции

2

2

-

5.6 Первая российская революция 1905-1907 гг.

 

2

2

-

5.7 Россия в Первой Мировой войне

2

2

-

5.8 Русская культура конца XIX – начала XX в.

2

2

-

5.9 Февральская революция 1917 года в России. От Февраля к Октябрю

2

2

-

5.10 Октябрьская революция 1917 года в России

2

2

-

5.11 Гражданская война в России

2

2

-

5.12 СССР в 20-е гг. XX в.

2

2

-

5.13 СССР в 30-е гг. XX в.

2

2

-

5.14 Внешняя политика СССР накануне Второй Мировой войны

2

2

-

5.15 Начальный период Второй Мировой войны

2

2

-

5.16 СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны

2

2

-

5.17 Начальный период Великой Отечественной войны

2

2

-

5.18 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны

2

2

-

5.19 Завершающий этап Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны

2

2

-

5.20 СССР и итоги Второй Мировой войны

2

2

-

5.21 Культура СССР в первой половине XX в.

2

2

-

5.22 Контрольная работа №2

2

2

-

Блок №6  «Мировая история второй половины ХХ - начала ХХI вв.»

32

32

-

6.1 «Холодная война» и раскол Европы

2

2

-

6.2 СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.)

2

2

-

6.3 СССР в 1953-1964 гг. Хрущевская «оттепель»

2

2

-

6.4 СССР и крушение колониальной системы

2

2

-

6.5 Евроатлантические страны и Япония после Второй Мировой войны

2

2

-

6.6 Кризис моделей развития: конец 1960-х – 1970-е гг.

2

2

-

6.7 Период партнёрства и соперничества между СССР и США

2

2

-

6.8 Ускорение научно-технического развития и его итоги

2

2

-

6.9 «Перестройка» в СССР и её итоги

2

2

-

6.10 Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР

2

2

-

6.11 Модернизационные процессы 1980-1990-х гг. в США и странах Европы

2

2

-

6.12 Россия в 90-е гг. XX – начале XXI в.

2

2

-

6.13 Страны Азии и Африки: проблемы модернизации

2

2

-

6.14 Россия и международные отношения в начале XXI в.

2

2

-

6.15 Развитие советской и российской культуры во второй половине XX- начале XXI вв.

2

2

-

6.16 Контрольная работа №3

2

2

-

Итого за 2 курс:

76

76

-

Всего:

116

116

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Цели:

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления;

 - развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

 

Результат:

грамотный гражданин России, способный определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности, и использовать навыки исторического анализа при восприятии социальной информации.

 

Блок № 1 «Введение в историческое пространство»

Цели:

- осознание смысла понятия «история», взаимосвязи элементов системы «власть – общество», значения истории для человека, нормы предметного содержания, способов его изучения;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

1.1 Введение в историческое пространство

Смысл понятия «история». Взаимосвязь элементов системы «власть – общество». Значение истории в жизни человека. Нормы предметного содержания, способы его изучения.

 

Блок № 2 «Древний мир»

Цели:

- осознание особенностей исторического пути первобытности и цивилизаций Древнего мира, его роли и значения в мировой истории, сущности понятий «первобытность» и «цивилизация»;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

2.1 От первобытности к цивилизации Древнего Востока

Источники сведений о первобытности. Теории происхождения человека. Родовая община. Семья. Отношения господства и подчинения в первобытном обществе. Присваивающее и производящее хозяйство. Неолитическая революция. Переход от первобытности к цивилизации. Письменность. Ремесло. Обмен. Городские поселения. Происхождение государства. Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Традиционное общество. Аграрное производство. Социальные отношения. Религия в традиционном обществе.

Цивилизации Древнего Востока (Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай). Государство, общество и личность в странах Древнего Востока. Восточные деспотии. Картина мира древних людей. Мифология. Религиозные учения (буддизм, конфуцианство, иудаизм). Культурное наследие древних цивилизаций Востока. Памятники материальной и духовной культуры.

2.2 Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима

Цивилизация Древней Греции. Государство, общество и личность в античном мире. Власть общественная и государственная. Картина мира древних людей. Мифология. Культурное наследие древних цивилизации Греции. Памятники материальной и духовной культуры.

