ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа жизнедеятельности учебной группы-основа целенаправленного личностно-профессионального развития учащихся
1.ВступлениеСпециалист должен обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно взаимодействовать с другими участниками развивающего процесса, поэтому повышение его личностно-профессиональной компетентности необходимо.
Обозначенная проблема совпадает с главной установкой Концепции модернизации российского образования, в которой обозначена основная задача профессионального образования:
подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда;
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности;
способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;
готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Поставленная проблема является междисциплинарной, поэтому вопрос подготовки компетентных специалистов исследуется представителями многих научных дисциплин - социологии, истории, философии, психологии, юриспруденции и др.
- Актуальность темы исследования. Современный колледж, находясь на острие процессов общественного развития, претерпевает значительные изменения, которые обусловлены насущной потребностью подготовки специалистов новой формации, способных в кратчайшие сроки включиться в процессы реформирования экономики, осуществить разработку и внедрение инноваций во всех сферах жизнедеятельности. В связи с этим как никогда ранее востребованы высококлассные специалисты, обладающие не только высокой профессиональной подготовкой, но и личностными качествами, способствующими ее реализации, в том числе эрудированность, восприимчивость к новому, мобильность, способность видеть перспективы совершенствования своей деятельности. Обладание подобными качествами способно обеспечить не только профессиональную и карьерную успешность конкретных специалистов, но и достижение позитивных перемен в масштабах страны. Трудовые ресурсы нового поколения обеспечат реализацию амбициозных целей, стоящих перед обществом.
Для этого также требуется радикальное повышение качества образования, конкурентноспособности выпускников. В данном контексте для образовательной системы первостепенным выступает создание условий, необходимых для адекватного личностно-профессионального самоопределения студентов, раскрытия их способностей, стимулирования процессов профессионализации, развития качеств личности, позволяющих прогнозировать свой жизненный путь. Эффективное становление личности и профессионала требует кардинального совершенствования содержания всего учебно-воспитательного процесса в вузе, всестороннего содействия в реализации права личности на свободное самоопределение, включения в практику принципа ценности индивидуальности. Требуются научно обоснованные условия, необходимые для личностного и профессионального становления будущего специалиста.
Состояние разработанности проблемы исследования
В современной психологии проблема личностно-профессиональ¬ного становления специалиста на этапе обучения исследуется основательно и всесторонне. Эти вопросы рассматриваются в контексте:
- установления психологической сущности профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.);
- специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Вербицкий, Л.Н. Грановская, В.Г. Лисовский, Е.Ф. Рыбалко, Д.И. Смирнов и др.);
- выявления этапов и факторов процесса становления профессионала (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.);
- позиционирования активности личности, ее потребности в самореализации в качестве важнейшего фактора развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, А. Адлер, А. Маслоу и др.);
- определения роли и места способностей, интересов, мотивов, индивидуально-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.);
- изучения развития профессионального самосознания как центральной линии процесса становления профессионала (В.Н. Козиев, П.В. Лебедчук, Т.Л. Миронова, Л.М. Митина, Т.К. Поддубная, А.И. Шутенко и др.).
Проведенные исследования показали, что личностно-профессио¬нальное становление специалиста подвержено влиянию избранной сферы профессиональной деятельности. В данном контексте проблема личностно-профессионального становления специалиста остается еще не достаточно разработанной. Это в полной мере относится к личностному и профессиональному становлению специалиста в сфере услуг.
В настоящее время в данной сфере наиболее востребованными являются кадры, органично сочетающие в себе лучшие черты специалистов сферы услуг и успешных предпринимателей. От них требуется обладание системой компетенций, позволяющей не только ответственно оказывать клиентам услуги, но и предприимчивость, активность, способность к принятию рискованных решений и т.д.
Цель исследования: изучить психологические условия личностного и профессионального становления специалиста в области услуг.
Объект исследования: личностно-профессиональное становление студентов колледжа 102 группы
Предмет исследования: процесс личностно-профессионального становления будущего специалиста в области услуг.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
- Провести теоретико-методологический анализ состояния научной разработанности проблемы профессиональной деятельности специалиста и выявить социально-психологические характеристики его личностно-профессионального становления в колледже.
- Обосновать социально-психологическую архитектонику, включающую модель, алгоритм, технологию, критерии, показатели и уровни продуктивного личностно-профессионального становления специалиста в процессе обучения в колледже.
- Разработать и реализовать в ходе экспериментальной работы коррекционно-развивающую программу целевой направленности и методику личностно-профессионального становления в колледже на основе реализации процессного подхода.
- Выявить основные социально-психологические условия продуктивного личностно-профессионального становления будущего специалиста в колледже и сформулировать практические рекомендации по повышению творческой активности субъектов этого процесса.
