Пояснительная записка

Для решения задач профессионально-социальной адаптации учащихся, усиления социально-экономической направленности образования в учреждениях начального профессионального образования предусмотрено изучение предмета «Экономика отрасли я предприятия», цель которого-формирование ключевых (базовых) экономических компетентностей, позволяющих учащимся использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения конкретных экономических задач на производстве, в предпринимательстве и повседневной жизни.

Предмет «Экономика отрасли и предприятия» входит обязательной составной частью в общепрофессиональный блок подготовки специалистов учреждениях начального профессионального образования, основываясь на требованиях, вытекающих из квалификационной характеристики каждой специальности

Содержание    экономической     подготовки,        ориентировано    на

формирование у учащихся представлении о современном производстве,
структуре его организации, способах управления, возможностях реализации
продукции, которые бы обеспечили им соответствующий уровень
профессиональной компетентности, профессиональной мобильности и
дохода

Задача курса заключается в том, чтобы учащиеся

-получили адекватное представление о целях и задачах различных отраслей промышленного производства и предприятий;

-овладели рядом базовых понятий по организации производства,  его внутренней структуры;

могли свободно ориентироваться в многообразии связей предприятия, уделяя наиболее существенные, влияющие на эффективное функционирование производственных подразделений.

В основу курса положены базовые сведения о принципах и структуре производства, его видах, типах, организационно-экономических связях,  основах управления производственным циклом выпуска изделий требуемого качества себестоимости, соответствующих запросам рынка.

Программа позволяет получить основное представление о социально-экономических функциях и роли отраслей хозяйства страны, производственных предприятий, объединений и организаций в Армировании и развитии экономики, о вопросах экономической деятельности и связанной с ней организации управления предприятиями в соответствии с их размерами, отраслевой специализацией и формой собственности.

Тематические к содержательные линии программы несут
воспитывающий потенциал, направленность на формирование позитивных
общественно-значимых установок и ориентиров. Личностная ориентация,
востребованность     экономических     результатов       профессиональной

деятельности в жизни, обеспеченность вариативности и свободы выбора -
выступают как следствие     освоения     обязательного             минимума

держания курса.

Программа     предусматривает         использование     преподавателем

множества    примеров    из    производственной    практики    учащихся,    из профессиональной деятельности в различных отраслях производства.

В процессе обучения помимо теоретических предусмотрено проведение практических занятий.

Соотношение теоретического и практического обучения, выделение активно-ориентированных блоков (практикумов, деловых игр, тренингов,

контрольных   заданий   и   упражнений)   определяется   данной   учебной программой и тематическим планом курса.

В программу включены требования к уровню подготовки учащихся,  

направленные     на    формирование    обобщенных     способов    познания;

коммуникативной,    практической и творческой    деятеле

должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного предмета.     

Структура и содержание требований к уровню подготовки учащихся  как с целями, так и со структурой и содержанием обязательного минимума содержания основной образовательной программы, преемственны по ступеням обучения и по всем образовательным областям» учебным предметам.

Требования к уровню подготовки учащихся учреждений  начального профессионального образования являются главными параметрами,

лежащими в основе оценки качества подготовки учащегося и аттестации
учебного заведения.

Программа предназначена для учреждений начального профессионального образования и рассчитана на 36 учебных часов. Данный курс читается в рамках учебных предметов, входящих в профессиональный цикл.


Программа курса « Экономика отрасли и предприятия». Тема 1. Экономические основы функционирования отрасли и предприятия.

Введение. Место предмета в системе экономических знаний в условиях рыночных отношений, его содержание, связь с другими предметами.

Основные направления социально-экономического развития России.

Тема 2. Формирование и характеристика отрасли и предприятия.

Особенности    формирования    и    перспективы    развития    отрасли.

Предприятие - важнейшее звено в решении основных экономических проблем. Движущие мотивы развития экономики предприятия.

Тема 3. Предприятие в условиях рыночной экономики.

Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики.

Социально-экономические и организацкокно-правовые формы предприятии, их особенности.

Классификация и структура предприятий,

Отраслевые и производственные особенности структуры предприятия.

Принципы деятельности предприятий

Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики. Индивидуальное предпринимательство.

Тема 4.  Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное обеспечение.

Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования.

Амортизационный фонд.

Производственная мощность предприятия и ее использование.

Нормирование сырья и материалов, производственных  запасов.

8


Использование вторичных материальных ресурсов.

Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура.

Мотивация труда. Техническое нормирование. Производительность труда, показатели и резервы рост

Формы и системы заработной платы. Тарифная система.

Порядок социального страхования населения, обязательного медицинского страхования, пенсионного обеспечения.

Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся.

Тема 5. Экономические показатели результатов деятельности предприятия.

Сущность и классификация издержек производства и себестоимости продукции. Структура затрат на производство и реализацию продукции

Основные направления снижения издержек производства.

Тема 6.  Формирование финансовых результатов деятельности предприятия.

Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий.

Денежные расчеты предприятий. Кредитование предприятий.

Доход предприятия, его сущность и значение.

Прибыль: ее сущность и виды. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия.

Спрос и предложения на рынке товаров и услуг. Жизненный       цикл изделия.

Основные виды маркетинга. Организация рекламы на предприятии и в отрасли.

9


Тема 7. Управление предприятием.  

Сущность и виды планирования.

Отраслевые особенности планирования.

Назначение, содержание, характеристика бизнес-плана предприятия.

Характеристика   структуры   управления   предприятиями  различных форм    собственности,    структура    и    функции    аппарата    управления предприятием, производственным подразделением Тема 8. Организация производства.

Показатели качества продукции.

Экономическая эффективность и сфера применения стандартов.

Нормативно- техническая документация по качеству продукции. Сертификация качества.