Цивилизация Древнего Рима. Государство, общество и личность в Древнем Риме. Власть общественная и государственная. Картина мира древних людей. Мифология. Культурное наследие древней цивилизации Рима. Памятники материальной и духовной культуры.

 

Блок 3 «История средних веков»

Цели:

- осознание особенностей исторического пути эпохи средневековья, его роли и значения в мировой истории, сущности понятия «феодализм», основные фактов, процессов и явлений средневековья;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

 

3.1 Образование Древнерусского государства

Предпосылки образования Древнерусского государства. Становление и развитие восточнославянских племен в VIII-IX веках. Развитие хозяйства.  Развитие ремесел, становление городов, установление торговли. «Путь из Варяг в греки». Зарождение признаков государственности.  Усложнение структуры общества. Образование государства Русь на Днепре. Варяги. Происхождение слова «Русь».  Рюриковичи в Новгороде.  Создание единого государства Русь.

3.2 Русь в IX - начале XII вв.

 Борьба Ярослава Мудрого за власть. Ярослав Мудрый – великий русский князь. «Русская Правда». Развитие и прогресс во внешней политике с Польшей, Венгрией, Швецией, Норвегией и Византией (династические браки). Развитие государственного управления. Социальная структура общества. Возникновение феодальной земельной собственности. Развитие налоговой системы. Развитие многоступенчатой феодальной системы (феодально-зависимое население). Рассмотрение структурных единиц: армии, городов, церкви, торговли, монастырского института. «Русская Правда» Ярославичей. Распространение и прогрессивное влияние междоусобиц сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Напряжённая внешняя и внутренняя политическая обстановка. Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Историческое значение Любечского съезда. Русский крестовый поход в степь. Восстание в Киеве в 1113 году. Владимир Мономах – великий князь. Воссоздание единства Руси, серьезная реформаторская деятельность. Мстислав Великий. Начало новой усобицы.

3.3 Борьба с иноземными вторжениями XIII в.

Зарождение Монголо-татарской империи. Их военный и культурный опыт, перенимаемый у Китая. Характеристика Чингисхана, как сильного и смелого предводителя монгол. Формирование понятия «тумен». Изучение завоеваний монголов на границах с Русью. Битва на Калке, как историческая трагедия русских войск. Поход Батыя на Русь. Битвы на границах с Русью, и в её пределах. Вторжение с северо-запада Швеции. Рассмотрение личности Александра Невского. Битва на Чудском озере. Значение и внутреннее разделение владычества Орды над Русью. Начало восстаний на Руси и жестокое их подавление монголами.

3.4 Образование единого российского государства. Иван III

Наследники Дмитрия Донского. Феодальная война, как вид внутриусобных разногласий. Становление русской церкви независимой от константинопольского патриарха. Иван III: политик, царь, человек. Объединение русских земель вокруг Москвы. Создание новой системы управления. Издание Судебника 1497 года.  Свержение ига Орды. Войны с Литвой и Ливонским Орденом. Россия, как многонациональное государство. Складывание великорусской народности.

3.5 Русская культура XIII-XV вв.

Развитие и утверждение русского фольклора в виде былин, сказаний. Литература, как историческая мысль. Распространение писания житий святых, повестей, летописных повестей. Главная роль в литературе – летописи. Бытовые жанры. Изучение русских построек из дерева – изб, бань, коровников и т. д.  Этнические жанры в костюмах, одежде людей. Уникальность изготовления посуды. Русская еда – многонациональная вековая традиция. Мирские пиры.  Народные праздники, носившие языческий характер.

 

Блок 4 «История нового времени»

Цели:

- осознание особенностей исторического пути эпохи нового времени, его роли и значения в мировой истории, сущности  понятий «капитализм», «модернизация», основных фактов, процессов и явлений;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

4.1 Страны Европы в XVI-XVIII вв.

Пути утверждения капитализма: Западная Европа, США, Россия. Герои нового времени. Просветители: люди, которые осмелились понять. «Железный век». Страны «старого капитализма». Германский путь к модернизации. Россия и модернизация. США: путь к лидерству. Духовная культура эпохи нового времени. 

4.2 Внутренняя и внешняя политика Ивана IV

Рассмотрение начала правления Ивана IV. Его венчание на царство. Реформы Избранной Рады. Характеристика Судебника 1550 года, Стоглавого Собора и Уложения о службе.

