Задача-доминанта:
Развивать духовно-нравственные качества личности.
Расширить представления детей о нормах культурной жизни.
Приобщение детей к нормам культурой жизни.
Психолого-педагогическая характеристика 2 класса:
Во 2 классе 19 учеников, из них 10 мальчиков и 9 девочек. Все дети обучаются в православной гимназии второй год. Трое обучающихся из многодетных семей. Шесть человек из неполных семей. Социальный состав семей тоже различен. За время обучения в первом классе почти все обучающиеся овладели навыками учебного труда; Общение детей между собой доброжелательное. Все ребята в коллективе приняты, мнение каждого уважаемо. Во втором классе в воспитательной работе планируется уделять большое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся, культуре общения в коллективе: правилам поведения в храме, в семье, в гимназии; умению слушать и уважать чужое мнение; культуре общения мальчика и девочки.
Также проводить работу по привитию гигиенических навыков: обучать умению заботиться о своем организме.
Знание |
Качество личности |
Функциональная деятельность |
Ценностные отношения |
|
|
|
|
Гигиеническая культура и приобщение к ней. |
|
||
|
|
|
|
1.Уход за своим телом: |
|
|
|
- что такое гигиена; - для чего надо мыть руки перед едой; - для чего надо принимать душ; - кто спрятался в грязи рук (о болезнетворных микробах). |
- аккуратность - чистоплотность - забота о своем здоровье |
- каждый день мыть руки перед школьным завтраком; - умение пользоваться салфеткой для рук; - умение ухаживать за своим телом; - задание в группах на куклах: - правильно расчесать волосы; - правильно почистить зубы). |
Рыцарский турнир Праздник 8 марта |
|
|
|
|
2.Культура питания: |
|
|
|
- для чего человек ест; - что такое витамины; - какие продукты необходимы организму; - научить правильно сервировать стол; - правила культурного поведения за столом; - для чего надо долго и тщательно пережёвывать пищу; |
- забота о своем здоровье - воспитанность - сдержанность |
- умение правильно пережевывать пищу; - умение правильной последовательности потребления пищи; - задания дежурным: - накрыть стол к школьн. завтраку; - напомнить ученикам помыть руки перед едой; - убрать стол после завтрака. |
Конкурс "А ну-ка, девочки!" (сервировка стола, порядок подачи блюд) Подготовка и участие в конкурсах на знание этикета, поведения за столом |
|
|
|
|
3.Уход за одеждой: |
|
|
|
- для чего нужна одежда; - виды одежды; - соответствие одежды разным ситуациям; - домашняя химчистка; - соответствие одежды сезону и погодным условиям |
- аккуратность - бережное отношение к вещам - уважительное отношение к чужому труду, - чистоплотность |
задания на труд: - пришить пуговицу; - изучение швов; - правильно подобрать одежду соответственно ситуации и погоде; - Игра "Белка в колесе"; |
Экскурсия в лес или парк Рыцарский турнир Праздник 8 марта |
4.Уход за жилищем: |
|
|
|
- кто живёт в пыли (о микробах /естествознание); - проветривание класса на переменах и его значение; - для чего нужны комнатные цветы; |
- чистоплотность - забота о своем здо-ровье |
- без напоминания убирать свое рабочее место; - без напоминания проветривать класс; - ежедневная уборка дежурными класса; - уход за цветами класса; |
Конкурс "Лучший дежурный" Тематические уроки естествознания |
|
|
|
|
Физическая культура и приобщение к ней |
|
||
|
|
|
|
1. Физические упражнения для совершенствования организма: |
|
||
- для чего надо делать физические упражнения; - в здоровом теле - здоровый дух; - сколиоз и сутулость (о гигиене учебной деятельности); - подвижные игры на воздухе |
- сила; - выносливость; - забота о своем здоровье; |