Теоретико-методологической основой исследования выступают фундаментальные положения и выводы о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности явлений реального мира; системный и деятельностный подходы (П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, В.И. Садовский, А.И. Уемов); ведущие принципы социальной психологии - принцип развития, системности, комплексности, активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); принципы общения, отношений, деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, и др.); принципы активизации резервных возможностей человека (К. Роджерс, В. Франкл, Г. Лозанов, Г.А. Китайгородская, В.В. Петрусинский).
В качестве основных методов исследования применялись методы экспертного оценивания, анкетирования, наблюдения, естественный эксперимент. Применялись: тестовая методика определения установок личности О.Ф. Потемкиной, методика "ценностные ориентации" М. Рокича, ориентационная анкета определения направленности личности Б. Басса, методика исследования самооценки А. Будасси, социометрический метод. Использовались различные опросные методики, ориентированные на выявление результатов обучения в условиях психотехнологического комплекса целевого направления, дневниковые записи, методики выявления динамики отношений и психологического климата в учебно-тренировочных группах.
2.0сновная часть
В психологии и акмеологии под личностно – профессиональным развитием понимается процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, обучении, профессиональной деятельности и взаимодействиях.
Основными составляющими социально – психологического портрета будущего специалиста, способного успешно адаптироваться в условиях современного рынка могут выступать такие качества, без относительно профессии, как культура системного мышления, культура организационного поведения, коммуникативная культура и умение работать в команде, толерантность, высокая профессиональная ответственность, стремление к саморазвитию и устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам, умение представлять свои профессиональные и личностные качества.
В формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) будущих специалистов важную роль, на мой взгляд, может сыграть психологический мониторинг их личностно-профессионального развития.
Психологический мониторинг представляет собой систему отслеживающего контроля личностно-профессионального развития студентов в процессе их обучения.
В результате сформирована программа исследования, построенная на основе концепции функционально-динамической структуры личности К.К.Платонова.
Одним из ключевых элементов мониторинга выступает система инструментального контроля, позволяющая достаточно объективно отслеживать динамику личностно – профессионального развития. Идеальная модель органичного включения психологической диагностики в систему учебно-воспитательного процесса студентов предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач учебно-воспитательного характера.
Входной контроль (входная диагностика) призван решать несколько достаточно разных задач:
- определение стартового уровня личностно-профессионального развития, выступает исходной точкой отсчета при отслеживании динамики личностно-профессионального роста;
- выявление существенных психологических ограничений позволяющих рассматривать вопросы о корректировке учебно-воспитательного процесса в вузе;
- определение круга индивидуальных психологических проблем абитуриента, которые могут быть решены в процессе его обучения в вузе.
Каждая из этих задач требует своего специфического инструментария, специфики организации и диагностики.
Проводится групповое психологическое тестирование, которое включает в себя (табл.1):
Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов первого курса. Табл.1
п/п |
Название подструктуры личности |
Содержание подструктуры личности |
Предполагаемые к использованию психодиагностические методики |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Социальная направленность |
Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность, |
Ценностные ориентации М.Рокича Мотивация к обучению в колледже |
2. |
Готовность к практической деятельности |
Запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений |
Практические задания по степени подготовленности к обучению в колледже
|
3. |
Биологически обусловленные особенности психики. |
Тип высшей нервной деятельности, темперамент. |
Опросник Айзенка (выявление темпераментных особенностей, обусловленных ВНД) |
4. |
Подструктура характера |
|
16-факторный личностный опросник Р.Кэттела (диагностика черт темперамента и характера личности) |
5. |
Подструктура способностей |
|
Методики оценки общих способностей: - Краткий ориентировочный тест |
Второй этап: на данном этапе мониторинга составляются индивидуальные психологические характеристики, на основании которых разрабатываются психологические рекомендации по развитию студентов.
Третий этап: проведение индивидуальных психологических консультации, психологических тренингов, направленных на повышение психологической культуры студентов. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов первого курса и передача их преподавателям для обеспечения максимальной индивидуализации учебного процесса с учетом личностно-профессиональных характеристик слушателей.
результатов личностно-профессионального развития студентов. Организация и проведение промежуточного контроля. (2 курс )
В рамках промежуточного контроля проводиться психологическая диагностика по двум направлениям:
- психологический контроль
- Проведение промежуточной психологической диагностики с целью дальнейшего развития студентов и приближение их психологического профиля к идеальной модели выпускника.
Промежуточный контроль проводится также как и входной поэтапно:
Первый этап: подготовка психологического инструментария.