Усиление централизации. Восточная политика. Поход Ермака, покорение Сибири и Ливонская война – исторические события. Развитие многонациональности. Опричнина и земщина. Их достоинства и недостатки. Правление Фёдора Ивановича.

4.3 Русская культура XVI в.

Фольклор, как устно-поэтическое народное творчество.  Сказки о царе. Просвещение и книгопечатание. Научные знания и литература, как историческая и политическая мысль. Формулирование термина «нестяжательства» и «публицисты». Изучение архитектуры, живописи, прикладного искусства.  Быт и его особенности.

4.4 Смутное время

Личность Бориса Годунова, его политика. Специфика «голодных бунтов» Предпосылки смутного времени. Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев): царь или самозванец?  Характеристика восстания Болотникова. «Крестоцеловальная запись». Зарождение судебной власти. Лжедмитрий II: политика, тактика, характер. Открытая интервенция Польши и Швеции. «Совет Всея Руси», как временное правительство. Ополчение. Освобождение России в целом и Москвы в частности. Изучение конца «Смуты». Столбовский договор между Россией и Швецией. Утверждение династии Романовых.

4.5 Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Начало капиталистических отношений. Развитие самостоятельного уклада в российской экономике. Развитие сельского хозяйства, промышленности, мануфактуры, торговли и товарного производства. Развитие домашней промышленности.  Сословия: наймиты, феодалы, холопы, крестьяне, посадские люди. Их обязанности и различия между собой.

4.6 Первые Романовы

Знакомство с первыми Романовыми: Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем. Сила царской власти. Характеристика Боярской Думы. Суть земских соборов. Разграничение центрального и местного управления. Историческое значение Соборного Уложения 1649 года. Суды и армия: специфика и  структура.

 «Священство и царство»: различия. Филарет и церковная реформа. Никон и Аввакум. Раскольничество. Историческое значение Соловецкого восстания. Соляной бунт. Медный бунт. Движение Степана Разина.

4.7 Россия при Петре I

Начало эпохи правления Петра I. Развитие и становление его «кампании». Создание игры на дело: Преображенский и Семеновский полки. Начало Азовских походов.  Великое строительство флота. Великое посольство: обучение русских за границей.  Внешнеполитическая обстановка в стране. Мощное движение и прогресс во введении новшеств: ассамблеи, Навигацкая школа, городская реформа, Боярская Дума, приказы и их объединения. Экономическое развитие в послевоенный период: создание Бурмистерской палаты и Главного магистрата. Рост верфей, строительство оружейных, бумажных, цементных, сахарных, шпалерных  заводов и фабрик. Введение протекционистской политики, в частности покровительственного таможенного тарифа и регламента труда наемных работников, принудительного труда. Изменения в сословиях. Создание Табеля о рангах, который зафиксировал бюрократического аппарата. Рассмотрение реформ государственного управления. Создание коллегий.  

4.8 Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война

Создание Верховного тайного Совета. Начало дворцовых переворотов. Анна Иоанновна: специфика правления. Россия на пути к конституционной монархии. Создание Кабинета министров. Правление императрицы Елизаветы Петровны. Увеличение привилегий дворянства. Семилетняя война. Крах военной политики в связи с кончиной императрицы и приходом к власти Петра III. Правление Екатерины  II - эпоха просвещённого абсолютизма. Власть и Уложенная политика. Рассмотрение реформ Екатерины II.

4.9 Русская культура XVII-XVIII вв.

Начало нового периода в истории русской культуры. Развитие грамотности. Издание букварей и таблиц умножения.  Открытие школ и академий. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Развитие научного знания с применением водяных двигателей, домны, мехи, тяжелые молоты, энергии воды. Фольклор с пословицами, поговорками; архитектура с сочетанием народных традиций  и новых тенденций; изобразительное искусство с применением мелкого каллиграфического письма и прорисовкой мельчайших деталей; театр с изучением библейской тематики; быт. Рождение рационализма. Просвещение, как основополагающая система культуры. Создание газет, школ, гимназий, духовных семинарии, Академий наук и художеств. Развитие и утверждение науки. Становление общественно-политической мысли. Фольклор и литература на пике сентиментализма и реализма. Архитектура в стиле нарышкинского барокко и классицизма. Развитие живописи, скульптуры, театра и быта в стиле русско-французских тенденций.