- соблюдение правильной посадки во время урока; - задания в группах: - выбрать комплекс упражнений для утренней зарядки в классе; - придумать упражнения для физминутки; |
Веселые старты Масленица |
|
|
|
|
2. Язык тела: |
|
|
|
- значение и язык жестов; - искусство перевоплощения; - жесты и выразительность речи. |
- сдержанность; - разумность пользования жестикуляцией; |
- физминутки-театр: - "Ты мышка, кошка (букварь) - театр-экспромт: умение языком пластики и жестов выразить свое состояние; |
Конкурс чтецов Рыцарский турнир Праздник 8 марта |
3. Культура телодвижений: |
|
|
|
- как нужно стоять у доски (на уроках); - красиво и некрасиво (жесты, походка и т.д); |
- воспитанность; - разумное пользование жестикуляцией; - соблюдение дистанции; |
задание в группах: - войти в класс быстро, спокойно, занять свое место; - усадить девочек; |
А ну-ка девочки Рыцарский турнир Конкурс чтецов |
Культура поведения человека: научение и приучение. |
|
||
|
|
|
|
1. В общественных местах: |
|
|
|
- как нужно вести себя на уроках, перемене, на улице, в магазине; - что значит "не мешай окружающим людям"; - что значит “Будь приятен окружающим людям”
|
- воспитанность; - уважительное отношение к окружающим; - вежливость; |
- упражнения для тренинга (задание в группах): - тихо выйти из класса; - как правильно перейти улицу; - быстро и тихо поменять учебники на рабочем месте; Игра "Магазин одной покупки" |
Викторина "Я и улица" Рыцарский турнир Праздник 8 марта Новогодний праздник Масленица |
|
|
|
|
2. В художественных заведениях: |
|
|
|
- каким должно быть поведение в театре; - каким должно быть поведение в музее, художественной галерее; |
- воспитанность; - сдержанность; |
тренинг: "Ты - зритель", "Ты - экскурсовод", "Ты - посетитель музея" |
Посещение театра, музея. |
|
|
|
|
3. С незнакомыми людьми: |
|
|
|
- как правильно обратиться к незнакомому человеку; - что значит быть разумным и осторожным; - какая опасность может поджидать в лифте, подъезде, дома, на улице. |
- уважительность; - осторожность; |
тренинг: - обратиться к незнакомому человеку с вопросом типа "Который час? Как пройти...?" - вспомнить сложные ситуации и постараться найти их оптимальное решение. |
Уроки этикета Рыцарский турнир |
|
|
|
|
4. На лоне природы: |
|
|
|
- взаимосвязь человека и природы (естествознание) - как нужно вести себя в лесу, парке, чтобы не навредить природе; - для чего нужны деревья во дворе; - откуда берется кислород, которым мы дышим; - деревья - пылесосы (чтение); |
- бережное отношение к природе; - любовь к родному дому; |
задание в группах: - составь и провести инструктаж со своими товарищами на тему: "Наш класс в лесу", "Прогулка в своем дворе"; - сочинение на тему "Исчезли деревья" |
Неделя природоведения Экскурсии по темам уроков естествознания |
|
|
|
|
5. Поведение мальчиков по отношению к девочкам: |
|
|
|
- каким должно быть поведение мальчика по отношению к женщине; девочке; - мальчик - будущий защитник отечества; - кто такие рыцари; - самый дорогой для тебя человек - мама;
|
- вежливость; - мужественность; - уважительное отношение друг к другу; - забота о ближнем; - любовь к маме; |
- выполнение более тяжелой работы мальчикам во время классных дежурств; - изготовление подарков-поделок для мальчиков, девочек, пап и мам. тренинг: - подать девочке руку; - представить девочку членам своей семьи; - пригласить девочку на танец; - проводить девочку после танца на место. |
Мамин праздник День защитника отечества Рыцарский турнир Уроки этикета |