Методы защиты интересов и прав потребителей.

Общие   понятия   о   хозяйственном   учете   и   отчетности.   Виды
хозяйственного учета.                                                            

Хозяйственные операции и процессы.  

Ш


Примерный перечень тем практикумов, деловых игр, тренингов и письменных работ к программе «Экономика отрасли и предприятия».

Тема: «Введение в «Экономику отрасли и предприятия».

Практикум: «Как воспроизводится экономический продукт». Тема: «Предприятие в условиях рыночной экономики».

Деловая игра: «Акционерная собственность».

Практикум:« Способы приватизации».

Письменная работа: « Я бы открыл такое дело...».

Письменная работа: «Устав фирмы».

Деловая игра: «Как открыть предприятие (фирму)»; «Как

назвать  предприятие (фирму).

 Тема: «Фонды предприятия, трудовые ресурсы, социальное

обеспечение»

Практикум: « Источники формирования оборотных средств.

Основные стадии их кругооборота».

Письменная работа: «Определение показателей эффективности

использования основных фондов предприятия»

Письменная работа: «Какие факторы определяют потребность

в оборотных средствах?».

Письменная работа: «Что представляет собой рынок труда?».

Деловая идо: «Ваши основные действия по подбору кадров»,

« С какой целью осуществляется оценка работы кадров?».

Деловая игра: « Производительность труда».

Тренинг: «Как рассчитать подоходный налог».

Деловая игра: « Если вы стали безработным.,.».

Практикум: «Что такое рациональные потребности и нормы

потребления».


</script>


Деловая игра: « Рациональный потребительский бюджет или

социально зрелая семья».

Практикум: ((Индексация доходов и как она осуществляется».

Практикум: «Кого и как следует защищать аг инфляции».

Письменная работа: «Порядок социального и медицинского

страхования, пенсионного обеспечения».

Практикум: «Как.застраховать свое имущество». Тема:  «Экономические показатели результате© деятельности

предприятия».

Письменная работа: «Издержки предприятия, игх.сущность и

структура».

Письменная работа: «Определение основных направлений

снижения издержек производства».

Тренинг: «Как составить и рассчитать бизнес-план предприятия

(фирмы)». Тема:   «Формирование финансовых результатов предприятия».

Деловая игра: « Рыночная цена».

Практикум «Формирование, распределение и использование

прибыли предприятия».

Практикум: «Как рассчитать цену товара (услуги)».

Практикум:« Расчет себестоимости продукции на основе

калькуляции затрат».

Деловая игра: « Рентабельное производство».

Письменная работа: «Основные показатели оценки

деятельности     предприятия (фирмы)».

Тренинг: « Как составить рекламу продукции предприятия

(фирмы).

Практикум:« Я разрабатываю маркетинг-программу для

продвижения товара на рынок».

16


Тема:   «Управление предприятием».      

Деловая игра: « Совет директоров и как избежать

банкротства».

Практикум: « Способен ли ты быть руководителем».

Практикум:« Разрешение конфликтов».

Практикум: «Как получить и использовать кредит». Тема:  «Организация производства».

Письменная работа: « Составление доверенности,

накладной и др.».

17


Список использованной литературы.

1.АлексееваМ.МЛ1ланированиедеггельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. 2.Бабина СИ., Гришковец В.Б. Стимулирование труда персонала предприяпгий в индустриально развитьк странах. Учебное пособие.-Кемерово,! 993.

3.Ворохов В.Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие в 2-х частях.-М.:ИШОД999.

^Бородина Е.Й., Голикова Ю.С., Колгина КВ., СиирноваЗ.М. Финансы предприятия. - М.: Банки и бирки; ЮНЙТИ, 199S. 5.Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 6.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.,196^.-4.1,П. ХГрибов В.Д. Основы бизнеса. - М., Финансы и статистика,2000. 8.Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. - М.:Инфра-М,1997.

9..Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие. - М.:Софит,1994.

Ю.Грузинов В JL, Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 1999.

11 .Друри К. Введение в управленческий и производственный учет.-М.: Аудит, 1994.

18


12 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы:

Перевод с англ.-М: Бук Чембэр Интернешнл, 1992.

  1. Кибанов А.Я, Захаров ДХ Организация управления персоналом

на предприятии. Учебное пособие ГАУ.-М.Д 994.

14.Ковалев АЛ., Привалов В Л. Анализ финансового состояния

предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1995.

15.Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ.- М.:Ценгр

экономики и маркетинга, 1996.

16.Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Професс,1993.

17.Семенов В.М., Баев И.А. идр. Экономика предприятия. - М:

Центр экономики и маркетинга, 1996.

18.Середа В.А. Экономикам организация формы производственного

предприятия. - Екатеринбург: УГУ и УИФР,1 996.

19.Гащев А.К. Экономика предприятия: Конспект лекций,-

Челябинск: ЧГТУ,1995.

20.Управлеяие персоналом в условиях социальной рыночной

экономики.- М.: Изд-во МГУ, 1997.

21 .Фильев В. И. Организация, нормирование и оплата труда, Опыт

зарубежных стран. - М. Л 996.

22.Финансы в управлении предприятием. Под ред. А.М. Ковалевой. -М: Финансы и статистика, 1995.

23.Финансы      предприятия.      Под      ред.      ЕЛ.      Бородиной. -М.:ЮНИТИ,}995.

 

24.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с

немецкого. -М: Финансы и статистика, 1996

25.Экономика предприятия. Учебник. Под ред. ВЛТрузинова.-

М.:ЮНИТИ,1998.

263кономика труда и социально-трудовые отношения. - М., Изд-и

МГУ, год-во ЧеРо,1996.

27.Экономика предприятш. - Учебник. Под ред. б.Й.Волкова.-

М.:Йнфра-М.,2000

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top