4.10 Россия в начале XIX в. Правление Александра I

Состояние многонациональности. Разделение общества на сословия и классы. Рассмотрение и изучение путей сообщения и торговли. Формирование у учащихся понятия системы политического устройства России. Короткое царствование Павла I. Указ о престолонаследии. Оценочное суждение. Александр I и его политика. М. М. Сперанский, как приближённое к императору лицо. Внешняя политика России в рассматриваемый период. Изучение отношений с Закавказьем, Францией, Турцией, Швецией.

4.11 Россия в конце XIX в.

Историческая необходимость отмены крепостного права. Значение газет «Колокол» и «Современник» накануне крестьянской реформы. Сформировать понятие «оттепель». Раздел единого лагеря оппозиции. Разделение на либералов и демократов. Прорабатывание первых шагов на пути к крестьянской реформе. Изучение деятельности реакционных комиссий, манифеста 19.02.1861 года. Личное освобождение крестьян. Образование сельских общин. Учреждение мировых посредников. Рассмотрение введения «временнообязанных» отношений, выкупных сделок и платежей. Историческое значение реформы 1861 года. Государственные преобразования  60-70-х гг. XIX в.

Крымская война. Рассмотрение восстановления вопроса и спора из-за палестинских святынь. Предпосылки и начало войны. Ход войны. Слава и горечь Севастополя. Парижский мир. Итоги войны.  Обсуждение вопросов земства, распорядительных органов. Основы судебной реформы. Достоинства и недостатки военной реформы. Итоги преобразований. Характеристика международного положения в России после Крымской войны. Изучения создания «Союза 3-х императоров», Айгунского и Пекинского мирных договоров с Китаем, их значение. Суть присоединения Средней Азии. Пути, попытки, итоги. Характеристика освободительной борьбы славянских народов. Русско-турецкая война 1877-1878гг. Начало военных действий. Изучение с географической точки зрения контрнаступления турецких войск и боев на Шипке и под Плевной. Падение Плевны и перелом в ходе войны. Оценка русско-турецкой войны. Военные действия в Закавказье. Подписание Сан-Стефанского мирного договора. Суть Берлинского прогресса.

4.12 Контрольная работа №1

Контролируются знания учащихся по всему курсу. Выявляется умение выстраивать собственную точку зрения по какой-либо исторической проблеме. Проверяется уровень исторической компетенции учащихся.

 

Блок 5 «Мировая история первой половины XX в.»

Цели:

- осознание особенностей исторического пути первой половины XX в., освоение внутренней логики, динамики исторического развития, выявление конкретных фактов, примеров;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

5.1 Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.

Истоки ускорения темпов научно-технического прогресса на рубеже ХIХ-ХХ вв. Накопление научных знаний. Теоретические, фундаментальные исследования и революция в естествознании, углубление знаний о строении материального мира. Развитие прикладной науки и ее достижения. Совершенствование средств наземного и морского транспорта, станков и оборудования. Новые конструкционные материалы, развитие энергетической базы индустрии. Научно-технический прогресс как источник повышения производительности труда, новых возможностей борьбы за рынки. Технологические и экономические предпосылки возникновения крупносерийного, массового конвейерного производства, его особенности, влияние на характер занятости, новые требования к наемным работникам. Система Тейлора. Концентрация производства и капитала, появление монополий.

5.2 Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии

Переход от мануфактурного к индустриальному производству в странах «первого эшелона» модернизации – Великобритании, Франции, США. Причины и последствия медленного экономического развития в середине ХIX в. Германии, России, Италии, Австро-Венгрии и др. Особая роль государства в экономической жизни как характерная черта стран «второго эшелона» модернизации. Специфика японской модели модернизации. Социальные противоречия, связанные с ускоренным модернизационным развитием. Рост численности и концентрации неимущих и обездоленных в городах. Опыт социальной политики в Германии и Японии.