Духовная культура 1) Понятие духовности, духовные ценности; - православный - посещение храма, причащение, - верующий послушание в гимназии и дома, 2) Соотношение желаний и возможностей. - любящий чтение православной литературы, – милосердный паломнические поездки, 3) Развитие духовно-нравственных - добропорядочный качеств. - беседы по православию. |
|
||
Экологическая культура и приобщение к ней. |
|
||
|
|
|
|
1. Природа как источник эстетического наслаждения: |
|
|
|
- для чего нужны цветы; - можно ли рвать первоцветы; - Красная книга природы; - что такое пейзаж; - где бы ты хотел отдохнуть: на городской улице или лесной полянке; |
- любовь к родному краю; - бережное отношение к природе; - наблюдательность; |
- изготовление поделок из природного материала; - знакомство с пейзажем: - что такое пейзаж; - что изображает; - какие чувства вызывает; |
Неделя детского творчества Неделя природоведения Уроки естествознания |
|
|
|
|
2. Способы общения человека с природой: |
|
|
|
- что такое природное сообщество; - что необходимо растениям; - человек и природа; |
- бережное отношение человека к природе; |
- мини-сочинение жалоба: "Я - луг", "Я - лес", "Я - озеро" - уход за комнатными растениями: - подготовка почвы; - посадка растений; - дальнейший уход; |
Уроки естествознания |
3. Общение человека с животными: |
|
|
|
- образ жизни диких животных; - собака - друг человека (букварь); - кошка гуляет сама по себе; - хорошо ли птице в клетке; - как помочь птицам зимой; |
- любовь к животным; - заботливость; - доброта; - сострадание; |
- рассказать о своих домашних животных; - посещение парка с целью накормить зверей; - составить рассказ о посетителях кормушек за твоим окном; |
Уроки естествознания Неделя природоведения
|
|
|
|
|
4. Уход человека за животными: |
|
|
|
- твои четвероногие друзья; - ты в ответе за всех, кого приручил; - зачем человеку кошка; |
- любовь к животным; - заботливость; - доброта; |
задания по группам: - составить памятку для владельцев собак; кошек; - рассказать о своем животном; |
Неделя природоведения Уроки естествознания |
|
|
|
|
Культура умственного труда |
|
||
|
|
|
|
1. Книга как источник знаний: |
|
|
|
- как появилась письменность, книги; - для чего нужны книги; - книга - твой друг в овладении знаниями; - разнообразие книг; - правила общения с книгой; - правила пользования статьей, выбор главного; |
- любовь к книге; - бережливость; - аккуратность; |
задания по группам: - составить памятку работы с учебником; - с художественной книгой;
|
Читательские конференции на уроках чтения Тематические недели Конкурс на звание "Самый аккуратный ученик" (по сост. учебников); Экран техники чтения |
|
|
|
|
2. Культура восприятия информации: |
|
|
|
- как надо вести себя на уроке; - теперь ты ученик; - что такое произвольное внимание; |
- внимательность; - сосредоточенность; - сдержанность; |
работа в группах над текстом: - прочитать заданный объем текста; - умение найти главное, существенное; тренинг: "Ты - ученик"; - поведение во время объяснения нового материала; - поведение на контрольной работе; - поведение во время закрепления; |
Игры: "Третий лишний" "Что изменилось" "Разбей на группы" |
3. Культура речи: |
|
|
|
- как правильно задать вопрос; - как правильно построить ответ на вопрос; - правильное построение фразы с словами "потому, что", "поэтому"; |
- вежливость; - уважительное отношение друг к другу; - четкость речи; |
работа в парах: - обратиться друг к другу с просьбой о помощи; - предложить помощь соседу по парте; - спросить об интересующем тебя предмете. игра "Теремок", отрабатываются: - построение фраз; - подбор слов, располагающих к говорящему; - четкость доводов в пользу говорящего; |
Рыцарский турнир; Праздник 8 марта Масленицы |
|
|
|
|
4. Культура письменной речи: |
|
|
|