Второй этап: проведение психодиагностики. Программа тестирования (табл.2):
Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов второго курса. Табл.2
п/п |
Название подструктуры личности |
Содержание подструктуры личности |
Предполагаемые к использованию психодиагностические методики |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Социальная направленность |
Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность, |
Мотивация к обучению в колледже. |
2. |
Готовность к практической деятельности |
Запас имеющихся у студента знаний, навыков, умений полученных в процессе обучения |
Практические задания по степени овладения знаниями в процессе начального обучения в вузе. Социальный интеллект. (Возможно, использовать программу «Прометей», результаты ФЕПО, результаты внутрисемистровой аттестации).
|
3. |
Подструктура характера |
|
Опросник Шмишека (акцентуации личности). Уровень саморегуляции.
|
Третий этап: сравнение и анализ показателей входного и текущего контроля, составление психологических характеристик и разработка или уточнение предыдущих методических рекомендаций личностно-профессионального развития.
Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультации, психологических тренингов, направленных на развитие необходимых качеств личности. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов третьего курса, которые используется для организации учебно-воспитательного процесса в институте, а также разработка индивидуальных карт личностно-профессионального развития.
Организация и проведение выходного контроля (студенты 3 курса).
Выходной контроль проводить в первом семестре .
Задачами выходной (итоговой) диагностики выступают:
- оценка изменения динамических профессионально-значимых психологических характеристик студентов;
- оценка итогового интегративного уровня личностно-профессионального развития (потенциала);
Выходная диагностика включает несколько видов работ:
- итоговая психологическая диагностика (по методикам направленным на выявление личностно-профессиональных характеристик);
- составление итогового индивидуально-психологического паспорта выпускника (модели выпускника). Программа тестирования включает в себя:
Диагностический аппарат выявления индивидуально–личностных особенностей студентов курса курса. Табл.3
п/п |
Название подструктуры личности |
Содержание подструктуры личности |
Предполагаемые к использованию психодиагностические методики |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Социальная направленность |
Мировоззрение, идеалы, интересы, ценности, отношения, нравственность, |
Социальные ценности
|
5. |
Готовность к практической деятельности |
Запас имеющихся у студента знаний, навыков, умений полученных в процессе обучения |
Практические задания по степени овладения знаниями в процессе обучения в вузе (теоретическая и практическая готовность): результаты успеваемости, участия в конкурсах и научно-практических конференциях, личные достижения, результаты прохождения практик. |
6. |
Подструктура характера |
|
Локус контроля Ориентационные стили профессионально – деятельного общения Уровень притязаний |
Третий этап: сравнение и анализ показателей входного, промежуточного и текущего контроля, составление психологических характеристик и разработка или уточнение предыдущих методических рекомендаций личностно-профессионального развития.
Четвертый этап: проведение индивидуальных психологических консультаций, составление индивидуального психологического паспорта выпускника сравнение его с идеальной моделью студента. Итогом данной работы являются психологические паспорта групп студентов пятых курса.
По результатам обследования: проводятся индивидуальные консультации с участниками опроса
Тренинговые занятия -формирование эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции; проектирование будущей карьеры; выявление и формирование ценностных ориентаций в профессиональной сфере; освоение знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной самореализации.
Деловые игры
Участие в данных тренингах помогает не только сформировать адекватную Я - концепцию, но и профессиональные умения и навыки.
В качестве измерителей успешности обученности студентов по заявленной теме могут служить:
- конкурс “Студент года”;
- результаты ИГА;
- результаты теоретической и практической подготовки студентов;
- участие в студенческих научно-практических конференциях;
- творческие работы студентов при выполнении заданий в дневниках “Я познаю себя”, разработка сценариев внеклассных занятий.
Для саморегуляции своего личного продвижения студенты выполняют задание “Я на лесенке”.
В регулятивно-коррекционной деятельности использую методы: наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности студентов, изучение документации.
Педагогическими результатами технологичности работы по заявленной теме являются:
- сформированность у студентов устойчивой мотивации к предмету, положительного отношения к профессиональной деятельности;
- сформированность у студентов внутренней мотивации к познавательному и творческому самовыражению, самоопределению;
- сформированность гностических умений;
- сформированность основных качеств, определяющих компетентность ;
- сформированность адекватной самооценки результатов учебно-профессиональной деятельности и позитивного самоотношения.
Практическая значимость. Результаты исследования могут стать теоретико-методологическим основанием для решения широкого диапазона практической организации личностно-профессионального становления студентов в колледже. В частности, разработанная социально-психологическая архитектоника личностно-профессионального становления, коррекционно-развивающая программа целевой направленности, учебно-методические материалы и рекомендации полезны для организации практической деятельности колледжа при решении таких практических задач, как: составление акмеограмм и квалификационных характеристик, проведение текущих и итоговой аттестаций будущих специалистов в рбласти сферы услуг; консультирование субъектов личностно-профессионального становления; построение программ самосовершенствования студентов.
Список литературы:
- Деркач А.А., ЗазыкинВ.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и преподготовки государственных служащих. – М.: Изд-во РАГС, 1999. - 144с.
2.Красильникова Г.А. Роль психологического мониторинга в формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств будущих специалистов // Тезисы научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. С. 71-73.
3.Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся// М.: Просвещение, 2007. 223 с.
- интернет источники