5.3 Новый этап развития колониальных и зависимых стран

Разрушительные последствия колониального господства для традиционного уклада жизни, культуры колониальных и зависимых стран. Формирование материальных предпосылок модернизации, новые слои правящей элиты и их стремления к развитию по европейскому пути. Два направления в освободительном движении: традиционалистское, ориентированное на восстановление доколониальных порядков, и реформистское, стремящееся к модернизации и постепенному ослаблению зависимости от власти метрополий. Особенности положения в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Освободительное движение в Индии. Революции в Китае, Турции, Иране, Мексике. Опыт сочетания антифеодальных крестьянских движений с борьбой национальной буржуазии за утверждение демократии.

5.4 Внутренняя и внешняя политика российского самодержавия в конце XIX – начале XX в.

Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С.Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.

5.5 Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции

Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).

5.6 Первая российская революция 1905-1907 гг.

Революция 1905—1 907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности,  периодизация. Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый совет рабочих депутатов. Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах. Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг.  Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Начало российского парламентаризма. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный  переворот. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения.

5.7 Россия в первой мировой войне

Причины Первой мировой войны 1914— 1918 гг. и ход военных действий на основных театрах войны. Роль России в войне. Значение вступления в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников. Проблемы мирного урегулирования после войны 1914—1 918 гг. идеи в. Вильсона о справедливом миропорядке и противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Игнорирование интересов народов колониальных и зависимых стран державами-победительницами. Лига Наций, цели и принципы ее деятельности, мандатная система как форма раздела колоний.

5.8 Русская культура конца XIX – начала XX в.

«Серебряный век» русской культуры. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать.  Развитие науки, философской политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения (Союз русских художников, «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.

5.9 Февральская революция 1917 года в России. От Февраля к Октябрю

Восстание в Петрограде. Характеристика восстания. Установление двоевластия в стране. Создание Петроградского совета рабочих депутатов. Создание временного правительства. Изучение правого фланга политического спектра. Левые радикалы. Партии национальных меньшинств. Политика Временного правительства. В. И. Ленин. Апрельские тезисы. Первый кризис власти и образование коалиционного правительства. Первый съезд советов. «Кризис власти». Июльский перелом. Общенациональный кризис.

5.10 Октябрьская революция 1917 года в России

Курс большевиков на вооруженное восстание. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование временного Советского правительства во главе с В. И. Лениным. Создание Советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Утверждение советской власти в стране. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и CHК. Созыв и разгон Учредительного собрания. Блок партии большевиков с левыми эсерами. Создание Красной Армии, ВЧК. Начало утверждения однопартийной системы. Конституция РСФСР. Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, земли, транспорта, осуществление  декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды. «Культурная революция». Борьба в партии и Советах по вопросу о заключении сепаратного мира.  Брестский мир, его значение.

5.11 Гражданская война в России

Предпосылки гражданской войны и военной интервенции. Начальный этап гражданской войны и военной интервенции. Боевые действия в конце 1918-1919 годов. Решающие сражения гражданской войны. Советско-польская война. Завершение гражданской войны и военной интервенции. Создание красной армии и политика военного коммунизма. Введение продразверстки. Идеология белого движения. Факторы победы красной армии. Итоги  гражданской войны и военной интервенции.

5.12 СССР в 20-е гг. XX в.

Экономический и политический кризис 1920-начала 1921 г. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте. Переход от политики военного коммунизма к нэпу. Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Трудности,  противоречия и кризисы нэпа. Курс на форсированную индустриализацию. Проекты создания советского многонационального государства. I Всесоюзный съезд Советов, Конституция СССР 1924 г. Национально- государственное строительство в 20-е гг. Последствия создания СССР.  Обострение внутрипартийной борьбы в середине 1920-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма. Советская внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.

5.13 СССР в 30-е гг. XX в.

Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный  кризис конца 1920-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, А.И. Рыков, М. П. Томский. Цели, источники индустриализации. XIV съезд ВКП (б). Курс на индустриализацию. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации. Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации. Массовые политические репрессии Формирование режима личной власти И. В. Сталина.  Ликвидация массовой неграмотности и переход ко всеобщему  обязательному начальному образованию. Трудности культурного строительства. Отношение к интеллигенции. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».

5.14 Внешняя политика СССР накануне Второй Мировой войны

Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Советско-германские отношения. Обострение международных отношений и его  причины.

5.15 Начальный период Второй Мировой войны

Начало Второй Мировой войны. Причины побед германской армии. Политика СССР в 1939-1940 гг. Кризис германской политики осенью 1940 г.