- правильное оформление работ различного рода в тетрадях; - построение сочинений в зависимости от типа: описание, повествование; |
- аккуратность; - четкость в работе; - ясность речи; |
- написание писем; - письма обращения и просьбы; - письма поздравления; - письмо приглашение; |
Выставка лучших тетрадей Поощрение лучших сочинений |
|
|
|
|
5. Культура постановки и решения проблем: |
|
|
|
- что такое проблема; - что значит "решить проблему" - что значит "решить проблему вместе"; - ты в классе не один; |
- вежливость; - уважительное отношение друг к другу; - внимательность; предупредительность |
игра "Корзина грецких орехов": - выявить суть конфликта; - определить позиции участников; - попытаться найти пути решения; |
Уроки этикета |
|
|
|
|
Культура физического труда |
|
||
|
|
|
|
1. Труд, как средство создания материальных ценностей, их сохранение и приумножение: |
|
||
- откуда взялись вещи (чтение); - из чего сделаны карандаши, твоя рубашка;
|
- трудолюбие - уважительное отношение к чужому труду; |
- изготовление полезных поделок; - изготовить к неделе детского творчества поделки к ярмарке; |
Неделя детского творчества; Мамин праздник День защитника отечества |
2. Труд как способ украшения среды обитания: |
|
|
|
- что было бы, если бы человек бросил работать; - какой твой вклад в то, что тебя окружает; - русское народное творчество; - шедевры мировой культуры; |
- трудолюбие - уважение к русской культуре; - уважать чужой труд; - уважение к великим шедеврам; |
- умение делать простые подделки народного творчества (дымка, хохлома, матрешки, свистульки); |
Неделя детского творчества Экскурсии в музей Масленица Праздник 8 марта |
|
|
|
|
3. Труд как помощь другому человеку: |
|
|
|
- бывает ли нужна тебе помощь другого человека; - чем бы ты мог помочь маме, папе, сестре, брату, другу; |
- доброта; - взаимовыручка; - взаимопомощь; |
тренинг: - ты пришел в класс и видишь... - у друга порвался портфель; - испортился рисунок- домашнее задание; Твои действия? |
День добрых сюрпризов Уроки естествознания; День пожилого человека Уроки труда |
|
|
|
|
4. Труд - забота, труд - работа: |
|
|
|
- что значит заботиться о ком-то; - почему необходима наша забота малышам; - о стариках; |
- доброта; - заботливость; |
тренинг: - в каких ситуациях чаще всего нуждаются в помощи малыши; старики; тренинг: - переведи старого человека через дорогу; - помоги малышу, который потерялся; |
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Твои защитники, Москва |
Экономическая культура |
|
||
|
|
|
|
1. Уважение финансовых средств другого человека: |
|
|
|
- что для тебя значит "это чужое"; - честность и порядочность в человеке – зачем они;
|
- вежливость - честность - уважительность; - порядочность; |
Игра "Нашел на дороге" Вспомнить и рассказать о чувствах, когда у тебя украли или ты потерял любимую вещь; |
Уроки этикета |
2. Помощь малышам и старшим: |
|
|
|
- сколько ты "стоишь"; - чем ты можешь отплатить своим родителям за их заботу; - могут ли твои дедушки и бабушки много и тяжело работать; - твой возможный вклад в семейный бюджет |
- вежливость - послушание - уважительность - милосердие - сдержанность в желаниях |
игра-тренинг: "Хочу и надо" игра-тренинг: "Магазин одной покупки" - умение оценить желание иметь вещь и её "цену"; - умение отказаться от покупки; |
Уроки этикета Тематические уроки развития речи
|
|
|
|
|
3. Благодеяние как материальная экономическая помощь: |
|
|
|
- что такое нищета; - что такое голод; - как бы ты помог тому, кто в беде? |
- милосердие - доброта |
тренинг: Ты пришел и видишь: - твой друг потерял свой школьный завтрак; - на экскурсии у друга пропали деньги на мороженое; Твои действия? |
|