5.16 СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны

Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.) договор о дружбе и границе между СССР и Германией (сентябрь 1939 г.). Подготовка СССР к войне.  Просчеты и ошибки советской внешней политики.

5.17 Начальный период Великой Отечественной войны

 Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.  Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Отступление Красной Армии летом—осенью 1941 г. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!». Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного Комитета Обороны.  Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей.  Битва за Москву, ее этапы и историческое значение.  Военные действия зимой-осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлении. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.

5.18 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны

Понятие «коренной перелом». Сталинградская битва и ее историческое значение. Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.

5.19 Завершающий этап Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны

Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944-1945 гг. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы.  Капитуляция Германии.

5.20 СССР и итоги Великой Отечественной войны

Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена  победы.

5.21 Культура СССР в первой половине XX в.

Развитие общества, науки и тенденции духовной жизни. Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.

5.22 Контрольная работа №2

Контроль знаний учащихся по истории первой половины XX века через тестовое задание. Выявление уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

 

Блок 6 «Мировая история второй половины XX-начала XXI вв.»

Цели:

- осознание особенностей исторического пути второй половины XX-начала XXI вв., внутренней логики, динамики исторического развития, выявление конкретных фактов;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений;

- развитие коммуникативной культуры учащихся (формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участие в дискуссиях по историческим проблемам и др.);

- формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

6.1 «Холодная война» и раскол Европы

Расхождения между СССР и странами Запада по вопросам послевоенного миропорядка, разное понимание принципов Устава ООН. Вопрос судеб Германии, стран Восточной Европы, Ирана, конфликты вокруг Турции, Греции и «доктрина Трумэна». Особенности системы международных отношений, идеологии и политики «холодной войны». Кризисы начального периода «холодной войны». Германский вопрос в европейской политике, Берлинский кризис 1948 г. и его причины. Возникновение двух германских государств.

6.2 СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.)

Последствия войны для СССР. Трудности перехода от войны к миру. Противоречия послевоенного восстановления. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, социальная сфера. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни. Отмена карточной системы. Денежная реформа. Общественно-политическая и культурная жизнь страны. Усиление режима  личной власти. Новые репрессии. Повышение роли партийных органов во всех сферах общественной жизни. Постановления о литературе и искусстве.

6.3 СССР в 1953-1964 гг. Хрущевская «оттепель»

Кризис «верхов» после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть. Н. С. Хрущев. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 1930—1950-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны, политическое оздоровление. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина. Надежды на углубление демократизации. Влияние ХХ съезда КПСС на духовную жизнь общества. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг. особенности социальной политики.

6.4 СССР и крушение колониальной системы

Крушение колониальных империй, понятия «освободившиеся», «развивающиеся» страны. Влияние «холодной войны» на пути и характер их  развития. Внешние и внутренние причины политической нестабильности в  «третьем мире». Этнические, религиозные конфликты, неэффективная  модернизационная политика, борьба «сверхдержав» за влияние на развивающиеся страны. Формирование военных блоков и милитаризация освободившихся государств. Очаги повышенной конфликтности и «горячие точки» в «третьем мире». Война в Корее 1950—1953 гг. Конфликт 1956 г. на Ближнем Востоке. Революция на Кубе и Карибский кризис 1962 г. Война США во Вьетнаме, ближневосточные конфликты, политика СССР и Кубы в Африке в 70-е гг., война в Афганистане. Конфликты в Центральной Америке 1980-х гг. Влияние соперничества СССР и США на развитие государств Азии, Африки и Латинской Америки. Движение неприсоединения.

6.5 Евроатлантические страны и Япония после Второй Мировой войны

США после Второй Мировой войны. Реформы в США. «Экономическое чудо» в послевоенной Германии. Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика. Начальный этап европейской интеграции. Япония после Второй Мировой войны.

6.6. Кризис моделей развития: конец 1960-х – 1970-е гг.

СССР: провал политики реформ. СССР и кризисы второй половины 1960-х гг. на международной арене. Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия. Кризис доверия в США. Новые левые, подъём рабочего и коммунистического движения в Западной Европе.

6.7 Период партнёрства и соперничества между СССР и США

Кризис политики «холодной войны. Разрядка и её перспективы. Кризис разрядки: причины и последствия.

6.8 Ускорение научно-технического развития и его итоги

Энергетика, транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицины. Электроника и робототехника. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия и конкуренция в сфере производства знаний. Новая социальная структура общества. Интеграционные процессы и глобализация.

6.9 «Перестройка» в СССР и её итоги (1985-1991 гг.)

Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Выход на политическую арену новых сил. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Концепция перестройки. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР. Беловежские соглашения. Ликвидация СССР и создание СНГ.

6.10 Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР

Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР. Углубление кризиса советского общества. Конфликт в межнациональных отношениях. Политический кризис в СССР.

6.11 Модернизационные процессы 1980-1990-х гг. в США и странах Европы

Неоконсервативная идеология. Социально-экономическая политика неоконсерватизма. Неоконсервативная волна и интеграционные процессы. Спад неоконсервативной волны. США на рубеже XX-XXI вв. Страны Западной Европы на рубеже XX-XXI вв. Восточная Европа после социализма.

6.12 Россия в 90-е гг. XX – начале XXI в.

Начало экономических реформ в январе 1992 г. (программа «шоковой терапии» Е. Гайдара). Либерализация  цен. Приватизация. Отставка Гайдара и назначение премьер-министром В. С. Черномырдина. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной  властью. Народный референдум в апреле 1993 г. (об отношении к реформам, доверии Президенту и депутатскому корпусу). Политический кризис сентября—октября 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские  выборы. Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное  строительство России. Резкое ухудшение уровня жизни. Финансовый кризис августа 1998 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную Думу (1999). В.Путин. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Д. Медведев.

6.13 Страны Азии и Африки: проблемы модернизации

Итоги первых преобразований. Трудности в модернизации развивающихся стран в 1990-е гг. особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации. Опыт новых индустриальных стран. Специфика развития стран Южной Азии. Исламский мир.

6.14 Россия и международные отношения в начале XXI в.

Изменение концепции внешней политики. Отношения с CША и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений.  Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.

6.15 Развитие советской и российской культуры во второй половине XX- начале XXI в.

Духовная жизнь общества. Массовая культура. Элитарная культура. Архитектура. Скульптура. Живопись. Наука. Образование.

6.16 Контрольная работа №3

Контроль знаний учащихся по истории второй половины XX века через тестовое задание. Проверка умений выделять главное, анализировать, систематизировать исторический материал. Выявление уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Нормативная:

  1. Гладышев А.В., Чудинов А.В. Примерная программа учебной дисциплины История для профессий начального профессионального образования. – ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.

 

Основная:

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Буганов В.И., Зырянов П.И. История России конец XVII-XIX в. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Загладин Н.В. История России и мира в XX в. 11 кл.-М.: «Русское слово – РС», 2003
  4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России XX-начало XXI в. – М.: Просвещение, 2004.

 

Дополнительная:

 

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
  3. Вазина К.Я. Модель саморазвития человека.- Н.Новгород, изд-во ВГИПИ, 1999.
  4. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие.- Н.Новгород, изд-во ВГИПИ, 1997.
  5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства.- Челябинск, 1997.
  6. Вазина К.Я., Костыко Г.С., Петров Ю.Н. Организация развивающего пространства в инновационном учебном заведении.- Н.Новгород, изд-во ВГИПА, 2002.
  7. Вазина К.Я. Технология разработки комплекта методического обеспечения по учебной дисциплине.- Н.Новгород, изд-во ВГИПА, 2003.
  8. Вазина К.Я. Технология разработки комплекта методического обеспечения по учебной дисциплине.- Н.Новгород, изд-во ВГИПА, 2003.
  9. Верт Н. История Советского государства. 1900—1991/ Пер. с англ. — М.,1994.
  10. Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. -М., 1990.
  11. Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния. — М.,1992.
  12. Данилов А. A. История России. ХХ век: Справочные материалы. — М.,1996.
  13. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХХ век. — М., 1998.
  14. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
  15. Джонсон П. Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы. Т. 1, 2/Пер.с англ. — М., 1995.
  16. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
  17. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
  18. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
  19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: АЗЬ, 1992.
  20. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Рус. яз., 1981.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top